Презентация для выступления на День науки "Кукрыниксы - били мы врага сатирой"".

Шармакова Ирина Александровна

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.

Плакат Великой Отечественной войны одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический смысл во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

 

По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев:

  • Куприянов Михаил Васильевич [р.8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР]
  • Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области]
  • Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва].

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукрыниксы – били мы врага сатирой МБОУ Ельнинская средняя школа № 2 имени К.И. Рак у тина Презентацию выполнила Шармакова Ирина Александровна

Слайд 2

Предисловие Велика я Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.

Слайд 3

Предисловие Плакат Великой Отечественной войны одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический смысл во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

Слайд 4

Начало войны Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Слайд 5

Первый плакат По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Слайд 6

Первый плакат

Слайд 7

О художниках Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р.8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР] Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области] Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва].

Слайд 8

Кукрыниксы

Слайд 9

О художниках Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. Вместе, под общим псевдонимом, выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы.

Слайд 10

О художниках Уникален сам по себе рабочий метод Кукрыниксов: художники добивались единого, кукрыниксовского почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе

Слайд 11

Плакаты 1941 – 1945 г.г. Невероятную популярность приобрел цикл агитационных плакатов «Окна ТАСС», появившийся в начале июня 1941 года (ВОВ) и в определенной степени наследующий традиции Окон РОСТА.

Слайд 12

Плакаты 1941 – 1945 г.г. Антифашистские карикатуры зачастую выходили в свет в сопровождении сатирических боевых стихов. Для многих карикатур Кукрыниксов стихи писал С. Маршак. Для одной из лучших карикатур — «Долг платежом красен» — он написал стихи, которые врезались в память, как народные частушки: «Днём фашист сказал крестьянам: «Шапку с головы долой!» Ночью отдал партизанам Каску вместе с головой».

Слайд 13

Плакат 1941 – 1945 г.г. Лихого маляра - фашиста В геенну вызвал сам нечистый. - Малюй - сказал он, - мой портрет, Да пострашнее, почернее, Чтоб напугать весь белый свет Физиономией моею. Рисуй мой чуб и черный ус, Чтобы меня боялся русс! – Маляр достал ведро чернил, Колесной мази, сажи, дегтя И черта вмиг изобразил: Вихор на лбу, усы и когти. Маляр своей работой горд, А черт сидит на табурете И повторяет: — Ах, ты черт, Не умещусь я на портрете!

Слайд 14

Плакат 1941 – 1945 г.г. Фон-Драппе , офицер немецкий. Примерным был штурмовиком. Он мог ребенка молодецки Пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые Смирили буйство наглеца И обнаружили впервые, Что он - не Драппе , а овца. Теряя облик человечий. Полковник задал лататы И вдруг заблеял по-овечьи . Скрываясь в ближние кусты .

Слайд 15

Плакаты воюют Рисунок сопровождался стихами С. Маршака: Хотел отведать каши Владетельный барон. Теперь на грядке нашей Пугает он ворон.

Слайд 16

Плакаты воюют В Москве калачи, Как огонь горячи. По ночам фашистских гадов Градом огненных снарядов Угощают москвичи!

Слайд 17

Плакаты воюют Смотрят жадные враги, чем бы поживиться? Каши просят сапоги у фашиста Фрица. К нам явился без сапог этот вор и пьяница, А домой уйдет без ног, если жив останется.

Слайд 18

Плакаты воюют В Москве калачи, как огонь горячи По ночам фашистских гадов Градом огненных снарядов Угощают москвичи

Слайд 19

Послесловие Агитационные плакаты посылались на фронты войны на ровне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражающих нападение интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.