Доклад на тему: «Ритмика – связь музыки и движения»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Ритмика как учебная дисциплина ставит всё те же цели -научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. За счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. Даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.

Необходимой основой ритмики является музыка, и движения в этом случае используются как средство более глубокого и детального её восприятия и понимания. Музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять её в своих движениях. В этом и состоит одна из первоочередных педагогических задач в современной практике преподавания ритмики: необходимость возбудить у детей желание двигаться под звучащую музыку, сделать для них связь музыки и движения привычной и естественной. В этой связи не следует сразу же предъявлять слишком большие требования к чёткости и выразительности детских движений. В процессе повторения ритмических упражнений особенно важен диалогический, творческий подход. Помогать детям в восприятии музыки необходимо вопросами, такими как, например - «Эта музыка весёлая или грустная?», «Медленная или быстрая?», - и в дальнейшем предложить им двигаться в соответствии с теми ответами, которые они дают. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: ребенок отвечает на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_svyaz_muzyki_i_dvizheniya.docx16.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

Доклад на тему:

«Ритмика – связь музыки и движения»

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                             

                                        Магнитогорск 2024г   

Ритмика как педагогическая система и, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как: ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.

Э. Жак-Далькроз верно понял два основных концепта

-   ритм обладает дисциплинирующим влиянием, следовательно, природа ритмического чувства связана с движением;

-      постоянная педагогическая практика и апробация новой методики привели его к пониманию необходимости большей дифференциации двигательных упражнений, то есть к полиритмии.

«Можно разные временные единицы делить разными членами тела на неравные части: так, одну и ту же единицу времени ногами делить на три, одной рукой – на четыре, другой – на пять частей…», - пишет по этому поводу Э. Жак-Делькроз.

Целью подобных полиритмических упражнений Жак-Далькроза было научить учащегося управлять своими мышцами и в результате развить двигательную ритмичность.

Первоначально, новая методика называлась по-разному: ритмической гимнастикой, ритмопластикой, ритмическим движением, эвритмикой в ранних работах самого Жак-Далькроза и затем уже, в работах последователей композитора и педагога, ритмикой. Основной акцент новой методики ставился именно на обусловленности движения осмысленным и эмоциональным восприятием метра и ритма звучащей в данный момент музыки. Таким образом, система Далькроза включала в себя музыкально-ритмические, волевые, пластико-гимнастические, выразительные упражнения, а также ритмические этюды, танцы и т.п. Подобное разнообразие позволяло новаторской педагогической системе гибко подстраиваться под разный возраст, пол, характер, индивидуальные особенности и типичные недостатки учеников.

Ритмика как учебная дисциплина ставит всё те же цели -научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. За счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. Даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.

Необходимой основой ритмики является музыка, и движения в этом случае используются как средство более глубокого и детального её восприятия и понимания. Музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять её в своих движениях. В этом и состоит одна из первоочередных педагогических задач в современной практике преподавания ритмики: необходимость возбудить у детей желание двигаться под звучащую музыку, сделать для них связь музыки и движения привычной и естественной. В этой связи не следует сразу же предъявлять слишком большие требования к чёткости и выразительности детских движений. В процессе повторения ритмических упражнений особенно важен диалогический, творческий подход. Помогать детям в восприятии музыки необходимо вопросами, такими как, например - «Эта музыка весёлая или грустная?», «Медленная или быстрая?», - и в дальнейшем предложить им двигаться в соответствии с теми ответами, которые они дают. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: ребенок отвечает на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.

Все виды художественной деятельности имеют глубокое влияние на растущую личность.

Особенность музыкально-ритмической деятельности заключается в следующем:

-        музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков в нестабильный период, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения.

В этом случае занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры.

-        ритмика -это синтетический по своей природе вид деятельности, который объединяет несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое.

Занятия ритмикой основываются на привычной и увлекательной для детей игровой, творческой деятельности. Включение занятий ритмикой в учебный процесс помогает учащимся не только физически и эстетически развиваться, но и сглаживать интеллектуальное и психическое утомление и поднимать настроение.