ПОДДЕРЖКА, ПРОДВИЖЕНИЕ, НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация: в статье повествуется о роли наставника в становлении молодого поколения в профессиональной деятельности. Рассмотрены различные трактовки понятия наставничества и выделены основные функции наставника. Предъявлен личный опыт работы концертмейстером концертного хора в городе Санкт-Петербург, в которой наставничество является одной из составляющей профессии. Описаны способы взаимодействия с обучающимися в период дистанционного обучения. В результате сделан вывод о ключевой роли наставника во взаимодействии с молодым поколением.

Ключевые слова: наставник, наставничество, молодое поколение, поддержка, продвижение, образование, концертмейстер, хор, руководитель, музыка, обучение, развитие, дистанционное обучение, концерт, воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podderzhka_prodvizhenie_nastavnichestvo.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Оксана Александровна Беляева,

СПб ГБУ ДО «ДШИ ОЦЭВ»

г. Санкт-Петербург, Россия

ПОДДЕРЖКА, ПРОДВИЖЕНИЕ, НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация: в статье повествуется о роли наставника в становлении молодого поколения в профессиональной деятельности. Рассмотрены различные трактовки понятия наставничества и выделены основные функции наставника. Предъявлен личный опыт работы концертмейстером концертного хора в городе Санкт-Петербург, в которой наставничество является одной из составляющей профессии. Описаны способы взаимодействия с обучающимися в период дистанционного обучения. В результате сделан вывод о ключевой роли наставника во взаимодействии с молодым поколением.

Ключевые слова: наставник, наставничество, молодое поколение, поддержка, продвижение, образование, концертмейстер, хор, руководитель, музыка, обучение, развитие, дистанционное обучение, концерт, воспитание.

Еще в 1975 году за заслуги в воспитании молодого поколения специалисты-наставники награждались нагрудным знаком «Наставник молодежи». В связи с ликвидацией ВЛКСМ и ВЦСПС почетным знаком прекратили награждать в 1991 году, но при этом тенденция к ведению наставнической деятельности сохранилась и продолжает активно развиваться.

В современном мире наставник играет важную роль в становлении молодого поколения как специалиста определенной профессиональной деятельности. На основе теоретических походов по управлению персоналом и образовательным стандартам создано множество методик осуществления работы наставника.

Ряды исследователей в своих научных трудах приводят различные трактовки понятия «наставник» и «наставничество».

В Толковом словаре Ожегов С.И.  рассматривает наставника, как учителя, руководителя и воспитателя [1].

Энциклопедический словарь Кибановой А.Я. под названием «Управление персоналом» описывает наставничество как форму воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Автор подчеркивает, что под руководством наставника молодой специалист осваивает профессию, адаптируется к специфике трудовой деятельности в определенной предметной области [2, стр.193].

Доктор педагогических наук Кларин М.В. в учебном пособии «Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг» выделяет ключевые задачи наставника, такие как профессиональное развитие, социальная и культурная адаптация [3].

Опираясь на толкования различных авторов, следует вывод о том, что четкой формулировки понятия «наставник» на сегодняшний день не существует, однако можно выделить следующие моменты: наставник не только передает свои знания, умения и навыки, но и выполняет функции по становлению, адаптации и развитию молодого специалиста в профессиональной деятельности [4].

Рассмотрим личный опыт работы наставником в сфере музыкального искусства. Работая концертмейстером хора на протяжении многих лет, мною уделено огромное количество времени на осуществление помощи в становлении и развитии молодого поколения как будущих специалистов музыкального искусства.  Как концертмейстер, я выполняю обязанности по музыкальному сопровождению основных исполнителей и являюсь одним из главных помощников для начинающих музыкантов.

Роль концертмейстера, как наставника, заключается в том, чтобы развить мастерство и обеспечить результативную работу молодого поколения. В отношении творческой профессии подобная роль особенно важна. Молодой состав музыкантов на основе советов, ярких примеров, грамотных показов и профессиональных консультаций своего наставника, а также постоянных репетиций, оттачивает свои умения и навыки. С течением времени у молодого специалиста приобретается личный опыт в профессиональной деятельности. Такой человек в последующем становится профессионалом музыкального искусства и начинает постепенно становится наставником для начинающего поколения музыкантов.

Для меня роль наставника  важная составляющая моей профессии и жизни в целом. Личной задачей для меня является подбор индивидуального подхода для развития навыков и качеств, раскрытие музыкального таланта у молодого поколения с целью создания из него высококвалифицированного музыканта, обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами для реализации в будущем успешной карьеры в сфере музыки.

Среди общих обязанностей концертмейстера можно выделить следующий перечень функций наставнической деятельности:

  • поддержка коллектива в различных поездках (хор, оркестр, ансамбль);
  • выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;
  • прививание навыков исполнения на сцене;
  • помощь в формировании художественного вкуса, музыкально-образовательных представлений, образного мышления, творческой индивидуальности у обучающихся;
  • работа над духовным и патриотическим началом (выбор произведений для исполнения, подготовка к участию в различных видах конкурсов);
  • организация тематических экскурсий для молодого поколения будущих специалистов искусства;
  • участие в городских мероприятиях совместно с обучающимися.

Каждый год мною лично совместно с коллегами по работе организуется и курируется вовлеченность обучающегося молодого поколения музыкальному искусству в различных мероприятиях, проводимых в г. Санкт-Петербург, таких как:

  • день славянской письменности,
  • день Гимна России,
  • праздник Пасхи,
  • концерты, посвящённые блокаде и Дню Победы.

Помимо молодого поколения у меня есть также опыт работы руководителем хора у пожилых людей в Комплексном центре социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, в социально-досуговом отделении. В процессе нашего сотрудничества были разучены, отрепетированы и качественно исполнены классические хоровые произведения, арии из советских опер, а также романсы совместно со старшим поколением. Все музыкальное сопровождение занятий и выступлений было мною исполнено в живую под фортепиано. Яркое преображение хора выразилось в изменении репертуара, стиле исполнения, костюме, сценической этике.  Это вызвало огромный интерес у посетителей и проводимые центром концерты сопровождались неизменным аншлагом.

Неоценимый опыт был получен коллективом и мной личной в качестве наставника данного хора в ходе участия в городском мероприятии на крупнейшей площадке г. Санкт-Петербурга под названием «Ленэско», расположенной на берегу Финского залива в центре международных торговых путей и предназначенной для выставок и конференций с целью взаимодействия российских и зарубежных компаний.

В 2016 году ребята другого региона России, имеющие проблемы со здоровьем, приехали в г. Санкт-Петербург, чтобы принять участие в Международном детско-юношеском конкурсе музыкантов с ограниченными возможностями по зрению, проходившим в ГБОУ ДОД «Охтинский центр эстетического воспитания».  Команде юных музыкантов на конкурсном выступлении необходим был концертмейстер, и они обратились ко мне за помощью.  Результатом упорной совместной работы, заключающейся в грамотной поддержке с моей стороны и огромной отдачи от детей со второй стороны, стало успешное выступление на музыкальном конкурсе.  На основании оценок жюри мною получен «Диплом за лучшую концертмейстерскую работу», а юным талантам присвоено заслуженное звание «Лауреаты» за успехи в области музыкального искусства. Таким образом, в ходе данного сотрудничества получен важный для меня опыт работы со слепыми и слабовидящими детьми.

Последние два года работаю руководителем подготовительного отделения, где основное молодое поколение  это маленькие дети в возрасте от 2х до 7 лет. В процессе работы над просветительским направлением совместно с коллегой придуман и воплощен в жизнь проект «Концерты в ползунках», где я исполняю музыку на рояле. На данном мероприятии детей различными способами вовлекают в музыкальное действо и учат воспринимать звуки музыки каждой клеткой тела. Научно доказано специалистами развития головного мозга разных стран, что практика подобных концертов благоприятно воздействует на развитие мозга детей в самом раннем возрасте. Проект «Концерты в ползунках» продолжает реализовываться сейчас в СПб ГБУ ДО «ДШИ ОЦЭВ» и активно набирает популярность среди жителей города.

В нашем концертном хоре на протяжении уже многих лет чтут традиции. Общение с выпускниками является для нас тылом. Так, нередко случаются непредвиденные ситуации, когда необходима дополнительная помощь на концерте со стороны и наши выпускники охотно нас выручают, участвуя в нужный момент в том или ином мероприятии, концерте.

Кроме того, из года в год ведется огромная работа и с родителями обучающихся, которые должны оказывать поддержку в человеческом и профессиональном становлении своего ребенка. Взаимодействие преподавателя и законных представителей ребенка является одним из основных направлений педагогической деятельности. Для меня важно грамотно организовать коммуникации с родителями, основываясь на принципах наставничества.

Начиная с марта 2020 года, когда в стране объявили короновирусные ограничения, большая часть образовательных учреждений, чтобы не отставать от программ обучения, перешли на дистанционную форму проведения учебных занятий. К примеру, в нашем музыкальном заведении для концертного коллектива мною лично была организована система удаленного взаимодействия с обучающимися с помощью применения различных форм общения:

  • через электронную почту отправлялась различная текстовая информация и содержания музыкальных произведений;
  • в современных системах мгновенного обмена сообщениями (мессенжерах) были организованы чаты для мгновенного обмена сообщениями между наставником и обучающимися;
  • сервис беспроводного взаимодействия использовался для организации сдачи партий в режиме реального времени по видеосвязи и получения мгновенной обратной связи от наставника;
  • для контроля успеваемости обувающихся созданы различные проверочные тесты с помощью общедоступного программного обеспечения для администрирования опросов Google Forms от корпорации Google.

На сегодняшний день проблема воспитания высококвалифицированного специалиста в сфере культуры и искусства является наиболее актуальной. Именно наставники могут передать свои знания, ценности и принципы успешной работы в профессиональной деятельности молодому поколению.  

Наставничество для меня удивительный опыт, который изменяет мою жизнь к лучшему, заставляя постоянно учиться, делать анализ и выводы из происходящего, открывая при этом обучаемой мною молодежи путь к карьере в музыкальном искусстве. Кроме приятных сторон на данном пути есть и отрицательные моменты, справиться с которыми мне, как наставнику, помогает умение сохранять адекватность и сдержанность, навык легкой адаптации к непредвиденным обстоятельствам, и контроль своих эмоций. Таким образом, основная роль наставника заключается в поддержке, объединении, продвижении и развитии молодого поколения в профессиональной деятельности.

Литература

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015 . - 944 c

2. Управление персоналом: энцикл. словарь / Кибанов А. Я [и др.]; под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: ИНФРА-М, 1998. - 451 с.

3. Кларин, М. В. К47 Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг : учеб. пособие для бакалав-. риата и магистратуры / М. В. Кларин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 288 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Модуль. ISBN 978-5-534-02811-9. 

4. Яшкина, К. Ю. Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество» / К. Ю. Яшкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16668/ (дата обращения: 24.11.2022).