Технология развития театрального творчества.

Кудриков Михаил Анатольевич

smiley

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_razvitiya_teatralnogo_tvorchestva.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития театрального творчества.

Содержание:

1.Введение. Актуальность темы…………………………………………2

2.Целевые ориентации технологии и её задачи………………………...3

3.Классификацинные параметры технологии развития театрального

  творчества………………………………………………………………...3

      3.1.Концептуальные принципы технологии………………………...5

      3.2.Условия реализации технологии…………………………………7

4.Технология организации театрализованных игр……………………..8

      4.1.Основные требования к организации театрализованных игр..10

      4.2.Театрализованные игры…………………………………………11

5.Заключение………………………………………………………………16

6.Список использованной литературы………………………………….19

 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Введение.


           В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

2.Целевые ориентации технологии.                      .                  

Направление: художественное-эстетическое; обеспечение собственного творческого развития ребенка и целенаправленное воздействие на все стороны его личности.



Цель: развитие творческих способностей младших школьников посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Побуждать к коллективному созданию образов персонажей, постоянно ощущая своего партнера.
  3. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
  4. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа.
  5. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр.


Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссеров З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной, а также ряд теоретических и практических положений, выделенных на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы.

3.Классификационные параметры технологии развития театрального творчества в соответствии с принятой систематизацией, предложенной

 Г.К.Селевко, представлены в таблице №1

Таблица№1 - Классификационные параметры 

технологии развития театрального творчества


Название технологии


Технология развития театрального творчества.


 Уровень и характер применения


Макротехнология 
(общепедагогический уровень).


Философская основа


Гуманистическая. 


 Методологический подход


Гуманистический, деятельностный, компетентностный. 


Ведущие факторы развития


Психогенные.


 Научная концепция        

освоения опыта


Деятельностная.


Ориентация на личностные сферы 
и структуры индивида


СЭН (сфера эстетических и нравственных отношений),
СТВ (сфера творческих способностей).


 Характер содержания


Светская, адаптивно-вариативная.


Вид социально-педагогической
деятельности


Развивающая.


 Тип управления педагогическим 
процессом


Система «малых групп».


Преобладающие методы


Развивающие, игровые, творческие.


Организационные формы 
педагогического процесса


Индивидуальная, групповая.


Преобладающие средства 
педагогического процесса


Вербальные, наглядные, практические, аудиовизуальные.


Подход к ребенку и характер 
воспитательных воздействий


Личностно ориентированный, субъект-субъектный характер взаимодействия.


 Направление модернизации 
существующей традиционной 
системы


На основе гуманизация и демократизации педагогических отношений.


Категория обучающихся


Массовая, все категории.

                               

.3.1.Концептуальные принципы технологии.

З.Г. Корогодским выделены следующие концептуальные принципы:

  • Переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.
  • Синтезирование слова и музыки, живописи и действия, направленное на воображение и сознание ребенка.
  • Богатое воображение детей и удивительная отзывчивость помогают им полноценно, эмоционально воспринимать образный театральный язык.

О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. В младшем школьном возрасте театрализованная игровая деятельность принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира (игрушки, куклы, фигурки); когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов) исполняют взятую на себя роль. При этом О.В. Дыбина отмечает, что театрализованные игры займут определенное место в системе работы

при условии:
- наличия и развития представлений, интереса детей к различным видам театра;
- разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;
- овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
- серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр; 
- наличия сценических навыков, способности младших школьников при передаче характера пользоваться выразительными средствами (мимикой, походкой, интонацией, жестом, позой) и находить соответствующее эмоциональное состояние героя.

Физиологическое обоснование предпосылок формирования творчества в театрализованной деятельности определил Л.С. Выготский, который заявил, что природной основой для развития творчества является особенность нервной системы, а именно, ее пластичность (в младшем школьном возрасте наиболее ярко пластичность проявляется в театрализованной деятельности).

Исследования в области театрализованной деятельности показали, что она является наиболее близкой и понятной для младших школьников. Драма, лежащая в основе любого театрализованного действия, является личной, внутренней драмой ребенка, она органична и естественна для него (Т. Неменова, Л.С. Выготский, В. Борзова, А. Борзов).


Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи младших школьника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театрализованная деятельность способствует эстетическому воспитанию ребенка, их пониманию прекрасного и безобразного, формированию эстетического вкуса.

Психолого-социологические факторы, влияющие на развитие театрализованной деятельности у младших школьников, определяемые возрастными особенностями, произвольностью психических процессов и поведения, углублением, дифференциацией эстетических, интеллектуальных и моральных чувств, что способствует формированию процесса эмоционально-оценочного отношения к своим действиям, повышает эффективность воздействия на психику и сознание ребенка эмоциогенной функции искусства.

Останавливаясь на процессуальной характеристике технологии развития театрального творчества, следует отметить, что данная технология основана на педагогическом взаимодействии взрослого и ребенка в форме игр, упражнений и этюдов, построенном на принципе свободной импровизации в театрализованной деятельности. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию. Упражнения, направлены на развитие определенных сценических приемов, настрой детей на театрализованную деятельность («Превратился сам», «Летает-летает», «Маленький скульптор»). В театрализованных играх, в основу которых положен процесс творческого переживания и воплощения, сохраняется непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Тактика педагогического воздействия основывается на принципе сотрудничества в подсистемах «взрослый – ребенок», «взрослый – дети», «ребенок – ребенок». Организация взаимодействия в подсистемах осуществляется с помощью методов, представленных на рисунке 1. Выбор методов обоснован их направленностью на формирование перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих социально-коммуникативной компетентности.


3.2. Условия реализации технологии.


Эффективной реализации технологии способствует система условий, побуждающих ребенка к самовыражению, проявлению своего «Я».

Первая группа условий:

  • развитие представлений о разных видах театра;
  • разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;
  • овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;
  • эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка.


Вторая группа условий:

  • организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);
  • роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция); 
  • активная позиция самого ребенка.


 
4.Технология организации театрализованных игр.

 Работу по формированию театрализованной деятельности младших школьников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

 Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах учреждения. В результате такой подготовки, осуществляемой руководителем театральной студии или кружка, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

 Чаще всего в учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе но приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  •  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

 Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

 Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

4.1. Основные требования к организации театрализованных игр

  •  Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

 Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

 Через театрализованную игру педагог знакомит детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

 Прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

 Дети с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендую с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

 4.2.Театрализованные занятия

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение следующих целей:

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества

3) Развитие музыкальных способностей

4) Социально-эмоциональное развитие

Содержание театрализованных занятий включают в себя:

а) Просмотр кукольных сценок

б) Театрализованные игры

в) Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

г) Беседы о театре

д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества

е) Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

Занятия в основном строятся по единой схеме:

1. Введение в тему, создание эмоционального настроения

2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):

• действия детей с кукольными персонажами

• непосредственные действия детей по ролям

• литературная деятельность (диалоги и монологи)

• изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей

• музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды.

Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх используются упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: ‘возьми’, ‘помоги’, ‘здравствуй’ (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

Таким образом, изучив современную психолого — педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр в детстве занимает особое место в воспитательно — образовательном процессе. При организации игр — театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра, оснащение его разнообразными видами театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Влияние театрализованной игры на формирование

личностных компетенций ребенка

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

  • Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.
  • Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
  • Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
  • Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.  При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )  При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
  • Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
  • Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Заключение.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Чем хороши театрализованные игры?

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. Но дети вряд ли смогут достичь нужного для этой цели уровня выразительности. Например, передать черты злых, хитрых, жадных персонажей с достаточной иронией, гротескно. Их исполнение может и не вызвать отвращения к аморальному, а наоборот — побудить к подражанию. К тому же не всегда находятся желающие играть непривлекательный персонаж, так как многие сообразительные дети сразу же отказываются от такой роли.

Но иногда бывает и так: стремление активно участвовать в игре толкает ребенка к исполнению любой, даже отрицательной роли. Чтобы привлечь внимание сверстников к себе, он готов шутовски смешить их. Так постепенно образ как бы «прилипает» к ребенку, и, в конце концов, он начинает вызывать насмешки.

По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять педагогу при помощи различных кукол. Позаботьтесь, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Водите кукол и высказывайтесь за них так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, пусть они устраивают всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

Еще одна проблема отрицательного персонажа — последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности («Красная Шапочка»), Ленивица — за грубость, жадность, наглость («Двенадцать месяцев»). Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей. Только разок подайте им такую мысль, пример — и увидите, как они будут творить добрые дела.

Вместе с тем нужно учить детей объективно оценивать свои поступки и не просто подражать положительному, но и контролировать свое поведение. Однако не стоит акцентировать на этом внимание сверстников, заострять всегда болезненный момент самокритики.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают «артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Список использованной литературы:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Детство творческой личности. » - СПб.: издательство Буковского, 1994. стр. 60.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. Стр. 24.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А..Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

17. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. стр.126 - 139.

18. Палашина Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

19. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

20. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27

 21.Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте» .2-е издание. М . 1967, стр. 15-16; 66-67О.Толченов, «Педагогу дополнительного образования»