Проект "Моя малая родина"

Белёва Наталья Геннадьевна

Приобщение детей к истории и культуре родного края, воспитание любви и бережного отношения к родному селу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя малая Родина».

 «Любовь к родному краюродной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»

Д. С. Лихачёв.

Актуальность темы. В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, районе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Нам порой кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё, но опросы детей говорит о том, что знания эти недостаточны или поверхностны. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с родным селом, районом, его достопримечательностями, формирование у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей малой Родины, и с другой – отсутствие достаточной и информации об истории села привели к выбору темы проекта.

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и культуре родного края, воспитание любви и бережного отношения к родному селу.

Задачи проекта:

              -  Дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, экологическая ситуация в родном крае.

             - Познакомить с героями  -  земляками, воспитывать гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь всего  государства. 

- Расширить знания детей о флоре и фауне родного края, об экологии края

                  -Укрепить родственные  и   семейные  связи  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.

                 -  Развивать познавательные интересы,  интеллектуальные  и  творческие способности учащихся.

Вид проекта: информационно - исследовательский.

Участники проекта:

Обучающиеся детского объединения «Художественное творчество» от 5 до 12 лет , родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта

Октябрь – май 2022 – 2023 учебного года

Необходимые условия реализации проекта:

1.            интерес детей и родителей;

2.            методические разработки;

3.            интеграция со специалистами межпоселенческой библиотеки.

Методы проекта:

1.            Наблюдение.

2.            Поиск информации.

3.            Анкетирование.

4.            Экскурсии

5.            Беседы, воспитательные мероприятия

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, традициях родного села,

- Повысится внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к природе родного края

          - Дети приобретут навыки коллективной работы в процессе совместной деятельности; расширят коммуникативные навыки.

    - Дети смогут самостоятельно применять знания в практической    деятельности.

Принципы проекта:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.       

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

1.Изучение интереса детей для определения целей проекта.

2.Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность.

3.Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, методических материалов.

4.Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический6

      1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

      2. Привлечение детей и родителей к сбору материала для      оформления альбомов, открыток и фотографий,

 3.Проведение цикла познавательных занятий о родном селе.

      4.Экскурсии по селу,

      5.Выставки детских работ, семейных коллекций.

      6.Консультации          для родителей.

7.Участие в творческих конкурсах

III. Презентационно – завершающий:

Итоговое занятие “Моё село- частица сердца моего! ”

     Представление готового продукта проектной деятельности учащихся:

          фотоальбом «Моя малая Родина»

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный:

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Планирование проектной деятельности

Дата

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

- Поисковая деятельность «История образования Родионово – Несветайского района»

- Создание гербария родного края

Октябрь

-Посещение межпоселенческой библиотеки. Мероприятие «Я шагаю по родному краю»

 - Беседа “Наше село сегодня”. Знакомство с картой села и района.

Ноябрь

- Знакомство с флагом, гербом и гимном села, района.

 -  Беседа «Моя семья в истории моего села». Изодеятельность «Нарисуй герб семьи»

Декабрь

-Фотовыставка «Любимые места поселка»

- Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Январь

- Литературная гостиная: «Поэты земли Несветая». Чтение стихов о родном крае.

- Конкурс рисунков «Край, в котором я живу»

Февраль

- Беседа о людях, прославивших родное село, его героях.

-Встреча с интересными людьми своего села

Март

- Беседа об особенностях климата, природы, животного мира родного района. Изодеятельность «Птицы моего села»

- Конкурс рисунков «Экология вокруг нас». Встреча с экологами района.

Апрель

- Экскурсия по селу “Улицы моего села”. Составление рассказов «Дом, в котором я живу», «Моя школа»

- Конкурс рисунков на асфальте «Район - наш чистый дом»

Май

- Беседа «Наши  односельчане,  герои Великой Отечественной войны»

 - Экскурсия к памятнику героям ВОВ с возложением цветов.

- Беседа «Сделаем наш край чище». Выставка поделок из бросового материала

- Итоговое занятие по проекту «Моё любимое село», презентация проекта.

Анализ реализации проекта.

        В результате проекта «Моя малая Родина» достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. В ходе реализации проекта ребятами была проведена большая исследовательская работа.

Итог - замечательный альбом. В нём собран и оформлен материал по родному селу.  Работая над проектом, дети познакомились   с историей родного села, поняли, что наш район- часть большой страны, которая называется Россией.  Дети научились  сотрудничать с родителями,  совместно изготавливать поделки. Научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию.

Литература.

  1. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  2. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
  3.   З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…».
  4.  Н.Г.Комратова,  Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».
  5. Л. В. Коломийченко «Дрогою добра».
  6. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции».
  7. М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова «Малыш в мире природы».
  8. https://www.donland.ru/activity/103/
  9. Материалы Интернет- ресурсов.
  10. https://rodionovomcb.ru/