«Музыкальное развитие детей с ОВЗ»

Дьяконова Ирина Владимирована

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz_vosp_detey_s_ovz.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1.  МБУ ДО «Дом детского творчества»

Тема:

  1. «Музыкальное развитие детей с ОВЗ»

Выполнила:

Концертмейстер

Дьяконова И.В.

Музыкальное развитие ребёнка оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

 Таким образом, встают общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные. 

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать музыкальными впечатления.

3. Развивать навыки в музыкально - ритмических движениях.

4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.

5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Коррекционные задачи. 

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.

4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

 В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании в музыкальной  деятельности используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей с ОВЗ.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому работа строится на основных принципах: 

• Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;

• Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;

• Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

• Принцип от простого к сложному;

• Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.

Система работы (основные принципы и компоненты).

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия: 

• Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;

• Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;

• Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;

• Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Работа строится на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяется работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с ОВЗ. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.

Среди музыкально-ритмических движений можно выделить следующие:

• Упражнение на освоение основных движений;

• Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;

• Общеразвивающие упражнения;

• Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);

• Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;

• Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;

• Упражнения, активизирующие внимание.

Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.

Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.