Театрализованное представление "Сердце Деда"

Береснева Алена Игоревна

Сценарий к празднику Победы в ВОВ с элементами литературно- музыкальной композиции. На основе литературного произведения Ю.Яковлева "Как Сережа на войну ходил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse_deda-_original.docx59.16 КБ

Предварительный просмотр:


  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ- ИНТЕРНАТ»

Театрализованное мероприятие

ко Дню Победы

«Сердце Деда»

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                              Береснева Алена Игоревна,

                                                                                                ГАОУОШИ РК «КРФМЛИ»

                                                                                     г. Сыктывкара Республики Коми

                                                                                                         

                                Театрализованное представление

                                                 «Сердце Деда»
                            по повести Юрия Яковлева «Как Сережа на войну ходил»


Задачи воспитательного мероприятия: 

1. Познакомить с литературными произведениями о войне;

2. Продолжить работу по формирования чувства патриотизма у учащихся;

3. Развивать артистические способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, музыкальное оборудование.

Оформление сцены:  Задний план сцены  пуст. На него в процессе спектакля проецируются слайды, изображающие разную обстановку. На полу возле задней стены стоит подсвечник, необходимый в процессе спектакля. Декорации на сцене меняются, благодаря закрытию занавеса. Занавес украшен гвоздиками и фотографиями солдатских писем.

                                               
Сцена 1.
Звучит музыка, напоминающая мелкий дождь, сквозь который пробивается узнаваемая музыкальная тема военных лет.
Ведущий. Как это случилось? Как произошло?…
Музыка нарастает.
Ведущий. Шел тихий мелкий дождь. Его и не видно глазом, но если высунуть из окна руку – дождь слегка покалывал ладошку. Мокрые листья блестели. От тополей пахло горькой смолкой. А над дорогой курился пар. Как это случилось? Как произошло?
Музыка оборвалась.
(Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: все загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла...)
Сережа. Как это случилось? Как произошло?..
Удар грома.
С.:Шел тихий мелкий дождь и вдруг ударил гром!.. Все загрохотало, зазвенело. Сиреневая мол¬ния ослепила глаза и тут же погасла... Мне показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошел в комнату.
Ведущий. Сереже показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошел в комна-ту. (Мальчик оглянулся – перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, густые усы подпирают нос, светлые глаза. Одет он был в военное).
Сережа. Кто вы?
Старик
. Я – твой дед.
Сережа. Так мой дед был молодым.
Дед. Лет-то много с тех пор прошло.
Сережа. Много… Я давно жду тебя.
Дед. Так ведь путь был долгим… Чего ради ты меня ждешь?
Сережа. Хочу войну увидеть.
Дед. Войну?
Сережа. Да. Войну. Ты дорогу туда знаешь?
Дед. Знаю. С закрытыми глазами найду.
Снова громыхнуло. На этот раз поодаль.
Дед. Не хотелось бы мне возвращаться на войну. Может быть, не надо?
Сережа. Надо!
Ведущий. Дед посмотрел на внука – глаза мальчика были полны решимости.
Дед (глубоко вздохнул.) Ладно! Надо так надо… Портянки накручивать умеешь?
Сережа. Какие еще портянки?
Дед. Обыкновенные. Солдатские.
Ведущий. Дед достал две свежие тряпицы и ловко запеленал Сереже сперва одну босую ногу, потом другую.
Сережа смотрит на свои ноги, словно они в портянках.
Дед. Теперь можно и сапоги надеть.
Сережа. Велики сапоги. Нога в них плавает.
Дед. На детскую ногу военных сапог не шьют.
Сережа смотрит на Ведущего.
Ведущий (развел руками.) И гимнастерка – военная рубашка цвета жухлого сена была не по росту, доставала почти до колен.
Дед. Зато пилотка впору. (Достает пилотку и надевает ее на Сережу.)
(
Зазвучала ненавязчивая походная мелодия, сквозь которую мы слышим:
- звуки проезжающих машин;
- голоса бегущих в школу детей;
- другие звуки современного города.
Эти звуки постепенно сменяются на:
- звуки леса;
- голоса птиц;
- голоса животных;
- звуки насекомых;
- и другие звуки лесного и полевого лета;
- голос кукушки выделяется особо.
Все это звучит во время текста Ведущего.
)
Ведущий
. И они зашагали на войну, благо дорога была хорошо знакома старому солдату. Дождик прошел, солнце пригрело, город ожил. Запахло свежей травой и теплым хлебом. Зазвучали голоса, откуда-то доносились обрывки песни. Как зеленая ракета, вспыхивал огонь светофора. Взрослые спешили на работу, дети бежали в школу.
А Сережа с Дедом шли на войну.

                                                 Сцена 2.

Агитбригада (выход участников- полукругом, чтецы со свечами в руках).

1 чтец. Выбрать Добро или Зло

         Время пришло.

         Солнцу и  небу ответь:

        Жизнь или Смерть?

        Каким ты оставишь нашим детям

        Новое, третье тысячелетье?

2 чтец. Во имя Жизни мы смерть встречали.

        Во имя Жизни друзей теряли.

        Во имя Жизни- навеки вместе

        Бесстрашье правды и слово чести.

3 чтец. Во имя Жизни – жизнь полной мерой,

        И наша нежность, и наша вера.

        Любовь к отчизне во имя Жизни.

        Во имя Жизни вся наша жизнь!

                                               Сцена 3.

Ведущий. Они миновали город и вышли на шоссе. А потом свернули на проселочную дорогу – неровную, изрытую глубокими колеями. Эта дорога шла полями, пробивалась сквозь лес, по старым заброшенным мостам пересекала реки. По ней никто не ездил и не ходил. Люди забыли, забросили ненужную дорогу. Но она не казалась мертвой. На ней звенели жаворонки, с гудом пролетали шмели, через нее прыжками перебегали лоси, и семенило на коротких ножках семейство кабана. На деревьях, что росли на обочине, не жалея крепких клювов, со стуком трудились дятлы. Время от времени доносился голос невидимой кукушки, словно вещая лесная птичка отсчитывала, сколько километров пройдено и сколько еще осталось пройти двум путникам – Сереже и Деду.
Они шли туда, куда вела их старая дорога – на войну.


Сережа (Деду). Деда, о чем ты задумался?
Актер-Дед всматривается куда-то вдаль. Он несколько встревожен и озабочен.
Деда, о чем ты задумался?
Дед. Неужели мы снова встретимся!
Сережа. Ты это про кого?
Дед (как бы очнулся, оторвался от своих мыслей.) Про своих товарищей. Сколько лет не виделись… Надо отыскать нашу роту. Помню, мы стояли у села… (Вспоминает.) … Кадушкино. Но точно не скажу, отбили мы уже село у фашистов или только собирались отбить. Вот ведь память стариковская!.. (Сереже). Ты не устал?
Сережа посмотрел на Ведущего...
Ведущий. В солдатских сапогах шагать тяжело, не то, что в кроссовках. Сапоги велики и…
Сережа (Деду). Дед, я устал,
Дед. И я устал. Солдаты всегда усталые…  Сделаем привал.
Ведущий. Путники свернули с дороги, углубились в лес. Сережа как дошел до разлапистой елки, так и повалился в мягкий зеленый мох и тут же уснул. И ему приснилось....

                                                        Сцена 4.

    На заднем плане сцены проецируется икона «Параскевы Пятницы» Выходят чтецы со свечами.

Фонограмма взрывов.. затем начинает звучать «Херувимская». На ее фоне – чтение стихов (литературный монтаж). В конце монтажа дети ставят 2 свечи в подсвечник.

1чт.  Война не щадит никого и ничего, даже храм Божий! Но церковь Параскевы Пятницы         у берега Волги  в Кировском районе выстояла в страшное время Сталинградской битвы.

2 чт. Изуродованная взрывами, без куполов, она не исчезла, она- была!

3 чт. Именно к этому святому месту тянулись люди во время бомбежек. В стенах обезглавленного здания сталинградцы спасались от бомб и снарядов.

4 чт. Люди верили в неприкасаемость  святыни.

Мать солдата. Нет, это не я. Это кто-то другой страдает,

                  Я бы так не смогла.

                  А то, что случилось,

                 Пусть черные сукна покроют,

                 И пусть унесут фонари…

Продолжает звучать «Херувимская»

1 чт.    Она поседела в разлуке

        За годы великой войны.

        ЕЕ терпеливые руки

        Огнем и трудом крещены.

2 чт.    В те годы пришлось ей несладко:

        Ушла вся семья воевать.

        А дома она и солдатка,

        И также солдатская мать.

3 чт.  Но победы она выносила,

          не хмуря высоких бровей,

        пахала она и косила

4 чт.    За мужа,

        За старшего сына,

        За младших своих сыновей.

Мать солдата.  Я пришла поставить свечу за ПОБЕДУ. И пусть скажут, что так нельзя, но мне больше не во что верить!! Здравствуй СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА! Стены твоего храма разрушены, но я знаю. Ты меня слышишь! Молю тебя, спаси моего сына!

( Мать ставит в глубине сцены свечу, опускается перед свечой на колени и замирает.)

                                               Сцена 5.

 (Дед выходит на авансцену уже без бороды).

 А проснулся оттого, что рука Деда легонько трясла его за плечо.
Дед. Пора!
Сережа. Куда пора? (Осмотрелся. Пытается вспомнить – где он) Где я?
Дед (
осторожно). Может быть, вернемся... пока не поздно?¬
Сережа (
все вспомнил.) Нет! Мы в походе, мы идем на войну!
Дед. Зачем тебе война понадобилась?
Сережа. Хочу знать, как совершают подвиги.
Дед (недовольным тоном). Герои! Подвиги!.. Это же жизни человеческой стоит!..
Далекий удар грома. Всполох далекой молнии.
А знать, конечно, надо. (Всмотрелся вдаль.  Вздохнул. ) Знать, конечно, надо…
Вновь зазвучала походная мелодия, сквозь которую прорываются летние, полевые звуки.
Ведущий. Как это случилось? Как произошло?..
Шли Дед и Сережа на давно отгремевшую, давно отпылавшую войну. Шли по старой дороге, где когда-то катили пушки и громыхали танки и месила осеннюю грязь усталая неистребимая пехота, которую в народе любовно зовут «матушкой пехотой».
Сколько дней и ночей шли Сережа и Дед на войну, никто не считал, а сами они сбились со счета.
Сережа. Когда же мы придем на войну?
Дед. Не спеши. Еще навоюемся. Привыкай.
Сережа. А я привыкаю. (Ведущему). Сапоги стали легче, и воротник гимнастерки уже не трет шею… (Профессионально поправляет пилотку на голове.) И звездочка – как положено. (В сторону Деда – с гордой благодарностью). Дед научил!
Ой, Деда, что с тобой?
Ведущий. С Дедом происходили странные перемены: его белая борода неожиданно порыжела, а потом вовсе не стало бороды.
Сережа. Я точно помню – Дед не сбривал ее!..
Ведущий. Остались только усы, да и те стали жиденькими – два рыжих перышка.
Сережа. И глаза у Деда повеселели! И шаг стал пружинистым, а голос твердым.
Дед (по-молодецки радостно и громко). А ну – шире шаг!
Сережа (радостно). Деда, ты молодеешь!
Дед. А то!
Ведущий.  С каждым днем Дед становился моложе. И только для Сережи он оставался Дедом.
Музыка оборвалась. Громкий раскат грома. Совсем близко. Странная, военная тишина. Как это случилось? Как произошло? Все вокруг неожиданно изменилось. Светило солнце. Зеленела трава. Небо было голубым… А птицы перестали петь. Откуковала, закончила свой таинственный счет кукушка. Затаились звери. Все замерло.
Сережа (тихо). Деда… Мне кажется, что мы одни в целом мире…  А все люди, птицы, звери покинули землю…
Сережа прижался к Деду.
Вернемся домой, Дед!
Военная Тишина.
Дед. Поздно. Теперь уже возврата нет.
Сережа. Почему нет?
Дед. Мы уже на войне.
Сережа огляделся.
Сережа. Какая тихая война!.. Я думал, все вокруг грохочет, как гром. А на войне даже птицы не поют. Тихо.
Дед (вслушиваясь в тревожную тишину). Да уж тихо…
Тревожный звук. А. П. Чехов сказал бы, что «где-то лопнула струна».
Сережа (посмотрел в сторону). Деда, солдаты!
Наползает музыка тихой, бесшумной ночной атаки.
И Сережа, и Дед, и Ведущий видят эту – невидимую зрителям – цепь солдат.
Дед (шепотом). Не бойся – это наши…
Ведущий (негромко). Солдаты шли цепью слева и справа.
Сережа (шепотом). Сзади тоже солдаты.
Ведущий (негромким, но нагнетающим тревогу голосом). Солдат было много, и от их тихих шагов едва заметно вздрагивала земля. Солдаты держали в руках длинные винтовки с примкнутыми штыками и смотрели вперед.
Музыка потихоньку нарастает. Тема войны нагнетается примерно так, как в «Бо-леро» Равеля.
Ведущий.: Сережу и Деда они не замечали, а может быть,  принимали за своих – большой солдат и маленький.
Сережа. Ой, а этот солдат похож на нашего соседа Федора Федоровича! А вон тот похож на дядю Егора. А санитарка… так похожа на маму…
Музыка оборвалась.
Ведущий. Воздух!
Сережа вопросительно посмотрел на Деда.
Дед. Ложись!
Сережа. Куда?! Грязно же!
Дед сильным рывком бросил мальчика на землю и упал с ним рядом. Надсадный рев пикирующего бомбардировщика. Пулеметные очереди и взрывы. Непонятный свист. Вспышки света.
Сережа. Что это, Дед?
Дед. Пули!
Тишина. Сережа осторожно встал, осмотрелся.
Сережа. А где солдаты, Дед?
Дед (мрачно). Полегли… Побил их фашист..
Сережа. Как появились солдаты из тумана, так и исчезли. В тумане. Навсегда. Были, и нет их… (Всмотрелся вперед.) Дед, смотри!..
Вновь зазвучала музыка атаки.
Ведущий. Не все солдаты полегли. Оставшиеся в живых поднялись, отряхнули с шинелей землю и зашагали дальше тихим, охотничьим шагом. И на их синеватых штыках сверкало восходящее солнце.
Музыка нарастает.
Ведущий. А Сережа стоял рядом с Дедом и внимательно всматривался в лица уходящих в бой и все искал глазами соседа Федора Федоровича, и дядю Егора, и санитарку, так похожую на маму. Но их не было.

                                                  Сцена 6.

Инсценировка стихотворения « Я жить хочу…»

( В записи звучат взрывы (5 секунд), затем вновь музыка «Херувимской»).

Солдат.  И когда я погиб,

На какой-то миг

Давний бой

Пред моими глазами возник…

…Мы идем в наступленье_

За взводом взвод…

Ночь. Над нами-

Обугленный небосвод.

И строчит

танковый наш пулемет-

Мой наводчик

 Во всю на гашетку жмет!

Снова-

Длинная очередь по врагу!

И опять я со взводом

вперед бегу!

1 чт.    А противник

        За миною мину шлет:

        Перелет-недолет,

        Перелет- недолет….

Пауза, музыка останавливается.

2 чт.  Вот у вражьих траншей

        Залегли стрелки.

        Вот раздастся свисток.

        И тогда – в штыки.

         И тогда…

        Лиха беда - не беда…

        Но – удар!

Фонограмма: взрыв.

Солдат.  Я проваливаюсь в никуда.

             Только искры в мозгу,

             Только звезды из глаз..

Сколько был без сознанья-

Мгновенье? Час?

Звучит музыка «Мертвое поле».

3 чтец. А когда он очнулся

Вокруг – мертво.

Никого. Никого.

4 чтец. Вот такое, брат, дело.

Не дело- дрянь.

Ноги напрочь разбиты-

Попробуй встань.

Солдат. А ко мне по лощине

Бегут враги.

Вот все ближе,

Все ближе гремят шаги.

Притворился убитым.

Плашмя лежу.

Сам за ними,

Прижавшись к земле, слежу.

1 чтец. Вот шаги отгремели-

Бегом, бегом,

Кто-то даже

Задел его сапогом….

2 чтец.  Наконец-то умолкнул

И топот ног.

Как беспомощен он,

Как одинок!...

Солдат.

Собираю все силы,

Все, что могу,

Лишь бы только во тьме

Не попасть к врагу!

Под себя подминая

Траву, лозу,

Я полночи от смерти

К своим ползу.

3 чтец.

Он сознанье терял

Уже двадцать раз,

Вещмешок он забросил

И противогаз.

Солдат.

Лишь винтовку еще

За собой волочу.

Как я жить хочу!

Как я пить хочу!...

4 чтец.

Вот убитый лежит.

Он к нему ползет,-

Может флягу с водой

У него возьмет?....

Солдат.

 Подползаю, а фляга его пуста..

Я опять от куста ползу до куста.

1 чтец.

Где же рота его?

В какой дали?

Он, наверно. Прополз уже

Полземли!

2 чтец. А своих еще нет.

А своих еще нет…

И над ним-

Зеленый мертвящий свет,

Свет развешанных в небе чужих ракет.

3 чтец. А за ним-

Бесконечный кровавый свет…

Ему лишь восемнадцать с немногим лет.

Солдат. Я ползу.

Я весь путь про себя кричу:

«Как я жить хочу!

Как я пить хочу..!»

 И опять тишина, музыка останавливается.

4 чтец.

Вот опять убитый.

Но что за бред-

И опять в его фляге

Ни капли нет!

Солдат.

У меня все спеклось в пересохшем рту.

И ползти уже больше невмоготу!

Чтецы подходят к солдату. Окружают его, склоняются над ним. Звучит «Херувимская»

         …Я еще двадцать раз

        Умирал в ночи….

        И меня не смогли

 Воскресить врачи…

Чтецы расходятся по сцене , ставят 2 свечи и уносят раненного. Звучит песня «Нежность»

                                               Сцена 7.

Сережа. Деда, мне страшно…
Удар грома, похожий на взрыв снаряда. Тишина.
Ведущий. Как это случилось? Как произошло?..
Дед. Здесь танкоопасное направление. Будем окапываться, рыть окоп!
Сережа. Я знаю, что такое окоп! Это яма!
Дед. Окоп – солдатский дом, четыре стены, а вместо крыши небо.
Сережа. А если пойдет дождь?
Дед. Наденем плащ-палатки. Вот и вся крыша... солдатская. Бери лопату!
Ведущий. Дед поплевал на руки и взял большую тяжелую лопату. И Сережа поплевал на руки и взял лопату поменьше – малую саперную, так она называется по-военному. И они стали рыть окоп. Земля была плотная, лопата резала ее ломтями. У Деда ломти были ровные и увесистые. А у Сережи тонкие и часто рассыпались.
Дед. Бери на полный штык.
Сережа. Не получается на «полный штык»!
Дед. Терпи…  Сам захотел узнать, что такое война. Теперь терпи. Война требует терпения…
Ведущий. Яма, именуемая окопом, медленно становилась глубже, и от нее веяло прохладой, словно на глубине земля была не летней, а зимней, холодной. Солнце село за линию фронта, когда Дед сказал…
Дед. Будет!
Ведущий. И воткнул лопату в землю. У Сережи болели стертые руки и от непривычной работы  ломило все тело. Он постелил на дно окопа шинель, свалился на нее, свернулся калачиком и заснул. Обычно он засыпал медленно и неохотно. Да еще требовал, чтобы ему почитали. На войне он заснул сразу. Было тихо – так тихо бывает только на войне. Война затаила дыхание…

Танцует группа девушек. Звучит песня «Зажгите свечи». В конце танца берут свечи и уходят.

Занавес закрывается.

                                               Сцена 8

Ведущий. Дед с трудом перевалил через бруствер, упал на дно окопа и долго лежал без движения, Сережа заметил, что рукав дедовской гимнастерки был темным от крови. И вспомнил санитарку, похожую на мать.
Сережа. Дед лежал с закрытыми глазами и тяжело дышал, словно ему не хватало воздуха. Я никогда не видел Деда таким бледным и бессильным… (Отчаянным шепотом). Я не знаю, как помочь раненому солдату. Никто не научил меня этому.
Ведущий. Наконец Дед нашел в себе силы и оторвал голову от земли.
Дед. Наши все погибли. Сперва на мину наткнулся Старшина…  Так рвануло, что костей не соберешь... Дальше мы поползли вдвоем с Володей. Долго ползли. Все село Кадушкино исползали. Все огневые точки нанесли на карту. А когда возвращались... фашист три снаряда выпустил. Володя у меня на руках умер. Мне тоже осколок достался от тех трех снарядов. (Дед закрыл глаза и на время потерял сознание).

Занавес открывается.

                                               Сцена 9.

Инсценировка по мотивам одноименного рассказа А.Платонова «Полотняная  рубаха». Исполняется песня «Вьется в тесной печурке огонь».

Действующие лица: Мальчик Сережа  из сценария, Медсестра, Раненые-3 человека.

Раненые 1,2 сидят, рядом Мальчик.

Раненый 3 лежит. Медсестра склонилась над ним, поправляет повязку.

Медсестра. Тяжелое ранение. Ночью еще бредил, в лихоранке был, теперь поправляется.

Мальчик . (подает стакан с водой Раненому2 ) Дяденька, а как тебя звать?

 Раненый 2. Петр Иванович, а родом я из Воронежа.

Раненый 1.   А я из—под Калуги. Там жил и работал в колхозе.

  Раненый 2. Я на учителя учился. После войны, ежели жив буду, закончу свою науку, учителем стану. Так умирать неохота…

    Раненый 3 ( поворачивает голову, слабым голосом). А мы и не будем. Мне вот родная моя  мать умирать никогда не велела ! И вот живу и буду жить, хоть огонь прошел меня насквозь и 2 дырки в легких оставил, дышать трудно. Помню я свою жизнь с того утра, как я проснулся прижавшись к матери. Отец у меня умер давно, его я не помню. Это было еще до революции. Мать много работала, но жили мы бедно, я рос тихо, долго  был маленькисм. Помню как плпкал, когда мать уходила на работу, зато вечером для меня было счастье. Мать укладывала меня спать и сама ложилась рядом. Я к ней прижималсыя и целовал ее нательную рубаху. До сих пор помню ее теплый запах.  (Обращается к раненому 1) Ты этого, наверное, не понимаешь?

     Раненый 1. Нет. Моя мать умерла при родах, я ничего о ней не знаю и отца не помню.

     Раненый 3. Это плохо… Кто ни отца, ни матери не помнит, тот и солдатом иредко бывает хорошим. (Тяжело дышит).

Небольшая пауза. Медсестра подходит к раненому3, поит водой из стакана чайной ложкой. Сережа помогает. Раненые вздыхают.

       Мать жалела меня и, чтобы я не скучал по ней, когда ее нету, отдала мне свою нательную рубаху. Незадолго до Октябрьскойй революции заболела воспалением легких. Перед смертью она обняла меня и велела жить. « А ты живи, ты живи – не бойся! Побей, кто ударит тебя. Живи долго, живи за меня, за всех нас, не умирай никогда, я тебя люблю». Рубаха матери почти истлела, но цела еще, и в ней я всегда чувствую мать, в ней она бережется для меня.

  Медсестра. А где сейчас эта рубаха?

  Раненый 3. Хранил я материнскую рубаху у себя на груди,за пазухой. Сейчас она у меня под подушкой.

  Раненый 2. Где ты получил такое тяжелое ранение?

  Раненый 3.Ты слыхал о Проне-реке?

 Раненый 2. Слыхал.

  Раненый 3. Мы форсировали Проню как раз 22 июня 44 года. Всю ночь работала наша артиллерия, потом перешли мы рубеж, реку эту, идем вперед, БОЙ ИДЕТ НОРМАЛЬНО. Вдруг командир машины говорит мне, что кончился весь боекомплект. Огонь вести нечем, а приказа выходить из боя нет. Веду я машину и вижу: из дзота противника бьеттяжелый пулемет огнем в упор. Тут злоба стала во мне сильной, тронул рукой на груди рубаху моей матери, и…наехал на врага. Машина просела в бревна и заглохла. Потом себя не помню. Когда очнулся, понял: дзот раздавили, но и сами подорвались. Меня контузило, кровь из носа.  Стал выбираться из машины. Выбрался.

  Мальчик. И все?

  Раненый 3. Не все. Сейчас отдышусь…

  Выбраться-то я выбрался, да у машины и залегОгонь был сильный. Два немца бросились на меня…  И в тот же момент оба пали на землю. Сразил их наш боец. Встал надо мной и говорит: «Живи, брат!», а сам дальше в бой ушел. Я спрашивал о нем, когда меня в госпиталь эвакуировали, да говорили разное. Сказали мне его имя,  но неправильно, никто на такую фамилию не отзывается. (Обращается к  Раненому 1) Ты не слыхал про такого: Вермишельник Демон или Демьян, что ль, Иванович?

  Раненый 1. Слыхал. Его зовут Карусельников Демьян Иванович.

  Раненый 3. А где он сейчас, не знаешь?

  Раненый 1. Знаю

  Раненый 3. Жив он?

  Раненый 1. Живой.

  Раненый 3. Да где же он?

  Раненый 1. Он тут. Демьян Карусельников.

  Раненый 3. Где? Ты что ль? Едва ли!

  Раненый 1. Так точно, старшина, это я.

  Раненый 3. А не похож! Ты не похож на того, хоть я его и не разглядел, не помню совсем…Вот как вышло! А ведь ты говорил, что безотцовщина…

   Раненый 1. Материнской рабахи у меня не было за пазухой…  А Родина у меня есть, как у тебя и у них. (Обводит рукой присутствующих на сценге и в зале.) Оттого, сам видишь, и ты цел, и мы живы.                 

           

                                               Сцена 10.
Ведущий. Дед прижался щекой к земле окопа. Затих.
Сережа. Дед, а умирать на войне больно?
Дед. Умирать везде больно.
Сережа. Как же они терпели?
Дед. Тут выбора нет... Я все думаю, напрасно ты на войну пришел.
Сережа. Не напрасно.
Дед. Посмотреть войну и в кино можно. Здесь не смотрят – всё на себе испыты-вают.
Музыка Войны. Сережа отходит в сторону от Деда.
Сережа. Значит, и меня будет испытывать война?.. Значит, и мне будет больно?.. Как Деду. (Деду). Болит?
Дед. Не в этом дело…  Надо доставить в полк разведданные. А сил, сам видишь, нет.
Ведущий. Дед уронил голову и закрыл глаза. И Сережа слышал, как Дед скрипнул зубами, чтобы не застонать от боли.
Сережа. Я сбегаю в полк.
Дед. Не пущу!
Сережа. Но ведь ты не можешь!
Дед. Я... не дотяну.
Сережа. А я мигом!
Музыка Войны.
Дед. Мигом не получится. Здесь на войне все с головой делать надо... До рощи ты доползешь. А там деревья тебя укроют. Вот разведданные. За них мои товарищи жизнь свою отдали.
Ведущий. С этими словами раненый солдат протянул Сереже клочок бумаги… (Выходит с ней на авансцену.)

                                               Сцена 11.
Музыка Войны нарастает. Звучит «Реквием» из балета Хачатуряна «Спартак»

1-чтец.  Сталинградцы были поглощены своей бедой, подавлены той страшной катастрофой, которая разразилась над этой узкой полоской земли.

        2 чтец.  «Неужели война со всеми так? И с отцом, и с братом, и с матерью, и с маленьким невинным ребенком?» - хочу крикнуть я.

        3 чтец. Детям нельзя быть на войне! Нельзя!

        4 чтец. Кому сказать эти слова, чтобы остановить кошмар? Люди! Остановитесь!

Появляются участники литературного монтажа – дети. В оборванной одежде, испуганные.

1 ребенок. С вечера нас бомбили «Юнкерсы», и все вроде бы стихло. И вдруг- страшный и сухой треск, белая вспышка, и воздушная волна опрокидывает все в подвале. Все сжалось . жду, и, как черепаха. Втянув голову, замер, готовый ко всему, только не к смерти! «Я не умру! Я не умру. Я останусь!»

2 ребенок.  В меня нацелены все бомбы и снаряды, которые есть на земле. Сейчас рухнет свод и разлетится в щепы наш подвал, и ничто меня не спасет. Уже не чувствую своего тела, страх сжал, спрессовал меня в одну точку, с меня будто содрали кожу, я устала бояться!!! « Я не умру, я не умру. Я останусь!!!»

3 ребенок. Взрывы то удаляются, то вдруг обрушиваются на нас откуда-то сверху, и тогда мы в тоскливом ожидании замираем, перестаем дышать. Сколько продлиться бомбежка? Час? ДВА? А , может, всего полчаса? Время замерло. Надо оборвать этот кошмар, выскочить из него. Я устала бояться. «Я умру, я не умру, я останусь!»

Опускается экран.

            Видеофильм «Расстрелянное детство».

                                               Сцена 12.

Звучит печальная мелодия.

1 чтец.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху : «За упокой».

2 чтец.

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

А дальше – муж,  невыжившие дети,

В войну пропавший без вести жених..

3 чтец.

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть,-

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь..

4 чтец.

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали…

А сам он служит точкою опоры

Общения Умерших и Земли.

                                               Сцена 13.

А у двух солдат, большого и маленького, была одна фляга с водой на двоих. Фляга алюминиевая, в брезентовой рубашке, с нарезной пробкой, которая завинчивалась. И воды в ней было не более половины. То Дед попьет, то внук утолит жажду, а вода не кончалась. И вдруг мальчик заметил, что после Деда вода не убывает.
Сережа. Дед не пьет, только прикладывает горлышко фляги к губам – бережет воду для меня!..
Ведущий. И Сереже стало стыдно, что он пьет, а раненый терпит, хотя губы его пересохли и потрескались. И когда Дед снова протянул флягу, мальчик не сделал ни глотка, только поднес алюминиевое горлышко ко рту и подышал водой.
И хотя жажда мучила его и пить ему хотелось еще больше, он вдруг почувствовал радость.
Сережа. Значит, я могу терпеть, хоть это очень трудно! Могу приказать себе и выполнить приказ.
Ведущий. Сережа завернул пробку, вытер рот тыльной стороной ладони, как делают, попив всласть водицы, и вернул флягу Деду.

                                               Сцена 13.

Читают дети.

1.Мы пришли в этот храм не венчаться.

Мы пришли в этот храм не взрывать,

Мы пришли в этот храм попрощаться,

Мы пришли в этот храм зарыдать.

Потускнели скорбящие лики

И уже ни о ком не скорбят.

Отсырели разящие пики

И уже никого не разят.

2. Полон воздух забытой отравы,

Не известной ни миру,  ни нам.

Через купол ползучие травы,

Словно слезы, бегут по стенам.

Наплывают бугристым потоком,

Обвиваются выше колен.

Мы забыли о самом высоком

После стольких утрат и измен.

3. Мы забыли, что полон угрозы

Этот мир, как заброшенный храм.

И текут наши детские слезы,

И взбегает трава по ногам.

Да! Текут наши детские слезы.

Глухо вторит заброшенный храм.

И взбегают ползучие лозы,

Словно пламя . по нашими ногам.

Тишина.

                                               Сцена 14.
Удар грома.
Ведущий: Как это случилось? Как произошло?
Солдатский окоп превратился в маленькую крепость. Весь гарнизон крепости состоял из двух человек – Сережи и Деда. И возникла эта крепость в поле, на ничейной земле, между своими и врагами, как между небом и землей.
Сережа. На третий день нас обнаружили и начали обстреливать из орудий.
Ведущий. Земля загудела, задрожала, заходила. То спереди, то сзади земля с кустами, травой, камушками взмывала вверх и тяжело опадала, словно пыталась засыпать окоп и его обитателей. А на месте взрыва возникла безобразная черная воронка, и от нее пахло горелым.
Дед. Недолет... Перелет... Левее, правее.
Ведущий. И хоть Дед был раненый, но, когда с неба летели комья поднятой взрывом земли, он старался прикрывать Сережу своим телом. Наконец, решив, что от маленького дерзкого окопа ничего не осталось, враги прекратили огонь.
А Сережа, оглушенный взрывами, бледный и измученный, все жался к Деду, все искал у него защиты.
Дед. Артподготовка закончена!
Сережа (прошептал). Артподготовка закончена.
Ведущий. Прошел еще один день и еще одна ночь. Сережа проснулся и встал на ноги. Раненый Дед метался в жару и просил пить. Теперь Сережа нес службу за двоих: за себя и за Деда. Он наблюдал за тем, что происходит на переднем крае. Оттуда, со стороны села, вдруг стала доноситься стрельба. Снова заухали орудия. Видимо, полк, уничтожив ночью огневые точки, начал штурм села.
Удар грома.
Как это случилось? Как произошло?
Впереди окопа показался танк.
Сережа. Танк!.. Какой маленький… И жужжит как шмель…
Ведущий. Был он сперва маленьким, безобидным и гудел, как шмель. Но с каждой минутой танк становился все больше.

                                               Сцена 14.

Одновременно с действием на экране, где двигается танк, идет диалог и действие на сцене. Создается впечатление, что дед погиб , взрывая танк.

                     Видеофильм «Подрыв немецкого танка»


Нарастающая музыка Войны- 7 симфония Шостаковича.

(Казалось, танк рос на глазах. Мотор грозно ревел, гусеницы лязгали железом. А на броне стали различимы черные кресты. Он тяжело взбирался на пригорки и со скрипом скатывался вниз. Его длинная пушка угрожающе покачивалась, словно ждала удобного момента, чтобы выстрелить. Фашистский танк шел на маленькую солдатскую крепость – на окоп, дерзко вырытый на ничейной земле.
Сереже вдруг стало не по себе – сердце забилось тревожно, и мальчик упал на дно окопа рядом с притихшим Дедом.)
Дед. Ты что?
Сережа. Дед, мы погибаем! Дед, пришел конец! Он ползет на нас.
Дед. Танк?
Сережа кивнул.
Времени мало. Слушай и запоминай. Этот танк хочет обойти наш полк слева и неожиданно ударить с фланга. Но у него ничего не выйдет. Я помогу своей роте, зря, что ли, пришел на войну.
Сережа. Дед, он же раздавит тебя!
Дед. Если так рассуждать, никогда не победишь врага.
Ведущий. Дед достал из ниши, вырытой в стенке окопа, гранату, похожую на большую консервную банку.
Сережа. Разве гранатой его остановишь?
Дед. Остановишь, если к гранате добавишь еще кое-что.
Сережа. Что добавишь?..
Дед. Если я не вернусь, пойдешь домой один. Это мой приказ!
Ведущий. Дед хотел еще что-то сказать, но грохот фашистского танка заглушил его голос.
Земля дрожала. Приближающийся танк становился все больше, все громадней. Гусеницы безжалостно перекапывали нежную землю. Пушка зловеще покачивалась.
Сережа (пересилив страх.) Можно я с тобой?
Ведущий. Он произнес эти слова громко, но в грохоте танков Дед не услышал просьбы внука.
Ведущий. А может быть, и услышал, но не захотел напоследок сказать «нет»!
Ведущий. Дед стиснул зубы, чтобы заглушить боль, перевалил через бруствер и, прижимаясь к земле, пополз навстречу ревущей громаде.
Музыка Войны нарастает. Сквозь нее проступает лязг гусениц танка. Отчаяние охватило Сережу.
Сережа. Я хотел было броситься за Дедом, но в это время на конце длинного ствола пушки ослепительно сверкнуло рваное пламя, прогремел выстрел. И совсем близко от окопа разорвался снаряд. Воздух стал плотным, почти твердым…
Ведущий. Взрывная волна сбила мальчика с ног и бросила на дно окопа. А когда же он поднялся на ноги, ему на голову и на плечи посыпались комья земли.
Сережа. Танк был совсем близко.
Дед. Но выстрелить ему не удалось!
Ведущий. Сережа увидел, как рядом с огромным танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата.
Сережа. Деда!..
Ведущий. И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в черном облаке забилось оранжевое пламя.
Мы видим яркое светлое Солнце.
Музыка Войны оборвалась. Ведущий выходит на авансцену. Фигурка солдата исчезла.
Сережа (тихо). Дед!.. (Громче). Де-ед!.. (Отчаянно). Де-е-е-ед!..
!Ведущий.
Фашистский танк замер. Он горел, как деревянный. Временами раздавались взрывы – это рвался боекомплект: снаряды и патроны. А потом все кончилось. И только с того места, где стоял танк, к небу поднимался столб дыма и черной сажей пачкал проплывающие облака.


Ведущий. Сережа поднялся с земли. Но был он уже не прежним Сережей, а превратился в бойца, стойкого на всю жизнь. Он огляделся: фашистского танка не было, вместо него на земле возвышалась горка пепла. Танк рассыпался, исчез.
А Дед лежал рядом как живой. Солдат, заснувший после трудного боя.

Дед (голос за кадром – фонограмма): « Ты хотел знать, как совершают подвиг... Это же жизни человеческой стоит».

                                               Сцена 15.

Сережа уходит  медленно со сцены, по залу.
Ведущий. Как это случилось? Как произошло?
Пришел Сережа на войну с Дедом, а домой возвращался один. Шел по разворочен-ной танками фронтовой до¬роге, мимо палаток медсанбатов, от которых доносился жутковатый дух лекарства. Шел мимо воен¬но-полевых пекарен с родным, теплым запахом хле¬ба – запахом жизни. Бойцы попадались ему все реже, а потом их совсем не стало. Теперь Сережа шел мимо заброшенных окопов и землянок, по бывшей «ничейной» земле, навсегда ставшей нашей. И на этом военном пути все было пройденным, пережитым, бывшим.
Актер. Шел Сережа один, а ему казалось, что Дед идет рядом и подковки дедовских сапог нет-нет да звякнут о камень.
Зазвучала фонограмма полевого лета. Закуковала кукушка. Сережа отнес свою куклу и тоже поставил ее не рядом с павшими воинами, а чуть впереди их шеренги. Сам Сережа вышел на авансцену и встал между Ведущим и Актерами.
Ведущий. Сережа не заметил, как запели птицы, застучал дятел и вещая птичка кукушка начала отсчитывать годы мира. А потом старая безлюдная дорога войны затерялась среди деревьев, полей и селений. Из прошлого Сережа вернулся в наш день.
Сквозь фонограмму стали проступать ритмические удары, похожие на биение Сердца.
Ведущий. Но это был уже не прежний Сережа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нуж¬ный момент остановить врага. Сердце Деда.
Удары нарастают. Ведущий, Актер и Сережа расходятся по краям сцены.  ТИШИНА,

+++

1 чтец. Тем, кто сражался за Родину, неведомо было, когда оборвется их жизнь.

2чтец. Но они верили в силу своей страны, в себя, в победу.

3 чтец.Они искренне любили, хотели жить, растить детей.

4 чтец. Они. Убитые войною. Живут в нас, в наших сердцах. В наших душах.

Звучит песня «Майский вальс». Исполняют девушки.  На заднем фоне кадры из видео «Победы».

Занавес.