Роль и место эстрадного искусства эстрадного искусства в массовом празднике

Клипилина Аэлита Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estrada_3_2.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА В МАССОВОМ ПРАЗДНИКЕ.

История массовых праздников  это живая история народа, где с изменением социально-общественных отношений меняются мировоззрения, в результате чего одни праздничные формы угасают, другие рождаются и развиваются, но уже в новом содержании. В нашей стране на сегодняшний день сложилась система общественно-политических, историко-патриотических, спортивных, профессиональных и молодежных праздников, новый импульс развития получили старинные праздники и обряды русского народа. А вместе с праздниками развивается и праздничная эстрада.

Говоря о праздничной эстраде, прежде всего, следует определиться, что мы будем понимать под словом «праздник». При этом приходится констатировать, что праздник до сих пор не имеет полноценного теоретического обоснования, отсюда нередко встречающаяся расплывчатость в определении самого понятия «праздник», его жанров и форм, путаница в терминологии, преувеличение или недооценка значимости тех или иных составляющих праздничного действа и т.д. Так, в одних случаях утверждается, что первейшая основа праздника – обряд (нет обряда – нет праздника), в других – игра, в третьих не разграничены понятия «праздник» и «театрализованное представление». Нередко, концентрируя внимание на одной проблеме, не увязывают её с остальными, не менее значительными в контексте всего праздника. Для нашего исследования важно уяснить место и роль праздничной эстрады в массовом празднике.

По весьма точному утверждению теоретика искусства М.М. Бахтина, «празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры».[1] Развивая эту мысль, профессор В.Н. Гагин в своем исследовании «Культура России: Праздник как феномен культуры» пишет следующее: «Говоря о празднике, не станем забывать, что он – детище улицы и площади. Он возникал тогда, когда человеку необходимо было отметить какое-либо значительное событие в ряду трудовых буден: приход весны, начало сева, победу над врагом и т.п. Праздника ожидали с нетерпением; он был торжественен, разнообразен, весел. Он был торжеством, подводящим черту под сделанным, одновременно являясь увертюрой к делам грядущим. Праздник – явление общественное, всеобщее и потому захватывающее в своем круговороте всех жителей города, села, поселка и т.п.

Как специфическое явление он сочетает в себе все, что накоплено в культуре народа. Его нельзя свести к красочному и шумному карнавальному действу. Или – к увлекательному представлению. Или – к танцам, пению, в которых участвуют громадные массы людей. Праздник – это и первое, и второе, и третье, и еще многое другое. Праздник – это история и культура народа, ибо именно здесь продолжают жить его традиции».[2]

По определению культуролога А.И. Мазаева, «праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно».[3]

Дополняя это положение, Т.Г. Аниконова отмечает: «Праздник как таковой является специфической формой коллективного единения, где выражается общее настроение и общее переживание. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. В связи с этим праздник должен пониматься постановщиками не просто как форма досуга, а как культурно-образовательное явление, ведущее за собой развитие личности и воспитание. Праздник приносит человеку естественную разрядку от напряженности будничного бытия, приобщает его к подлинной свободе творческого самовыражения».[4]

 «Что привлекает людей к участию в массовых праздниках? Наверное, не только «свободный вход». Нравится масштабность массовых торжеств, яркость и красота уличных шоу, интерактив и, конечно, ощущение единения с другими людьми, возможность отпраздновать торжество «всем миром».[5]

Рассматривая влияние массового праздника на развитие личности, доказано, что опыт участия в нем является чем-то уникальным, неповторимым.

Анализируя отличительные черты праздника, Д.М. Генкин делает вывод, что «праздник означает такую организацию досуга масс, которая, в отличие от зрелища, основывается не только на восприятии, но и на активном действии: праздник связан с самыми разными формами самовыражения, включающими положительное отношение к тем или иным датам, событиям, традициям. Быть на празднике – значит участвовать в нем, участвовать в том массовом действии, которое основывается на сопереживании и совместном действии коллектива».[6]

Под массовым праздником И.Б. Шубина подразумевает «комплексную форму, которая имеет важнейшее социальное значение и основной целью которой является человеческое общение. Сценарий массового праздника состоит из нескольких частей и включает в себя описания:

1. театрализованного шествия (иногда это карнавал);

2. театрализованного митинга или манифестации;

3. театрализованного представления – кульминационного выразителя темы и идеи праздника;

4. народного гуляния.

Причем нельзя забывать о том, что все части праздника связаны единым сценарно-режиссерским ходом и соответствуют одной теме и идее. Основное отличие от других форм заключается, прежде всего, в массовости данной формы и ее многоплощадности».[7] 

Следует различать понятия «массовый праздник» и «массовое зрелище». И.М. Туманов считает, что «массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку; в массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте; массовый праздник может не иметь временных рамок, тогда как массовое зрелище всегда имеет заранее предопределенный лимит времени».[8] Также следует сказать еще об одном отличии: праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, в то время как зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем.

Как пишет И.Б. Шубина, «крупной формой современного массового зрелища являются театрализованные представления, которые, в свою очередь, делятся на: спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе».[9]

Как отмечает Э. Смильгис, «представления на открытых сценах, и особенно на воде, одна из наиболее привлекательных форм массовых зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление».[10]

Составной частью праздника (в том числе и массового праздника) является праздничная эстрада. И поскольку единица эстрадного представления – эстрадный номер, может использоваться в любой части праздника (и в шествии, и в театрализованном митинге, и в театрализованном представлении, и в народном гулянии), то можно сделать вывод, что праздничная эстрада – это неотъемлемая часть любого праздника.

В наши дни праздничная эстрада чаще всего отождествляется с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе. Сюда же следует отнести и праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, происходящие во дворцах и домах культуры, выступления в условиях кафе и ресторанов. В современном лексиконе появилось такое понятие, как «корпоративный праздник», и праздничная эстрада также является его важнейшей частью.


[1] Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 11.

[2] Гагин, В.Н. Культура России: Праздник как феномен культуры / В.Н. Гагин. – М.: Изд-во ИПРИКТ, 1998. – С. 3-4.

[3] Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. – М.: Наука, 1978. – С. 11.

[4] Аниконова, Т.Г. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ: Методическое пособие для самостоятельной работы / Т.Г. Аниконова. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2004. – С. 68.

[5] Увенчиков, И. Режиссер театра масс: Е.В. Вандалковский / И. Увенчиков // Праздник. – 2009. – № 3. – С. 10.

[6] Генкин, Д.М. Массовые праздники и обряды / Д.М. Генкин // Клубоведение / Под ред. С.Н. Иконнковой, В.И. Чепелевой. – М.: Просвещение, 1980. – С. 234.

[7] Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ: Творческая лаборатория сценариста / И.Б. Шубина. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 22.

[8] Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Лекции / И.М. Туманов. – Л.: ЛГИК. 1974. – С. 8-9.

[9] Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие / И.Б. Шубина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 88.

[10] Смильгис, Э. Массовые театральные постановки под открытым небом / Э. Смильгис // Массовые праздники и зрелища. – М.: Искусство, 1961. – С. 188.