Главные вкладки
Сценарий открытого занятия "Винегрет - кладовая витаминов"
Открытое занятие по программе детского объединения "Сластена". На занятии ребята знакомятся с историей возникновения винегрета, учатся правильно нарезать овощи на салат, знакомятся с полезными свойствами овощей, входящих в основной состав винегрета, и конечно сами приготовят это вкусное и полезное блюдо.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Лахденпохский Центр детского творчества»
Методическая разработка открытого занятия
«Винегрет – кладовая витаминов»
Педагог дополнительного образования
Кирилюк Светлана Ивановна
Г. Лахденпохья
2023-2024 уч. год
Пояснительная записка
Занятие для детей первого года обучения детского объединения «Сластена» составлено в соответствии с образовательной программой «Сластена»
Представленный конспект – построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип равенства позиции педагога и ученика
- принцип активности
- принцип доступности
- принцип психологической комфортности
- принцип комплектности, системности и последовательности
Информационная карта занятия.
Рабочая программа «Сластена»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень освоения: базовый
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Год обучения: 1
Количество человек в группе: 12
Продолжительность занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: комбинированный
Формы организации образовательного процесса: фронтальная
Формы организации учебного занятия: беседа, рассказ, показ, самостоятельная деятельность.
Цель занятия: научить готовить салат «Винегрет», познакомить со способами нарезки овощей.
Задачи занятия:
Обучающие
- закрепить знания технологического процесса обработки овощей;
- научить последовательному изготовлению изделия;
- научить правильной нарезке овощей кубиками;
Воспитательные
- воспитывать внимание, чувство взаимовыручки;
- воспитать у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных производственных ситуациях ;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Развивающие
- развивать логическое мышление и творческие способности
- способствовать развитию эстетических способностей
- способствовать развитию познавательной активности обучающихся
- способствовать развитию коммуникативных навыков детей
Методы и педагогические технологии:
Наглядные: показ способа приготовления;
Словесные: объяснение, беседа, вопросы, практические приемы;
Практические: самостоятельное изготовление;
Предварительная работа: подбор ингредиентов для салата, подготовка продуктов.
Оборудование: салфетки, тарелки, ножи, разделочные доски, колпаки, фартуки, продукты для салата: картофель, морковь, огурцы соленые, капуста квашеная, свекла, горошек консервированный, растительное масло, лук зеленый, петрушка, укроп, соль.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, карточки с загадками
Главным результатом занятия является научить обучающихся готовить «Винегрет».
Ход занятия.
I.Организационный этап.
- Здравствуйте уважаемые гости и участники открытого занятия!
Я - педагог дополнительного образования, руковожу детским объединением «Сластена», и сегодня у меня в гостях замечательные девчонки! Девочки, приветствуем вас!!! (у девочек на груди бейджики с именами).
II. Введение в тему занятия.
- Как вы думаете, дорогие друзья, чем занимаются ребята в детском объединении «Сластена»? (ответы детей)
- Все правильно сказали, хочу только добавить, что во время обучения дети узнают, что такое здоровое питание, изучают технологии обработки продуктов, учатся правильному приготовлению блюд, правилам сервировки стола.
- Сегодня, дорогие ребята, у вас особенный день, сегодня вы научитесь готовить одно из самых полезных блюд! А какое именно вы узнаете отгадав загадку:
Витаминов много тут,
Потому что здесь живут
Свёкла, огурец, картошка,
Лук, капуста, масла ложка.
Вот и весь большой секрет.
Это вкусный … .
(Винегрет)
- Правильно! Тема занятия - «Винегрет – кладовая витаминов!»
Слайд. 1 («Тема занятия - «Винегрет – кладовая витаминов».)
И сегодня вы узнаете:
Из каких овощей состоит винегрет.
Какой овощ является главным.
Витаминные ценности овощей.
Виды нарезки.
Вы научитесь:
Готовить салат – Винегрет.
Нарезать овощи кубиками.
Слайд 2.
- Откуда же появилось название блюда «Винегрет»? Французский повар, работавший при дворе, увидел, что повара поливают салат уксусом. Он спросил: «Винегр?» (по-французски vinaigre — уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: «Винегрет, винегрет…». Так и прижилось название.
Слайд 3.
- А если мы заглянем в «Толковый словарь Ожегова», то прочитаем следующее: «ВИНЕГРЕТ – это холодная закуска из мелко нарезанных вареных овощей, мяса или рыбы, яиц с соусом, маслом.
III. Объяснение темы занятия.
Сегодня с вами мы будем поварами,
Сегодня с вами на обед
Приготовим винегрет.
Приготовим сами. Своими руками!
- Для приготовления винегрета нам нужна чистая посуда, чистые свежие овощи, чистые руки и аккуратность! Руки помыты?
(ответы детей)
- Девочки, обратите внимание, перед вами на столах уже приготовлены разделочные доски, тарелки и ножи. Как вы думаете, для чего нужны разделочные доски?
(ответы детей)
- Правильно: резать овощи надо на специальных разделочных досках, чтобы на продукты не попадали бактерии, которые находятся на столе, чтобы не испортить стол.
- А знаете ли вы правила работы с ножом? (ответы детей)
- Правильно, аккуратно, осторожно, не размахивая им. Передаем нож рукояткой вперед.
- Перед тем, как приступить к приготовлению винегрета, я предлагаю вам «Винегрет из загадок», ответив на них, вы узнаете, какие овощи обязательно входят в состав винегрета. И разгадав загадку, вы будете получать, соответствующие овощи. (Овощи уже очищенные) (Тарелки для овощей)
1. Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я. (Капуста)
Слайд 4. Капуста
- Капусту в салат винегрет кладут квашенную. Она богата витамином А и С, кальцием, марганцем, калием.
2. Овощ этот сочный, яркий
Хвостик лишь торчит из грядки.
Захрустит он очень ловко,
А зовется он …. (морковь)
Слайд 5. Морковь.
- Морковь укрепляет наши зубки, нормализует пищеварение, помогает работе сердца, улучшает зрение. Помогает замедлить процессы старения. Вареная морковь полезнее свежей.
3. Вот любимый наш гарнир,
Покорил он целый мир.
Поскорей берите ложку,
Ешьте вкусную… (Картошку)
Слайд 6. Картофель.
- Картофель считается хорошим источником витамина B, С, которые помогают нам не болеть и укрепляют иммунитет.
4. Прежде чем его мы съели,
все наплакаться успели. (Лук)
Слайд 7. Лук
- В винегрет можно класть любой лук будь то репчатый или зеленый. Мы с вами возьмем зеленый. Лук защищает от простудных и вирусных заболеваний. Он убивает микробы и улучшает аппетит.
5. Любит воду и тенек,
носит желтенький цветок
Усы зеленые растит
И на зубах всегда хрустит (Огурец)
Слайд 8. Огурцы.
- В винегрет добавляют соленые огурцы. Они содержат много клетчатки и йода, улучшают пищеварение, работу почек.
6. Вот стручок - огромный дом,
Поселились братцы в нём.
Каждый братец - скоморох,
А стручок этот -... (горох)
Слайд 9 Горошек.
- Зеленый горошек добавляется в консервированном виде, а так же свежий, вареный или замороженный. Это отличное средство для поднятия уровня гемоглобина и лечения анемии, уменьшает давление, снижает риск заболевания сердца.
7. Над землей трава,
Под землей
Бордовая голова. (Свекла)
- Главной в этом салате считается свекла, ее даже готовят для винегрета по-особому: чтобы она не окрасила остальные овощи, ее отдельно заправляют растительным маслом и в салат кладут последней.
Слайд 10. Свекла
- В состав свеклы входят пектины, белок, бетаин, аскорбиновая кислота, калий, магний, железо, медь, ванадий, бор, кобальт, молибден, йод, марганец, рубидий, фтор и цинк. Свекла богата витаминами группы В. Свекла регулирует обмен веществ и уменьшает жировые отложения, помогает обновлению клеток печени. Свекла – кладезь витаминов! И все эти витамины необходимы, что бы мы были здоровыми!
- Молодцы, все загадки отгадали!
Овощи вы получили, и мы можем приступить к приготовлению салата.
(педагог знакомит детей с этапами приготовления салата)
Слайд 11. Этапы приготовления винегрета.
(на экране «Технология приготовления «Винегрета»)
- Но сначала давайте познакомимся с этапами приготовления винегрета. Внимание на экран. (Перечисляю со слайда этапы)
А теперь о каждом этапе поговорим чуть подробнее.
Слайд 12.
- 1 этап - первичная обработка овощей
В процессе первичной обработки овощи перебирают и моют.
Слайд 13.
- 2 этап – тепловая обработка овощей
Тепловая обработка – это варение, жарение и тушение овощей.
Совет: -чтобы в овощах при варке осталось больше витаминов, их нужно закладывать только в кипящую воду.
Слайд 14.
- 3 этап – очистка. Что такое очистка вы знаете? (ответы детей)
Эти три этапа мы с вами выполнять не будем, так как время у нас ограничено. И поэтому наши овощи уже помыты, отварены и почищены.
- Сегодня мы поподробнее остановимся на 4 этапе – нарезке.
Слайд 15. Виды нарезки.
Существует несколько видов нарезки: дольки, кольца и полукольца, кружочки, соломка, звездочки, брусочки, кубики. Какие вам знакомы? (ответы детей)
- Как вы думаете, какой способ нарезки нам подходит? (ответы детей: кубики).
IV. Основная часть. Практическая работа
- С видами мы познакомились. А теперь приступим к нарезке наших овощей.
И начнем с моркови.
Слайд 16. Нарезка кубиками моркови.
(Педагог подробно, поэтапно показывает, как нарезать кубиками каждый овощ по очереди)
- Берем морковь разрезаем вдоль напополам.
- Теперь вы свою морковь пока отложите и посмотрите, как я буду её нарезать на кубики. Я беру одну половинку, кладу на разделочную доску и разрезаю вдоль напополам. И теперь разрезаю каждую часть ещё напополам. Поворачиваем морковь и разрезаем на небольшие кусочки, чтобы получились кубики. Крупно резать не надо, размером примерно с ваш ноготок на мизинчике.
- Посмотрите, какие у меня получились.
Теперь вместе берем половинку моркови, кладем на разделочную доску и режем вместе со мной, не торопясь… Разрезаем вдоль напополам. Ещё раз каждую часть напополам. У нас получились с вами брусочки. Поворачиваем морковь и разрезаем по ширине на кубики.
Вторую половинку моркови вы нарезаете самостоятельно. А я пройду, посмотрю, как у вас получается… Если кому-то нужна моя помощь, не стесняйтесь, говорите, я подойду и помогу. В этом ничего страшного нет, если не получится с первого раза.
(Обучающиеся самостоятельно нарезают овощ)
Слайд 17. Нарезка огурцов.
- Огурцы мы нарезать будем точно так же как морковь. Сначала опять я показываю, потом мы вместе с вами пробуем нарезать. Берем огурец. (Педагог опять поэтапно объясняет, как нужно нарезать).
Слайд 18. Нарезка картофеля.
- Берем следующий овощ – картофель. Нарезать картофель будем почти так же, как морковь и огурец. Разрезаем картофель пополам. Вы пока откладываете свои половинки, а я показываю вам нарезку. Так как половинка толстовата. Её нужно еще раз разрезать. Кладу половинку картофелины на бок и разрезаю напополам. У меня получились два кружка. Видите? Теперь я их назад соединяю, кладу на разделочную доску, и разрезаю вдоль пополам, и ещё раз каждую часть вдоль напополам. Поворачиваю картофель и разрезаю на небольшие кусочки. У нас получились кубики. Теперь вы берете свою половиночку картофеля и вместе пробуем нарезать. Молодцы! Все очень хорошо получается!
Слайд 19 Нарезка свеклы.
- Нам осталось нарезать еще один овощ: свеклу. Работать мы с ней будем точно так же, как и с картофелем. Только в этот раз давайте сразу начнем вместе резать. И ещё одно нарезав свеклу, оставляем её пока на разделочной доске.
- И так, берем свеклу, кладем на разделочную доску, разрезаем напополам. Одну половинку откладываем. Вторую половинку кладем на разделочной доске на бок и разрезаем напополам. Переворачиваем, разрезаем вдоль напополам и каждую половинку ещё раз вдоль напополам. Поворачиваем бруски свеклы и режем бруски на кубики, так же как мы это делали с картофелем.
Вы помните, что я просила свеклу пока не класть к остальным овощам? (ответы детей)
Теперь вторую половинку самостоятельно нарезаем.
- Перед тем как смешать свеклу с остальными овощами, давайте воспользуемся двумя способами, разделившись на две группы: четыре девочки будут смешивать свеклу с нарезанными овощи простым способом, просто добавляя ее, а другие 4 девочки добавят сначала к нарезанной свекле немного растительного масла и перемешают и, только потом в последнюю очередь добавят ко всем нарезанным овощам. Так свекла отдаст меньше цвета остальным продуктам.
- Посмотрите, какая она стала блестящая и красивая!
- Нам осталось нарезать лук. Складываем его пополам, кладем на разделочную доску и нарезаем на небольшие кусочки, проверяйте, чтобы нож прорезал лук и не получились большие куски. И не забывайте о правилах работы с ножом.
- Теперь добавляем в наш салат немножко соли и одну ложку растительного масла и перемешиваем.
- И что мы с вами видим: в первом случае у нас получился одинаково приятно окрашенный салат, во втором случае – каждый нарезанный овощ сохранил свой окрас, и салат получился разноцветный.
-Скажите, пожалуйста, какой винегрет вам понравился больше чисто внешне? (ответы детей).
- И так, винегрет почти готов! Осталось только его оформить.
Слайд 20. Оформление.
- Внимание на экран. Посмотрите, как можно оформить винегрет.
(педагог предлагает варианты оформления)
- Мы с вами украшать будем веточками зелени. Я пройду с тарелочкой, и вы сможете выбрать зелень на свой вкус и украсить блюдо.
- А пока оформляете, давайте вспомним:
- Какие овощи входят в состав винегрета? (ответы детей)
- Какой овощ является главный? (ответы детей)
- Какой способ нарезки мы с вами использовали при работе? (ответы детей)
- Почему винегрет – это кладовая витаминов? (ответы детей)
- А теперь давайте наведем порядок на рабочих местах. На край стола отодвиньте разделочные доски и положите на них ножи и появившийся мусор.
Готов винегрет - объеденье,
Любого стола украшенье!
Он – полезный, ароматный,
Очень вкусный и приятный!
Слайд 21. Спасибо за внимание.
V. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Благодарю наших юных поваров за активное, творческое участие и надеюсь, что занятие было интересным и полезным!
- Уважаемые гости, предлагаю вам оценить салат под названием винегрет, сделанный руками наших замечательных участниц. Пробуем и делимся впечатлениями.
- Юные повара, довольны ли вы своим результатом работы? (ответы детей)
- Приятного аппетита!
Спасибо за занятие!
До новых встреч!
Список использованного материала:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Винегрет
- https://food.ru/articles/13976-kto-pridumal-vinegret
- https://gufo.me/dict/ozhegov/винегрет
- http://lib.ugsha.ru:8080/bitstream/123456789/14908/1/2018-08-132-134.pdf
- https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/kakie-vitaminy-soderzhatsya-v-ovoshchakh-i-zeleni/?ysclid=m9pikrm7yi504680806
- https://edadeal.ru/journal/241202-vinegret-recipe/
