ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, МУЗЫКИ, ИЗО НА ТЕМУ: «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ – СЛАВНЫЙ ПОТОМОК «ПТЕНЦА ГНЕЗДА ПЕТРОВА»

Мордвинова Оксана Вячеславовна

Аннотация: в статье авторы рассказывают об исторических событиях, связанных с  эпохой Петра I и  жизнью А.В.Суворова c целью формирования понимания у младших школьников роли духовности человека в достижении великих целей служения Отечеству, чувства патриотизма и любви к Родине.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Составители: Мишагина Н.Ю. учитель музыки, Мордвинова О.В. учитель ИЗО, Деликамова Е.Н. учитель истории, музыки, Василенко Е.В. учитель ОПК, МАОУ СОШ №5 г.о Балашиха, Российская Федерация.

Compiled by: Mishagina N.Y., Mordvinova O.V., Delikamova E.N.,Vasilenko E.V.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, МУЗЫКИ, ИЗО НА ТЕМУ: «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ – СЛАВНЫЙ ПОТОМОК «ПТЕНЦА ГНЕЗДА ПЕТРОВА»

Аннотация: в статье авторы рассказывают об исторических событиях, связанных с  эпохой Петра I и  жизнью А.В.Суворова c целью формирования понимания у младших школьников роли духовности человека в достижении великих целей служения Отечеству, чувства патриотизма и любви к Родине.

Abstract: in the article, the authors talk about historical events related to the era of Peter I and the life of A.V. Suvorov in order to form an understanding among younger schoolchildren of the role of human spirituality in achieving the great goals of serving the Fatherland, a sense of patriotism and love for the Motherland.

Ключевые слова: молитва, служба, вера, благословение, милосердие, добродетель, заповедь, кант, уроки музыки, истории, ИЗО, ОПК

Keywords: prayer, service, faith, blessing, mercy, virtue, commandment, kant, music lessons, history, art, defense industry

                                      План-конспект урока

Тема урока:

 «Александр Суворов - славный потомок «птенца гнезда Петрова»                                          

Цель урока: формирование понимания у младших школьников роли духовности человека в достижении великих целей служения Отечеству, чувства патриотизма и любви к Родине на примере жизни великого полководца А.В.Суворова

Задачи урока:

  • Образовательная: актуализировать  знания учащихся  об исторических событиях, связанных с  эпохой Петра I  и  жизнью А.В.Суворова. Знакомство учащихся с   музыкой  эпохи Петра  и  современными песнями, посвященными А.В.Суворову     на основе исторических фактов.
  • Развивающая: развить творческое, ассоциативное  мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений. Развитие умений осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, овладевать навыками осмысленного чтения текста, построения речевых высказываний, общения.
  • Воспитательная: на примере А. В. Суворова воспитывать силу воли, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к знаниям, любовь к своей Родине. Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, к родной истории.

Оборудование:

Учебник А.Кураева «ОРКСЭ. Основы православной культуры», 4 класс.

Мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор.

Видеозапись фильма.

Запись канта «Радуйся, Росско  Земле», запись песен «Солдатушки – бравы –ребятушки», запись песни « Учил Суворов»

Фрагменты фильма «Суворов»1940г. Александр Суворов речь перед штурмом чертового моста  

                             «… Всяко дело начинать благословением Божиим»  

 (А.В.Суворов)

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие учителем обучающихся.

Здравствуйте ребята,  наш урок посвящён 350-летию со дня рождения Петра I, который проводится в рамках  предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры.

2.Видеоролик «Радуйся, Росско Земле»

  • Что сейчас прозвучало? (кант)
  • Какие ключевые слова услышали?
  • Какое имя прозвучало?

-   Как прозвучал  кант? (торжественно, возвышенно, как гимн; характер музыки напоминает дробь барабанного боя)

-  Давайте вспомним, что такое кант? (бытовая песня, повествующая о военных походах и победах русского войска)

-  В какое время создавались канты? (при правлении Петра Великого)

Исполнение канта «Радуйся Росско Земле, ликуй, веселися»

Канты были элементом различного рода торжеств. Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве (1709) было сооружено семь триумфальных ворот, наверху которых размещались  музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие сочинённые стихи и канты.

Это виватный (торжественный) кант. Написан на победу в Северной войне. 1721 год.  Если переводить на современный язык, то смысл песнопения - прославление русской земли и Петра. Петре камень твердейший - Россия, русская земля, русские территории. Само имя Пётр переводится как камень. Адамант - старинное название алмаза, тоже камень, самый твёрдый из камней. То есть, в тексте Россия - единое и могучее государство, которое тверже алмаза и никогда не расколется. И им управляет государь-камень.

  • А что вы знаете о Петре Великом? (ответы детей)

Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

У Петра I музыкальные способности проявились в детстве, когда он играл в детский барабан и представлял себя как военный музыкант-барабанщик. В юности царь очень хорошо освоил этот инструмент и начал свою службу в потешных войсках с низшей должности — солдата-барабанщика, отчасти для того, чтобы самим этим фактом пробудить уважение знати к воинской службе и к военным чинам, даже самым незначительным, и, очевидно, в связи с личным пристрастием ко всей шумной и блестящей воинской атрибутике, в том числе — к военной музыке.

Именно с первой трети XVIII века барабан можно считать русским национальным инструментом. Войдя в русский национальный фольклор, он стал понятен всем: от простолюдина до царя. Барабан стал больше, чем просто инструмент, он обрёл душу.

Петр 1 учился традиционно по Часослову, Псалтири, Евангелию и Апостолу (Богослужебные книги), всем церковным службам и пению. А затем и русской истории по летописям. Нотной грамоте он был обучен и мог петь как по нотам , так и наизусть. Ему нравился сам процесс церковных служб, в которых царь неоднократно принимал участие в качестве певчего.

- А какого русского полководца вы знаете, который тоже, как и Петр I очень любил военную службу? (А.В.Суворов) 

- О себе этот полководец говорил: «Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями - так я защищал Отечество. В жизнь мою никого я не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик." 

- Ребята, вы, наверное, уже догадались кому сегодня будет посвящен наш урок?

  -  Александру Суворову

3.Изучение новой темы.

Но, прежде чем  перейдем к А.В. Суворову, мы договорим о Петре I.

В течение всего XVIII в., наряду с кантами, в России часто исполнялся общеевропейский гимн «Тебе, Бога, хвалим», святого Амвросия Медиоланского ( конец IV столетия). Его играли на полях сражений Троицкого собора в Северной войне и во время триумфальных празднеств в честь побед русского оружия. Сохранились воспоминания о том, что по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. царь Петр I пел этот гимн, стоя на коленях, со слезами на глазах вместе с певчими.

                Давайте и мы проникнимся этой молитвой , послушав  начало.

«…Всяко дело начинать благословением Божиим « (А.В.Суворов)

Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́ велича́ет; Тебе́ вси А́нгели, Тебе́ Небеса́ и вся Си́лы, Тебе́ Херуви́ми и Серафи́ми непреста́нными гла́сы взыва́ют: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Бог Савао́ф, по́лна суть Небеса́ и земля́ вели́чества сла́вы Твоея́.

Петр Великий говорил: «Кто не верит в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен».

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии и считается выше всех ценностей и добродетелей.

«Преображенский марш Петра Великого» - символ эпохи  победоносных войн Петра Великого. Эта музыка как олицетворение величия и мощи России, «распрямляющей свои плечи», уже к концу жизни Петра I звучала в качестве победного гимна в годовщины побед русского оружия под Полтавой, в честь взятия Нарвы, в ознаменование морских побед у Гангута и Гренгама. Ее также исполняли во время Ништадтского триумфа, после возвращения царя из Персидского похода (1722) и т. д.

Чтобы подчеркнуть значение побед Петра, к маршу-гимну спустя некоторое время были присочинены следующие слова:

Славны были наши деды,
Закаленные в боях.
Их парил орел победы
На полтавских  на полях.


Били турка, били шведа,
Под знаменами Петра.
Раздавался гром победы,                                                                                             И кричали мы Ура!

(Слушание, просмотр видеоролика)

- Какая есть у нас песня, прославляющая славные победы наших дедов?  (Солдатушки, бравы ребятушки)

- Давайте исполним эту песню стоя. ( Исполнение)

«Птенцы гнезда Петрова» впервые упомянуты А.С. Пушкиным в его поэме «Полтава» (1829).   У Петра Великого было особое чутье на талантливых и исполнительных людей.

Царь Петр Алексеевич считал, что находить людей для службы нужно среди любого сословия. Попав к государю еще «неоперившимися», они прошли его школу, став величайшими государственными деятелями. В поэме А.С. Пушкин назвал «взращенных» сподвижников Петра I птенцами из гнезда.

Чуть более 290 лет тому назад родился Александр Васильевич Суворов, один из самых успешных и любимых полководцев в отечественной истории. 

По духу своему Суворов был подлинный «птенец гнезда Петрова», хоть они с Петром I и разминулись чуть-чуть в ленте времени. Если бы эта встреча произошла, то они явно поладили бы друг с другом. Государь Петр Алексеевич был дружен и запросто захаживал в гости к деду будущего великого полководца – Ивану Григорьевичу, служившему генеральным писарем лейб-гвардии Преображенского полка (немалая должность в то время!).

Петр I стал крёстным отцом сына Ивана Григорьевича – Василия. И позже следил за судьбой мальчика, определив его в царские денщики. Что влекло за собой и автоматическое зачисление в гвардию. Когда у мальчика обнаружились явные способности к языкам, он был назначен переводчиком. Интересовался техническими науками – изучал инженерное дело, искусство фортификации (увеличение боевой мощи войск при помощи инженерно-технических сооружений). Именно в таких юных тянущихся к знаниям мальчишках, видел Петр настоящее будущее России. Известно его письмо, где он предлагал отправить Василия Суворова за границу, чтобы он посмотрел, как «делают каналы, доки, гавани… присмотреться к машинам и …мог бы у тех фабрик учиться». Точных сведений о его зарубежных поездках не сохранилось, но карьеру Василий Иванович сделал достойную – стал генералом, сенатором, известным при дворе человеком;

Родился Александр Суворов 13 ноября (24 ноября) 1730 года, и был наречен таким именем в честь святого Александра Невского.

Мальчиком Саша Суворов был болезненным и слабым. Но зато сильным духом, и уже в раннем детстве пришел к мысли, что «нужно преодолевать себя». Главным врагом он назначил лень, и считал, что «если я буду её побеждать, то мне уже никто страшным не будет»;

Отец боялся отпустить единственного сына на военную службу.   Поэтому для маленького Александра отцом было избрано гражданское поприще. Вот здесь и проявилось у Саши христианское  смирение и  покорность воле родителя. Он не спорил с отцом,  почитал  его и   заслушивался  рассказами  о службе у Петра I и войне со шведами. В 10 лет с упорством и настойчивостью он все же начал готовить себя к военному делу,  закаляться физически; очень  любил читать  отцовские книги о святых людях и о давних воинах, о сражениях и подвигах. Сидя целыми днями в пустой библиотеке, он разыгрывал настоящие сражения: переходил с Ганнибалом  через Альпы, воевал вместе с Цезарем против галлов. Когда Саше исполнилось 11 лет в гости приехал  старый генерал Ганнибал, предок  А.С.Пушкина. Он понаблюдал за игрой мальчика в солдатики, побеседовал с ним о военных правилах, о великих полководцах, и поразился меткости суждений мальчика. В разговоре с отцом  Ганнибал сказал, что «если бы жив был батюшка Петр Алексеевич, то поцеловал бы его (Сашу) в лоб и определил бы обучаться военному делу».

Поэтому решено было Александра  определить  рядовым в Преображенский ( в Петербурге) или  в Семеновский  ( в Москве) полк.  Саша сам попросился именно  в  ближний Семеновский полк, чтобы маменька бы о нем не волновалась. Не потому, что был маменькиным сынком,  а потому, что почитал родителей своих, помня  заповедь Божию «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».

Поступив в полк в 17 лет, Суворов одевался настоящим солдатом, учился с увлечением, изучал военные науки, закалял свое тело, укреплял здоровье, всегда молился Богу и был честен совестью, всякую обязанность или служебное требование исполнял с величайшей точностью.

«С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.»   (афоризм А.Суворова)                                                                                                                                                                                  Будущий генералиссимус начинал службу рядовым при дворе Елизаветы Петровны. В 1779 году Семёновский полк, где служил Александр Васильевич, нёс караульную службу в Петергофе. Стоя на посту, Суворов так старательно и ловко отдавал честь императрице, что та протянула солдату серебряный рубль. Суворов заявил, что на посту брать денег не положено, а Елизавета Петровна оставила монету у его ног и повелела забрать при смене караула. Рубль, подаренный императрицей, он хранил всю жизнь.  

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Дело мастера боится (афоризм А.Суворова)

Суворов ненавидел праздность, а постоянный труд и молитву он считал непременным условием достижения высших требований службы. Суворов сам регулярно прибегал к церковным таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол.

 Суворов начинал и заканчивал день молитвой. Перед обедом адъютант его читал “Отче наш” и каждый из гостей должен был отвечать “Аминь”. Особую ревность Суворов имел к церковной службе, сам читал Апостола и пел в церковном хоре.

Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда, усердная молитва видимым образом сказывалась в подъеме духа армии, в мужестве и энергии. Знали это предки и говорили: “Кто боится Бога, тот неприятеля не боится”.

 Суворов говорил: "Неверующее войско учить, что ржавое железо точить". Суворов всегда ставил на первое место веру в Бога, которая крепко связывала его с “витязями-офицерами” и “чудо-богатырями”- солдатами и помогала одерживать блестящие победы над врагами. Непобедимость суворовских “чудо-богатырей” заключалась в натренированности тела к любым тяжким испытаниям и в высокой духовно-нравственной силе их духа. Строгую нравственность Суворов считал обязанностью христианина-воина.

Перед каждой битвой он возносил молитву к Богу и постоянно призывал солдат: «Начинайте всё с  Божия благословения… Молитесь Богу: от Него победа!» В сражении при Треббии, в решающий момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом отдал такие приказания, что русские войска победили…

Из «Тетради  капральских бесед»: “Молись Богу, от него победа!”, а далее проводились обязательные для каждого воина молитвы: “Пресвятая Богородице, спаси нас!”, “Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!” и пояснялось так: “Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!”

Наставление: «просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник!”

Суворов был милосерден: постоянно помогал офицерам, испытывающим нужду, и был милостив к нищим. Перед Пасхой он тайно посылал в остроги по 1000 рублей, чтобы выкупить должников. У Суворова в доме всегда жили несколько престарелых крестьян или инвалидов-солдат.

 Благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его.

Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск».

В 1940 году был снят замечательный фильм «Суворов» режиссёрами  Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером.

Фильм рассказывает о великом русском полководце, генерал-фельдмаршале Александре Васильевиче Суворове. В духе времени создания фильма рассматриваются эпизоды из жизни полководца в 1794- 1799 гг. Начинается фильм с польской кампании (после боя под Соколкой), что было весьма актуально после разгрома Польши в 1939 г. Далее следуют противостояние с Павлом I, возвращение на службу из ссылки в Кончанском и швейцарский поход, во время которого в штабе Суворова оказывается шпион, его разоблачают и расстреливают без суда. Заканчивается фильм сценой штурма Чёртова моста.

            Просмотр фрагментов фильма.

В немилость Александр Васильевич попал в начале царствования Павла I. На приказ о введении новой российской военной формы Суворов отреагировал замечанием: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак: я не немец, а природный русак!». И это только одно из известных нелестных публичных высказываний полководца в адрес императора.
Суворова императорским приказом отправили в отставку, лишив права ношения мундира. На приказ же императора явиться в столицу полководец попросил у царя разрешения уйти монахом в Нилову пустынь. Но позднее , когда Суровов вернулся в Петербург, Павел собственноручно надел на графа цепь ордена Св. Иоанна Иерусалимского и знак большого креста. 
«Боже, спаси царя!», - воскликнул Суворов, на что Павел I ответил: «Тебе спасать царей».

Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где на предсмертном одре он узнал, что ему присвоено звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова - полководца, не проигравшего ни одного сражения.

… «Завещаю на моей гробнице написать только три слова «Здесь лежит Суворов». Воля полководца была нарушена. На его могиле положили плиту с длинной надписью: «Генералиссимус, князь Италийский, граф А. В. Суворов-Рымникский, родился в 1729, ноября 13-го, скончался 1800, мая 6 дня».

Только через 50 лет после смерти Суворова его внук, Александр Аркадьевич, , после долгих хлопот смог выполнить волю деда. Надпись на могиле заменили короткой, в три слова: «Здесь лежитъ Суворовъ».

И никаких объяснений - ни орденов, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ - и у каждого русского сожмётся сердце.

Русский поэт Ю.Николаев написал прекрасное стихотворение, в котором выразил все эти чувства.

Могила Суворова.

С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: "Здесь лежит Суворов".

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: "Здесь лежит Суворов".

Заслуженная, истинная слава:

Суворов велик и вечен, как и страна его породившая, как и русский народ!

Суворову посвящают стихи, пишут песни.

Ребята, какую вы знаете песню о нашем великом русском полководце?  

"Мы русские, мы всё одолеем"- это слова Суворова. Он страстно верил в силу России, русского духа, характера. И эти слова великого полководца вселяют уверенность, что чтобы ни случилось, Россия выстоит и всё одолеет.

Давайте исполним песню стоя. (Исполнение)

Сегодня на уроке мы с вами говорили о  человеческих качествах и заслугах  великих людей - Петра I и А.В.Суворова.  Каждый из них был свободен в своих делах, поступках. Но общее для них было – добродетели. Что же это такое?

Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

4.Закрепление материала

Перед вами карточки с разными добродетелями и два портрета Петра I и А.В.Суворова. Нужно к портретам прикрепить те карточки с добродетелями, которые имеют  герои нашего урока.

Какие  православные термины прозвучали сегодня на нашем уроке?

(молитва, пост, монах, заповедь Божья, смирение, покорность, праздность, милосердие, правдолюбие,  благотворительность)

5.Рефлексия

Наш урок был посвящен Суворову, славному потомку «птенца гнезда Петрова». Суворов велик и вечен, как и страна его породившая, как и русский народ! При проведении этого урока мы постарались осмыслить деятельность А.В. Суворова, как великого полководца и человека умеющего подчинить свою жизнь служению обществу.

Мне очень приятно было общаться с вами. Позвольте зачитать вам действительное послание потомкам, написанное собственноручно великим полководцем. Послание нам с вами через века.

«Потомство мое, прошу брать пример: всякое дело начинать с благословением Божиим, до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия. Искать славы через истину и добродетель».  А.В. Суворов.

1.Осипова М. «Неистовый победитель» Александр Суворов: 29 фактов из жизни великого полководца // История.РФ : [портал]. – [Москва, 2020]. – URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/nieistovyi-pobieditiel-alieksandr-suvorov-29-faktov-iz-zhizni-vieliko... ..

2.Белякаева-Казанская Л. Силуэты музыкального Петербурга, издательство «Композитор»  Санкт-Петербург; 2011г.         Глава 1. В начале была музыка. Музыка в Петербурге времен Петра Великого

https://100strun.ru/notes-tutorials/knigi/belyakaeva-kazanskaya-l-siluety-muzykalnogo-peterburga-izdatelstvo-kompozitor.html

Победители школьного конкурса детского рисунка «Русские военачальники – «птенцы гнезда Петрова»

                 C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Первый русский император. Шкриба Полина 11 лет 5Д класс.jpg                    C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Корабли Петра1. Калашникова Полина 11 лет 5Б класс.jpg

          C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Тишковская Ева 11 лет 5Б класс.jpg                 C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Игра в солдатики. Казакова Анастасия 11 лет 5Д класс.jpg

C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Портрет Петра Великого. Мисюрин Иван 11 лет 5Д класс.jpg                    C:\Users\User\Desktop\Петр 1\Суворов и суворовцы. Мордвинова Анна 11 лет 5А класс.jpg