ДОКЛАД «АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ С УЧЁТОМ ФГОС.»
ДОКЛАД подготовила воспитатель: Спичак Наталья Михайловна
«АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ С УЧЁТОМ ФГОС.»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С.Михалков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД подготовила воспитатель: Спичак Наталья Михайловна
«АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ С УЧЁТОМ ФГОС.»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С.Михалков
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем проблему патриотического воспитания подрастающего поколения как одну из наиболее актуальных проблем сегодня. В современном мире, полном глобальных вызовов и перемен, формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре приобретает особое значение. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, нравственности и духовности, которые в дальнейшем определяют личность человека и его отношение к обществу. Патриотическое воспитание в детском саду – это целенаправленный процесс формирования у детей любви к своему Отечеству, чувства гордости за свою страну, свой народ, осознания своей принадлежности к России. Это не просто заучивание стихов о Родине и песен о флаге, а создание условий для формирования у детей эмоционально-положительного отношения к своей стране, своему городу, своей семье. Важно, чтобы ребенок понимал, что такое Родина, чем она богата, какие у нее традиции и обычаи. Необходимо знакомить детей с историей России, с ее выдающимися людьми, с ее культурным наследием. Но самое главное – нужно воспитывать в детях чувство сопричастности к своей стране, желание быть полезным ей. Эффективность патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от профессионализма педагогов, от их умения создать в группе атмосферу любви и уважения к Родине, от использования разнообразных форм и методов работы с детьми.
Указ Президента
Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.
Проблема
Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь необходимости в этом не было, ибо дети с молоком Матери впитали понятия “ Родина”, “великая держава”.
Многоаспектность понятия патриотизм в современном мире - это:
Неоднородная информация об истории собственной страны;
Недостаточное понимание важности вопроса со стороны родителей;
Постоянная пропаганда иностранного уклада жизни;
Засилие чуждых нашей культуре праздников, образов, понятий.
И поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных.
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, городу, природе, но и усвоение детьми культурного достояния своего народа, приобщение воспитанников к социокультурным нормам государства, его традициям и общенародным праздникам. Воспитание у юного поколения уважительного отношения в целом к обществу и к семье в частности, к труженикам различного вида труда и творчества.
В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.
К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства.
Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению. Ранние привычки смогут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства, они как бы инстинктивно должны формироваться в младшем возрасте ребенка и приучать его к нравственной жизни.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. Исторически сложившееся этнокультурное и религиозное многообразие является особенной характеристикой общества. Патриотическое воспитание должно учитывать эти особенности, стать формой позитивного воспроизведения этнокультурной идентичности личности и обеспечить органичное сочетание лучших национальных традиций народов с преданностью к служению общему Отечеству. Привлечение традиционных для России религиозных конфессий призвано стать одним из ключевых механизмов в процессе формирования у граждан духовно-нравственной потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга.
Чтобы отразить особенности регионов нашей страны и удовлетворить потребности и интересы детей — носителей различных культур и языков, существует вариативная часть государственного стандарта, которая допускает создание программно-методических материалов.
Задачи
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
· обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
· создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
· создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
«Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет» К.Д. Ушинский
Вывод
Поэтому уже с детского сада детям необходимо прививать основы толерантности, уважение прав и свобод человека, любовь к Родине. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца «гражданина России». Во-вторых, у самих граждан появилось желание сделать что-то полезное для формирования у детей основ нравственности и духовности: проводятся фестивали художественного творчества, конкурсы и выставки; используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев для совместной проектной деятельности. Начинать эту работу нужно с детского сада, так как период дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для восприятия нравственности и красоты окружающего мира, языка культуры своего народа.
Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Высказывание
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко
Используемая литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атла2003. - 258с.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
8. Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] // iso.pippkro.ru›academ/174.doc.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.
