Праздничная эстрада как особый вид эстрадного искусства 2 часть

Клипилина Аэлита Юрьевна

Праздничная эстрада как особый вид эстрадного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estrada_3_2_chast.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Праздничная эстрада как особый вид эстрадного искусства

2 часть

В основе наиболее удачных массовых программ – значительные общенародные события, этапы народной борьбы за новую жизнь. Глубокие темы, острые драматические конфликты позволяют сделать представление захватывающим, волнующим всех зрителей-участников. Поэтому и перспективна такая форма праздничного представления.

И еще одна черта свойственна всем удавшимся массовым представлениям – они в большей или меньшей степени синтетичны, то есть соединяют в себе средства различных искусств. Здесь взаимодействуют музыка и слово, пластическое движение и яркий декоративный образ. Широко используется кино. Более того: здесь новые средства современной техники вступают в контакт с традиционными средствами искусства.

Эти программы принципиально интересны еще и тем, что позволяют естественно и органично соединить творческие силы профессионального и самодеятельного искусства. От изобретательности драматурга, художника и, конечно, режиссера-постановщика зависит разнообразие форм сочетания творчества коллективов, солистов, ансамблей различных жанров.

Исследователи справедливо отмечали две основные линии, по которым шло развитие жанра: первая – использование в народных празднествах классического и народного репертуара, вторая – создание собственно массовых политических зрелищ. Новые сценические площадки и постановочно-техническое оснащение зеленых театров и парков сделали возможным создание более совершенных и изобретательных массовых программ и праздников, отвечавших возраставшим запросам зрителей.

«Организацию многих народных праздников и зрелищ взяли на себя известные деятели просвещения и творческие работники, стремившиеся отыскать новые формы и жанры искусства, определить пути наиболее эмоциональных и действенных средств агитации. Они обратились к традиции площадного театра, старинного балагана, прибегая к прямому общению со зрителями…».[1] Таким образом, в массовых праздниках обновленной России за основу были взяты старые принципы площадного театра и балагана.

Остановимся более подробно на праздновании 1 мая 1920 года в Петрограде. «Размах был чрезвычайно широк. Задачей было наполнить город с вечера до глубокой ночи музыкой, пением и зрелищами. Центром гулянья был избран район Летнего сада и примыкающие сады. Туда была брошена целая армия профессиональных артистов всех родов искусства, заполнивших каждый удобный и неудобный кусок земли. Летний сад должен был стать на часы празднества поющим, звучащим и танцующим городом. В меньшем масштабе то же происходило и в окраинных садах».[2]

В 1930-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники. Для них ставились массовые номера, шествия, делалось художественное оформление, шились костюмы. Следовательно, физкультурные праздники правомочно причислить к одной из форм массовых праздников. Среди тех, кто стоял у истоков этого движения – С. Лазарев, режиссер-постановщик физкультурного парада 1933 года (на этом празднике впервые были выполнены массовые гимнастические упражнения), Д. Осипов (в содружестве с художником Б. Кноблоком им разработано множество способов трансформации костюмов), Н. Серый (автор оригинальных спортивных парадов на Красной площади, один из авторов знаменитого гимнастического «комбайна») и многие другие.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной организационной работой, материальными затратами. Возрождение его началось в послевоенные годы.

В массовых празднествах заметное место стали занимать праздничные представления на стадионах. В 1950-е годы они начали возрождаться у нас в стране как одна из разновидностей массовых празднеств. Постановщики их стремились найти новое пространственное решение огромной «сценической площадки» – поля, трибун, учесть обозрение ее с четырех сторон и участие в празднике многочисленных и разнообразных групп исполнителей.

После Великой Отечественной войны массовые театрализованные представления и праздники во многом были обязаны своему возрождению выдающемуся театральному режиссеру И.М. Туманову. В 1957 году он был назначен главным режиссером VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. До сих пор у тех, кто видел это грандиозное зрелище, «в памяти его фон на поле, где силуэт атомной бомбы перечеркивался крест накрест, а затем появлялось слово «НЕТ!» на шести языках».[3]

В 1957 году VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве охватил праздничным настроением всю столицу. Массовым праздничным посвящением интернациональному искусству пения и хореографии явился большой Праздник песни и танца, под него был целиком отдан Зеленый театр ЦПКиО им. Горького. Многочисленные распорядители праздника были облачены в костюмы Садко, Орфея, трубадуров, др. Они встречали гостей праздника и провожали их на места в театре или на аллеи к эстрадам.

Пролог начинался с массового дефиле групп певцов и танцоров возле сцены. Далее колонна из 20 факельщиков зажигала свои факелы и присоединялась к общей процессии. Сводный хор из 800 человек мощно продолжал общее вступление – исполнялась «Слава искусству» из «Мейстерзингеры» Вагнера. Сам концерт содержал огромное количество разножанровых произведений многих исполнителей мира. Одновременно на эстрадах парка проходили выступления художественных коллективов различных стран. Здесь же зрителей обучали азам вокала и хореографии разных народов. В финале Праздника песни и танца участниками исполнялся Вальс Дружбы, в котором было задействовано около 200 человек.

Юбилейные праздники 1960-1970-х годов явились новым этапом на пути развития массового искусства. Этому способствовали значительный рост материального благосостояния и духовных потребностей населения в стране, возросший уровень художественного мастерства постановщиков и исполнителей, новые технические достижения. При общей идейной направленности праздников они были разнообразны по формам и национальному колориту. Наиболее характерные черты: смелый размах и масштабность; синтетический характер; широкое привлечение профессиональных и самодеятельных художественных сил; изобретательное использование новых научных достижений; вовлечение в проведение праздников тысяч людей.

Яркие зрелища этих лет – грандиозные праздники, посвященные 50-летию Великого Октября. Одним из самых лучших среди них был признан «Праздник «Авроры» (режиссер С. Якобсон), состоявшийся 7 ноября 1967 года в Ленинграде – родине революционных праздников России.

«Своеобразие праздника заключалось в том, что он проводился одновременно в нескольких районах города, связанных с историческими событиями тех лет. Режиссером было придумано своеобразное решение: по радио рассказывали собравшимся на Неве зрителям о том, что происходило в других частях города».[4]

Приведем один эпизод праздника, описанный Б.Н. Глан: «Строгие контуры десятков военных кораблей, очерченные бегущими огнями, выглядели как необычная театральная декорация. На бастионах и стенах Петропавловской крепости 250 газовых факелов взметнули багровые языки пламени в стальное небо. Из реки высоко поднялись освещенные цветными прожекторами мощные фонтанные струи – их было 50!».[5]

«На следующий день по центральным улицам и площадям города прошло карнавальное шествие, необычное по масштабам и количеству участников (путь шествия составил около 50 км, а число зрителей превышало миллион). Яркое театрализованное шествие отражало основные этапы развития страны за полвека. Были сооружены гигантские автоплатформы, на которых шло непрерывное действие, разбрасывались листовки, звучали популярные советские песни».[6]

Среди массовых театрализованных празднеств 1980-х годов особняком стоят два грандиозных праздника: один посвящен открытию и закрытию ХХ Олимпиады в Москве в 1980 году и второй – открытию XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. В связи с этими праздниками следует упомянуть о деятельности Совета по театрализованным представлениям Всероссийского театрального общества (ВТО), одним из инициаторов которого явилась Б. Глан, первый директор ЦПКиО им. Горького в Москве. В Совет вошли: выдающийся режиссер и педагог И. Туманов, художественный руководитель Ленконцерта Е. Гершуни, режиссер рижского театра им. Райниса Э. Смильгис, а также другие деятели российской культуры и искусства. Совет существовал с 1959 по 1993 год.

«Совет занялся изучением и систематизацией информации о состоявшихся и планируемых массовых действах, инициировал издание книг и учебников, проведение семинаров, конференций, мастер-классов. Благодаря аргументированной просьбе ВТО, инициированной Советом, была официально узаконена профессия «режиссер театрализованных массовых представлений».

Общим делом для всех членов и активистов Совета стала подготовка и реализация культурной программы Московской Олимпиады 1980 года. Это было поистине коллективное творчество и коллективный успех».[7]

Деятельность Совета (после развала в 1993 году) возобновилась в 2005 году. Возрождение Совета было связано с тем, что в последние годы развитие жанра массовых зрелищ и праздников происходит, в основном, за счет расширяющегося спектра технических постановочных средств, а не благодаря творческим новациям режиссеров-постановщиков. Совет проводит Всероссийские семинары по проблемам жанра, издает журнал «Театр масс», по его инициативе была учреждена Премия «Грани Театра масс»  главная премия России, вручаемая за высшие достижения в жанре массовых театрализованных праздников.

Что касается массовых праздников 1990-2000-х годов, то после развала СССР массовая праздничная культура испытала значительный спад в своем развитии, сказался и экономический кризис, и нестабильная социальная ситуация в обществе. В этот период возрождаются народные праздники, и излюбленным народным гулянием становится праздник Масленица. Зарождается традиция отмечать праздник каждого населенного пункта: День города, День села. На сегодняшний день эти массовые праздники, а также День Победы,  являются самыми распространенными на территории России.

Традиция ежегодно отмечать День города была заложена в Москве в сентябре 1987 года – тогда отмечали 840-летие столицы. Из воспоминаний художественного руководителя культурной программы празднования Е.В. Вандалковского: «Было организовано шествие по Садовому кольцу, праздник в музее-заповеднике «Коломенское», на ВДНХ, состоялось открытие празднования Дня города на Красной площади. По Москве-реке проплывали 9 громадных декорированных барж, каждая из них иллюстрировала отдельные страницы истории города. Праздничные площадки были в Измайлове, парке им. Горького. На Университете была организована молодежная площадка. И с тех пор ежегодно в Москве день города стал масштабно отмечаться. До этого праздновали 800-летие, но торжеств как таковых не было. С Москвы стали брать пример другие города. Сейчас вы не найдете города, который не отмечал бы своего дня рождения».[8]

Праздничная эстрада первого десятилетия ХХI века немыслима без использования новых технологий, позволяющих сделать праздник ярким и запоминающимся. Так, в 2006 году на торжестве на Поклонной горе, посвященном 65-летию Московской битвы, было подготовлено свето-звуко-лазерное пиротехническое представление на лестнице перед стелой Победы; в 2009 и 2010 годах на Рождество в Санкт-Петербурге проводилось захватывающее лазерное шоу на Дворцовой площади. В Москве несколько лет назад появилось впечатляющее зрелище: шоу поющих фонтанов с включением в него спецэффектов и традиционных эстрадных форм.

Совершив экскурс в историю массового российского праздника, охватив при этом значительный период времени, мы убедились в том, что пока существует человечество, будут существовать и массовые праздники, а следовательно, и праздничная эстрада. И главная ее цель, как считают режиссеры массовых зрелищ – достучаться до сердца каждого зрителя, чтобы и после окончания представления в душах людей оставался праздник.

Распространение и возрастающая популярность праздничной эстрады связаны с ее своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что она в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни. Социальная сущность праздничной эстрады проявляется в том, что она представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы. Можно утверждать, что суть праздничной эстрады с позиций социально-культурной деятельности – в организации художественными средствами человеческого общения на таком уровне, какого не может достичь ни театр, ни другие формы искусства. Значение праздничной эстрады как средства общения людей чрезвычайно велико, ибо тяга людей к празднику, как в городе, так и на селе постоянно растет. Однако не всегда возможности организаторов массовых праздников совпадают с культурными запросами населения (сказывается слабое техническое оснащение многих учреждений культуры современным оборудованием, отсутствие профессиональных кадров).

Массовые шествия, театрализации, концертные программы и так далее, являются массовыми формами праздничной эстрады, и все они рассчитывают не только на активное участие масс, но одновременно и на эстетическое восприятие, достигаемое зрелищностью праздничной эстрады, ее красотой, эффектом. Поэтому, с точки зрения организации праздничная эстрада – это всегда определенный комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища.

В настоящее время массовые праздники переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, отсутствие интереса у населения к участию в массовых праздничных программах. Поэтому важно умение организаторов массовых праздников направлять свою деятельность на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование форм праздничной эстрады. При организации массовых праздников желательно использовать современные нововведения. Основной задачей в организации массовых праздников является создание комфортной праздничной среды, в которой уютно чувствовал бы себя каждый участник и исполнитель.

Рассмотрев подробно в историческом разрезе праздничную эстраду как составную часть массового праздника, определим ее основные отличия от концертной и театральной эстрады:

1). В мобильности аудитории. В праздничной эстраде аудитория динамична: зрители все время меняются, одни уходят, им на смену приходят другие; тогда как на концерте, в эстрадном театре аудитория статична: зрители обычно не покидают своих мест до конца представления).

2). В сценической площадке. Праздничная эстрада многоплощадна. Если в концерте, эстрадном спектакле «необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник».

3). Во времени. В праздничной эстраде действо, как правило, происходит в течение всего дня, меняются только эстрадные площадки и формы представления. Концерт же или театральное представление строго ограничены по времени (в среднем 1,5-2 часа).

4). В исполнителях. В массовой праздничной эстраде возможно объединение профессионального и самодеятельного творчества, тогда как в концертной и театральной эстраде представление строится, как правило, на выступлении либо профессиональных, либо самодеятельных артистов.

5). Во взаимодействии с аудиторией. В праздничной эстраде зрители более активно включены в праздничное действо, здесь более ощутим контакт со зрителем, больше импровизации.

6). В разнообразии жанров и форм. Праздничной эстраде присуще использование всех эстрадных жанров и форм (включая концертные и театральные), тогда как концертная, театральная эстрада имеют свои специфические жанры и формы.

7). В уникальности. Если концерт или спектакль можно повторить несколько раз, то массовые праздники, как правило, по одному и тому же сценарию, на той же самой сценической площадке (или площадках) и с теми же участниками организуются единожды.

Вывод: праздничная эстрада может включать в себя формы и концертной и театральной эстрады, ее отличительные черты: комплексность эстрадных жанров и форм, массовость, многоплощадность, динамичность, разнообразие, уникальность.


[1] Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 145.

[2] Организация и технологии устроения первых массовых советских празднеств // Праздник. – 2007. – № 9. – С. 33.

[3] Левин, М.Б. И пришел на стадион праздник: Учебное пособие по режиссуре спортивно-театрализованных праздников / М.Б. Левин. – М.: Шанс, 1998. – С. 111.

[4] Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 168-169.

[5] Театрализованные праздники и зрелища: 1964-1972 / Ред.-сост. Б.Н. Глан. – М.: Искусство, 1976. – С. 11.

[6] Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 171.

[7] Театр масс, даруй нам вдохновенье! // Праздник. – 2009. – № 6. – С. 37-38.

[8] Увенчиков, И. Режиссер театра масс: Е.В. Вандалковский / И. Увенчиков // Праздник. – 2009. - № 3. – С. 12.