Презентация "Жанры циркового искусства"

Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность номеров, характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_tsirkovgo_isku-va_.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры Циркового искусства

Слайд 2

Цирковые трюки Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например , для клоуна – это шутки, для акробата – демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой – это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров – цирковое представление. Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.

Слайд 3

Цирковой жанр – это исторически сложившаяся совокупность номеров, которые характеризуются определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками, проявляемыми в специфических для цирка условиях. По количеству артистов выделяют сольные, парные, трио, групповые номера. По совокупности выразительных средств (трюковое наполнение, выбор реквизита, аппаратуры) можно выделить следующие основные жанры: 1. Акробатика 2. Клоунада 3. Гимнастика 4. Жонглирование 5. Эквилибристика 6. Атлетика 7. Фокусы 8. Дрессура Цирковые жанры

Слайд 4

Термин «акробатика» родился в Древней Греции и в переводе означает «тот, кто ходит на цыпочках». В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII века и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Этот вид циркового искусства демонстрирует мастерское владение телом и высокое развитие физических сил артиста. Цирковая акробатика отличается от спортивной тем, что упражнения и трюки, выполняемые артистом, служат созданию художественного образа, раскрытию замысла произведения (номера). По месту исполнения акробатического номера выделяют партерную и воздушную акробатики. В переводе с французского parterre означает «на земле», т.е. партерная акробатика исполняется непосредственно на манеже, а воздушная – под куполом цирка. АКРОБАТИКА

Слайд 6

Кульбит ( от французского «culbute» – кувыркание ) – переворот в группировке, выполняемый вперед или назад через спину с места или с разбегу в длину так называемой «ласточкой»; Колесо – переворот в сторону с равномерной, последовательной опорой на каждую руку и ногу; Курбет ( от французского «curbette» – скачок ) – прыжок в стойку на руках и обратно на ноги; Копфшпрунг ( от немецких «kopf» - голова; и «sprung» - прыжок ) – переворот прыжком вперед с опорой на голову и руки одновременно; Фордершпрунг ( от немецкого «vorder» -передний ) – переворот вперед с опорой на руки; Лягскач – подъем вскок из положения лежа на лопатках, выполняемый резким махом ногами; Флик- фляк ( от французского «flik-flack – шлеп, хлоп, щелк ) – переворот прыжком назад с промежуточной опорой на прямые руки; Сальто ( от итальянского «salto» - прыжок, скачок ) – безопорный переворот тела в воздухе вперед, назад, или в сторону, исполняется с места или с разбега, как с группированными ногами, так и с прямыми (сальто планшем). Твист ( от английского «twist» - крутить, скручивать, извиваться ) – переднее сальто, выполненное после поворота на 180 градусов. Рондад или рундад ( от французского «rond» - круг, в немецком языке «rund» - круг ) – переворот вперед с поворотом на 180 градусов. Как правило, является связующим элементом для перехода к прыжкам, выполняемым спиной по направлению разбега. Группировка – положение тела, при котором акробат, обхватив руками (за середину голеней) согнутые в коленях ноги, подтягивает их к груди, при этом колени прижаты к плечам до предела, подбородок также прижат к груди. Основные трюки и элементы акробатики:

Слайд 8

Гимнастика Гимнастика (от греческого « gymnazo » – тренирую, упражняю) включает демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Исполнитель номеров гимнастики называется гимнастом. Гимнастика стала внедряться в цирковые номера и с середины XIX века заняла прочное положение на арене как самостоятельная зрелищная форма. Все упражнения цирковой гимнастики выполняются только на специальных снарядах и аппаратах. Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты – на партерных и воздушных. Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов, в зависимости от используемой аппаратуры и приёмов работы. Соответственно именуются и гимнасты: гимнасты на турниках ( турнисты ), на кольцах ( кольцевики ), на трапециях ( трапецисты ) и др. Цирковая гимнастика - жанр, сущностью которого является показ физического развития и красоты человеческого тела, демонстрируемого в художественно-образной форме с помощью специально подобранных упражнений, выполняемых на гимнастических снарядах, применяемых в цирке.

Слайд 9

Жонглирование (от франц. jongleur -странствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в ср. века Франции) - вид художественной деятельности, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы. От жонглера требуются такие качества, как предельная ловкость, мгновенная реакция, быстрота движений, выдержка и терпение. Любой вид жонглирования подчиняется общему правилу: артисту необходимо иметь в поле зрения все предметы, находящиеся в воздухе, и мгновенно реагировать на малейшую неточность, малейшее отклонение предмета от заданной траектории полёта. К жанру жонглирования можно отнести также номера, развивающие принципы народных или спортивных игр. Они так и называются - "игра с диаболо (с волчками)", «игра с большими обручами», «игра с лассо и арканами» и др. Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом. Их называют крафт -жонглёрами или силовыми жонглёрами. Особая специфика присуща жонглёрам, работающим ногами. Разновидность данного жонглирования называют антипод (от греч. « anti » - против, « podos » - нога ). Жонглирование как жанр делится на 4 разновидности: Соло-жонглирование Групповое жонглирование Жонглирование на лошади Антипод Жонглирование

Слайд 10

Слово "клоун" произошло от латинского " colonus "-человек из простонародья. Клоунада - цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приёмах буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Лучшие образцы клоунады всегда общественно значимы, злободневны, обличают в комической форме отрицательные явления действительности и их конкретных носителей. Искусство клоунады характеризуется заострённостью мысли, преобладанием действия над словом, динамикой, сгущённостью красок, шаржированным рисунком роли. Клоунада условно подразделяется на три основных разновидности — пантомимическую, разговорную и музыкальную; соответственно существуют три основных типа клоунов. Драматургия всех видов клоунады требует лаконичности, остроты, владения многообразием приёмов комического. Среди этих приёмов: оживление метафор и крылатых выражений (например, у клоуна, спасающегося от преследования, в буквальном смысле сверкают пятки); приём контрастов (Рыжий достаёт из огромного футляра крошечную скрипку), трансформация. В клоунаде широко используется трюковой реквизит (парик с поднимающимися волосами, слезы, бьющие фонтаном; взрывающийся стул, «вырастающие ноги» и т. п.). Искусство клоунады допускает самую смелую условность. КЛОУНАДА

Слайд 11

Эквилибристика (от лат. aequilibris - находящийся в равновесии) - один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах . В современном цирке сформировались следующие виды жанра эквилибра : ручной, на канате (тугом, наклонном, пружинистом), на шаре, на лестнице ( вольностоящей , ножной, переходной), на першах, на проволоке (тугой, свободной), на штейн-трапе, на катушках, на велосипедах (двухколёсных, моноциклах, велосипедных колёсах). ЭКВИЛИБРИСТИКА Номера эквилибристики исполняются только с реквизитом или на снарядах. При этом приемы балансирования на канате отличаются от приемов балансирования на велосипедах или моноциклах. Эквилибристика – сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности.

Слайд 12

Атлетика в цирке (от греческого athletikos - свойственный борцам) - жанр циркового искусства, заключающийся в демонстрации незаурядной физической силы человека в художественной форме. По выбору выразительных средств, реквизиту и трюковому наполнению артистов этого жанра можно разделить на две группы: атлеты и силовые жонглёры. Атлеты поднимают тяжелые штанги, удерживают одновременно несколько гирь, держат две-три гири на одной вытянутой вверх руке, поднимают гирю мизинцем, держат их в зубах. Многие силовые упражнения, трюковые элементы и приемы, а также реквизит одинаково используются и силовыми жонглерами и атлетами. Показ в атлетических трюках недюжинной силы, осуществляемый образными средствами, делает силовые номера произведением циркового искусства. АТЛЕТИКА

Слайд 13

Дрессировка, дрессура (от франц. dresser - обучать, натаскивать) - жанр циркового искусства, приручение и подготовка животных к публичной демонстрации трюков на манеже или другой зрелищной площадке. Дрессировка сводится к выработке у животных с помощью длительной тренировки стойких условных рефлексов, заставляющих животное реагировать на сигнал дрессировщика ответным действием. Артист, работающий в жанре дрессуры, называется дрессировщиком (раньше они назывались укротителями). В процессе развития жанра определились три метода дрессировки: "дикая", болевая - основывается на устрашении животного, которое выполняет требуемые действия под страхом наказания; "мягкая", гуманная - строится на приёмах ласкового обращения и пищевого поощрения; Комплексная - в которой сочетаются оба предыдущих метода, с преобладанием, однако, второго. ДРЕССИРОВКА

Слайд 14

Фокус (от нем. " Hokus-Pokus " - ловкий прием, ловкая проделка) - трюк, поражающий зрителя своей сверхъестественностью. Искусство фокусников, создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют "честным обманом". Содержанием этого древнего жанра является демонстрация замысловатых появлений, исчезновений, перемещений различных предметов, животных и людей. Мастерство фокусников зиждется на быстроте и ловкости рук и на применении специальной аппаратуры. Этот жанр подразделяется па два вида: манипуляция и иллюзия. Манипуляция (от латин . " manus "-рука) - трюковое действие, основанное на виртуозной технике пальцев и отличной координации движений рук. Манипуляторы преимущественно оперируют небольшими предметами: картами, шариками, монетами, платками, папиросами, часами, спичечными коробками и т. п. Во время выступления манипуляторы часто пользуются различными обманными движениями, или пассами (от франц. " passer " - ловкий прием, маневр), отвлекающими внимание зрителей от основного действия. Иллюзия - показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Все устройства и приспособления иллюзиониста тщательно замаскированы; его действия, так же как и действия ассистентов, детально продуманы и отработаны. Часто фокусников называют факирами. Факир (от арабск . " fakir " - бедняк) - исполнитель номера, основанного на демонстрации нечувствительности тела к физической боли. ФОКУСЫ