Как играть в театр

Жукова Ольга Олеговна

Жукова О.О, педагог-организатор лицея №590,
куратор лицейского театра «Вдохновение

 « Как играть в театр!»

 

Театр это искусство коммуникации. Он позволяет многое: высказать мнение и чувства , объясниться, развить свои мысли и идеи посредством палитры эмоций разных и порой неоднозначных. Причем  все это богатство и все разнообразие чувств и эмоций органично для человека, театральная постановка это же кусочек жизни.

     Отрочество - трудный период в жизни человека, это болезненный процесс самопознания, самопринятия и самоосознания как уникальной личности. Это время бунта и смятения чувств, время принятия  трудных решений.

Задача каждого, кто работает с подростками знать и уважать взрослеющую личность., что бы внутренние конфликты не превратили милого умного ребенка  в инертного, замкнутого, мрачного индивидуума, который, тем не менее, готов взорваться при малейшем давлении. Театр – это способ дать волю своим чувствам, мыслям, своей креативности, своему самолюбию и, что очень важно,  также способ завоевать признание и уважение сверстников и взрослых, что так необходимо в этом возрасте.

Дать волю своей эмоциональности , своему гневу и восторгу в процессе спектакля, в пределах заданной роли, не лучший ли это способ решить личностные проблемы подростка?

Задача школьного театра – развить личность. И не только ее творческий потенциал.  Придать уверенности в общении, привить навыки коммуникации вне школьного коллектива, показать пути для самореализации.

Группа как живой организм, непостоянный и личностно-окрашенный, в процессе коллективного сотворчества помогает каждому подняться до уровня выше обыденного. И в смысле актерской игры и в осознании себя как яркой индивидуальности.

     Театр это средство социализации. Речь идет о своеобразном « братстве» актеров, потому что все и вся в группе нацелено на одно: передать зрителю материализованную мысль и чувство. Лучшее, что есть в нас. То, что выстраивалось на репетициях с терпением и  любовью и то, что стоило большого труда.

 Мы воссоздаем жизнь в мучительных попытках доказать что мы достойны любви. Каждый наш жест и каждое слово на службе у чувств, Театрализация, сценические  упражнения и служат для того определения и называния эмоций  и ощущений, которые  так трудно произнести в реальной жизни.

     Театр придает уверенность в себе, в том, что тебя ценят, любят, понимают. Это стремление дойти до глубины, максимально выложиться  и в ответ получить признание и понимание, это стоит того, что бы много и упорно трудиться.

Позволю себе несколько практических советов.

Прежде, чем начать читать сценарий и выбирать актеров, нужна, на мой взгляд, подготовительная работа с группой. Несколько простых тренингов-игр. Сразу оговорюсь, что тренингов и игр существует огромное количество. Приведу только некоторые для примера выстраивания алгоритма.

С чего начать?  Конечно самое главное - это создание команды единомышленников. Поэтому первое: подготовка и налаживание дружеской, позитивной, творческой атмосферы

Игра «Дружеское пожатие» Все встают в круг. Все участники один за другим ( первым должен быть руководитель) подают друг другу руку ладонью вверх, противоположная сторона отвечает пожатием и так по кругу. Когда все пожали руки, руководитель адресует своему соседу несколько добрых искренних слов (например: какие теплые у тебя руки или как тебе идет этот галстук и т. п), сосед должен тоже сказать добрые слова (комплимент) своему соседу и так по кругу.

Когда отношения «налажены», можно перейти к этапу тренировки необходимых умений

 Тренировка концентрации.

Игра в группе « Лимон»

Простое задание встать  на одну ногу, закрыть глаза  и с силой « вкручиваться в землю», покачиваться и балансировать имитирую выжимание сока. Задача не потерять равновесие и  «выжать лимон»

 

Игра в паре « Фотоаппарат».

Внимательно посмотреть вокруг, запомнить все предметы. Повернуться спиной и все подробно описать. Затем поменяться ролями.

 

Следующий этап сложнее , это

тренировка взаимодействия, развивает гибкость и доверие к партнеру.

Игра в паре  « Зеркало»

Один из участников делает движение или жест, его партнер должен точно имитировать движение первого в зеркальном отражении. Затем роли меняются. Движения должны усложняться по мере того как доверие и внимание партнеров растет.

Игра в группе « Кривое зеркало» Начинается как « Зеркало» только партнер должен повторить движение первого и добавить свое. Таким образом, задача все время усложняется.

Не обойтись, конечно, без Тренировки дикции и интонации (и правильного дыхания)

Игра в группе. Кто быстрее произнесет скороговорку, кто больше вспомнит скороговорок, кто не сделает ни одной ошибки.

Игра в группе « Снеговик»

Руководитель произносит простую фразу, например: «Какая прекрасная погода») следующий должен произнести эту фразу и добавить слово или два (например: «Какая прекрасная погода была вчера») .И так далее…Побеждает дружба или тот, кто придумает и произнесет самую длинную фразу-продолжение.

Тренировка  коммуникации.

Игра в группе «Крокодил» Игрок должен жестами и мимикой показать какое-то явление или предмет так, что бы участники догадались, о чем идет речь.

Игра в группе « Слепой» Нужно с закрытыми глазами потрогать руками пространство, предмет (не очевидный), человека, так как это делают слепые. Затем на основе собственных ощущений (тактильных и обонятельных) рассказать что это или кто это.

 Очень важная Тренировка сотрудничества и доверия

Игра в паре «Есть контакт»

Один из партнеров аккуратно, но внятно прикасается к другому. Задача второго податься от прикосновения строго в соответствии с силой прикосновения (например: если партнер положил руку на плечо, то второй должен, соответственно, опустить это плечо) Через некоторое время партнеры меняются. Разумеется, степень воздействия может меняться в процессе. В идеале,  это должно выглядеть как контактная импровизация. И возможно, лучше  под музыку

 

Вот теперь пора читать сценарий.

Таков примерный  алгоритм работы с театральной группой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhukova_oo.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 590 Красносельского района Санкт - Петербурга

,

Статья

«Лицейский театр,
как центр коммуникативного воздействия»

Составитель: Жукова О.О

Педагог - организатор

Санкт-Петербург
2016г.

Жукова О.О, педагог-организатор лицея №590,
куратор лицейского театра «Вдохновение «Школьный театр как форма развития коммуникативных качеств Личности»

Дай мне руку, малыш... Я тебе расскажу,
Я в волшебную сказку тебя провожу,
Где чудес небывалых волшебный край,
Дай мне руку, малыш, и со мною ступай.

Вот открыли мы двери. Ты вокруг посмотри:
Здесь волшебные звери - поросенка здесь три,
Серый волк нам не страшен - поют веселясь,
С диким визгом  толкаясь и громко смеясь.

На зеленой лужайке лесной весь народ
Хороводом встречает и песни поет.
Короли и принцессы, и рыцари ждут,
И тебе, мой малыш, приглашение шлют.

Ты в волшебную сказку не бойся войти,
По чудесным тропинкам по сказкам пройти.
Ты держи крепко руку, не бойся, мой друг.
Здесь у сказки начало. Смотри же вокруг.

Эти стихи как нельзя кстати подходят под наш род деятельности – Театр.
Любите ли вы театр, так как любим его мы? Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас – вот девизы нашего лицейского театра «Вдохновение».
Являясь театральным педагогом, режиссёром и педагогом - организатором ОДОД,
я ставлю перед собой следующие задачи: раскрепостить детей, раскрыть потенциал и  дать им необходимую социальную и культурную базу для дальнейшей жизни. И как бывает приятно видеть результаты своего труда, когда ребёнок чувствует себя свободно в стихии шутки и юмора, трагедии и драмы, не выглядит косноязычным, а проявляет способность к неординарному мышлению. Моя цель - помочь стать ребятам людьми с музыкой в душе. Ведь человек с музыкой в душе способен преобразить весь мир, а это уже не так и мало.
Театр часто сравнивается с общественной кафедрой, с которой миру можно вещать добро. И именно театр, как никто другой, сосредотачивает в единое целое средства выразительности разных искусств(музыки, танца, живописи, скульптуры). Участие в разнообразных формах и структурах школьной самодеятельности, создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Ребёнок, побывавший на сцене и многократно успешно выспупивший в образе или роли, уже не будет в обычной жизни пасовать перед трудностями. Ведь на сцене во время хода спектакля или праздника случается масса непредсказуемых действий. В сценических условиях бывает всякое, поэтому юному актёру часто приходится выкручиваться и импровизировать.
Занятия в театральном сообществе укрепляют дружбу между учениками и дают повод для внеурочных встреч.
Наш театр - прекрасное место для общения ребят всех возрастов.
Здесь бывает интересно абсолютно всем-подросткам, ученикам младших классов, старшеклассникам и даже выпускникам. Навыки плодотворного и бесконфликтного общения в коллективе при осуществлении совместной деятельности требуют формирования у ребят таких свойств, как терпимость, уважение к каждому члену коллектива, умению взаимодействовать с разными людьми (уступать, договариваться, приходить к компромиссному решению).
В процессе своей профессиональной деятельности я убедилась, что реализация в процессе театральной деятельности перечисленных типов общения, приводит к положительной динамике развития каждого участника коллектива. Эффективность занятий достигается путем проведения тренингов, индивидуальных занятий, подбора специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использования театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста).
Все полученные знания и навыки «юные артисты» применяют на сценической  школьной площадке и за её пределами.
И всё это в совокупности позволяет полнее раскрыться личности ребёнка, сформировать свой взгляд на мир, помогает развить интеллект и творческие способности, способствует реализации актёрского таланта и положительно влияет на осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности.
Формы и методы создания и работы нашего школьного театра включают прием детей по желанию, отбор содержания, обсуждение пьесы, в котором принимают участие все члены кружка.
В работе нашего школьного театра исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления.
У нас существует определённая структура распределения творческих обязанностей - ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ: Директор театра, заместители  директора, сценаристы, художники – декораторы, реквизиторы, костюмеры, гримёры, осветители, звукооператоры.
В течение работы в театре каждый член коллектива может побывать в любой из этих ролей, что способствует всестороннему развитию личности не только в «актерстве», но и в повседневной жизни, помогает социализации ребенка в окружающем мире, развивает лидерские качества одновременно с развитием коммуникативных способностей.
Мы определяем специфику каждого образа, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с членами театрального сообщества и зрителями, изготовляем декорации, реквизит и костюмы.
С каждым годом наш школьный театр расширяет свои ряды, наполняется смыслом и ставит для себя всё новые и новые задачи, которые мы успешно воплощаем и реализовываем. За всё время существования школьного театра юные актёры всегда активно участвуют в жизни лицея. Поют и танцуют согласно специфике праздника и на своё усмотрение, активно декламируют стихи и сочиняют всевозможные акробатические этюды, и при анализе каждого прошедшего мероприятия всё чаще приходят к выводу, что лицедейство в любом его проявлении им очень нравится.
В основу деятельности моей работы положена концепция проведения «Семейных мероприятий».
Она становится эффективной, если в ней будут принимать участие дети разных школьных возрастов, семьи детей, педагоги школы; будет осуществляться взаимодействие школьного театра с коллективами ОДОД, классными руководителями и самими классами.
Теперь школьный театр и я можем реализовывать себя в расширенных рамках: то есть участвовать не только во всевозможных спектаклях, а также в эксклюзивных (ноу хау) традиционных мероприятиях лицея таких как: «Прививка от осенней хандры», «Прививка от зимней спячки», «Масленица», «Книжкина неделя», «День квартала» и т.д.
За время существования коллектива, театр является дипломантом, призёром и участником всевозможных  грамот и кубков.
За 7 лет работы в Лицее коллектив поставил 15 спектаклей и показал их на разных площадках и фестивалях. Самыми известными среди них  являются: «Волк и семеро козлят на новый лад» (3место на районном фестивале театральных коллективов «В гостях у сказки») и «Инопланетянка» поставленный по мотивам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес (2место на районном фестивале театральных коллективов «Балтийская маска»).
Помимо спектаклей коллективом поставлено более  50 литературно музыкальных композиций. Самыми известными среди них  являются:  « Ленинградский салют» (многократно проигран для ветеранов В.О. В на разных площадках города) ; «Нам не нужна война» (3место в конкурсе «Я люблю тебя – Россия»); «Белый, синий, красный» (2место в конкурсе «Я люблю тебя – Россия»); « Я рисую белым мелом облака» (лауреат фестиваля по толерантности) «Наши мамы лучше всех» и т.д. Каждый год коллектив ставит новый новогодний спектакль, который проигрывается для всех учеников  лицея, а также их родителей.
Также студийцы активно сотрудничают с детскими садами, нашими будущими первоклассниками. Очень часто для них проводятся разнообразные игровые программы.

За годы театральной педагогики я заметила, что театральная деятельность плодотворно влияет и на успешность школьного обучения. Дети, имея навык публичных выступлений, проявляют активность при подготовке докладов, сообщений, рефератов. Познакомившись с литературным произведением до того, как оно будет рассмотрено на уроках литературы, получают преимущество в классе.
В процессе работы в лицее, я замечаю, как в нашем школьном сообществе наблюдается личностный рост. А именно: формируется устойчивый интерес к художественной творческой деятельности, художественные потребности, эстетический вкус, осознание адекватной собственной самооценки.
Исходя из всего вышеизложенного, я считаю своей необходимостью приобщать как можно больше детей, подростков и молодёжи к культурной ниве и искусству.
По моему мнению, проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства  сегодня актуальна для общеобразовательной школы как никогда.

Литература:

Элсам Пол. Мастер- класс для начинающего актёра. – Ростов - на – Дону: Феникс, 2008.
Рождественская Н.В. Диагностика актёрских способностей.- СПб: Речь, 2005.
Скурат Г.Г. Детский психологический театр.- СПб: Речь, 2007.
Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: теория и практика.- СПб: Речь, 2003.
Корогодский З.Я Начало. – СПб: СПбГУП, 1996.
Шмойлов М.Г. Мастерство актёра. Упражнения и игры начального этапа обучения. Методическая разработка. – Л.: 1990.
Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – М.: ВТО, 1970.
Вановская Е. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. Методическая разработка. – Л.: ЛГИК, 1989.
Петрова Э.А. Искусство рассказа. Учебное пособие для руководителей коллективов художественного слова-Л.: ЛГИК, 1973.
Голубовский Б. Пластика и искусство актёра. М.: Искусство, 1986.
Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
Козюренко Ю. И. Музыкальное  оформление  спектакля. М.: Совр. Россия 1981.