Методическая разработка «Воспитание искусством в объединениях Дополнительного образования как фактор социализации личности»

Малеева Александра Юрьевна

Обучение  искусству в объединениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности в  общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка                                      

Тема:       «Воспитание искусством в объединениях Дополнительного образования как фактор социализации личности»

 

 

Автор:      Педагог Дополнительного Образования ГБОУ «Школа № 375» Малеева Александра Юрьевна

Обучение  искусству в объединениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности в  общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным.

Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные.

Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности.   Социализация любого образовательного процесса опирается на  образовательно-воспитательные функции педагогики искусства.

Сложно переоценить их роль в становлении человека, который должен стать полноценным  членом общества, культурной личностью. Уровень культуры определяется  приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей.

Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности.

Дополнительное образование - это ключевое звено в системе внеурочной  работы школы, так как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного.

Социализация в дополнительном образовании направлена на социальную подготовку детей и отражает многообразие направлений предметно-практических занятий, связанных с правом выбора.


Федеральный Государственный стандарт отводит дополнительному образованию в школе немаловажную роль. В частности, художественно-эстетическому творчеству.

Воспитание искусством дает духовно-нравственное развитие личности, укрепляет социальную солидарность, толерантность, доверие к согражданам, обществу, государству.

Именно в школе, в объединениях дополнительного образования сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося: это воспитание гражданина и патриота, способного к эстетическому самоопределению, раскрытие талантов молодых россиян,  реализация  творческих способностей, подготовка к жизни в многонациональном государстве, которое имеет культурное,  этническое и религиозное  многообразие.

На примере  объединения дополнительного образования художественно-эстетической направленности будет показана социализация внеурочной деятельности, где на первое место ставятся задачи обучения специальными знаниями и навыками, для освоения социального опыта и  воспитание социальной активности детей.

Танцевальный коллектив «Маленькая страна», руководитель Малеева Александра Юрьевна.

На занятиях дети осваивают богатую музыкальную культуру России. Их объединяют общие репетиции, выступления, конкурсы и концерты. Ребята учатся слушать друг друга, понимать окружающих, жить одним дружным коллективом, чувствовать свою сопричастность общему делу, развивают эмоциональный интеллект – способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Коллектив много выступает и участвует в фестивалях и конкурсах, имеет многочисленные награды, дипломы, грамоты.

Интересно проходят занятия в ансамбле. Ребята  творчески пересказывают передают их эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов, проживают разные роли, все это делает детей более подготовленными к жизненным ситуациям и дает им правильные ориентиры.  Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего ребенок становится действительно частью общества.

Занятия помогают детям реализовать себя в художественном творчестве, выразить свой внутренний мир, создать произведение, которое могло бы быть полезным и приносить радость. Проведение выставок особенно помогает ребятам почувствовать гордость  за свой труд и показать результат своей работы. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более конкурентоспособным. Занятия позволяют системно подойти к воспитанию ребенка и обеспечить всестороннее гармоничное развитие. Главные принципы  - это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, личностный подход в общении, учет яркой индивидуальности каждого ребенка в процессе групповых занятий.

Занятия в  танцевальном ансамбле «Маленькая страна» направлены на оздоровление и общее физическое развитие детей, улучшение и коррекцию физических качеств, воспитание актерских навыков, освоение танцевальных стилей. Они дают детям опыт взаимодействия с окружающим миром, творческую самореализацию, помогают понять общечеловеческие ценности  и национальные особенности, обеспечивают совместное продуцирование художественных ценностей и, конечно показывают значимость российской культуры.

Это достигается следующими средствами: изучением танцев народов мира и народного костюма, освоением современных стилей танца, совместными выступлениями на конкурсах и фестивалях, посещениями концертов.

Правильно организованная танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям.

Танец развивает уверенность и самоуважение, улучшает восприимчивость, понимание, способность к оценке других. Во главу угла  ставится задача формирования высокого эстетического вкуса детей и укрепления их физического состояния. Занятия танцами является эффективным средством организации досуга детей и подростков. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.

Коллектив «Маленькая страна» много выступает, участвует в конкурсах и фестивалях, имеет многочисленные награды.

.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

Давая определение содержанию, будь то, музыкальная пьеса, живописная картина, стихотворение, танец и т.д., школьник неизбежно ассоциирует все с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны им самим.

Происходит очень важное в художественном воспитании постижение: установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным социальным жизненным опытом.

Таким образом, обучение в объединениях дополнительного образования - это процесс социализации ребёнка, который определяется общением со сверстниками, педагогами, родителями. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым.

Именно в самых разнообразных видах деятельности и занятиях искусством человек может творчески раскрыть в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей социализации.