Авторская статья на тему: "Исследование роли музыки в социализации молодёжи"

Призимирская Анна Владимировна

Музыке принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку она обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существеннейшую роль в процессе организации социальных отношений.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями.

Музыка стремительно распространяется в массах: звучит в магазинах, на улицах, в транспорте, местах общественного питания. У каждого человека есть любимые мелодии, которые он с удовольствием слушает, добираясь на учебу или работу. Музыка  не  только  определяет  направление и характер  потребностей  молодежи,  но  и  становится  значимым  символическим  началом  межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_roli_sotsializatsii.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторская статья  на тему:

«Исследование роли музыки в социализации молодёжи»

Выполнила:

 педагог дополнительного образования

по классу гитары высшей категории

Призимирская Анна Владимировна

Задачи:

  • раскрыть место и роль музыкальной культуры в процессе формирования у молодого  поколения  общечеловеческих  ценностей;
  • показать  механизм  влияния  музыкальной  культуры  на  формирование  ценностей  молодежи;
  • определить  основные  пути  формирования  музыкальных  предпочтений  молодежи.

Целью данного исследования является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у молодежи в условиях трансформации общества.

Для начала необходимо понять определение слова «социализация», что же это такое? Понятие социализации, в моем понимании, это умение общаться, контактировать с окружающими людьми, умение правильно выражать свои мысли и эмоции, умение слышать друг друга.

Как сказал известный композитор Дмитрий Кабалевский: «Значение музыки в школе, далеко выходит за пределы искусства. Так же как и литература и изобразительное искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира».

Музыке принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку она обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существеннейшую роль в процессе организации социальных отношений

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями.

Музыка стремительно распространяется в массах: звучит в магазинах, на

улицах, в транспорте, местах общественного питания. У каждого человека

есть любимые мелодии, которые он с удовольствием слушает, добираясь на

учебу или работу. Музыка  не  только  определяет  направление и характер  потребностей  молодежи,  но  и  становится  значимым  символическим  началом  межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений.

1.Исследование музыкальных вкусов школьников.

Меня заинтересовала статья Н.Р.Исхаковой и Р.Р.Болтачёва об исследовании музыкальных предпочтений молодёжи. Задача их  исследования - изучение музыкальных вкусов молодежи школьного возраста (7-17 лет). Исследование включало несколько этапов. Первый этап осуществлялся в 2002 г, в летних оздоровительных лагерях городов Казань, Набережные Челны, Лениногорск  среди учащихся общеобразовательных школ. Подросткам была предложена анкета, содержащая вопросы, выявляющие музыкальные предпочтения. Анкета содержала много открытых вопросов о любимых произведениях, музыкальных группах, певцах и т.д. В исследовании приняли участие 303 школьника.

1.1..Были определены причины увлечения молодѐжи роком. Одна  из  наиболее привлекательных  черт  рока  – его  авторский, личностный характер. Это обстоятельство – прямая предпосылка того, что молодѐжь уважает исполнителей рок-музыки. Молодые люди воспринимают  авторский  текст  как  искреннее  проявление  духовных  переживаний исполнителя,  верят  в  его  честность.    Рок привлекает  своей  социальной  броскостью,  хлесткостью  текстов.  Создаѐтся  впечатление,  что  авторы  и  исполнители  рок-музыки  настолько  смелы,  что  находятся  вне  рамок  доминирующей  культуры. Рок становится  основным  средством  эмоционально- психологической  разрядки,  стимулирует  выход  на  свободу  «естественно  животных побуждений.

1.2. Определено влияние хип-хоп культуры на молодежный сленг.

Рэперы говорят так, как им удобно, а не так, как установлено какими-

либо правилами или порядками. Рэп, по своей сути – это ритмичное проговаривание любых мыслей, облаченных в рифмованную форму и разбавленных особым сленгом. Такой речитатив позволяет разложить все мысли “по полочкам”. На наш взгляд, мнение, что рэперы –

это не самая умная молодежь, полностью  неверное.  Чтобы  читать  рэп,  а  тем  более  не  заученный,  а импровизировать на ходу, нужно обладать изрядным уровнем интеллекта. Получается, что рэп для молодых людей является средством выражения своих  мыслей и  донесения  их  до  более  широких  масс.  Польза  от  рэпа получается весьма солидной. Это и избавление от комплексов, и помощь в успешной социализации, и умственное развитие. По мнению исследователей, в отдельных случаях молодому человеку просто необходима рэп-терапия  [2, с. 125].

1.3. Определена роль дополнительного музыкального образования в

процессе формирования музыкальных предпочтений молодѐжи.

Во-первых,  большинство  представителей  молодого  поколения  (34%)

считают получение дополнительного музыкального образования важным, так

как  оно  раскрывает  в  человеке  не  только  умения  петь  и  играть  на

музыкальных  инструментах,  но  и  помогает  развиваться  личности  по

индивидуальной траектории.

Во-вторых,  50%  опрошенных  уже  имеют,  либо  получают дополнительное музыкальное образование. А это значит, их музыкальные вкусы  формируются  под  воздействием  опытных  педагогов.  Ещѐ  16% респондентов  планируют  получить  музыкальное  образование  в  будущем. Весьма прискорбно только одно: треть респондентов не желают учиться музыке на профессиональной основе, а значит будут лишены возможности сформировать подлинный эстетический вкус.

 В-третьих,  приоритетная  причина,  по  которой  молодѐжь  получает дополнительное музыкальное образование, отсутствует. В равной степени – это и желание их родителей, и стремление повысить собственную культуру. В четвертых, большинство молодых людей считают, что основными “плюсами” дополнительного  музыкального  образования  являются  новый

круг общения (29%), расширение кругозора (27%) и повышение самооценки

(19%). В-пятых,  к  основным  недостаткам  дополнительного  музыкального

образования молодые люди относят совпадение времени основных занятий с дополнительными  (41%),  а  также  то, что  дополнительное  образование отнимает много времени (39%).  

1.4.Определена роль семейных традиций в  процессе формирования

музыкального вкуса молодых людей.

В  результате  анализа  анкет  выявлено,  что  молодежь  в  основном  

соблюдает  семейные  традиции.  Это  способствует  благоприятному

формированию личности молодого человека, в том числе его музыкальной

культуре.  Семейные  прогулки,  семейные  ужины  помогают  молодому

человеку  осознать  семейные  ценности,  понять  важность  соблюдения

семейных традиций. Таким  образом, музыка – это  наиважнейшая  форма  коммуникации  людей, особый вид эмоционального познания человеком общества.

2.Результаты проведенного мной опроса.

Подобное тестирование я решила провести в  классе своей дочери  среди  её одноклассников. Дети учатся в 7 классе среднеобразовательной школы.( лист-опросник в приложении). Вот такие результаты я получила:

Опрошен  21 человек, 11 мальчиков и 10 девочек.

На вопрос, какое увлечение стоит на 1 месте 13 человек выбрали «общение с друзьями», 3 человека - компьютерные игры, 3 прослушивание музыки и двое –«другое».

При выборе любимого вида искусства 14 человек выбрали музыку, остальные – кино, цирк, живопись. Это позволяем сделать вывод, что большинство опрошенных музыку слушают.

При выборе музыкального направления подавляющее большинство называют себя меломанами, т.е. слушают различные направления музыки, не останавливаются на одном, мотивируя своё предпочтение настроением в конкретный момент, тем, что просто нравится композиция и т.д.

Лишь четверо признались, что на их музыкальный вкус повлияли семейные традиции, остальные самостоятельно определялись с музыкальными пристрастиями.

На вопрос, умеет ли респондент играть на музыкальном инструменте, 7 ответили что умеют или планируют научиться играть.

15 человек прослушивают музыку дома, остальные либо слушают везде либо не слушают вообще.

Если проанализировать и обобщить результаты, то мы приходим к выводу, что музыка нашла дорогу почти к каждому человеку тем или иным способом. Кого-то в большей мере,  кого-то в меньшей,  но музыка сопровождает каждого. При ответе на вопрос, почему нравится то или иное направление, все говорили о настроении, смысле , влиянии на него. Это доказывает в очередной раз, что музыка имеет очень большое значение на подростков, их самоопределение, социализацию.

3. Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой.

 Исходя из всего вышесказанного я могу определённо точно сделать вывод, что с малых лет ребёнку нужно заниматься музыкой. Известный российский музыкальный психолог Дина Константиновна Кирнарская сформулировала, на мой взгляд, очень удачно, причины, по которым ребёнок должен заниматься музыкой.

1.Первая причина, почему необходимо   заниматься именно  музыкой, это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк  Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

2.Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле невозможно травмироваться.

3.Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

10. Игра на музыкальном инструменте  улучшает коммуникативные связи. Если ты играешь в группе или регулярно общаешься  с другими музыкантами. Не стоит недооценивать хорошее самочувствие, когда находишься в компании единомышленников. Игра на музыкальноых инструментах  с другими людьми может также со временем привести к появлению новых друзей и более яркой общественной жизни. Рейчел Бойд, менеджер по информации благотворительного фонда по психическому здоровью утверждает, что “Музыка это то, чем можно поделиться с друзьями и близкими. Совместный досуг может быть хорош для самочувствия в целом, может усилить наши коммуникативные связи. Собираться вместе с другими, кто разделяет вашу страсть к музыке – это отличный способ поладить друг с другом. И неважно, что это: прослушивание музыки, ее изучение, обсуждение или исполнение”.

7. Другая сторона вопроса. Негативное влияне музыки. Но не стоит недооценивать и негативное влияние музыки. Всем наверняка приходилось видеть  по телевизору или в жизни, что происходит с молодыми людьми на рок-концертах,  какой всплеск агрессии от прослушивания тяжёлого рока. Так же встречаются примеры того, как известные популярные рок-идолы уличаются в употреблении наркотиков, алкоголя. Молодёжь и в этом  видит для себя пример, как вариант самовыражения. Музыка- мощный аппарат влияния на психику и поступки людей. Представьте себе людей, пришедших на концерт в филармонию или в оперный театр. Какая картинка перед глазами? Нарядно одетые люди, дамы  с прическами , макияжем и украшениями, мужчины в галстуках и костюмах. Теперь представим людей, спешащих на концерт известной рок-группы, исполняющей тяжелый рок. Что мы видим? Не всегда трезвые, в драных джинсах, майках, довольно агрессивно настроенные люди. Возможно вы мне возразите, что в первом случае- это люди среднего и преклонного возраста,  а во втором- незрелая молодёжь? Я поспорю, и в первом и во втором случае возрастных ограничений нет, и на концертах классической музыки можно увидеть довольно много молодёжи.

Вывод: можно найти очень много доводов в пользу и против музыки, как фактора влияния на   социализацию молодых людей, но я считаю, если правильно направлять и участвовать в формировании музыкального вкуса и предпочтений, то музыка имеет одно из самых сильных влияний на формирование общекультурных ценностей, а также положительно влияет на социализацию молодёжи.

Лист-опросник

1.Укажите Ваш пол    

  • Мужской
  • Женский

2.Выберите увлечение, которое стоит у Вас на первом месте:

  • Общение с друзьями
  • Игра в компьютерные игры
  • Просмотр телевизора
  • Прослушивание музыки
  • Чтение книг
  • Другое

3.Ваш любимый вид искусства:

  • Кино
  • Театр
  • Живопись
  • Музыка
  • Литература
  • Архитектура
  • Цирк

4. Какое музыкальное направление Вам больше всего нравится?

  • Рок
  • Поп
  • Хип-хоп
  • Рэп
  • Классика
  • Другое

5.Почему вам нравится данное направление? (2 - 3 предложения)

6. Повлияли ли на ваш  музыкальный вкус  семейные традиции?

  • Да
  • Нет

5.Умеете ли вы играть на каком-нибудь музыкальном инструменте?

  • Да
  • Нет
  • Собираюсь научиться
  • Не интересует игра на музыкальном инструменте

6.Укажите, где вы чаще всего прослушиваете музыку:

  • Дома
  • В транспорте, на улице
  • Не прослушиваю вообще