ЭТНИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Татьяна Юрьевна Ени

           «Этнический калейдоскоп» - это цикл познавательно-игровых мероприятий этнокультурной направленности для детей младшего школьного возраста. Мероприятия призваны информировать детей о национальных праздниках, духовных ценностях, традициях народов, проживающих как в многонациональном городе Ноябрьске, так и за его пределами. Сопоставляя традиции, обычаи разных народов у детей появляется возможность понять близость культур народов России и мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eni_t.yu_._statya_etnicheskiy_kaleydoskop.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Татьяна Юрьевна Ени, директор,

МБУК "Центр национальных культур",  г. Ноябрьск

Цикл познавательно-игровых мероприятий «Этнический калейдоскоп» был создан с целью расширения мировоззрения детей младшего школьного возраста в отношении национальной праздничной обрядовой культуры, активизации их творческой и познавательной деятельности; воспитания в детях толерантности в отношениях представителей разных культур, путем активного вовлечения в народные игры, этнофлеш-мобы, обучение элементарным и характерным национальным танцевальным движениям, участие в мастер-классах. 

Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий.

Цикл «Этнический калейдоскоп» составляют мероприятия, каждое из которых объединяет в себе творческое моделирование текстов празднично-обрядовых традиций с учетом современной социокультурной ситуации:

  • «Весна, весна, что ты нам принесла?» - программа, рассказывающая о народных праздниках, посвященных встрече весны в различных этносах: «Масленица» (славянская), «Севарни» (чувашская), «Навруз» (народы ислама), «Вороний день» (Ворна хатл) (народ ханты);
  • «В труде рождаются герои» - программа, раскрывающая традиционные особенности национальных праздников, связанных с трудом (весенними полевыми работами): «Сабантуй» (татаро-башкирский), «Акатуй» (чувашский), «Пеледыш Пайрем» (марийский);  
  • «Осенние мотивы» - программа, иллюстрирующая национальные праздники народов Севера, связанные с приходом осени: «Проводы Лебедя» (народ ханты), «Семёнов день» (Муллоты хатль);
  • «День толерантности» - программа, воспитывающая уважающее отношение к культурам мира через популяризацию праздника «Международный день толерантности» и жизненные ценности различных народов;
  • «На птичьем базаре» - программа, рассказывающая о народных праздниках, посвященных встрече весны и прилету птиц: «Жаворонки» (у славян), «Карга боткасы» («Воронья каша») (у татар), «Вороний день» (Ворна хатл) (у народа ханты);
  • «Солнцеворот вершит поворот» - программа, раскрывающая традиционные особенности национальных праздников, посвященных летнему солнцестоянию: «Ысыах» (якутский), «Ярилин праздник» (славянский), «Лиго» (латышский);
  • «Осеннее играньице» - программа, иллюстрирующая народные национальные праздники, связанные со сбором урожая: «Осенины» (славянский), «Чхусок» (корейский), «Багач» (белорусский);
  • «День толерантности» - программа, воспитывающая правильное понимание других культур, особенности различных народов, наций и религий.

К каждому блоку отдельно взятой программы подбираются национальные игры, раскрывающие игровую культуру той или иной национальности. Так, познавательно-игровое мероприятие «В труде рождаются герои» началось с театрализованного пролога «Весенний сев». По окончанию театрализованного пролога ведущие в национальных татарских костюмах рассказывают о весенних национальных праздниках, связанных с трудом: татаро-башкирском празднике «Сабантуй», чувашском празднике «Акатуй», марийском празднике «Пеледыш Пайрем», знакомят участников мероприятия с национальными играми, проводимыми традиционно, во время празднования окончания посева: татаро-башкирскими «Передай тюбетейку», «Доскажи пословицу», «Бег с ложками» и хороводом «Веселая карусель», с чувашскими играми «Бег в мешках» и хороводом «Ручеек» («Юхан шывсем») и марийскими народными играми «Земледельцы» («Мланде паша»), «Перекати поле» («Мече дене модмаш») и «Плетень» («Чашма»).

Рожденная в сфере человеческого быта, игра - является самым распространенным явлением жизни детей, с помощью которого осуществляется переход от простейшего удовлетворения желаний и источника радости к выполнению социальных функций взрослых членов общества.

Игровая деятельность в рамках познавательно-игрового мероприятия проходит с использованием игровых методов работы, поскольку подвижные народные игры – естественный  спутник жизни ребенка, обладающий великой силой воспитания. Традиции воспитания детей у каждого народа складывались на протяжении столетий и вошли в их духовную культуру. Подвижные игры – это едва ли не самое древнее средство физического воспитания детей. В игровой ситуации дети приучались регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать  товарищам. В играх ребенок постигает окружающий мир, тренирует все органы чувств, а также учится сочетать свое поведение с поведением других. При подготовке к проведению мероприятий из цикла «Этнический калейдоскоп» был изготовлен специальный реквизит для проведения игр: бутафорские рогатки, нарты, «блины», бочки, татарский сундук, который позволяет реалистично создавать необходимое восприятие места и времени действия. Основное  внимание было сосредоточено на истоках праздничных традиций разных народов, освоении методов реконструкции этнокультурного текста народного праздника и воссоздание системы праздничного календаря на основе синтеза традиции и инновации.

Основными критериями эффективности игрового обеспечения познавательно-игровой программы является:

  • эмоциональный (сопричастность и переживание как за собственные действия, так и за действия группы в игре);
  • мотивационный (стремление каждого к установлению гуманистических отношений);
  • поведенческий (регулирование взаимоотношений на основе гуманистических отношений).

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

 - «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины -  до середины праздника и после нее);

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Одним из таких «кульминационных ритуалов» завершения каждого мероприятия из цикла «Этнический калейдоскоп», является мастер-класс по национальным декоративно-прикладным видам искусства.

Включение мастер-классов в познавательно-игровую программу дает детям возможность попробовать сделать какой-нибудь национальный элемент на практике, посредством различных техник, при этом приобщаясь к народному творчеству, нравственным общечеловеческим ценностям. Так, ребята смогли поучаствовать в  мастер-классах: «Оберег» (работа с кожей и мехом), «Тюркский амулет» (плетение лентами), «Обрядовая русская кукла» (работа с тканью), «Бумагопластика», «Роспись по дереву», ажурное вырезание из бумаги «Петушок», коврик из ткани, «Подарок весны» (работа с бумагой), «Северный амулет» (работа с кожей и мехом), «Лебедь» (квиллинг), «Ямальский сувенир» (аппликация), «Кукла Акань» (работа с тканью), «Ямальская открытка» (работа с бумагой, скраббукинг), «Житель Севера» (белорусская «выцынанка», работа с бумагой)  др. Ребята не только могут научиться  работать в той или иной технике, но и взять себе на память поделку, выполненную своими руками.

Таким образом, приобщая детей к праздничной обрядовой культуре через игровую, творческую и познавательную деятельность, мы воспитываем в них бережное и трепетное отношение к истории, обычаям, национальной культуре разных народов, гармонично формируя нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде и верности, которые в современном обществе приобретают особую значимость.

Подрисуночные подписи:

Файл №1 – фото автора Ени Татьяна Юрьевна, директор МБУК «Центр национальных культур»

Файл №2 – мастер-класс «Северный оберег»

Файл №3 – участники мероприятия «День толерантности»

Файл №4 – Мастер-класс по ажурному вырезанию из бумаги

Файл №5 – Мастер-класс «Северные мотивы» (работа с бумагой)

Файл №6 – Театрализованный пролог программы «Осенние мотивы»

Файл №7 – Хореографическая зарисовка «Танец шамана»

Файл №8 – Хореографическая зарисовка «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» мероприятия «День толерантности»

Файл №9 – Театрализованный пролог мероприятия «В труде рождаются герои»

Файл №10 – «Игра с блинами» (программа «Весна, весна, что ты нам принесла!»)

Файл №11 – Театрализованный пролог мероприятия, посвященного празднику тюркских народов «Гусиное перо»