«Музыкально-литературный салон Липецкого курорта» (театрализованный устный журнал) (интеграция литературы, краеведения и дополнительного образования)

Кудашева Людмила Ивановна

В начале XIX века война с Наполеоном сделала невозможным выезд русской знати на знаменитые европейские курорты. И в 1805 году по Указу Александра I в Липецке открывается курорт «марциальных» вод, посетить который стало данью моды. Курорт знал первых красавиц Москвы и Петербурга. В 1837 году его посетил будущий император Александр II вместе со своим воспитателем В.А. Жуковским. Здесь лечились и отдыхали знаменитые литераторы, художники и музыканты. Автор разработки предлагает увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме театрализованного устного журнала, где каждый может проявить своё творчество. В спектакле заняты учащиеся старших классов. Концертные номера готовятся заранее и подбираются по желанию участников спектакля с учетом природных данных. Сценарий может быть взят за образец с учетом краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-literaturnyy_salon_lipetskogo_kurorta.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации г. Липецка

МБОУ гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой

Музыкально-литературный

салон Липецкого курорта

театрализованный устный журнал (выпуск №1) для старшеклассников,

посвященный  210-й годовщине  Липецкого курорта

/из серии « Земли родной минувшая судьба »/

Кудашева Людмила Ивановна,

        методист, педагог дополнительного образования, руководитель детского т/о «СПЕКТР»

        МБОУ гимназии №19

        им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Липецк - 2016


Аннотация

Любовь к родине – не отвлечённое понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры.

                                                                                        А.Н. Толстой.

        В 2013 г. Липецк отметил своё 310-летие, а 6 января 2014 г. Липецкой области исполнилось 60 лет. В связи с этим повсеместно проводились игры, конкурсы, викторины. Всё это позволило расширить и углубить знания о родном городе и крае, узнать о людях, живших и творивших в Липецке, вспомнить события, связанные с историей Липецкого края и нашей Родины.

        Особо следует остановиться на открытии Петром I липецких «марциальных» вод и создании Липецкого курорта, которому в 2015 году исполнилось 210 лет.

        Сценарий написан на основе собранного и обработанного материала по краеведению  методистом, руководителем детского творческого объединения «Спектр» гимназии №19 г. Липецка Кудашевой Л.И.

        Музыкальное оформление спектакля, декорации и костюмы с учётом исторической эпохи выполнены педагогами и учащимися гимназии.  

ЦЕЛЬ:  Создание условий для развития творческого потенциала учащихся посредством  интеграции историко-литературного краеведения и досуга.

ЗАДАЧИ:

1. Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

2. Воспитание чувства патриотизма на краеведческом материале.

3. Развитие мотивации к познанию родного края посредством театрализации.

4. Формирование эстетического вкуса учащихся.

(На сцене – гостиная XIX века.

На авансцене – лужайка Нижнего парка.

Вдоль левой стены – статисты с 1 по 4; вдоль правой – с 5 по 8.

Под звуки вальса в исполнении духового оркестра входят артисты и занимают свои места. Слышны голоса птиц. На лужайке прогуливаются и беседуют 4 девочки).

1 девочка:         Как здесь красиво! Какая природа!..

2 девочка:         Помните, у Бунина…

                Не угас ещё вдали закат,

                И листва сквозит узором чётким,

                А под ней уж серебрится сад

                Светом и таинственным, и кротким;

                        Народился месяц молодой.

                        Робко он весенними зорями

                        Светит над зеркальною водой,

                        По садам сияя меж ветвями.

3 девочка:         Девочки, в 2015 году исполнилось 210 лет Липецкому курорту.

4 девочка:         И уже давно известны целебные «железистые источники» липецкой минеральной воды. Их открытие связано с именем Петра I.

1 девочка:         Он неоднократно посещал наши места по делам Азовских походов,  и когда в Воронеже строились русские корабли. 

2 девочка:         Петр I бывал в наших местах и в связи с закладкой Боринских, Липецких, Кузьминских железных заводов.

3 девочка:         Помните, у Михаила Васильевича Ломоносова написаны стихи в честь спуска на воду «Святого Александра Невского»:

                Гора, что горизонт на суше закрывала,

                Внезапно с берегу на быстрину сбежала.

                Между палат стоит, где был недавно лес.

                Мы веселимся здесь в средине тех чудес.

                Но мы бы в лодочке на луже чуть сидели,

                Когда б Великого Петра мы не имели.

4 девочка:         Девочки, историограф Липецкого курорта профессор Пфеллер в 1804 году писал, что первый источник минеральной воды был открыт Петром I в 1707 году.

1 девочка:         А вы знаете, что известно об открытии первого источника?

2 девочка:         Я читала, что однажды Пётр I приметил около косогора родник. Его поверхность была покрыта радужной плёнкой.

3 девочка:         И когда Великий государь прогуливался с генералом Сенявиным по территории нынешнего Нижнего парка…

(Звучат голоса птиц. На авансцену выходят Петр I и генерал Сенявин).

(продолжает): Государь попробовал водичку, обратил внимание на необыкновенный вкус и повелел сделать колодец.

(Мальчик-холоп устанавливает подставку, имитируя  родник).

Петр I:         Да, послужит нам эта водица. Многие болезни излечит… (Заметив саркастическую улыбку на лице генерала, повышает голос): Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до тех пор. Правда! Но я оставляю пример прочим. Не для себя тружусь, польза государству впредь.

Сенявин:         Великий государь!!! И великое открытие Вами сделано!

Петр I:         А посему быть со временем здесь курорту!

(Генерал зачитывает указ).

Сенявин:         Сии открытые «марциальные воды» использовать для лечения глазных, ножных и многих других болезней.

Петр I         Бери перо, пиши!

(Генерал пишет указ).

Петр 1 (диктует):        «О готовности Липецких марциальных вод зело радуемся. Просим быть на водах наших и иноземных гостей…» Пошлёшь донесение князю-кесарю. Пусть сообщит в эти страны, что курорт наш не хуже Карлсбада и Пирмонта будет.

Сенявин:         Будет исполнено, Великий государь.

(Петр 1 и генерал уходят. Голоса птиц стихают).

5 девочка:         Девочки, я читала, что многие получили пользу от воды, которую пили, купали в ней детей, омывали раны, промывали глаза… И многим она помогла.

6 девочка:         Вы знаете, что Пётр I не просто бывал в Липецке, а лечился здесь. И жил он во дворце, который был расположен недалеко от минерального источника.

7 девочка:         Бывал ли Пётр I в Липецке? Этот вопрос спорный. Но помните, когда мы были на экскурсии в краеведческом музее, экскурсовод сказала, что Пётр I не мог не бывать в Липецк – ведь из Преображенского в Воронеж дорога проходила через Липецк.

8 девочка:         А причём здесь Преображенское?

5 девочка:         Ну, как же! Из Преображенского, что под Москвой, везли под Воронеж отдельные части и детали для кораблей будущего флота.

6 девочка (останавливает спор):         Девочки, оставим этот спор для специалистов. Вернёмся к Липецким водам. Их открытие привлекло внимание учёных, и вскоре лечение на «водах» получило широкую популярность.

7 девочка:         Да, сюда стали каждый сезон прибывать из Петербурга, Москвы, Тамбова желающие поправить здоровье.

8 девочка:         Общеизвестно, что на Липецких водах лечились выдающиеся люди: Александр I, Александр II, Державин, Жуковский, Анна Петровна Бунина, Яков Петрович Полонский.

5 девочка:         Извини, я тебя перебью. Мне хочется добавить: здесь лечились Пушкины, Гончаровы, отец Лермонтова, Арсеньевы и многие другие.

6 девочка: _        Вы знаете, мне особо хочется сказать об А.А. Шаховском. Он бывал в Липецке на «водах» и в 1815 году написал пьесу «Урок кокеткам или Липецкие воды». Премьера спектакля состоялась в Петербурге.

(Тихо звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).

7 девочка:         На Липецких водах в летний сезон собирался цвет общества. Днём лечились, отдыхали, гуляли по улице Дворянской… (Пауза) .

8 девочка:         А вечером все собирались в литературно-музыкальном салоне.

(Звуки оркестра звучат довольно громко. На сцену выходят гости салона).

Хозяйка:         Проходите, дамы и господа. Пожалуйста, не стесняйтесь. Будьте, как дома. А я прикрою окно, чтобы звуки оркестра не мешали нам.

(Хозяйка подходит к окну, как бы закрывая его. Музыка резко обрывается).

Сегодня у нас интереснейший гость – Яков Петрович Полонский.

(Полонский привстаёт и кланяется присутствующим).

Хозяйка:         Яков Петрович, я знаю, что вы прекрасно читаете свои стихи. Прочтите, пожалуйста, нам что-нибудь.

Все:         Просим, Яков Петрович, просим. Прочтите, пожалуйста.

Полонский:         «Затворница».

В одной знакомой улице

Я помню старый дом

                С высокой, тёмной лестницей,

С завешенным окном.

                Там огонёк, как звёздочка,

До полночи светил,

                И ветер занавескою        

Тихонько шевелил.

                Никто не знал, какая там

Затворница жила,

                Какая сила тайная

Меня туда влекла,

                И что за чудо-девушка

В заветный час ночной

                Меня встречала, бледная,

С распущенной косой.

                Какие речи детские

Она твердила мне:

                О жизни неизведанной,

О дальней стороне.

                Как не по-детски пламенно,

Прильнув к устам моим,

                Она, дрожа, шептала мне:

«Послушай, убежим!

Мы будем птицы вольные –

Забудем гордый свет…

Где нет людей прощающих,

Туда возврата нет…»

И тихо слёзы капали –

И поцелуй звучал –

И ветер занавескою

Тревожно колыхал.

Все:         Замечательно! Прекрасно! Превосходно! (Аплодируют, благодарят).

Хозяйка:         Яков Петрович, прочтите нам, пожалуйста, ещё что-нибудь.

Полонский:         Дамы и господа, благодарю за внимание и комплимент. Но простите, сегодня я не совсем здоров. Травма ноги даёт о себе знать. Думаю, ни для кого не секрет, что мы приехали на воды подлечиться. А сегодня здесь много молодых литераторов. Давайте кого-нибудь из них послушаем. (Обращается к одному из гостей): Ну, к примеру, вы, молодой человек.

Гость:         Позвольте мне, Яков Петрович, прочитать Ваше стихотворение.

(Полонский кивает, гость-исполнитель встаёт и выходит на центр сцены).

«Кумир».

                Не сотвори себе кумира;

                Но верный сердцу одному,

                Я был готов все блага мира

                Отдать кумиру моему.

                Кумир немой, кумир суровый,

                Он мне сиял как божество,

                И я клялся его оковы

                Влачить до гроба моего.

                Полубезумен и тревожен,

                С печатью скорби на челе,

                В цепях я мнил, что рай возможен

                Не в небесах, а на земле –

                Так, чем свобода безнадёжней,

                Чем наши цепи тяжелей,

                Тем ярче блеск надежды прежней

                Иль идеал грядущих дней.

                Ноя разбил кумир надменный,

                Кумир развенчанный – упал,

                И я же, раб его смиренный,

                Его обломки растоптал.

                И без любви, без упованья.

                Не призывая тайных сил,

                Я глубоко мои страданья

В самом себе похоронил.

Все:         Замечательно! Превосходно. Спасибо! Браво!

Хозяйка:         Дамы и господа! Какой чудесный летний вечер! У меня прекрасное настроение, особенно после таких стихов Якова Петровича. Мне они навеяли воспоминания, образы. И так хочется послушать хорошую музыку. Давайте попросим  mademoiselle Helene исполнить что-нибудь. Helene, будьте добры, сыграйте Ваше любимое произведение.

Все:         Пожалуйста, просим Вас, очень просим.

(Helene садится к фортепиано и исполняет «Рондо» В.Моцарта).

Все:         Превосходно! Благодарим. Замечательно! Спасибо!

Хозяйка:         А теперь вернёмся к поэзии. Яков Петрович, Ваши стихи публика очень любит. Mademoiselle Julie хорошо читает. (Обращается к Julie): Не могли бы Вы нам прочитать Ваше любимое произведение Якова Петровича?

Julie:         С удовольствием. (Выходит на середину сцены): «Вальс «Луч надежды».

                        Надежды вальс зовёт, звучит –

                        И замирая зазывает:

                        Он тихо к сердцу подступает,

                        И сердцу громко говорит:

                        Среди бесчисленных забав,

                        Среди страданий быстротечных –

                        Каких страстей ты хочешь вечных,

                        Каких ты хочешь вечных прав?

                        Когда ж красавица пройдёт

                        Перед тобой под маской чёрной

                        И руку с нежностью притворной

                        Многозначительно пожмёт;

                        Тогда ослепни и пылай! –

                        Лови летучие мгновенья

                        И на пустые уверенья

                        Минутным жаром отвечай!

(Mademoiselle Helen тихо наигрывает вальс, некоторые гости вальсируют).

Все:         Превосходно. Замечательно. Спасибо.

Полонский:         Мне, право, неловко, что я сегодня оказался в центре внимания. Давайте послушаем стихи нашей землячки, первой русской поэтессы Анны Петровны Буниной. (Обращается к хозяйке салона): Говорят, Вы любите стихи Буниной? Не прочтёте ли нам что-нибудь?

Хозяйка:         С удовольствием. Вот строки, которые мне более всего нравятся:

                        Наружна красота поблекнет скоротечно.

                        За прелести лица нас могут час любить.

                        За красоту души нас любят вечно…

Все:         Браво! Превосходно!

Хозяйка:         Благодарю, господа. Mesie Serge, Вы хорошо играете на гитаре. Сыграйте, пожалуйста, Ваше любимое произведение.

Mesie Serge:         С удовольствием.

(Исполнение на гитаре).

Хозяйка:         Благодарю, господа. Mesie Antoine, Вы споёте нам что-нибудь?

Mesie Serge:         С удовольствием. Позвольте исполнить романс «Мой костёр в тумане светит…» на стихи Якова Петровича Полонского.

(Исполнение романса).

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт – и спозаранок

В степь далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни:

Как концы её,  с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, сокол мой,

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой?

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

Гость:         А мне больше нравятся народные песни. Как услышишь – так сердце замирает…

Хозяйка:         Позвольте, господа, я позову Настю. Как поёт! Какой голос! Ещё моя матушка любила слушать, как пела её бабка, наша крепостная.

(Подходит к дверям, зовёт): Ариша, пусть пришлют ко мне Настю!

(Хозяйка обращается к гостье): Mademoiselle Sofia, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу?

Sofia:                Да, позвольте продемонстрировать, хотя работа ещё не совсем готова.

(Достаёт работу и демонстрирует).

Все:         Прекрасный пейзаж. Вы, наверное, брали уроки у Васильева?

Sofia:                К сожалению, нет.

Гость:  Mademoiselle Sofia скромничает.  Я наслышан о её работах от местного художника Николая Васильевича Орлова.

Хозяйка:         Яков Петрович, вчера в Верхнем парке мы видели Вас за мольбертом. Позвольте узнать, Вы уже закончили свою работу?

Полонский:                Хотя работа ещё не совсем готова, я могу вам её показать.

(Достаёт работу и демонстрирует).

Хозяйка:         Прекрасный пейзаж. У Вас хороший вкус.

 (Появляется Настя).

Настя:         Простите, Вы звали меня?

Хозяйка:         Настя, спой нам что-нибудь душевное. Что ты пела утром в саду.

(Настя поёт народную песню).

Все:         Хорошая песня. Замечательно!

Хозяйка:         Спасибо, Настя, порадовала. Ступай.

(Хозяйка берёт поднос, на котором приготовлены фужеры с минеральной водой).

Хозяйка:         Дамы и господа, я благодарю вас за прекрасный вечер. Позвольте предложить вам здешней водички.

(Тихо звучит вальс. Пока Хозяйка угощает гостей,

они по очереди оставляют автографы в альбоме для посетителей.

Участники салона остаются на сцене. Звук микшируется).

5 девочка:         25 апреля 1805 года царь Александр I подписал указ об открытии государственного курорта «Липецкие минеральные воды».

6 девочка:         Этому событию способствовала военная ситуация: война с Францией сделала невозможным выезд дворян для лечения за границу.

7 девочка:         Вокруг минерального источника был разведён «английский сад».

(Звуки духового оркестра звучат громче. Девочки садятся к столику в центре зала. К ним подходит мальчик-бармен и угощает минеральной водой).

8 девочка:         Шли годы… Популярность Липецкого курорта росла. В 1865 году врач Новицкий организовал акционерное общество «Липецкие минеральные воды».

5 девочка:         Новые анализы воды показали, что она сходна по своим целебным свойствам с водой знаменитых курортов Германии – Либенштейна и Пирмонта. А в 80-е годы XIX века были открыты лечебные грязи.

6 девочка:         В годы Великой Отечественной войны курорт становится госпиталем. Для лечения раненых использовалось грязеводолечение.

7 девочка:         И сегодня слава Липецкого курорта, старейшего в России, не угасает. Здесь лечат многие болезни: нервной системы, желудочно-кишечного тракта.

8 девочка:         Но нельзя забывать, что постоянно липецкую минеральную воду пить нельзя, это может нанести вред. После месячного потребления следует сделать перерыв, а потом продолжить лечение. Всё это необходимо проводить под наблюдением специалистов.

(Звуки вальса усиливаются, участники спектакля выходят на середину зала).

Бармен:         Сегодня в нашем театрализованном журнале мы поведали вам об одной из ярких страниц из истории нашего города – об открытии Петром I «марциальных» вод и создании Липецкого курорта, которому в 2015 году исполнилось 210 лет.

1 девочка: _        Вот и всё, о чём мы хотели вам рассказать. А сейчас позвольте угостить всех липецкой минеральной водой.

(Артисты угощают зрителей минеральной водой.

Постепенно мелодия затихает. Зрители расходятся).

___________________________________________________________________

Спектакль был реализован во время проведения недели предметов эстетического цикла, технологии и дополнительного образования учащимися детского творческого объединения «СПЕКТР» гимназии №19 города Липецка. Роли исполняли учащиеся 9-11 классов. Показ спектакля состоялся неоднократно.

_________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Липецк и Липецкие Минеральные Воды. – СПб., 1868.
  2. Липецк. Страницы истории. Виктор Колтаков. Редактор Скрицкая В.Н. НПО ОРИУС, Липецкое издательство, 1991.
  3. Липецкая энциклопедия. Том третий. П – Я. ГУП «ИГ «Инфол», 2001 – 560 с.
  4. Нижний парк. История и современность. 200 лет. /Сост.: И.А.Кулешов, Н.В.Попова, Н.М.Кулешова. – Липецк, 2005.
  5. Петровские места в Липецке.. Исторический буклет. Сост. И.Жирова. – Липецк, 2003.
  6. Путеводитель по Липецкому краю. Часть 2.-Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2004 г. – 128 с.
  7. Путешествие по Липецкой области. /Сост.: В.Ф.Полянский, Н.В.Марков, А.Ф.Мартынов. – Воронеж, 1971.
  8. Трунов М.П. Липецкий курорт. – Липецк, 1915.
  9. Хрестоматия по истории Липецкого края. История Липецкого края с древнейших времён до наших дней. – Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. -376 с.