Приобщение детей к национальным традициям, и патриотического воспитания подрастающего поколения

Кокаева Илита Батразовна

Ирон зыланг ныхас, дӕу айс мӕнӕй,-

Уӕд баззаин къуырма ӕмӕ куырмӕй,-

Нӕ арв, нӕ зӕххӕн нал уынин сӕ хуызтӕ;

Ӕнӕ дӕу мын мӕ къӕхтыл ацӕуӕн уӕд нӕй,

Басгарӕн нӕ хох, нӕ арф кӕмтты хъӕбыстӕ.

Цӕрукъаты Алыксандр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshch.nats_.tradits.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

   https://www.yandex.ru/search/?lr=33&text=admin%40oc-nika.ru&p=0&rnd=92012

                         

ДОКЛАД

«Приобщение детей к национальным традициям, и патриотического воспитания подрастающего поколения»

учитель дополнительного образования по информатике  ГБОУШИ «Аланская гимназия» г. Владикавказа – Кокаева И.Б.


Ирон зыланг ныхас, дӕу айс мӕнӕй,-

Уӕд баззаин къуырма ӕмӕ куырмӕй,-

Нӕ арв, нӕ зӕххӕн нал уынин сӕ хуызтӕ;

Ӕнӕ дӕу мын мӕ къӕхтыл ацӕуӕн уӕд нӕй,

Басгарӕн нӕ хох, нӕ арф кӕмтты хъӕбыстӕ.

Цӕрукъаты Алыксандр.

        Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евреями и татарами. Многонациональность данной республики обуславливает и огромное многообразие яств на праздничном столе Осетии. Они буквально ломятся от изобилия блюд, в числе которых можно рассмотреть армянские и грузинские, а также некоторые исконно русские блюда.

        Потому в ней причудливо смешались традиции и особенности веры и религиозных ритуалов и правил многих народностей. В результате получилась очень своеобразная и колоритная местная культура.

 Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Национальный (родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.

Языковыми предками современных осетин были аланские племена, которые, согласно греческим и римским источникам, эмигрировали из Средней Азии в земли к северу и востоку от Черного моря в начале христианской эры.

Осетинский, как и его аланский предшественник, на протяжении тысячелетий был отделен от родственных языков Центральной Азии, на которых говорят в не иранском окружении. У него сложились определенные характерные особенности, отчасти из-за влияния смежных языков (тюркский, кавказский). Это относится к словарному запасу, а также к фонетической и грамматической структуре.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).

Традиции обладают устойчивостью, нормативностью, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т.п., они имеют широкое распространение. Через систему традиции новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Неотъемлемой частью эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников ( «Лауызгӕнӕн», «Джеоргуыба», и др.)

 Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход на пенсию и т.  п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и городу, они имеют место быть в семье и детском саду.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.

В отрыве от традиционной культуры нет возможности чёткого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; современная мораль зачастую искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.

В нашей Республике в рамках традиционной отечественной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы осетинского народа:  благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А наш сегодняшний ученик –будущий гражданин.