ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА театрального коллектива по дисциплине «Сценическая речь»

Наместникова Елена Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА театрального коллектива по дисциплине «Сценическая речь»

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 7-16 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Наместникова Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenicheskaya_rech.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное  учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Фрунзенского района г. Саратова»

«СОГЛАСОВАНО»

Методический совет

МУДО «ДЮЦ Фрунзенского района г.Саратова»

Протокол № 1

От 10.09.2015г.

Председатель МС

___________Т.М.Маркина

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МУДО « ДЮЦ

Фрунзенского района

г. Саратова»

____________Н. И. Войнова

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

театрального коллектива по дисциплине «Сценическая речь»

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 7-16 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Наместникова Елена Викторовна

Саратов, 2015 г.

1.Пояснительная записка.

Сегодня, когда влияние улицы очень опасно, а из средств массовой информации на ребенка буквально обрушивается поток пошлости, насилия, изобилие суррогатных ценностей антикультуры, ребенок не всегда может самостоятельно противостоять этому влиянию. В связи с этим проблема организации детского досуга очень актуальна. Одной из ее форм является детский театр-студия, где ребенок постоянно находится в коллективе под наблюдением педагогов.

Театр - искусство синтетическое, поэтому, решая проблемы обучения актерскому мастерству, культуре сценической речи, музыке и танцу, театр развивает эрудицию, воспитывает любовь к литературе, художественный вкус, формирует творческое начало ребенка, дает ему максимально проявить свою активность. Все эти обстоятельства были учтены при организации деятельности нашего театра-студии, содержание занятий в которой максимально приближены к условиям театрального вуза.

Предмет «Сценическая речь», как и в театральном вузе, является одним из основных предметов, и ставит перед педагогом и учащимися профессиональные и творческие задачи.

Целью программы:  воспитание гармоничной, духовной, высоконравственной личности, способной реализовать навыки речевой культуры, приобретенные в процессе уроков сценической речи в различных сферах своей дальнейшей деятельности, личности, готовой участвовать в развитии нашего общества.

Задачи программы:

1 .Сформировать навыки устной речи и воспитать культуру речевого голоса ребенка.

2. Воспитать художественно-эстетический вкус ребенка, его нравственный уровень и гражданские позиции.

3. Развивать креативные способности личности, фантазию, художественное воображение, ассоциативную память, многоплоскостное внимание, эмоциональное восприятие.

4. Создать на уроках сценической речи атмосферу творческой свободы, которая даст возможность максимально проявить ребенку свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.

    Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 16 лет.

Оригинальность программы состоит в том, что она предполагает постановку речевого голоса у детей всех возрастных групп (от младшего школьного до старшего школьного возраста).

Ни в системе дошкольного воспитания, ни в школах с углубленным эстетическим циклом, ни в кружках художественной самодеятельности вышеуказанные навыки, как правило, не развиваются, несмотря на их очевидную значимость. Отличие данной практики заключается в исключительно индивидуальной работе с ребенком. Относительно его природных данных проводится тщательная диагностика речевого аппарата, и в дальнейшем строится индивидуальный план оздоровительно-развивающих технологий, корректирующих и воспитывающих голос и творческое начало в художественном слове ребенка.

Для успешного выполнения программы у ребенка могут быть нулевые стартовые знания и умения. Единственным условием для начала занятий являются здоровые голосовые связки ребенка и отсутствие патологических и сложных логопедических дефектов.

Учитывая возрастную категорию участников студии, их физиологические возможности, раздел «дикция» является в данной методике основополагающим и следует за упражнениями на снятие мышечных зажимов. В программе ей уделяется большее количество часов. Используются упражнения, приведенные в учебниках (Н.П. Вербовая, И.П. Козлятникова, Г.В. Комякова, В.В. Савкова), а также комплекс упражнений с мячом, скакалкой. Хорошая дикция делает речь разборчивой, следовательно, за счет отработанной дикции исполнитель может освобождать от перегрузки голосовой аппарат.

Пользуясь тем, что дети с их способностями копировать педагога могут на слух воспринимать точные установки показа педагогом (здесь показ правомочен). Так решается проблема постановки согласных звуков. Эта работа проводится на материале специально подобранных текстов и трудноговорок в играх с предметами (мяч, скакалка, палка и др.) и в логических задачах («базар», «сплетни» и др. упражнения сюжетного характера). Индивидуальные дикционные дефекты отрабатываются на индивидуальных уроках.

Формы работы с учащимися:

• групповая,

• индивидуальная

Преобладающее значение имеет индивидуальная форма обучения. Несмотря на общую, казалось бы, для всех анатомическую и физиологическую основу, каждый ребенок имеет свои особенности в строении нёба, зубов, глотки; свою манеру говорить (здесь вопрос не произношения, а дикции), свой тембр голоса, умение слышать, воспринимать, оценивать, по-своему усваивать информацию, добиваясь точности в своих тренировочных упражнениях, схватывать действенную основу слов. Педагог обязан учитывать индивидуальные возможности организма и психики учащегося.

Групповые занятия одновременно с индивидуальными также имеют свои сильные стороны - развиваются умения слышать партнера; находить в общем ритме движений правильное дыхание, артикуляцию, при этом используются упражнения на голосовые пристройки к партнерам.

В основе групповых занятий лежит комплекс профилактических упражнений, защищающих голос от перегрузок. Например: упражнения речи в движении. Это игровая форма занятий снимает мышечные зажимы, спасает от лишней нагрузки на голос, формирует правильные навыки дыхания. Опосредованный способ занятий по речи, где не надо контролировать самого себя, воспитывает такие элементы мастерства актера как внимание, чувство ритма, речевой слух. Для организации полноценной и разнообразной работы координации речи в движении используется различный спортивный инвентарь (спортивные ленты, скакалки, обручи, мячи, гимнастические ленты и т.д.).

Групповые занятия проходят чаще всего в форме игры и соревнований. Азарт игры подогревает любопытство, будит фантазию, интерес к занятию, желание сделать больше и лучше.

Высокая степень увлеченности педагога и ребенка - основное условие творческого, глубокого овладения материалом.

Огромное значение в работе над голосом имеет эмоциональный фактор. Правильно организованное занятие дает чувство удовлетворения, желание работать (т.е. рождает вдохновение). Правильная дыхательная тренировка вызывает положительные эмоции, способствует подъему жизнедеятельности -это есть результат комплекса оздоровительной гимнастики. У детей появляется желание двигаться, читать, петь. Педагогу необходимо чутко наблюдать за процессом работы ученика, чаще подбадривать его похвалой - это стимулирует дальнейшую работу, ведет к достижению конкретного результата, продуктивно сказывается на процессе обучения.

Такие формы работы с учащимися, как показала практика, эффективны. Они дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие.

Структура урока зависит от поставленной задачи (это или освоение заданного элемента, или работа с текстом, или работа над спектаклем), но непременно включает в себя обязательные компоненты:

-    речевая разминка; настрой к действию; доверительная беседа.

Прогнозируемые результаты по всем годам обучения.

К концу 1 года обучения учащийся должен четко формулировать отличие сценической речи от бытовой.

Освоить навыки правильного дыхания, органичного звукосочетания, понимать, что такое опора звука и научиться ею пользоваться. В разделе «Дикция» ребенок должен чисто произносить губно-язычные, сонорные и взрывные звуки и уметь исправлять свои речевые дикционные недостатки. Сформулировать представление о речевом слухе. В разделе «Логика речи» -научиться выразительному, осмысленному чтению стихотворных текстов. Научиться координировать речь и движение.

К концу 2 года обучения учащийся должен освоить резонаторную разминку, укрепить (косые) опорные мышцы, укрепить середину звучания и расширить свои дыхательно-голосовые возможности. В разделе «Дикция» -чисто произносить щелевые (фрикативные) звуки, а также освоить различный темпо-ритм речи. В разделе «Логика» - уметь воздействовать словом, заразить своим рассказом. Развить коммуникативные способности в коллективе.

К концу 3 года обучения учащийся должен усовершенствовать свою дыхательно-голосовую технику, иметь чистую дикцию. Иметь представление о выразительных свойствах голоса - интонации, характерности. Обладать навыками художественного чтения, то есть уметь через логическое и эмоциональное воздействие, техническую дыхательно-голосовую оснащенность, интонационную выразительность донести свою мысль до слушателя (зрителя).

К концу 4 года обучения учащийся должен развить технические речевые и художественные свойства голоса на материале текстов с длинной строкой (гекзаметр, былина), требующих активных голосовых затрат. Научиться рассказу от 1 лица. Овладеть мастерством общения с залом. Уметь   применить   свою   речевую   техническую   оснащенность   в   текущем спектакле.

К концу 5 года обучения учащийся должен научиться навыкам самообразования, самоанализа. Расширить дыхательно-голосовой диапазон, по всем темам техники речи. Обладать чистой дикцией, внятной речью. Уметь донести жанровые и стилевые особенности художественного произведения. Иметь собственный литературный репертуар. Уметь донести сверхзадачу спектакля через свою роль в нем

2. Учебно-тематический план.

                                                   I Год обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 .

Введение в предмет.

-особенности сценической речи;

3

3

- слово и его значение в театральном искусстве

-мастера      художественного      слова (фонотека, стихи-сказки).

10

10

2.

Орфоэпия. Законы  правильной      современной литературной речи.

а) ударения в русском языке;

5

1

4

б)  имена, отчества, фамилии;

1

1

в) произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты).

1

1

3.

 Техника речи.  

3.1

Дыхание.

а) упражнение на расслабление, напряжение;

6

6

б) установка фонационного смешанного дыхания;

5

5

в) фиксированный шумный вдох-выдох;

5

5

г) носовое дыхание;

3

3

д) длинный выдох, доборы в дыхательных упражнениях;

5

5

е) подготовка мышц речевого аппарата к звучанию (упражнения для глоточного раскрепощения).

5

5

3.2.

 Голос.

а) свободное звучание;

5

5

б) речевой способ произношения;

4

4

в) собранность звука;

5

5

г) нахождение середины звука;

5

5

д) тренировка косых мышц живота для опоры звука (текст, слово, фраза в позиции «замри»);

10

10

е) развитие речевого слуха - опосредованно в играх (звукоподражание - голоса зверей, птиц, звуки природных явлений, на материале стихотворных текстов);

7

7

 ж) координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов).

20

20

3.3.

Дикция.

Лицевая гимнастика.

а) губы;  язык;  челюсть;

б) гигиенический вибрационный массаж.

12

12

 в) нутриглоточные упражнения.

5

5

г) постановка гласных и согласных звуков (губно-язычные; взрывные; фрикативные)  д) чистоговорки, короткие тексты, звукоряды в упражнениях с мячом (медленный, средний темп).

8

8

4.

Логика речи.

а) логическое ударение;

б) логическая пауза.

2

1

1

в) работа над стихотворным материалом

Групповая подборка на 15-20 мин. с музыкой

10

10

ИТОГО

144

18

126

2 Год обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет.

Возникновение языка.

2.

Культура речи.

 Культура речи (речевой этикет).

2

1

1

Фонотека - стихи и проза в исполнении мастеров художественного слова.

10

10

3.

Орфоэпия.

 Орфоэпия - законы  литературного

устного языка.

1

1

Произношение согласных звуков в сложных сочетаниях (сдвоенные, строенные)

3

1

Редуцирование звуков.

2

1

1

Гласные.

2

1

1

Согласные (оглушение).

2

1

1

Гласные на стыке слов.

2

1

1

4.

 Техника речи.

4.1.

Голос - Дыхание.

28

28

а) Лечебно - оздоровительная дыхательная гимнастика Стрельниковой -интенсивный короткий вдох, длинный выдох.

б) Понятие опоры звука, высокого речевого звучания.

5

5

в) Укрепление середины звука, напевная, речевая интонации.

5

5

г) Диапазон вверх, вниз 2-3 ступени.

5

5

д) Фиксированный незаметный добор.

5

5

е) Гекзаметр - 1 -2 строк на одном дыхании.

5

5

ж)Стихотворный текст - 4-5 строк на одном дыхании.

5

5

з) Звукоподражание - шумовые картинки (переговорный пункт, вокзал и др.)

2

2

4.2

Координация речи с движением.

Речь и вокал.

10

10

5.

Логический разбор.

а) Действенный анализ произведения.

б) Работа с прозаическим текстом (лепка фразы).

10

3

7

в) Видение в художественном чтении (проза, описание природы, портрет) -1 минута.

17

2

15

г) Стихи сюжетные - индивидуально.

20

20

д) Групповая композиция с музыкой и вокалом на 15-20 мин.

35

35

ИТОГО

216

32

184

3 Год обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Речь в спектакле (характерность).

2

2

Актер и чтец (особенности исполнителя).

2

2

Фонотека - мастера художественного слова.

Чтецы и рассказчики (актерское чтение):

Яхонтов,  Журавлев, Шварц,  Качерян, Зуева, Ильинский, Юрский, Качалов, Демидова и др.

10

10

2.

Орфоэпия: старославянские частицы (чай, коль, мол и т.д.)

2

1

1

3.

Голос – дыхание.

3.1

Понятие регистров.

2

2

- артикуляционная гимнастика;

8

8

- закрепление пройденного материала;

10

10

-три регистра (переходы)- резонаторная разминка;

10

10

 -сглаживание диапазона;

5

5

-сила звука - громкий стих - тихий стих (опорный звук);

7

7

-индивидуальные упражнения на координацию речи в движении (диалоги, сцены).

15

15

3.2

Скакалка.

8

8

4.

Дикция.

-трудноговорка в движении со сменой темпоритма;

10

10

-фольклор (характер языка);

10

10

-стихи с усложненными звукосочетаниями, длинными периодами.

8

8

5.

Логический анализ.

-знаки препинания в интонировании речи;

5

2

3

-монотон: законы перечисления, противопоставления (сравнительная интонация);

5

2

3

-понятие главного и второстепенного;

5

2

3

-проза от 3 лица. (на 1-2 мин.);

13

1

12

-индивидуальная работа над стихами

(1-2 мин.);

20

20

-групповая композиция. Стихи - лирика

(с музыкой и вокалом);

30

30

-репетиции (работа над речью в спектакле).

16

16

ИТОГО

216

24

192

4. Год обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Театр.

-особенности и различия драматического и литературно-поэтического театров;

4

4

 -инсценирование прозы;

4

4

-авторский текст и прямая речь;

5

2

3

-общение читающего исполнителя;

5

2

3

2.

Орфоэпия.

 -современный русский язык (литературный, бытовой) сленг – жаргон;

4

4

-работа со словарем.

2

2

3.

Техника речи. Голос-дыхание - дикция.

-комплексная дыхательная гимнастика с усложненными упражнениями на развитие силы, полетности, гибкости звука;

18

18

 -дыхательная гимнастика Стрельниковой (30-45 мин.) полный комплекс;

5

5

 -закрепление навыков пройденного материала;

7

7

-движение, дыхание, психофизическая тренировка по К.В. Динейка «Творцы своего здоровья»;

5

5

-гекзаметр 3-4 строчки по диапазону вверх, вниз, напевная речевая интонации;

6

6

-длинный период («Вот дом, который построил Джек», «Сундучок»).

5

5

4.

Логика. Словесное действие.

-прямая речь;

1

2

-диалог в прозе;

3

1

2

-особенности стихотворной речи;

4

2

2

-речь в спектакле (стиль, жанр).

1

1

5.

Художественное слово.

 Рассказ от первого лица;

2

2

 Сказка а) особенности языка, б) образ сказочника;

7

1

6

 Индивидуальные отрывки, работа над речью в спектакле;

23

23

Репетиции.

54

54

ИТОГО

216

18

198

5 Год обучения.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 Речевая культура.

 -речевая культура - как основа профессий (телеведущие, дикторы, учителя, юристы;

2

2

-репертуар, как воспитание личности и творческой индивидуальности;

2

2

 -хор в греческом театре;

2

2

-связь исполнителя, автора, слушателя;

1

1

-выразительные средства для чтеца.

1

1

1

2.

Техника речи. Дикция, голос, дыхание. Усложненные тексты.

-освоение темпоритма в речи (стихи, проза, фольклор, сюжетная длинная скороговорка);

20

20

-стихотворные тексты со сложными синтагмами в быстром темпе (6-8 мин.) - индивидуальная работа;

15

15

-читка с листа (различные по жанру тексты) (20 и более минут - нагрузка в заданных сложных условиях);

14

14

-гекзаметр.

10

10

3.

Логика

-анализ — «застольный период»;

10

10

-словесное действие – воздействие;

3

1

2

-задача; сверхзадача;

3

3

-перспектива;

3

1

2

-мизансценирование.

5

5

4.

Художественное чтение.

-динамический (громкий) стих. проза;

25

25

-басня (чтение, инсценировка)  особенности жанра,  речевая характерность, имитация;

30

30

-пародия;

6

6

-монолог;

7

7

-диалог;

6

6

-поэтический театр;

20

20

-работа над спектаклем.

30

30

ИТОГО

216

23

193

3.Содержание учебно-тематического плана.

                                                             1 год обучения

I. Введение в предмет - различие бытовой и сценической речи. Значение речи в драматическом театре (беседа).

2. Орфоэпия - знакомство с основными правилами современного литературного произношения. Законы с 1 по 10-й. (беседа) - групповые занятия.

а) Ударения в русском языке - работа по карточкам, со списком слов, в которых не проставлены ударения (Например: аргумент, автобус, алиби, занял, заняла, заняли, отдал, отдала, отдали. Афиняне. Египтянка. Монолог. Эпилог. Диалог.) групповое занятие.

б)   Имена,   отчества,   фамилии   -   ударения,   склонения,    окончания   при произношении   (Например:   пишется   «Галина   Васильевна»,   произносится «Галина Васильна»; Мария Ивановна - Марь Иванна; Павел Павлович - Пал Палыч; Никита Сергеевич - Никита Сергеич) - групповое занятие. Несклоняемые, иноязычные фамилии: Костенко, Дубино, Эдгар По.

в) Произношение гласных - неоднородное произношение ударных и безударных гласных. Они различаются по длительности: ударные гласные почти всегда длительнее безударных. Различаются гласные также по характеру звучания: ударные произносятся ясно, отчетливо. Безударные звучат менее полно и ясно. Для работы используются тексты: пословицы, поговорки, былины, песни..) - групповое занятие.

3.Техника речи.

3.1. Дыхание.

а) Упражнения на расслабление - напряжение, направленное на снятие мышечных зажимов с участков тела, связанных с правильным голосообразованием. Это два принципиально разных типа упражнений. Под снятием зажимов слов понимается не ликвидация мышечной мобилизации вообще, а воспитание способности к точной дозировке мышечной энергии, требуемой для конкретного действия.

Упражнение на напряжение: сильно напрячь отдельно взятые части тела или все тело и сбрасывать напряжение в заданном темпоритме. Упражнение на расслабление: «лежа на спине», «лежа на животе», «сидя», «стоя» - полностью расслабить тело с дальнейшим его падением; расслабление (бросание верхней части корпуса) - расслабление мышц шеи, лица, челюсти, языка». Обязательно использование мягкого напольного покрытия - групповое.

б) Установка фонационного смешанного дыхания. При дыхании во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая. Такое дыхание называется фонационным, то есть участвующим в голосообразовании. Вдох короткий быстрый, а выдох замедленный, человек дышит произвольно. Смешанно - диафрагматический тип дыхания, то есть когда активно работает вся дыхательная мускулатура, обеспечивая одновременно функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса, лежит в основе постановки речевого голоса.

Работа над постановкой дыхания начинается с выработки хорошей осанки. (Упражнение на равновесие, упражнение для позвоночника) Далее   тренировка   фиксированного   вдоха-выдоха.   (упражнения   «надувная игрушка», «прутик», «лесоруб», «птица»,    в положении «сидя», «лежа», с наклоном, поднятием ног, со счетом).

в) Фиксированный шумный вдох - выдох - короткий шумный вдох носом и, после короткой паузы, выдох ртом. То же на счете, на тексте. Тренируются мышцы носоглотки и диафрагмы.

г) Носовое дыхание - вдох короткий фиксированный - выдох через каждую ноздрю поочередно, с различными временными интервалами, вдох-выдох носом с открытым ртом и др.

д) Длинный выдох, доборы в дыхательных упражнениях. Упражнения на стихотворном тексте с длинной строкой.

е) Подготовка мышц речевого аппарата к звучанию (упражнение для глоточного раскрепощения) - во время звучащей речи в действие вовлекается вся речевая система - дыхание, артикуляция, голос и т.д. Работа артикуляционного аппарата разделяется на внутриглоточную и внешнюю артикуляцию. Правильная, координированная работа органов внутриглоточной полости (глотки, мягкого нёба, корня языка, облегчает процесс дыхания. Задача упражнений для освоения внутриглоточной артикуляции - активировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу; освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка. (Упражнение со звуками к-г, г-к, а-э-о, гм, зм, бм, гн, зн, бн, вн - в сочетании с гласными: и, а, о, у все внимание во время произнесения звукорядов сосредоточить на работе зева). В количестве текста можно использовать скороговорки, где часто встречаются сонорные звуки м, н).

3.2. Голос.

а) Свободное звучание - основная цель первых упражнений - найти легкое, без

напряжения звучание, удобную середину (центр) своего голоса, тональность

естественной разговорной речи.

Упражнение «стон» - отрывной пункт в работе над голосом.  Упражнение

выполняется сидя на стуле, с прямой спиной. Мышцы лица, шеи, ног, рук   -

свободны. Плечи опущены. Рот закрыт, но губы сомкнуты неплотно. Звук

протяжный   без   напряжений.   Медленно   проверяя   свободу   мышц,   двигать

головой   вниз,   влево,   вправо...   Стон   свободный   на   средней   ноте   вашей

разговорной речи, несколько похож на мычание. Это тихий стон.

Далее продолжая стонать, прибавлять звук «м», «мма», «ммаммамма» - теперь

медленно, без напряжения опускается нижняя челюсть.

б) Речевой способ произношения - от полунапевного способа произнесения

слов  («стона»)  постепенно  переходить  к  речевому  способу  произнесения.

(Упражнение:   три   раза   слитно   на   «стоне»   позвать   «ммаммаммамм»,   а

четвертый раз речево - мам).

Делать подобные упражнения и с другими сонорными согласными «л», «н»,

«р».

в) Собранность звука.  Здесь полезными являются упражнения с гласным «у», которые фиксируют и тренируют низкое положение гортани, увеличивают объем ротовой полости, которая является важным отделом резонаторной системы. (Упражнения: «Гудок», «Рупор», «Эхо» и т.д.).

г) Нахождение середины звука. Правильному нахождению основного тона или центра голоса особенно способствуют упражнения, в которых используются междометия. К ним относятся звукоподражательные глагольные: «Бац!», «Хлоп!», «Тра-та-та!» и т.д.; звукоподражательные «Мяу», «Ку-ка-ре-ку!», «Гав-гав!», «Кря-кря», «Ква-ква!» и так далее. Усеченные названия животных, в работе используются различные стихотворные тексты, фольклор.

д) Тренировка косых мышц живота для опоры звука (текст, слово, фраза, в позиции «замри»). Упражнение «педаль» на звуке «ра», «ру», «рэ», «ро. Упражнения из положения, лежа на спине, поднять ноги на угол 90°, 60°, 45°, 30°. Ноги опускаются на задержке дыхания, со счетом 5,10, 15, 20 и так далее, затем на выдохе произносится текст.

е) Развитие речевого слуха. Необходимым условием развития голоса является достаточная острота слуха. Всяческие отклонения слуха от нормы сказываются на звучности, выразительности и четкости речи. Развитие речевого слуха означает не просто обострение слуховых восприятий. К профессиональным качествам речевого слуха относится следующее: умение различать высоту речевого звука, его тембр, его звонкость и глухость, способность ощущать направление звука; приспособляемость к тональности партнера; способность различать мелодичность и тональность речевого звука. (Звукоподражание — голосам зверей, птиц, звукам природных явлений. Групповое чтение стихотворения Бальмонта «Чёлн» с различными задачами). Опосредованным методом ( в группе).

ж) Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов). Синхронизированные речь и движение помогают найти нужный характер звучания речи, а всевозможные движения положения тела, физические действия, помогают опосредованно воздействовать на работу голосового аппарата. В упражнении используются спортивный инвентарь и различные предметы.

3.3. Дикция.

а), б) Лицевая гимнастика. Гигиенический самомассаж, поглаживание кончиками пальцев, затем постукивание тыльными сторонами кистей обеих рук, и затем ладонями лба, верхней части лица, средней и нижней.

Самомассаж последовательная подготовка и разогревание органов и мышц, участвующих в голосообразовании. Мы применяем два основных приема массажа: гигиенический - поглаживающий, и вибрационный - постукивающий. Гигиенический массаж проводится сначала беззвучно, а затем с включением согласных. Вибрационный массаж проводится обязательно со звуком. После массажа нужно проверить результат - освобождение мышц от зажимов, их рабочее состояние. Проверяется это по качеству звучания и по ощущению легкости произнесения какого-либо текста.

Лицевая гимнастика включает в себя комплексные упражнения для губ, языка, нижней и верхней челюсти, гигиенический массаж. Эти упражнения помогают исправить речевой аппарат от вялости и малоподвижности, что в свою очередь является важным условием правильного звучания гласных и согласных звуков. Упражнения описаны в специальной литературе: Вербовая Н.П. «Искусство речи» стр.7-10; Козлянинова И.П.«Сценическая речь стр. 259-261.

в) Внутриглоточные упражнения - зевок с закрытым ртом на звуках («п-ф»).

г) Постановка гласных и согласных звуков (губные, губно-язычные; взрывные; фрикативные). По способу образования согласные делятся на взрывные (п-б), (к-г), (т-д), (ч-ц); фрикативные (щелевые) - (с-з; ш-ж; ф-в,х). Согласные делятся и по месту образования: в зависимости от положения языка по отношению к твердому и мягкому нёбу на переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные и, в зависимости от участия губ, на губные и губноязычные. В этом разделе используются упражнения на различные звукосочетания, чистоговорки, поговорки. (Савкова З.В. «Как сделать голос сценическим» стр. 46-62).

д) Чистоговорки, короткие тексты, звукоряды в упражнении с мячом (медленный, средний темп) - работа над согласными и гласными звуками с предметом в движении в заданном темпоритме).

4. Логика речи.

а) Логическое ударение, то есть определение главного слова, которое оценивается как наиболее важное для донесения мысли и воссоздания картины повествования. Используются различные тексты.

б) Логическая пауза. Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли, они называются «логическими паузами. Логическая пауза - одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения и т.д. Занятие по этой теме сочетает беседу и практическую деятельность. На занятии используются различные тексты.

в) Работа над стихотворным материалом — иллюстрация сюжетного стихотворного текста с музыкальным сопровождением. Опосредованным методом индивидуальных  занятиях и в группе.

2 год обучения.

I. Введение в предмет.

1 .Возникновение языка (неразрывность языка и мышления).

Язык живой в развитии - беседа.

2. Культура речи.

Речевой этикет:

-   речь бытовая домашняя;

-    производственная (школа);

-   светская беседа;

-   личностное (интимное общение);

-   телефонный разговор;

-   кабинет директора школы и другие инсценированные этюды.

Фонотека - стихи и проза в исполнении мастеров художественного слова.

Прослушивание записей с последующим обсуждением — особенности речи,

художественное исполнение, голосовые средства, техника речи и прочие.

3.  Орфоэпия - законы литературного устного языка (1-20)  по учебникам

Козляниновой И.П. и Леонарди «Сценическая речь («орфо» - дикция и «эпия»).

Работа с карточками - согласные звуки (сдвоенные, строенные) - кч - чк, бгд -

дбг - гбд - гдб - зжур - жзрд. Вербовая Н.П. «Искусство речи» стр. 119.

Редуцирование звуков - количественное и качественное изменение звуков - 7-

12 законы Козлянинова И.П. «Сценическая речь» стр. 145-147.

Гласные безударные и под ударением 1-5 законы (качественное количественное

изменение) Козлянинова И.П.«Сценическая речь» стр. 144-148.

Оглушение  согласных — Козлянинова  И.П.   «Сценическая  речь»  стр.   152;

Вербовая Н.П. и др. «Искусство речи» стр. 117-119.

Сдвоенные     гласные    на    стыке    слов    и    внутри    слова    Козлянинова

И.П.«Сценическая речь», 6 закон стр. 145.

Объяснение    закона   и    практическое    занятие    по    карточкам    групповое,

индивидуальная корректура по пройденному материалу.

4. Техника речи.

1. Комплексные упражнения с постепенным настроем к действию (голоса).

Лицевая гимнастика:

а) упражнения для шеи (гибкость речи);

б)  упражнения  на раскрепощение,  расслабление  глоточных  мышц  «стон»,

«канючание» и др.;

упражнение для губ, языка, челюсти, щек, внутриглоточные;

в) массаж - гигиенический, вибрациионный;

г) резонаторные упражнения: лоб, щеки, подбородок, затылок, грудь, ноги. Озвучить стол, пол, стену (силовое звучание на звуках: мн, вз, жз; сочетаниях мам, словах - лиманы, лимоны. Упражнение «колокол» тексте «Мой милый маг» и другие.

д) Голосовые упражнения от «стона» до громкого речевого звука - «приказ»,

«команда»;

е)   введение   физического  движения  в  слове,   сценической  задачи  (глагол)

(защищаю, нападаю, объясняю, доказываю, обвиняю, угрожаю и т.д.).

усложненные тексты со сменой темпоритма «Сценическая речь» Козляниновой

И.П. стр. 241-244; Вербовая Н.П. и др. «Искусство речи» стр. 45, 62-61.

4.1.Голос Дыхание.

а)ЛГИТМИК. Учебники и методические пособия.

Лечебно-оздоровительная    дыхательная    гимнастика    Стрельниковой    А.    -

интенсивный короткий вдох-выдох.

Тренируется    шумный    короткий    вдох    носом    (рот    слегка    приоткрыт),

бесшумный,     короткий  выдох ртом.  Упражнение  «Цапцарапки»,   «Ушки»,

«Калачик»,  «Маятник».  Первоначальный этап  в статике,  затем  с  мягкими

круговыми движениями корпуса, с наклонами, приседаниями. Руки во время всего     комплекса     совершают     крестообразные     горизонтальные     махи, интенсивность которых соответствует интенсивности вдоха-выдоха. Понятие опоры звука, высокого речевого звучания.

б) Опора- речь в позиции вдоха. Текст, звук произносится на задержке дыхания, гюсле чего следует выдох. Высокое речевое звучание, когда посыл звука направляется в голову. Для понимания техники этого упражнения даются образные команды. Например, «говорящий рот на лбу», звук проходит в голову как в трубу. Тренировочные тексты «Лиманы», «Мой милый маг», «Буря».

в) Укрепление середины звука напевная, речевая интонация.

От середины (центра) удобного звучания голоса, стихи по слову, по строчке,

поднимать, опускать по высотности на 2-3 ступеньки вверх-вниз (напевно и

речево).

г) Диапазон (вверх-вниз 2-3 ступени).

Понятие «диапазон» включает в себя объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Постепенность повышения, понижения голоса, чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном надо, повышая каждую строчку, проговорить текст, «подбрасывая» слоги. Главная задача, как можно мягче «шагать голосом» Прямо к солнцу! Веселее! Увереннее! Упражнение «Этажи», «Самолет», «Спор», «Колокола».

д) Фиксированный незаметный добор. Упражнение состоит из Очистительного выдоха,

Фиксированного короткого вдоха, звучание текста

На одном дыхании (1,2 строчки гекзаметра или текста с длинной стихотворной строкой. «Вот дом, который построил Джек» и т.п.). Сброса оставшегося дыхания.

Во втором варианте упражнения фиксированный вдох заменяется незаметным (беззвучным) вдохом или добором дыхания.

е) Гекзаметр - 1-2 строк на одном дыхании.

Так  как  задача  сценического  выдоха  состоит  в  том,  чтобы   максимально использовать дыхание в образовании звуков речи. Это упражнение тренирует длинный выдох и незаметный добор. Для работы берутся тексты из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

ж) Стихотворный текст 4-5 строк на одном дыхании.

Решаются те же задачи, что и в предыдущем упражнении. Для работы используются тексты детских стихов. «Вот дом, который построил Джек». Одновременно с расширением объема дыхания идет тренировка «косых мышц» (паховых мышц) и мышц брюшного пресса. Форма занятий групповая, но один большой текст разбивается на части и читается поочередно каждым учеником индивидуально.

з) Звукоподражание.

Упражнение, используемое на 1 году обучения для нахождения естественной «опоры звука» и центра голоса. В данном случае это упражнение выполняется как этюд (шум толпы, гудок паровоза, приближающегося-удаляющегося поезда; речь диктора, марширование отряда, шаги, бег и т.д.) Появляется логическая цепь - событие. Каждый участник исполняет свою «партитуру», роль.

4.2.Координация речи с движением (см. 1 год обучения)

Задания усложняются от ходьбы к бегу, от сидения на стуле к движению по аудитории с предметом, от кувырков и перекатов к более сложным физическим действиям («мостик», «колесо» и т.д.), во время которых и текст от коротких малозначащих фраз становится более осмысленным и объемным. На уроках в этом разделе используются всевозможные спортивные предметы.

 Речь и вокал.

Цель этих упражнений добиться органичного звучания при переходе от одногок  другому и наоборот. Развивает у ребенка речевой и музыкальный слух, а также чувство ритма. Упражнения этого раздела, как правило, начинаются на индивидуальных занятиях, а затем отрабатываются в группе.

5. Логический разбор.

а) Действенный анализ произведения - логический разбор:

Тема - о чем произведение.

Идея - зачем рассказываю

Деление на части.

Вскрытие событийного ряда.

Занятие проходит в форме беседы. Застольный период. Как правило, в работу

берутся произведения, используемые в дальнейшей сценической практике.

б) Работа с прозаическим текстом (лепка фразы).

Работа над конкретным текстом. В нем определяются: логическое ударение, логическая пауза (с ними мы знакомились на 1 году обучения), распределяется дыхание и звук в длинном предложении. Исключается звучание точек в каждом предложении, то есть впервые появляется такое понятие, как перспектива целого. После окончания разбора идет практическая работа. Как правило, это происходит на индивидуальных занятиях.

в) Видение в художественном чтении (проза, описание природы, портрет) - 1 мин.

Слово должно быть зримым. Нужно научить ребенка, как бы «рисовать» мысленным взором то, о чем говоришь, и увлечь своими видениями слушателя. На таких занятиях применяются различные технологии воздействия на индивидуальную природу ребенка. Это может быть экскурсия, просмотр видеоматериала, использование наглядного художественного изобразительного материала. Форма занятий индивидуальная.

г) Стихи сюжетные (индивидуально).

Задача этого раздела: точно подобрать материал отвечающий голосовым и творческим возможностям исполнителя относительно его возрастных особенностей. Начальный этап состоит из логического разбора произведения (о чем). Затем учащийся самостоятельно продолжает работать над произведением. Следующий этап — педагог корректирует домашнюю работу и вместе с учащимся достраивает его, приближая к художественному замыслу автора.

д) Групповая композиция с музыкой и вокалом на 15-20 мин. является итоговой формой контроля по сценической речи 2 года обучения работой. Это сюжетная стихотворная подборка в сопровождении музыкального оформления, в форме игры (тема может быть любая, связанная с действием, природой, животным миром и т.д.). Каждый участник имеет возможность проявить себя на зрительской аудитории с индивидуальной работой, в движении с предметами на материале упражнения по технике речи. Построение занятий общие репетиции с педагогом по музыке. Тексты отрабатываются на индивидуальных занятиях.

3 год обучения.

1 .Речь в спектакле (характерность).

Речь в спектакле — речь прозаическая, стихотворная, описание. Характерность.   Индивидуальная   особенность   голоса   (тембр,   темпоритм, дефекты, гнусавость, вялая речь, монотон, стяжение гласных, крикливость, глухой голос, плаксивость, напевная и т.д.). Поиск образа через речевую характерность.

Актер и чтец (особенности исполнителя) Речевая особенность у мастеров художественного чтения: Шварц, Кочерян, Яхонтов, Качалов - читают один и тот же материал по-разному. Чтец зримо, ярко несет форму, подробнее останавливается на средствах выразительности речи, стремится интонацией, звуком создать картину видений, заостряя наше внимание на внешней выразительности в художественном решении своего чтения. Это живописное полотно, где звук осязается, имеет вкус, цвет, запах...

Читающий актер - органичный пересказ с минимумом формы, но глубоким

внутренним содержанием по мысли, рассказчик скромен в выразительных

средствах.

Прослушивание фонограммы и обсуждение (одно произведение в разном

исполнении — сравнить и найти отличия в художественных средствах).

Занятие групповое.

Метод - обсуждение, дискуссия.

2. Орфоэпия.

Старославянские частицы (чай, коль, мол и т.д.)

См. учебник Леонарди «Орфоэпия» стр.  179,198,223,235; Козлянинова И.П.

«Сценическая речь» стр. 179-184.

Произношение числительных.

Леонарди «Дикция и орфоэпия» стр. 107-109

«е» - «о» - в заимствованных словах

Леонарди «Дикция и Орфоэпия» стр. 91,92.

3.Голос - дыхание.

Понятие регистров.

Регистр - это часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных, прежде

всего, тембровым единством.

Артикуляционная гимнастика, закрепление пройденного материала

Повторение комплекса дыхательных голосовых упражнений 1 года обучения.

Три регистра (переходы) - резонаторная разминка

При расширении голосового диапазона необходимо сохранять качество голоса в каждом из его участков, т.е. во всех регистрах: среднем, грудном, головном. Чтобы   сохранить   устойчивость,   качество   голоса   во   всех   трех   регистрах (естественное, свободное звучание голоса в любой тональности, доступной данному   человеку),    надо   «сравнять»   регистры,    заставить    их   работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном - нижний.Во время резонаторной разминки используются сонорные согласные: «м», «н»,«л», позже тексты с этими же согласными.

Сглаживание диапазона.

Используется ряд стихотворных текстов, например, К. Толстой «Дай, взгляну веселей» - читать по диапазону сверху - вниз и, наоборот, на одном дыхании с включением  резонаторных  переходов.   То  же  стихотворение  -     на  одном дыхании, увеличивая темп вначале и замедляя в конце фразы.

Сила звука - громкий стих - тихий стих (опорный звук)

Понятие «сила звука» с физической точки зрения - это амплитуда колебания

голосовых связок: больше амплитуда - сильнее звук. Его нельзя отождествлять с понятием громкости. Сила - это характер, это способность убеждать, влиять, воздействовать.  Говорить,  петь,  играть  с  силой это  значит  с  большим душевным подъемом, чувством.

Говоря о силе звука в речи, нельзя забывать о силе волевых и чувственных

импульсов. Следовательно, необходимо брать в работу упражнения, в которых сила звучания была бы оправдана изнутри, была бы вызвана силой желания, силой чувства.( По стихам Пушкина А.С. «Вакхическая песня» и отрывок «Пир Петра Первого», отрывок из поэмы «Медный всадник» и др.),а также индивидуальные упражнения на координацию речи в движении (диалоги,

сцены).

Специальная подборка сюжетных стихов, из которых логично найти форму

существования в сценическом пространстве через физическое действие, иногда

иллюстрация стиха. Короткие отрывки  в стихах и прозе, где на материале диалога отрабатывается умение выполнять задачу роли, сверхзадачу целого, доносить подтекст. Уметь принять, оценить, ответить.

Скакалка.

Упражнения на основе стихотворного текста, тренирующие легкость произношения, с доборами в дыхании. Добиться опертого звука, равномерного распределения дыхания, не задыхаться, звук не зависит от движения тела. Логическое чтение во время движения с доборами дыхания, после окончания упражнения - очистительный выдох и далее чтение этого же текста в статике (выравнивание дыхания). Например, А. Барто стихотворение «Весна»

4.Дикция.

Трудноговорка в движении со сменой темпоритма.

Длительность звучания отдельных слогов, слов, интервалы и длительность

пауз, быстрота речи в целом составляет ее темп. Темп тесно связан с нашими

действиями.  Упражнения такого характера необходимы,  чтобы речь  стала

ритмически    организованной,    размеренной,    музыкальной.    Это    значит   -

выработать   плавность,   медленность,   звучную   слиянность   речи,   овладеть

«крупным» словом и сценической скороговоркой.

Фольклор (характер языка).

На материале прибауток, частушек, потешек, поговорок, пословиц, плачей,

былин и др. (Козлянинова И.П., учебник «Сценическая речь» стр. 239, Вербовая

Н.П. «Искусство речи» стр. 75-80).

Работа над отдельно взятыми текстами (фрагменты сказок Писахова, Шергина,

А. Толстого и др.), индивидуальная  дает     представление     о     различных     диалектах,     говорах,     воспитывает мелодичность речи. Занятия проводятся индивидуально. Стихи с усложненными звукосочетаниями, длинными периодами.

5.Логический анализ.

Знаки препинания в интонировании речи.

Точка, запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки,

тире, многоточие. Такие знаки препинания как запятая, точка, вопросительный

и   восклицательный   знаки   особенно   развивают   модуляцию   голоса,  его

способность «переливать» звук из одной тональности в другую.

Занятие    ведется    в    форме    беседы.    Педагог    приводит    примеры    из художественной  литературы.   В  работу  берутся  различные  диалоги,  затем учащимся предлагается работа по карточкам для закрепления пройденного материала.

Монотон.     

Законы     перечисления,     противопоставления    (сравнительная интонация)

Тренировка в специальных действенных задачах.

Понятие главного и второстепенного.

Выделить основное по мысли и «пробросить» второстепенное - это умение

нести перспективу рассказа, не делать постоянных точек.

Проза от 3 лица (на 1-2 мин.) Вербовая Н.П., «Искусство речи», стр. 233-239.

Индивидуальная работа над стихами (1-2мин.)

Логический разбор (что, зачем, как) деление на части, куски, действенные

задачи.

Групповая композиция - стихи и лирика (с музыкой и вокалом).

Слово и вокал должны быть органично связаны. Слово первично, музыка, как элемент к целому в дополнение к выразительным средствам чтеца.

Работа ведется в два этапа: индивидуально, затем в группе.

Репетиции.

Работа над речью в спектакле. Разработка роли: биография, место героев спектакля, его сцены в событийном ряду, характерность роли (голосовое звучание, речевая характерность, темпо-ритм). 

4 год обучения.

1.Театр.

Особенности и различия драматического и

литературно-поэтического театров.

Различие в этих театрах, прежде всего, в способе существования исполнителя.

Выразительные средства чтеца более зримы и многообразны.  Существуют

различные формы общения с партнером (через зал), условные приспособления.

Отличие в оформлении (сценография), в решении пространства и времени.

Современный драматический театр нередко стирает границы между театром

драмы и поэтическим, отказываясь от реалистического решения и тяготения к

условностям.

2. Инсценирование прозы.

Рассказы  А.   Чехова  («Детвора»).   За  основу  берем  диалоги,   внедряем   в

инсценировку     авторский     текст.     Возможна     импровизация,     вольность

исполнителя,     не     разрушающая     авторского     замысла,     напротив,     его

раскрывающая.

3. Авторский текст и прямая речь.

Развивает   умение   переключаться   от   авторского   пересказывания   текста   к

ведению диалогов, где необходимо внести отношение между героями, свое

отношение к перспективе диалога через внутреннюю жизнь героев, которые в

диалоге и участвуют.

Практическое групповое занятие на материале прозы.

4. Общение читающего исполнителя.

Тренировать навыки прямого и косвенного общения на материале из художественной литературы - речей и докладов, публицистики и фрагментов эпистолярного жанра (письма).

II. Орфоэпия

1. Современный русский язык (литературный, бытовой) сленг - жаргон.

Работа   ведется   на   материале   периодики,   современной   художественной

литературы.

Специально подобран материал жанровых сцен бытовой речи (этюды - базар,

телефонные переговоры, вокзал, «тусовка и т.д.»

2. Работа со словарем и по карточкам.

III. Техникаречи (Голос-дыхание — дикция)

1. Комплексная дыхательная гимнастика с усложненными упражнениями на развитие силы, полетности, гибкости звука (стихи, проза). 3. Савкова «Как делать голос сценическим», Козлянинова И.П., Вербовая Н. П., стр. 131,156.

2. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой (30-45 мин.) полный комплекс. Лекции-уроки. Стрельникова А., «Парадоксальная дыхательная гимнастика», Щукинское училище.

3. Закрепление навыков пройденного материала. Комплексные упражнения.

4. Движение, дыхание, психофизическая тренировка по К.В. Дейнека «Творцы своего здоровья». Периодическая литература.       *

З.Гекзаметр 3-4 строчки по диапазону вверх, вниз, напевная речевая интонации. Вербовая Н.П. «Искусство речи» стр. 147,162,285; Гомер «Одиссея», «Илиада».6. Длинный период

(«Вот дом, который построил Джек», «Сундучок») Целиком освоить - от среднего к ускоренному темпу, из медленного в быстрый темп с добором (свести доборы до минимума).

IV. Логика

1. Словесное действие.

Научить воздействовать словом на партнера, слушателя, предварительно вскрыть в тексте подтекст. Определить смысловую задачу, найти действенный глагол (объяснить, приказать, оправдать и т.п.). Через выразительные средства (тихо, громко, монотонно и т.п.) донести это действие.

2. Прямая речь.

Требование подчинить отдельные эпизоды целому, то есть не разыгрывать характер («рассиживаясь»), внимательно, непрерывно следить за главным в рассказе. Кинолента видений должна быть непрерывной. Прямая речь не должна быть самоцелью.

3. Диалог в прозе.

Суметь направить на перспективу целого, не разыгрывать «по ролям», а выразить воздействие партнеров во имя цели сквозного действия. Первична мысль, выразительные средства пунктирны художественны - легкие наброски характерности.

4. Особенности стихотворной речи.

Овладение мелодикой, ритмом, рифмой стиха. Строка и строфа, «архитектура»

стиха.

Овладеть навыками ударения и паузы (цезуры). Практика.

Понятие классического стиха. Теория.

Групповые, индивидуальные занятия.

5. Речь в спектакле (стиль, жанр).

Овладение жанром через этюды по заданной теме (проза, стихи, драматургия) в

сценическом и словесном действии ( комедия, трагедия, водевиль и прочие).

V. Художественное слово.

1. Рассказ от первого лица. Козлянинова Н.П., «Сценическая речь», стр. 92-102.

2. Сказка

Особенности языка. Самобытность русской речи, характерность, диалектность, говоры. Сравнить оригинал русской народной сказки с ее современной обработкой (Наговорная водица). Краски, интонационность языка.

Образ сказочника. Прослушивание фонотеки - сказки в исполнении Табакова, Бабановой, Зуевой, Рома, Лебедева, Елены Сапоговой (Саратовская филармония). Внешний облик сказочника (костюм) исторический, современный.

3. Индивидуальные отрывки Работа над ролью в спектакле

4. Репетиции.

Репетиция текущего спектакля:

-   застольный период;

-    в выгородках;

-    сцена.

Добиваться внятной, чистой, органичной речи. Выразительной речевой характерности, действенного слова.

                                                             5 год обучения.

I. Речевая культура.

 Речевая культура - как основа профессий (телеведущие, дикторы, учителя, юристы и т.д.).

Беседа о современной культуре речи. Работа со словарем. Дикторы радио и телевидения. Упражнения и этюды:

-   радио-теледиктор;

-   диктор на вокзале, в магазине;

-   суд;

-    школа;

-   базар;

-   тусовка;

-    светский раут;

-   дипломатическая беседа и др.

 Репертуар.

Репертуар как воспитание личности и творческой индивидуальности. Репертуар строится на материале творческих и личностных возможностей учащегося-студийца с постепенным усложнением технической и психологической нагрузки. Целью репертуара является воспитательное и развивающее его значение, соприкосновение с художественными ценностями классической литературы. Формирует идейные и нравственные позиции исполнителя.

 Хор в греческом театре.

Об истории греческого театра, рождении и назначении хора в нем. Котурны,

маска, сила голоса.

Связь исполнителя, автора, слушателя.

В «застольный период» необходимо выявить связь исполнителя с позицией автора, их позиции не должны расходиться. 5. Выразительные средства для чтеца.

Все, что читаешь еще в процессе репетиции, сверить с современным слушателем, необходимо согласовать акценты на сегодняшний день - иначе работу не услышат. Это будет мертвый музейный труд, исполнитель потеряет слушателя. Индивидуальные особенности: голос, дикция, тембр, темпоритм, темперамент, плюс технические средства, владение голосовым аппаратом, чтение по знакам препинания, интонирование, монотон, по логическому анализу, психологическая пауза и др. Направить на достижение художественного раскрытия произведения. Тексты из учебника «Сценическая речь» Козляниновой И.П., 3. Савковой и др. Комяковой Г.В., Вербовой Н.П. и др.

2. Техника речи. Дикция, голос, дыхание. Усложненные тексты.

Освоение темпоритма в речи.

(стихи, проза, фольклор, сюжетная длинная скороговорка). Освоение     усложненных     стихотворных     и     прозаических     текстов     с использованием координации речи в движении со спортивным инвентарем. Занятия индивидуальные и в группе.

Стихотворные тексты со сложными синтагмами в быстром темпе (6-8 мин.) -индивидуальная работа

Читка с листа различных по жанру текстов. (20 и более минут - нагрузка в заданных сложных условиях)

Гекзаметр.

3.Логика.

 Анализ - «застольный период».

Смотри 4-ый год обучения. Тексты в стихах и в прозе, драматический материал

 Словесное действие - воздействие.

Деление на части, куски прозаического, стихотворного текста.

 Задача; сверхзадача.

Определение (в глаголе) задачи, частей текста.

 Перспектива.

Построение сквозного действия по перспективе.

Перспектива — через  главное к цели,  отметая  второстепенное  (пробросы).

Сначала чтение сложного предложения.

Используется Вербовая Н.П., «Сценическая речь» стр. 187-199.

 Мизансценирование.

Логическое    движение    в    пространстве    («Логика    ногами»).    Понятие    о сценическом пространстве, точки на сцене, 1 -2-3 общий план и их значение для исполнителя.

4.Художественное чтение

 Динамический (громкий) стих. Проза.

В. Маяковский, А. Пушкин, А. Блок «Скифы»

Проза речи, доклады Горький «Песнь о буревестнике»

 Басня (чтение, инсценировка)

И. Крылов, С. Михалков.

а) особенности жанра - сатирическое отношение к героям и их поступкам через речевую характерность.

б) речевая характерность

в) имитация

Пародия.

Преувеличение,   критическое   раскрытие   образа,   сатирическое   отражение,имитация, подражание.

 Монолог.

Основанием   является   более   четкое   общение   с   незримым   оппонентом, простроить сквозное действие — выразительными средствами передать это слушателю   (зрителю).   Жесткая   внутренняя  линия   поведения   исполнителя(через оценку, паузу, мизансцену, голосовые, технические возможности) на материале В. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Чехова, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя и др.

Диалог.

Действенность   слова   через   оценку   поведения   партнера   -   действие   как противодействие. Сцены из драматических произведений русских классиков А.Н. Островский, А.П. Чехов. Современная драматургия А. Вампилов, М. Рощин, А. Володин.

 Поэтический театр.

Рассказ о театре «Данко». Репертуар и способы решения на материале спектакля о Пушкине, по поэтическим страницам детской и юношеской литературы (О. Григорьев, Г. Остер, Д. Хармс, Берестов, И. Сапгир, Ю. Мориц, Б. Окуджава, В. Высоцкий и другие).

 Работа над спектаклем.

Работа над текущим спектаклем.

4.Методические обеспечение.

Методика построения занятий основывается на понимании единства всех свойств голоса. В условиях урока элементы различных разделов предмета естественно переплетаются, взаимодействуют так, что отделить их друг от друга невозможно. Свойства голоса выступают в звучащей речи неразрывно в органичном единстве и в единстве тренируются.

1.Это есть «комплексный принцип» воспитания неразрывной связи процессов дыхания, голоса и речеобразования.

2. Следующим принципом является принцип «от простого к сложному». Осваивая новое упражнение, надо постоянно возвращаться к пройденному материалу. Занятия начинаются с упражнения на расслабление мышц всего тела и на развитие дыхательных мышц, фонационного дыхания, затем свободного звучания и, наконец, остальных свойств голоса.

3. В основе деятельности коллектива лежит индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом физиологического и психолого-педагогического качеств ребенка и его здоровья.

4.В основе работы лежит принцип опосредованного метода, который предусматривает не прямое воздействие на личность учащегося, а косвенное, через включение его в различные виды учебной деятельности, выполнение интересных и новых для него заданий.

Такое построение занятий дает возможность сознательно и прочно усваивать детьми предлагаемый им материал, воспитывает и развивает навыки их творческой деятельности, формирует умение фиксировать и обобщать пройденное на занятиях для того, чтобы сформировать познавательный интерес к нему.

Предмет «Сценическая речь» достаточно труден для учащегося. Педагогу необходимы глубокие знания не только в области культуры речи, но особенно знания детской психологии и актуальных потребностей ребенка.

Мы отказались от многих устаревших, изолированных, статичных упражнений. Ведется активный поиск (и есть достижения) координации движений и звучания. Широко используется специально подобранный методический материал.

При всех требованиях технической оснащенности предмета ее главной составляющей является воспитательный компонент. Здесь помощником являются писатели и поэты. Согласно возрастным особенностям психики ребенка в работу берутся именно те произведения, которые в этом возрасте он может понять, принять и переработать.

Все в процессе обучения нацелено на воспитание творческой свободы, на внутреннюю культуру общения, на сценическую органику и заразительность.

Отслеживание и диагностика результатов проводится систематически на контрольных, показательных, открытых уроках (2-3 раза в год), в спектаклях коллегиально со всеми педагогами театра-студии.

Текущий контроль - это постоянное наблюдение за развитием ребенка во всех аспектах его деятельности. Итоговый контроль - это выпуск спектакля и гастрольный период.

Выпуск спектакля - это волевой акт. Учащийся психологически должен очень многое преодолеть: иногда победить свое честолюбие, леность, уметь радоваться чужим победам, уметь преодолевать свой страх, быть чутким, внимательным к партнерам и прийти на выручку в случае, если это понадобится.

В гастрольный период проявляются личностные качества каждого учащегося, умение жить в коллективе, нести ответственность друг за друга. Именно в гастрольный период виден его творческий рост.

Критерием сформированности знаний и умений является комплекс упражнений и практических заданий, который предлагается выполнить ребенку на зачетах, где он демонстрирует свой уровень речевой технической оснащенности.

Голосовое воспитание учащегося решает многие проблемы личностного характера. Развивая речевую культуру, педагог строит фундамент его будущего успеха в личной и общественной жизни. Приобретая навыки благозвучной, выразительной, грамотной речи, ученик получает обширные знания по литературе, истории театра и культуре, расширяет свой кругозор и эрудицию. Путь к совершенствованию воспитывает волю, трудолюбие и настойчивость ученика, нацеливает на успех, на достижение цели. Педагог направляет его устремления. Учащийся сознательно творит себя. Традициями коллектива являются:

-   участие родителей во всех внутриколлективных делах и гастролях театра;

-    участие коллектива массовых городских и областных мероприятиях;

-    совместный отдых коллектива (походы с детьми на природу, экскурсии на выставки, посещение театров с последующим обсуждением спектаклей;

-    связь с бывшими выпускниками, привлечение их к новым театральным

проектам.

При составлении программы учитывались возможности ее использования в разновозрастных детских творческих коллективах театрального направления системы УДО, школ эстетического направления и школ искусств, а так же преемственность и взаимосвязь всех годов обучения.

Данная программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам такого уровня и направления, прошла апробацию, которая доказала ее эффективность.

В процессе реализации программы, направленной на развитие фонационного дыхания и артикуляционного аппарата, воспитание правильного голосообразования происходит развитие коммуникативных качеств личности, творческого потенциала учащегося средствами театрального искусства, закрепляются на практике знания об условиях выразительности его речи. Определить уровень сформированности данных качеств позволяет система творческих заданий: упражнений, конкурсов, репетиций, демонстраций спектаклей, гастролей коллектива. Все вышесказанное создает условия для успешной самореализации учащегося в дальнейшей жизни и помогает его до профессиональному и профессиональному определению.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы в расчете на одну группу учащихся.

1. Спортивный инвентарь:                              2. Техническое оснащение:

- мат - 2 шт.;                                                           - телевизор;

- обручи - 15 шт.;                                                   - видеомагнитофон;

- теннисный мяч - 12 шт.;                                         - видеокамера;

- волейбольный мяч - 1 шт.;                                 - аудио и видеокассеты.

- гимнастические ленты - 6 шт.

5.Список литературы.

1. Аканфиева Н.В., Михайлина М.Ю., Туманова Е.Н. Основы педагогики и психологии в вопросах и задачах, Саратов, 1999.

2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи, М.., 1977.

3. Галендеев В.Н. Работа режиссера над речью в спектакле // Методическая разработка (на основе материала творческого наследия Вл. Немировича-Данченко), Л., 1976.

4. Захава Б.Е.Мастерство актера и режиссера, М., 1973.

5. Козлянинова И.П. Сценическая речь, М., 1976.

6. Козлянинова И.П. Проблемы сценической речи (методическое пособие для преподавателей театральных учебных заведений, М., 1968.

7. Комякова Г.В. Слово в драматическом театре, М., 1974.

8. Кон И.С. Психология ранней юности, М., 1999.

9. Кон И.С. Личность в поисках себя, М.,  1997.

10. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 1У-Х классов в процессе изучения литературы в школе, М., 1985.

11. Мали Л.Д., Арямова О.С. и др. Речевое развитие младших школьников , П., 1993.

12. Немеровский А. Пластическая выразительность актера, М., 1976г.

13. Петрова А.П. Сценическая речь, М., 1981.

14. Промитова И.Ю. Речевая культура русского театра, М., 1998.

15. Роль театра (о возрастных особенностях в выборе репертуара), М., 1975.

16.Савкова З.В. Как сделать голос сценическим, М., 1968.

17. Слезак-Шиндлер К. Искусство речи в школьном возрасте, М., 1996.

18. Станиславский К.С. «Этика» М., 1962г. 19.Чистякова М.И. Психо-гимнастика, М., 1990. 20. Шихматов Л.М. Сценические этюды, М., 1971г.

21. Волина В.В., Занимательное азбуковедение, М., 1991.

22.Гиппенрейтер Ю.Б., Общаться с ребенком - как?, М., 2002.

23.Галендель В.Н. Работа режиссера над речью в спектакле (на материале творческого наследия В.И. Немировича-Данченко) методическая разработка, ЛГИТМИК, 1976.

24. Муравьев Б.Л. О воспитании дыхания и голоса, ЛГИТМИК.

25. Познанский А.Л. Советы чтецу-любителю, М., 1982.

26.   Ренанский   А.Л.   Эстетическое   воспитание   учащегося,   Минск,   изд-во «Народная асвета», 1978.

27.  Родари Дж.  Грамматика фантазии введение  в  искусство  придумывания историй, М., 1978.

28. Сафронова Е.Г. Ритм и звуки, М.,  1993.

29.  Ушакова В.А.  Пособие  по  предмету  «Сценическая речь»  для   1   курса режиссерского факультета театрального училища им. Б.В. Щукина.