Развитие средств повышения эффективности общения в школе через предмет музыка через инструмент домбра как средство воспитания патриотизма в подрастающем поколении.

«Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Духовно-нравственное воспитание19.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие средств повышения эффективности общения в школе через предмет  музыка через   инструмент домбра как средство воспитания патриотизма в подрастающем поколении.

КГУ ОШ № 117, Заместитель директора по ВР Орманбекова Г.К., Коммунальное Государственное

 Учреждение Общеообразовательная  Школа 117,  г.Алматы  

Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его задачей является воспитание человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).

Актуальными задачами современного школьного музыкального образования являются:                                                                                                                      - развитие сознания, музыкального мышления детей;  

 - развитие эмоциональной сферы учащихся;          

- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.

И поэтому актуальной проблемой современного музыкального образования в школе является использование новых форм работы для повышения эффективности и качества уроков музыки.

Одна из главных задач музыкального образования сберечь и передать нашему поколению молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали свои корни, а из множества звуков могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов.

Практика показала, что научить музицировать можно любого ребёнка. Но это требует от педагога высокого мастерства и личностно-ориентированный подход в обучении. На начальном этапе обучения необходимо направить внимание ученика на звуки природы, окружающие нас, так как именно здесь музыка берёт своё начало.
Процесс развития музыкального мышления длителен и сложен, путём тренировки воли и внимания воспитывается умение самостоятельно мыслить.

С самого начала надо научить обучающихся определять характер произведения, темп, динамику, количество частей. Выразительность произведений легко усваивается учеником путём сравнительного анализа.

Из опыта работы могу отметить то, что знакомство с домброй в начальной школе положительно влияет на развитие музыкальных способностей и вкуса детей, расширяет их кругозор, пополняет багаж знаний о культуре родной страны и народа, а том, насколько красноречиво звучит домбра, как она может передавать настроения и чувства людей... Наблюдая за тем, как дети начинают интересоваться музыкой, а вместе и культурой народа, нельзя не отметить то, что таким образом мы осуществляем процесс патриотического воспитания детей. Ведь никакие слова и поучения не заменят красивого, яркого пения инструмента.

В содержании обновленного образования в РК одной из задач по музыкальному воспитания является развитие и воспитание в детях патриотических качеств, чему как нельзя лучше способствуют уроки домбры.

Изучение культурного наследия казахского народа помогает обучающемуся осознать его духовный опыт, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря ему создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовно-нравственная основа.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит народной музыке и песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.

Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления обучающихся, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.

Национальный музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной казахской культуры.

Домбра – национальный музыкальный инструмент

В жизни наших предков музыка играла не мало важную роль. Одним из древних музыкальных инструментов является домбра(каз. Домбыра) В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита.. Инструмент, изображенный древним художником на скале является прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет , это первый щипковый инструмент, распространенный среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

О домбре и её происхождении существуют легенды:

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инуструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.

Шанак  — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Обечайки изготавливаются из клена. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы.пасущейся на засолённых пастбищах.

Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму.

Заключение

- воспитание эмоциональной культуры ребёнка;      

 - привитие устойчивого слушательского  внимания;

   - развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности;                                                                

 расширение кругозора школьника в области искусства.            

  

 В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах -домбыра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента -домбыры. Большую роль в народном искусстве республики играет инструментальное и песенноинструментальное творчество. В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю и музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных и самых любимых  народом инструментом является домбра.

                              

«Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

 Домбра – это бесценная реликвия, талисман казахского народа. Обучение игре на домбре, знание этого инструмента развивает любовь и уважение к истории национального казахского искусства, что несомненно делает не просто полезными, но и необходимыми уроки домбры в школе.



Список используемых источников

  1. Арнольдов А.И. Введение в культуру.- Москва: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
  2. Жайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков. Алматы: Рауан, 2004.
  3. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1./ Под ред. К.А.Акишева, К.М.Байпакова. Алматы: Атамура, 1997.
  4. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата: Атамура, 1984.
  5. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва: Эксмо-Пресс, 1995.
  6. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: Мектеп, 1998.