"Романтизм как явление жизни" (музыкально-художественный салон I трети XIX века (интеграция МХК и дополнительного образования)

Кудашева Людмила Ивановна

Музыкально-художественный салон  (первая треть XIX века) (интеграция урока МХК и дополнительного образования) "Романтизм как явление жизни". Для старшеклассников с участием среднего звена. Художественные номера готовятся заранее с учетом интересов участников театрализации. Костюмы готовятся под руководством учителя технологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  САЛОН

(первая треть XIX века)

(интегрированный урок по МХК, технологии, музыке, литературе,

 истории, дополнительному. образованию)

ТЕМА УРОКА:         РОМАНТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ.

ЦЕЛЬ УРОКА:         Дать целостную характеристику художественного направления романтизма, как явления жизни.

ЗАДАЧИ:         

1. Раскрыть исторические предпосылки романтизма, его общие черты.

2. Выделить особенности русского романтизма и образа романтического героя.

3. Познакомиться с творчеством представителей русского романтизма: живописью, лирикой, музыкой.  

4. Проследить развитие общности различных видов искусства и их взаимовлияния в эпоху романтизма.

5. Развивать аналитический образ мышления учащихся, умение чувствовать и осознавать общие черты в произведениях различных видов искусства одной эпохи.

6. Развивать творческие способности учащихся.

7. Воспитывать эмоционально-эстетический вкус учащихся.

Оформление урока:         

а) тема урока, логическое задание, темы творческого

задания на дом;

б) создание интерьера эпохи романтизма;

в) репродукции и слайды произведений художников-романтиков (Э.Делакруа, О.А.Кипренского, В.Л.Боровиковского, С.Ф.Щедрина);

г) музыкальное оформление («Этюд № 12» / «Революционный»/ и «Вальс №9» Ф. Шопена, «Вальс-фантазия» М.И. Глинки, «Марсельеза»);

Эпиграф:         «История души человеческой едва ли не полезнее или любопытнее, чем история целого народа».

                                                        /М.Ю.Лермонтов/.

Учитель МХК (зачитывает цитаты):        Сегодня на уроке речь пойдёт о романтизме. Каковы исторические предпосылки этого нового художественного направления, охватившего практически все страны Европы? Мы познакомимся с особенностями русского романтизма, вспомним его представителей, с которыми вы уже знакомились на уроках литературы, истории, музыки, МХК. Поговорим об образе нового героя-романтика. Проследим развитие общности различных видов искусства и их взаимовлияния в эпоху романтизма.

                Сегодня нас ждёт очень интересная встреча в музыкально-художественном салоне на одной из улиц Петербурга. Именно такие литературно-музыкальные кружки стали своеобразной «творческой лабораторией» людей искусства и открыли миру новые имена представителей русского романтизма.

Добро пожаловать в наш салон!

(Под звуки «Вальса-фантазии» М.И. Глинки входит дворецкий, объявляет).

Дворецкий: - Хозяйка салона!

- Гости Петербургского салона! (кузина)

- Художники: Владимир Лукич Боровиковский!

Орест Адамович Кипренский! Сильвестр Феодосиевич Щедрин!

                - Любители поэзии! (трое)

- Любители музыки!  (исполнитель романса)

(Гости рассаживаются).

Хозяйка:         Добрый день, дамы и господа! Сегодня в нашем салоне, как обычно, собралась творческая интеллигенция Петербурга. Я очень рада видеть художников, любителей поэзии, литературных критиков и искусствоведов.

                Вы, конечно же, обратили внимание на изменившийся интерьер нашего салона. Это всё веяние нового времени и западной моды. Теперь в столице всё на новый манер, а виновница всему – Франция, законодательница моды.

(рассказывает, показывает и объясняет):

                        В начале века стиль ампир собою покорил весь мир.

                        И каждый в будуаре рад устроить пышный маскарад.

Вот панорамные обои, что дарят нам мир дивных грёз.

И Древней Греции колонны, что дух античности принёс.

                                Средь будуара зеркала, диваны, пуфы с балдахином…

                                Всё здесь фантазии игра, что «русским» названо ампиром.

                        А вот комод из «акажу», на нём античные фигурки,

                        Хрусталь, фарфор и абажур, а вот из мрамора шкатулки.

                                Чтоб оградить от суеты, тяжёлых штор бегут воланы.

                                В них скрыты мрачные черты и мира нашего изъяны.

                Дворецкий, принеси подсвечник. Зажги здесь свечи.

                Пусть уют теплом наполнит нашу встречу и разговор, что гости ждут.

(Пока дворецкий занят свечами, к хозяйке подбегают две маленькие девочки).

Мэри:                         Mon sher, mamam! (поклон), 

                        Позвольте нам с Catrine побыть в салоне средь гостей?

Хозяйка:         Вам, господа, хочу представить дочек: Catrine и Maire.

                И хоть салон не для детей, позволим им остаться.

                Ведь через полчаса у них урок.

                Mesie Patrick, учитель танцев, начнёт занятье точно в срок.

Гость:                 Так вы танцуете? И что же?

Катрин:         «Мазурку» учим мы, mesie!

Гость:         Вот это да!

Пусть эти юные созданья для нас станцуют, господа!?

(Под звуки «Мазурки» девочки исполняют несколько танцевальных движений).

Гость:         Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.

                Так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть.

Хозяйка:         Довольно, девочки, ступайте.

Иль в детской тихо поиграйте.

(Девочки кланяются и убегают). 

Гость:         Вы, маменька, скажу Вам, строже за дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет! Не то… не то…

Хозяйка:         Избави боже!.. (Пауза). 

Теперь позвольте мне, друзья,

Представить милую кузину.(жест).

Кузина:                 Я год во Франции жила

И новости парижской моды вам рассказать готова я. (пауза).

                 В капризной моде свой кумир. Сегодня царствует ампир!

                И дамы как на маскарадах, в изысканных теперь нарядах.

                Тунику можно позабыть, что прятала наш стройный стан.

                Теперь о ней широкий пояс и чудный бант напомнят нам.

                        Вслед за хозяйкой шлейф струится,

                        Рукав «жиго» и декольте.

                        Цветы и ленты пригодятся…

                        Теперь так модно, носят все!

                А нежность белоснежной шеи лишь подчеркнёт бриллиантов ряд;

                И фероньерка, серьги, веер дополнят модный ваш наряд.

                        У женщин в моде ридикюли. Перчатки вам кокетства придадут.

                        А ножки в туфельках прелестных поклонников с ума сведут.

                Мужское общество, как видит свет, по моде лондонской одето.

                Всё строго, аглицкий манер: фрак, трость, цилиндр – вот кавалер!

                        Мужская вся приталена одежда. Отделка – бархат, господа.

                        Сегодня в моде неизбежны у «светских львов»… жилеты!

                Да, и романтически небрежно расстёгнут ворот, страстный взгляд…

                И галстук в стиле «а ля Байрон» дополнят модный ваш наряд.

Учитель МХК:         Новое художественное направление, о котором идёт речь сегодня, зародилось во Франции в конце XVIII века.         

(Тихо звучит мелодия «Марсельезы». Слайд «Свобода, ведущая народ», Э.Делакруа)

Французский художник Эжен Делакруа в своём произведении воплотил освободительные идеи времени в аллегорической фигуре Свободы. Молодая женщина с трёхцветным республиканским знаменем символизирует Свободу, ведущую за собой народ. Картина полна динамики, движения.

(Звучит «Революционный этюд» Ф.Шопена.

Слайд «Портрет Ф.Шопена» Э.Делакруа).

И вот мотив тревоги, борьбы распространяется по всей Европе. Звуки «Революционного этюда» польского  композитора Фридерика Шопена созвучны с красками его портрета, выполненного другом Эженом Делакруа. Лицо, выражающее страдание и тоску по утраченному прошлому, в то же время отражают взгляд человека гордого достоинства и самообладания, вдохновенный взгляд творца. (Мелодия затихает).

Учитель МХК:         Как вы думаете, откуда эта тревога? Что произошло на рубеже XVIII-XIX вв.?

Наш разговор начинают критики. Первые их вопросы к историкам, поскольку романтизм имеет свои исторические предпосылки, как каждое направление в искусстве.

Критики (к историкам):         Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей, что победа революции утвердит господство разума, торжество свободы, равенства, братства?

(Ответы историков).

Критики:         В этих изменившихся условиях общественной жизни изменились ли идейные позиции передовых представителей искусства? Они по-прежнему продолжали бороться за утверждение идей Просвещения? 

(Ответы историков).

Критики (к искусствоведам):         У нас вопрос к искусствоведам. Охарактеризуйте, пожалуйста. новое направление в искусстве. Каковы особенности романтизма?

(Искусствоведы дают определение романтизма).

Критики:         А что же главный герой произведения? Это по-прежнему, рассудительный, рациональный представитель третьего сословия?

(Искусствоведы дают характеристику новому герою-романтику).

Искусствоведы:         В искусстве появляется новый герой – яркая творческая личность, одержимая страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Она сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но утверждает победу даже ценой своей жизни.

Учитель МХК:         Новое направление достигло России, хронологические рамки которого можно ориентировочно можно заключить в 1800-1850 гг. Но это лишь ориентировочно, т.к. первые романтические черты в русском искусстве наметились ещё в последние годы XVIII века, с направления сентиментализма и развитием портретного жанра в живописи. А как вы думаете, почему именно портретный жанр и сентиментализм стали преддверием развития нового направления в искусстве?

Искусствовед:                 Слово «портрет» происходит от латинского глагола «извлекать на поверхность». Художник должен был извлечь на поверхность характер человека, показать его душу. Развитие портретного жанра – это движение в глубины человеческой души, повышенное внимание к внутреннему миру человека. Появляется новое направление в искусстве – сентиментализм.

Искусствовед:         (Справка об определении сентиментализма). 

Учитель МХК:         Всё это было характерно и для романтизма. Один из первых художников, для которых главным был характерен поиск и воплощение на холсте новых романтических образов – Владимир Лукич Боровиковский.

Критик:         Вы говорите, что романтики стремились познать человека как личность Они изображали внутренний мир человека, его духовную жизнь. Но это лишь слова. Докажите это нам, Владимир Лукич,  на конкретных примерах своего творчества? Ваш романтический герой - какой он?

Боровиковский:         Меня не столь занимает государственный человек, сколько частное лицо в его личной жизни. Мне охотно позировали люди Львовского кружка и простые крестьяне. Вот портрет крестьянки Христиньи.

(Демонстрация портрета со слайда).

Нежный, смягчённый колорит этого полотна подчёркивает обаяние образа, созвучное сентиментальным русским песням и чувственной поэзии.

Критик (любителям поэзии):         А каковы особенности романтизма в литературе. Образ Вашего поэтического героя созвучен образу, созданному художником?

Любители поэзии:         Русский романтизм в литературе отличается неоднородностью творческих принципов, многообразием течений, отсутствием чётких хронологических границ. Романтическая поэзия В.А.Жуковского, К.И.Батюшкова, декабристов и А.С.Пушкина, бунтарский романтизм М.Ю.Лермонтова и философский романтизм Ф.И.Тютчева. Трудно найти в Вашем творчестве, Владимир Лукич, более обаятельный, нежный и более поэтический образ, чем образ Марии Лопухиной.

(Демонстрация слайда «Портрет М.И.Лопухиной» В.Л.Боровиковского).

Боровиковский:         Закончив писать портрет в 1797 году, я обессмертил совершенство этого юного существа. Девушке 17 лет. Через 4 года её не стало. Может быть, поэтому в её глазах можно прочесть предчувствие того, что ей дарована судьбой только весна, прекрасная весна, полная радости, надежд, которым не суждено было сбыться.

Гармоническая женственность и лукавство девочки-подростка; милый, тихий взгляд; ни одного резкого движения или цвета; тишина летнего вечера.

Учитель МХК:         Этот образ удивительно поэтичен. И любители поэзии это могут подтвердить.  

Любители поэзии:         Портрет однажды увидел поэт Яков Петрович Полонский. Он ощутил в нём печать неуловимого эмоционального состояния и заметил главное очарование этого образа:

                        Она давно прошла – и нет уже тех глаз

                        И той улыбки нет, что молча выражали

                        Страданье – тень любви и мысли – тень печали,

                        Но красоту её Боровиковский спас.

                                Так часть души её от нас не улетела,

                                И будет этот взгляд и эта прелесть тела

                                К ней равнодушное потомство привлекать,

                                Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

(Звучит романс «Мне грустно» в исполнении учителя музыки).

Учитель МХК:         Музыкальным сопровождением художественно-поэтического образа Лопухиной стал романс «Мне грустно» Даргомыжского на слова М.Ю.Лермонтова. И это не случайно, поскольку направление романтизма имело свои отзвуки и в музыке. Не так ли, уважаемые любители музыки?

Учитель музыки:         Русский романс оставил свой отпечаток на развитии поэзии, образный строй оперы, симфонии, инструментальной музыки. Основные черты русского романса – мелодическая пластика, открытая эмоциональность. Ярче всего русская лирика отразилась в романсах М.И.Глинки.

                Послушайте в исполнении Михаила Шипулина романс М.И. Глинки «Ах, ты ночка тёмная.».

(исполнение романса М.И. Глинки «Ах, ты ночка тёмная…»).

Учитель МХК:         Одной из особенностей русского романтизма стало взаимовлияние и взаимопроникновение искусств. Союз русской словесности и музыки в XIX веке ещё более окреп. Но вернёмся опять к живописи. Сегодня у нас ещё один гость, художник-портретист Кипренский.

У наших критиков есть много интересных вопросов к Вам, Орест Адамович.

(вопросы О.А. Кипренскому).

Критик:         Орест Адамович, Вас считают истинным романтиком, отражающим  яркую самобытность русского искусства. Нас интересует галерея портретов, связанных с событиями 1812 года. Это Ваш личный интерес к данным событиям? Или появление этих произведений связано с новым направлением в искусстве?

Кипренский:         Вы правы. Это новая тема в творчестве, связанная с одной из особенностей русского романтизма – высокой гражданственностью.

По своей героической масштабности и романтической вдохновенности мне наиболее удались именно эти работы и самая яркая из них – «Портрет Евграфа Давыдова».

(Демонстрация слайда «Портрет Евграфа Давыдова» работы О.А.Кипренского).

Это двоюродный брат прославленного Дениса Давыдова. Он изображён на фоне пейзажа с грозовыми тучами, предвещающими бурю. Контраст густых теней и сверкающего гусарского мундира придают образу романтическую взволнованность. Чувствуется стремление к подвигу во имя Родины. Это образ героя-современника, будущего участника Отечественной войны 1812 года.

Учитель МХК:         Мятежный, мечтательный удалец. Как похож он на героев гусарских песен Дениса Давыдова. Надеюсь, любители поэзии меня в этом поддержат, а мы ещё раз убедимся в единстве различных видов искусств в эпоху романтизма.

Любители поэзии:         (Поэтический образ к «Портрету Е.Давыдова».

Стихотворение Дениса Давыдова).

Критик:         Орест Адамович, Ваш творческий расцвет, пожалуй, приходится на 1800-1820 гг. К этому времени относятся «Портреты Швальбе», «Портрет мальчика Челищева», «Портрет Ростопчиной», «Портрет В.А.Жуковского», «Портрет А.С.Пушкина». Главный герой… какой же он?

Кипренский:         Это мечтатель, полный высоких благородных стремлений.

(Демонстрация слайда «Портрет В.А.Жуковского» работы О.А.Кипренского).

Критик:         Вот одна из лучших Ваших работ – портрет поэта Жуковского. Докажите, пожалуйста, что это романтический портрет? Может быть, Вам в этом помогут любители поэзии?  

Любитель поэзии:         В.А. Жуковского считают одним из первых поэтов-романтистов, который, по словам В.Белинского, «первый на Руси выговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь», ввёл в поэзию типично романтические мотивы одиночества, тоски, грусти по утраченной надежде.

        Послушайте отрывок из элегии В.А. Жуковского «Вечер».

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Всё тихо: рощи спят; в окрестности покат;

Простёршись на траве под ивой наклонённой,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осенённый,

Как слит с прохладою растений фимиам,

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Вот именно такой тип поэта-романтика и создал Кипренский.

Любитель поэзии:         Из мрака ночного пейзажа выступает задумчивое, вдохновенное лицо поэта. Взгляд Жуковского мечтательно устремлён вдаль. Волосы растрёпаны ветром. Перед нами автор таинственных баллад, которыми зачитывались современники.

                Кипренский отразил представления о поэте-романтике, кумире молодого поколения.

                Знаменитому живописцу позировал также А.С. Пушкин.

(Демонстрация слайда «Портрет А.С.Пушкина», затем история создания портрета).

Учитель МХК:         … Пушкин вошёл и спросил, где ему сесть. Он с любопытством рассматривал студию, рассказывал новые анекдоты и первый им смеялся. Был он в глухом тёмно-сером сюртуке, застёгнутом на все пуговицы.

…Зелёный атласный бант – это хорошо, это красиво. Надо найти подтверждение в цвете. Оно никак не находилось, пока Оресту Адамовичу не пришла счастливая мысль – он сдёрнул с кушетки шотландский плед и набросил Пушкину на плечо. Александр Сергеевич удивлённо вскинул голову, но художник жестом успокоил его – вот так и сидите, очень хорошо.

         Кипренский писал портрет Пушкина в мае – июне 1827 года. То был год высшей славы Пушкина. Возвращённый из изгнания, допущенный жить, где пожелает, встречавшийся в Москве с государем…

Критик:         Что, по-вашему, хотел подчеркнуть художник в личности Пушкина?

Любитель поэзии:         В портрете Кипренский сумел показать гениальность великого поэта. И в позе, и во взгляде, и в костюме – особая торжественность и значительность. И статуэтка Музы включена в живописную композицию не как деталь обстановки, а как эмблема поэтического озарения.

                Понравился портрет и самому Пушкину, который откликнулся на эту работу Кипренского известными стихами:

                        Себя как в зеркале я вижу,

                        Но это зеркало мне льстит.

Критик:         Мы говорим только о портретном жанре. А как развивается пейзаж в эпоху романтизма? изменилась ли его роль?  

Искусствовед:                Да, роль пейзажа изменилась. В портретах XVIII века он был лишь фоном. А природа романтизма – не безразличный фон. Она словно живёт, волнуется, отражая тревожное время и мысли, чувства героя.

Учитель МХК:         Романтики силой своего воображения могли творить мир подобно богу. Они постигали тайны человеческой души и тайны природы. Именно романтики впервые осознали природу как часть мира, связанную с чувством и жизнью человека. В созданных ими образах активно участвует пейзаж, помогая раскрыть душевное состояние героя. В этом мы убедились, познакомившись с портретами Жуковского и Пушкина. Теперь и сама природа становится героем художественного произведения.

        Сегодня у нас в гостях художник-пейзажист Сильвестр Феодосиевич Щедрин.

        - Расскажите, пожалуйста, о своём творчестве.

С.Щедрин:         Меня всегда привлекала вольная стихия природы, где всё непринуждённо и гармонично. Долгое время я работал под небом Италии. Светлая, солнечная природа южной страны заставила меня заново пересмотреть приёмы письма и свою красочную палитру.  Большинство моих работ я писал непосредственно на природе, пытаясь показать всю красоту окружающего мира.

        Сегодня здесь представлено несколько моих работ из серии «Гавани в Сорренто».

(Демонстрация репродукций картин художника).

Учитель МХК:         Спасибо за Ваши солнечные, наполненные любовью к жизни  пейзажи.

(Повторная демонстрация слайдов, использованных в течение урока.

Звучит «Вальс №9» Ф.Шопена).

Кузина:         Пусть звуки музыки прелестной и стих созвучный тешат слух.

                С портрета смотрит образ нежный или любимец древних муз…

                Всё дышит лишь одним желаньем, лишь откровением души…

                Как о былом воспоминанье,

Как одиночество в глуши,

Как шёпот ветра на рассвете,

        Как тихий всплеск волны в тиши…

Учитель МХК: Скажи, мой друг, не сон ли это?

Кузина:                 Век романтизма, мир души…

Хозяйка:         Окончен разговор. Погасли свечи. Мы были рады видеть вас.

                Пусть не пройдут бесследно эти встречи и что-то новое откроют в вас.

Учитель МХК:         А прежде, чем закроются двери гостеприимного Петербургского салона, хотелось бы узнать, какие чувства разбудила в вашей душе сегодняшняя встреча с романтизмом?

(повторительно-обобщающая беседа).

Свои отзывы об этой встрече вы можете оставить в альбоме пожеланий. Будет хорошо, если вы оформите ваши отзывы в виде письма к хозяйке салона. Это и будет вашим домашним заданием.

  • Романтизм – новое направление в искусстве.
  • Что рассказало романтическое искусство о человеке и о нас самих?
  • Моё откровение души.

До свидания. До новых встреч с искусством!

(Под звуки «Вальса-фантазии» М.И. Глинки гости покидают салон).