Главные вкладки

    Мастер-класс на тему: Внеурочная театральная деятельность: цели, задачи, технологии"

    Черняева Галина Петровна

       С чего начинается театр? Правильно, с вешалки. ("Афоризм одного из основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского (1863-1938). В его сочинениях такого афоризма нет, но устная традиция приписывает его ему").

       С чего начинается актёрский путь артиста? Правильно, с детского увлечения, с начальной школы.

       Я в своей публикации хотела бы рассказать, почему и как организованы детские театры в нашей школе. Я учитель-логопед; считаю, что театры "Бибабо" и "Скоморошки", которые я веду уже 8 лет, являются логическим продолжением логопедическй работы.

       Но это всё - нюансы. Самое главное то, к чему в результате приходят дети, и как происходит духовно-нравственное воспитание наших школьников посредством театральной деятельности.

       Предлагаю вашему вниманию презентацию и текст выступления к Мастер-классу, который состоялся 14.05.15. для учителей, воспитателей и педагогов БДО ЮАО г. Ммосквы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_tekst.docx19.92 КБ
    Office presentation icon master-klass_14.05.15.ppt2.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс на тему:

    «Внеурочная деятельность –

    цели, задачи, технологии».

      1 сл. Логопедическая работа в общеобразовательной школе – деятельность, которая помогает школьникам с речевыми нарушениями овладевать учебной программой. Прежде всего, учитель-логопед развивает фонематический слух и активизирует словарь. Хорошая речь – это великое благо. Благодаря чёткой, правильной, грамотной речи ребёнок становится уверенным в себе, уравновешенным, целеустремлённым человеком.

        Мой педагогический логопедический стаж 30 лет. Это значит, что за всё время пришлось столкнуться с очень большим  количеством разнообразных детских проблем: нарушения звукопроизношения, бедность пассивного и активного словарного запаса, ошибки при письме и чтении… Дети не виноваты в том, что у них возникают сложности в учёбе.   Дело совсем не в «ленности», как утверждают многие взрослые. Причины – в экологии, наследственности, пренатальном и постнатальном развитии,  воспитании…

       Итак, в школу поступают разные дети (с разной природой и разными возможностями), и  все они с помощью классных руководителей, воспитателей ГПД, психологов и учителей-логопедов и родителей (иногда) должны успешно усвоить программу и благополучно перейти в среднее звено.

        2 сл. А если у всех не получается? Поневоле приходится искать индивидуальные пути решения для каждого ребёнка. Известно, что развитие мелкой моторики руки благотворно влияет  на развитие. В нашей школе мы решили создать такой детский кукольный театр, где дети могли бы сами создавать кукол в технике папье-маше. Театр «Бибабо» существует в нашей школе уже 8 лет.  У нас нет такой статистики, где бы мы научно представили бы улучшения устной и письменной речи детей, посещающих детские театры, как нет и такой статистики, в которой прослеживались бы в процентном отношении улучшения у детей, посещающих логопедические занятия и не посещающих. Но мы можем однозначно сказать, что дети приходят на «Бибабо» с радостью и удовольствием, и от занятия к занятию показывают всё лучшие результаты в лепке, технике папье-маше, рисовании. (Работы «Колобки», животные).

    3 сл. Вместе с второклассниками мы учились изготавливать и перчаточные куклы, и даже тростевые.

    4 сл.     Приходится учиться вместе с детьми. Например, какие должны быть декорации? Из чего их делать? Вот один из вариантов: рисуем на ткани, прикрепляем степлером к рейке (демонстрация, как использовать). Все наши робкие попытки создать что-либо эстетически и нравственно ценное мы снимали на видеокамеру, и поначалу все работы выглядели примерно в таком оформлении. (показ). Теперь наши выступления и поездки на другие площадки оформляем вполне достойным диском (именным), что для самооценки каждого ребёнка очень и очень важно.

    5 сл. Со временем мы несколько изменили планирование в «Бибабо», например, добавили нитерисование

    6 сл.    пластилинорисование

    7 сл.    и изготовление полумаски.

    8-23 сл.   Рождением театра «Скоморошки»  мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику
    Центрального Академического  Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования  в южном округе. Сергей Борисович знакомил педагогов БДО нашего ЮАО  с интереснейшими людьми. Например, с Мастером, научившим меня шить маски для театра ростовой куклы. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинема-тографистов  России.  До недавнего времени  работала

     в ГОУ СОШ  № 505.

       Школьный театр «Скоморошки» живёт полнокровной школьной жизнью, откликаясь на каждое событие.  1 сентября, День учителя, выпускной бал – дети всегда с удовольствием готовят выступление (пояснения к слайдам; выступление на различных площадках).

    21 сл. Концертный номер «Грибы» –
    своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения

    • Предметный результат – в  повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности;
    • Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера;
    • Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.  

       Особо хочу отметить, что приходят в театральные группы в основном те дети, с которыми я веду логопедические занятия. И  далеко не сразу получается такой результат, за который на городской площадке можно получить звание лауреата. Чтобы выучить роль, нужно повысить уровень техники чтения (мы много читаем и перечитываем текст – прямо с экрана), научиться читать выразительно, проговаривать слова громко, с ярко выраженным логическим ударением  да ещё   нужно совместить речь с правильной техникой передвижения в сценическом пространстве и так, чтобы зритель поверил, что ты кот или волк. А какая речь часто встречается учителю-логопеду в начальной школе? Бывает, что ребёнку просто трудно преодолеть  простую слоговую структуру слова.

        Перед школой  Федеральный стандарт ставит задачу воспитания ответственного   гражданина, способного    строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных   качеств личности школьника. 

          Большое внимание в воспитательной работе наших детских театров уделяется формированию толерантной личности – личности терпеливой, чуткой, терпимой к различиям, способной переживать.   Достойным подтверждением этому явилось выступление наших детей   в  г. Химки.

    Поездка в конноспортивный клуб принесла детям много различных эмоций. Конечно, они задумались о детях с проблемами.  И, если хоть  крошечное  сострадание  возникло в их душах, мы съездили не напрасно (просмотр отрывка).

       2 года назад к месячнику ЗОЖ мы готовили ролик «Мы против наркотиков». Недавно участвовали в окружном конкурсе и получили 1 место. Я считаю, что ролик получился сильный.

       Но самое главное в этом продукте то, что происходило перед репетициями. Для многих детей то, чем могут закончиться «пробы» (конфеток, порошков, сигарет), было совершенно неизвестно и они не воспринимали такую ситуацию всерьёз. Мы много разговаривали.  Думали, почему это происходит с людьми, почему умирают люди.  И когда мы  просматривали готовые материалы (дети признавались, что у них тоже мурашки бегут), мне кажется, было видно, что многие из них задумались о том, что это опасно и им совершенно  не нужно (просмотр видеоролика).

      Вот такой активной, яркой, насыщенной жизнью живут наши театральные группы «Бибабо» и «Скоморошки», и я стараюсь научить детей всему тому, что знаю сама.

    14.05.15.

    Подготовила учитель-логопед, педагог БДО Черняева Г.П.

    P.S. Дополнительно слушателям мастер-класса были даны сведения об используемых на логопедических занятиях индивидуальных и демонстрационных играх, в том числе о электронных играх и авторских разработках:

    - «Фишки-крышки»,

    - «Тввёрдость-мягкость»,

    - «Гласные-согласные»,

    - «Йотированные гласные»,

    - «Мультипанорама»,

    - «Почитайка»,

    - «Баба Яга учится читать»,

    - «Игры для Тигры» и др.    

       Приложение:

    -Регистрация, отзывы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Внеурочная деятельность – цели, задачи, технологии. 14.05.15. Подготовила учитель-логопед, педагог БДО Черняева Галина Петровна Кто успевает в науках, но отстаёт от добрых нравов, тот больше отстаёт, чем успевает. Я.А.Каменский

    Слайд 2

    История создания кукольных театров в нашей школе начинается с 2007года. «Бибабо» - театр пальчиковой и перчаточной куклы.

    Слайд 3

    «Говорящие» тростевые куклы: Буратино, лиса Алиса, кот Базилио, Карабас Барабас

    Слайд 4

    Изготовление декораций

    Слайд 5

    Техника «Нитерисование»

    Слайд 6

    Техника «Пластилинорисование»

    Слайд 7

    Техника «Папье-маше» - маски

    Слайд 8

    Рождением театра «Скоморошки» мы обязаны Сергею Борисовичу Соловьёву, режиссёру – постановщику Центрального Академического Театра Кукол им. С.В Образцова, куратору Блока Дополнительного Образования в южном округе. Лидия Викторовна Сурикова – режиссёр анимационного кино, почётный член Союза кинематографистов России. До недавнего времени работала в ГОУ СОШ № 505.

    Слайд 9

    «Новые приключения Буратино»

    Слайд 10

    Театр «Скоморошки» – с 2009 года. Первый персонаж…

    Слайд 11

    Спектакль «Мойдодыр»

    Слайд 12

    «Сказка о золотой рыбке на новый лад»

    Слайд 13

    Выступление в г.Санкт-Петербурге. «Сказка о золотой рыбке на новый лад»

    Слайд 14

    Лиса и волк

    Слайд 16

    Посвящение в первоклассники

    Слайд 17

    В день открытых дверей

    Слайд 18

    Встречаем 2014 год

    Слайд 19

    1 сентября - день знаний

    Слайд 20

    Концертный номер «Грибы» – 24 участника

    Слайд 21

    Концертный номер «Грибы» – своеобразная форма костюмированного представления образовательного достижения Предметный результат – в повторении темы «Грибы», в здоровьесбережении, в учебно-практической деятельности; Метапредметный результат в том, что мы активно используем речевые средства и решаем задачи творческого и поискового характера; Личностный результат – в раскрепощении и умении выступить перед аудиторией.

    Слайд 22

    Ход конём – лечение иппотерапией

    Слайд 23

    Дружба – это не работа…