Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню победы " "Хотят ли русские войны?".

Белова Екатерина Алексеевна

Сценарий с театрализованными сценами, и вокальными номерами. Написан педагогом-организатором Беловой Екатериной Алексеевной,  для ГКОУ "Павловский детский дом". Возраст участников: от 8 до 20 лет

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx37.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Хотят ли русские войны?»


Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны?

Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские, хотят ли русские
Хотят ли русские войны.

Поймет и докер, и рыбак,
Поймет рабочий и батрак,
Поймет народ любой страны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

Сценарий литературно- музыкальной композиции, посвященной празднованию Дня победы в ВОВ, "Хотят ли русские войны?".

(Звучат позывные. На их фоне ведущий читает стихотворение.)

Наш ветеран, он тих и скромен.

Он всех от страшной смерти спас.

Весь мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

 

Мы чтим тебя, наш скромный воин,

Мы «Слава!» мужеству поем.

А кто не дожил, будь спокоен,

Мы вахту памяти несем.

1. Мирная жизнь, дети

(звучит "Рио-рита", дети играют на улице. В руках держат игрушки, кто-то  играет  в ладушки и у них происходит диалог с мамой.)



— Снова дралась во дворе?
— Ага!
Мама,
но я не плакала.
Вырасту-
выучусь на моряка.
Я уже в ванне
плавала! 
— Боже,
не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.

— Мама,
купим живого коня?
— Коня?!
Да что ж это делается?


 - Мама, а я буду красивая, когда вырасту?

- Конечно, ты у меня красавица.


— Мама,
а в летчики примут меня?
— Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого
душу
сумеешь вытрясти!


(Звучит "Довоенный вальс", на сцене появляется 4 пары "Влюбленных".  Дети, увидев взрослых - убегают со сцены. Взрослые появляются на сцене "прогулочным шагом"  и читают стихотворение, пританцовывают, кто-то усаживается на лавочку, чтобы поговорить "О любви".)

1. пара (выходят из-за кулис, читает стихи, затем парень спрыгивает со сцены, помогает спуститься девушке, они садятся на лавочку)

Был очень ласковым и теплым тот июнь,

А в синем небе дружно пели птицы

О том, как славно на земле родиться

О том, как славно жить в родном краю.

2. пара (выбегает из зала, поднимается на сцену, весело щебечет стихотворение, начинает танцевать под музыку.)

Плескалась в речках озорная детвора,

Преображали женщин сарафаны,

И шелестели рощи неустанно:

Июнь, июнь, чудесная пора!

3. пара (девочки выходят из-за кулис "под ручку", 1 девочка читает стихи, после чего,  вторая отпускает ее руку. начинает читать свои стихи, и замечает, как первая уже идет "под ручку" с кавалером. )

В тенистых парках и садах по вечерам

На танцевальных пятачках кружились пары,

И одинокие гармони до утра

О чем-то важном спорили с гитарой. (Расстраивается, но ее кавалер закрывает ей глаза, подходя со спины, она смущенно улыбается,  парень читает стихи, и пара идет гулять дальше.)

И мирным сном спала родная сторона,

Дневным заботам подведя итоги.

Голос за кадром: Никто не знал, никто не ведал, что война

Уже стоит зловещей тенью на пороге!

(Слышится наигрыш гармошки "Одинокая бродит гармонь". 4 пара "влюбленных", сидя на лавочке, начинает диалог).

Девушка:  Ваня, тише...  Слышишь,  соловьи поют?

 Парень: Это наши с тобой соловьи, Маша. Вот схожу в армию, отслужу 3 года...

Девушка: В танковых войсках?

Парень: А в каких же? Конечно в танковых. Броня крепка. и танки наши быстры... А ты будешь ждать меня эти 3 года: 41, 42,43...? Всего-то!

Девушка: Буду, Ваня. Я за эти 3 года семилетку окончу, и курсы агрономов.

Парень: И начнется у нас с тобой такая жизнь...!

(Слышится гармошка "Частушки", пары, услышав ее, поднимаются со своих мест, выстраиваются на сцену)

Девушка: Тише, гармошка, ребята наши песни поют, пойдем с ними веселиться?

Парень: Пойдем. Эх, а гармонист-то у нас какой, ноги сами в пляс пускаются...

(Под плясовой мотив ребята начинают танцевать парами, петь частушки).

Вместе: Хорошо в колхозе нашем: 
Мы не сеем и не пашем, 
Мы на полюшке своём 
Только пляшем и поём.

Парни: Колхоз, колхоз -
Дружная работа, 
Раскидали хомуты - 
Собрать нет охоты.

Вместе: По дороге трактор едет, 
А колёса - на боку.
Девушки: - Ты куда, колхозник, едешь?
Парни: - За коровой к кулаку.

Девушки: Мы доярочками стали, 
Мы и там не пропадём: 
Вёдра вымоем, повесим, 
На вечёрочки пойдём.

Парни: Комбайнёров в поле много, 
Их не знай куда девать.
А доярок не хватает, 
И не можем нигде взять.

Девушки: Мы работаем в колхозе, 
Не теряем времени,
А за это иногда 
Получаем премии.

Девушки:  Светит месяц по ночам -
Днем солнышко  греет, 
Парни: Хлеб колхозный на полях 
Буйно зеленеет.

Вместе: Играй веселей, 
Гармонь не жалей,
Мы построили колхозы, 
Чтобы жить веселей!

(Затем ребята уходят за гармонистом, а 4 пара остается в центре, продолжая диалог под мотив "Одинокая бродит гармонь".)

Парень: Ну что, наплясалась, моя Марьюшка? (Парень надевает ей на плечи пиджак)

Девушка: Ой, наплясалась, вот как...

Парень: Постоим еще?

Девушка: Да что ты, поздно уже, маменька-то задаст! Ребята все уже по домам расходятся, а завтра дел столько, вставать рано...

Парень: Так завтра же воскресенье, 22 июня.

2. Началась война.

(Уходят со сцены. Звучит песня "Вставай, страна огромная", на сцене, друг за другом, появляются парни с вещмешками, которых провожают на фронт. Девушки плачут, уткнувшись в плечо своим парням, те, обнимают их, и успокаивают.)

Девушка: Ваня...

Парень: Ты не горюй, Маша, я вернусь скоро, вот увидишь.

Девушка: Ваня, а вернешься ли? Да скоро ли?

Парень: (топая ногой, утвердительно) Вернусь!

Парень 2: Да что вы. девчата, все плачете, да слезы льете?

Парень 3: Живы будем! Не помрем!

Парень: Марьюшка, дай мне с собой твою карточку, я на нее буду все время смотреть, и тебя вспоминать.

Девушка: Бери, Ваня (отдает в руки фотографию), и держи у самого сердца всю войну.

Парень: А это тебе, давно хотел подарить, да все, как-то стеснялся... 

(достает синий платочек, и повязывает девушке на плечи. Обнимает ее и уходит за кулисы. Девушка укутывается в платочек, звучит музыка "Синий платочек").

3. Проводы ."Синий платочек"

(В конце, на тексте ведущего, садятся на край сцены, кто-то на колени, кто-то спиной друг к другу, положив платочки перед собой. Начинают читать монологи. )

Ведущий: Восемнадцать было вам в то лето, 
Первым чувством сердце расцвело. 
Грянула война и на полсвета 
Распростерла черное крыло. 
Что тогда вы, милые, умели? 
Знали лишь одно — пришли враги. 
Не в театр надели вы шинели, 
Не на бал обули сапоги. 

4.  Девушки на войне.

Девушка 1.  В восемнадцать лет на Курской Дуге я была награждена медалью „За боевые заслуги“ и орденом Красной Звезды, в девятнадцать лет – орденом Отечественной войны второй степени. Когда прибывало новое пополнение, ребята приходили молодые, конечно, для них это было удивление. Я от них не отличалась, им тоже по восемнадцать-девятнадцать лет, и они иной раз с насмешкой спрашивали: „А за что ты получила свои медали?.. А была ли ты в бою?“ Или, например, поддевают: „А пули пробивают броню танка?“

        Одного такого я потом перевязывала на поле боя, од обстрелом, я и фамилию его запомнила – Щеголеватых. У него была перебита нога… Я ему шину накладываю, а он у меня прощения просит:

        – Сестричка, прости, что я тебя тогда обидел…

Девушка 2.  Жутко вспомнить, каким кошмарным был первый марш. Я готова была совершить подвиг, но не готова была вместо тридцать пятого носить сорок второй размер. Это так тяжело и так некрасиво! Так некрасиво! Командир увидел, как я иду, вызвал из строя:- Смирнова, как ты ходишь строевым? Что, тебя не учили? Почему ты не поднимаешь ноги? Объявляю три наряда вне очереди...Я ответила:- Есть, товарищ старший лейтенант, три наряда вне очереди! -повернулась, чтобы идти, и упала. Выпала из ботинок... Ноги были в кровь стерты....Тогда и выяснилось, что ходить я уже не могла. Ротному сапожнику Паршину дали приказ сшить мне сапоги из старой.

Девушка 3.  «На войне кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала - дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная, потому что всегда на коленках ползешь, да еще под тяжестью раненого. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была.

Девушка 4.  Под Сталинградом... Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом - другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца... Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике... Там, в дыму, не разобралась... Вижу: человек умирает, человек кричит... А-а-а... Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: "Возвращаться за немцем или нет?" Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови... И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих... Не может быть одно сердце для ненависти, а второе для любви. У человека оно одно. »

Девушка 5. Муж был старшим машинистом, а я машинистом. Четыре года в теплушке ездили, и сын вместе с нами. Он у меня за всю войну даже кошку не видел. Когда поймал под Киевом кошку, наш состав страшно бомбили, налетело пять самолетов, а он обнял ее: "Кисанька милая, как я рад, что я тебя увидел. Я не вижу никого, ну, посиди со мной. Дай я тебя поцелую". Ребенок... У ребенка все должно быть детское... Он засыпал со словами: "Мамочка, у нас есть кошка. У нас теперь настоящий дом".

(Девушки, прочитав свои монологи, уходят со сцены через зал. На сцене остается сидеть главная героиня. В руках у нее письмо с фронта. В этот момент на сцене появляется солдат в шинели, который держит в руках письмо, звучит песня  "Бьется в тесной печурке огонь",  девушка стоит перед сценой, разворачивает письмо, и безмолвно начинает читать. Парень озвучивает текст, будто пишет письмо.)

5. Письмо с фронта.

Парень (письмо): Маша, пишу тебе письмо, а на коленях лежит твоя фотокарточка... Я смотрю прямо в твои бездонные глаза, и мне становится легче. ты со мной. Вот только теперь я понял, что в эти мгновенья, в тех взглядах лучше, и больше всего выражалась твоя любовь. Будущее для меня – это ты. Как же мне хочется, поскорее вернуться домой, прижать тебя, к себе... Впрочем, зачем я говорю о будущем? Быть может, когда ты получишь это письмо, меня не будет, война ведь...

(На последних строчках письма, девушка складывает его в "самолетик", поднимается на сцену, пускает его в парня, уходит. Парень ловит письмо, разворачивает его, теперь девушка озвучивает текст, а парень безмолвно читает.)

Девушка (письмо): Ванечка, пока я ждала твоего письма, после долгого молчания, я думала, что душа моя вырвется из груди. Не знаю, дойдет ли до тебя это письмо.... Верю, дойдет! На душе у меня сегодня светло, и радостно - я танцевала во сне с тобой. Значит ты жив! (Уходит со сцены.)

6.  Баллада о матери

(Звучит вокализ. На сцене появляется фриц, за ним, под конвоем 2 паренька, один постарше, другой помладше,  позади "семенит", убитая горем, мать.)

Ведущий:    Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая, 
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"

«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы: 
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом. 

Мать безмолвно сердцем каменеет: 
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, - 
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо, 
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.

(На сцене появляются еще пара фрицев, и они уносят "тела" погибших со сцены)

7. В землянке

(Звучит композиция "В землянке" на сцене появляется несколько солдат: один чистит оружие. другой наматывает портянки, третий крутит сигарку, четвертый пишет письмо. Начинают диалог. )

1 Солдат: Эх... Ребята, а какой она будет мирная жизнь? 
2 Солдат : Все прежним будет, драгоценным, нашим. 
3 Солдат : Нет, будет лучше! Мы в дома свои вернемся, родным не спеша расскажем про подвиги, походы и бои. 
4 Солдат :  Вставим стекла, улицы починим, и небо станет синим...как прежде...
1 Солдат: Но эту вот землянку хорошо бы сберечь, чтоб помнил в будущем народ, как враг грозил нам.

2 Солдат: Ладно, полно вам мечтать... Завтра бой тяжелый, последний бой, может  уж не вернемся...

(Звучит песня "Последний бой".)

 8. Похоронка

(После исполнения песни солдаты уходят со сцены, на сцене появляются девушки. Читая стихотворения, образуют полукруг, в центре которого главная героиня. Почтальонка, медленно идет через зал на сцену. Встает напротив героини, и передав ей письмо, уходит за кулисы. Все девушки с ужасом глядят на героиню...)

Девушка 2: Немели женщины и дети,
   Надежд и ужаса полны,
   Когда со стороны Исети *
   Шла почтальон, связной войны.
    
  Девушка 1:  Она шагала отрешенно,
   Казалась нам Судьбой она,
   С разбухшей сумкой почтальонной,
   Той, что наполнила война.
    
 Девушка 3:   И кто погиб на вражьем дзоте,
   Кто снова получил медаль,
   Все были в сумке почтальонки,
   Смешались радость и печаль.
    
  Мать:  И матери, зажав платочек,
   Со страхом ждали у ворот:
   - Ну, как ты там? Ты жив, сыночек?
   Что нынче мне судьба пошлет?
    
  Девушка 1:  Иль радость озарит улыбкой?
   Иль страшной болью всю сведет?
   И женщины, как перед пыткой,
   Глядели вдаль за поворот.
    
 Девушка 2:  О, сколько им придется плакать! 
   Какой еще смертей поток! 
   Шла наша армия на запад,
   А похоронки – на восток.
    
  Девушка 4:  Нет, эту память не сотрете,
   Со мною прошлое мое…
   О, как мы ждали почтальонку!
   И, как боялись мы ее!

9. Могила,  минута молчания.

(Звучит песня "Хотят ли Русские войны". в это время солдаты поднимаются на сцену, кладут в центр каску, складывают возле нее оружие, молча смотрят на нее, склонив головы. Остальные читают стихи.)

1 Девушка: Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 


2 девушка: Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 


Мать: Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 


Солдат 3. И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

- Минута молчания: 

11. Хотят ли русские войны.

-Исполняется песня "Хотят ли Русские войны?"

12. (День победы).

(Солдаты и девушки, встают в пары, выходят на авансцену, читают стихи)

Девушка 4. Был очень ласковым и тёплым этот май,

А в синем небе дружно пели птицы

Солдат 1.О том, что надо в пояс поклониться

Тому, кто отстоял родимый край,

Девушка 2. Тому, кто людям возвратил весну,

Тому, кто возродил любовь и веру,

Солдат 3. И заплатил за это полной мерой,

Поправши жизнью страшную войну.

Девушка 3. Да будет так! Да будет непременно!

Поклонимся и преклоним колена!

(Далее кланяются, уходят на "Задник", уступая дорогу другим артистам, участникам композиции. Затем кланяются все).

 

Ведущий: Дорогие зрители, вы посмотрели литературно-музыкальную композицию  под названием "Хотят ли русские войны?".

 Сегодня частичку своего сердца вам подарили наши воспитанники, надеемся, что мы смогли затронуть струны вашей души. Еще раз поздравляем Вас с праздником, с Днем Победы! И от всей души желаем Вам: счастья, здоровья, долгих лет жизни и безоблачного неба над головой. Спасибо вам всем, за теплую встречу!