Методические наработки, уроки.


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств».

Открытый урок по предмету «Сценическое движение»

Тема урока: «Психопластика»

для учащихся 5 театрального класса (8 летного обучения)

                                      Составитель:

                                                                      педагог театральных дисциплин

                                                 Веретенникова Л.П.

г. Нефтеюганск

2019 г.

Тема урока: «Психопластика»

Дата: 27.02.2019.

Класс:  5/8 театрального класса.

Подготовил и провел: Педагог дополнительного образования театральных дисциплин Веретенникова Л.П.

 

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр. 

Задачи:

Обучающие:

-  Научить средствами мимики и жестов предавать психологического состояния своего тела;

- Научить использовать мимику, жесты, позы для невербального общения.

Развивающие:

- Развить психические процессы: памяти, внимания, воображения;

- Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом;

 - Развить у учащихся выразительность жестов, мимики;

 Воспитывающие:

- Воспитать сценическую культуру;

- Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, навыкам коллективного творчества в процессе группового общения через совместные этюдные работы.

Формы организации:

- групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятия:

- тренинговое занятие

Тип урока: Комбинированный.

Методы работы: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра).

Психологические условия на занятии: 

Мобилизация внимания, познавательной активности, гибкость, эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения на занятии.

Оборудование: музыкальный центр.

Ход урока.

1. Организационный момент. (7 мин)

2. Практическая часть. Разминка. (10 мин)

3. Изучение нового материала. (15 мин)

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

5. Заключение (рефлексия). (3 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент. (7 мин)

- Организация рабочего пространства - Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

Педагог.  Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Я очень рада Вас сегодня видеть!

 Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии?

 (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

Педагог:  Скажите ребята, как вы понимаете слово «Психопластика»?

(Учащиеся отвечают)

Педагог: Спасибо за ваше активное участие. Психо – с греч. означает знания, а пластика -  имеет несколько значений. Так как наш урок проходит изучение пантомимы, и пластика для нас сегодня будет Скультурность. То есть через мимику и жесты  мы будем выражать наши эмоции и состояния.

- Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) 

Педагог: Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Эмоция через пластику показывается в разных темпах ритмах.

- И мы сейчас вы нам покажите свои эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Учащиеся под музыку двигаются по классу. Музыка микшируется. Учащиеся замирают на месте со своей эмоцией. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, в конце упражнения аплодисменты выступающем.

- Молодцы, отлично справились с заданием!

А мы идем дальше. Ребята, а что такое мимика и жесты?

(Ответ уащихся)

Педагог: Мимика - (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека».

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.

А сейчас, ребята,  и мы с вами  подготовим наше тело к работе на занятии.

2. Практическая часть. Разминка. (10 мин)

Упражнение «Качели»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вперед, назад. Тело прямое.

Упражнение «Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вправо, влево. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Плавно раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Ураган + Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом хаотично. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Движения резкие, быстрые раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Художник»

- Рисуем рукой (двойку). Двумя руками (двойку).

- Руки «кисточки» красим забор.

- Ногой пишем (букву А). Другой ногой (букву Я)

- Затылком головы написать (Театр, актер)

Упражнение «Разговор плечами»

Движения выполняют плечи, учащиеся двигают плечами на свое усмотрение. Педагог читает «Белеет парус…», «Едет бычок качается».

Упражнение «Веселый счет»

3. Изучение нового материала. Практическое занятие.

Упражнение «Передай маску».

- А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

-грусть через руки;

-гордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

Упражнение «Зеркало» подвижная музыкальная 1 показывает, все повторяют.

Упражнение «Пластилин»- кручу, вытягиваюсь, формируюсь в фигуру.

Работа в парах.

Упражнение «Марионетки»: 1 ведет свою марионетку за воображаемые нити (меняются)

Упражнение «Вопрос – ответ»: общение проходит через пластику тела, передаются эмоции.

4. Закрепление изученного материала

Педагог.  Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь только мимикой, жестами и эмоциями. Главное показать внутреннее состояние сказочного героя.

Время на подготовку 5 минут.

Демонстрация этюда.

5. Заключение (рефлексия). (3 мин)

Педагог.  Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. Вот листок бумаги, на нем нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

- Спасибо, ребята! До свидания!

(Аплодисменты)

Этап урока

Кол-во

времени

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

момент

7 мин.

1.Приветствие учащихся.

2. Объяснение темы занятия, цели и задачи.

1. Приветствие педагога.

2. Концентрация внимания на сообщении педагога.

Основная часть

Организационный момент. (7 мин)

35 мин.

1 этап:

Практическая часть. Разминка.

- Упражнения этого блока направлены на разогрев мышц тела, психофизику актерских навыков учащихся  в работе на данное  занятие.

 

2 этап.

  Изучение нового материала.

- Упражнения  этого блока направлены на развитие и закрепления координации, внимание, ловкости. Через пластику тела (мимику, жесть) передать события, состояние.

 

3 этап.

Закрепление полученных знаний и навыков.

- В этом блоке просматривается, как учащиеся овладели учебный материал.

1 этап:

работа в шахматном порядке:

Упражнение Качели»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вперед, назад. Тело прямое.

Упражнение Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вправо, влево. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Плавно раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Ураган + Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом хаотично. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Движения резкие, быстрые раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Художник»

- Рисуем рукой (двойку). Двумя руками (двойку).

- Руки «кисточки» красим забор.

- Ногой пишем (букву А). Другой ногой (букву Я)

- Затылком головы написать (Театр, актер)

Упражнение «Разговор плечами»

Движения выполняют плечи, учащиеся двигают плечами на свое усмотрение. Педагог читает «Белеет парус…», «Едет бычок качается».

Упражнение «Веселый счет»

Учащиеся рассчитываются по порядку номеров. Начинают хаотично ходят по классу. Педагог называю цифру, ученик, у которого есть эта цифра, делает хлопок и приседает.

2 этап:

- Учащиеся выполняют упражнения индивидуально и парами.

Упражнение «Передай маску».

Показывают через пластику эмоции.

-грусть через руки;

-гордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

Упражнение «Зеркало» подвижная музыкальная 1 показывает, все повторяют.

Упражнение «Пластилин»- кручу, вытягиваюсь, формируюсь в фигуру.

Работа в парах.

Упражнение «Марионетки»: 1 ведет свою марионетку за воображаемые нити (меняются)

Упражнение «Вопрос – ответ»: общение проходит через пластику тела, передаются эмоции.

3 этап.

Демонстрация этюда «Колобок».

Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

3 мин.

Цель: получить обратную связь от учащихся и подвести итоги занятия.

Картинка трех этажный дом. На листе бумаги рисуют  себя в окне в зависимости от того как они всё поняли и запомнили. Всё хорошо поняли и запомнили –рисуют себя на самом высоком этаже.

Не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже. Совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.



Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств».

Открытый урок по предмету «Сценическое движение»

Тема урока: ««Стилевые особенности в поведении западноевропейского общества XV столетия на  стихотворении Андрея Козырева «Голоса Жанны»

для учащихся 6 театрального класса (8 летного обучения)

                                     Составитель:

                                                                      педагог театральных дисциплин

                                                 Веретенникова Л.П.

г. Нефтеюганск

2019 г.

Тема урока: «Стилевые особенности в поведении западноевропейского общества XV столетия на  стихотворении Андрея Козырева «Голоса Жанны»

Дата: 10.04.2019.

Класс:  6/8 театрального класса.

Подготовил и провел: Педагог дополнительного образования театральных дисциплин Веретенникова Л.П.

 

Цель: Закрепление искусство реверанса 15 столетия на стихотворении Андрея Козырева «Голоса Жанны».

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить навыки реверанса и поклона 15 столетия в движение и речи;

- Отработать навыки реверанса и поклона в предлагаемых обстоятельствах;

- Повторить навыки мизансценирования;

- Формировать навыка и умения у учащихся соединять реверансы и поклоны в работе с литературным материалом.

Развивающие:

- Развить психические процессы: памяти, внимания, воображения;

- Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом;

 - Развить амплитуду, мягкость и непрерывность движений, технику простых двигательных навыков, рече-двигательную координацию.

Воспитывающие:

- Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, навыкам коллективного творчества в процессе группового общения через совместную сценическую постановку.

Формы организации:

- групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятия:

- тренинговое занятие

Тип урока: Комбинированный.

Методы работы: словесный, практический.

Психологические условия на занятии: 

Мобилизация внимания, познавательной активности, гибкость, эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения на занятии.

Оборудование: музыкальный центр, юбки, видеопроектор.

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин)

2. Практическая часть. Разминка. (10 мин)

3. Повторение техники исполнения реверанса 15 столетия. (10 мин)

4. Закрепление искусство реверанса 15 столетия на стихотворении Андрея Козырева  «Голоса Жанны». (15 мин)

5. Заключение (рефлексия). (3 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин)

Педагог. Добрый день, учащиеся театрального класса и гости. Тема нашего урока «Стилевые особенности в поведении западноевропейского общества XV столетия».

На наших уроках по предмету сценическое движение, мы изучаем особенности стилевого поведения русского и западноевропейского общества – реверансы и поклоны, осанка, походка, жесты и манеры — это необходимо в творческих постановках классического репертуара.

Сегодня на уроке мы будем закреплять навыки и умения стилистики поведения эпохи возрождения, то есть искусство реверанса и поклона 15 столетия, с литературным текстом.

Начнем мы с разминки. Подготовим наше тело к работе на занятии.

2. Практическая часть. Разминка. (10 мин)

Упражнение «Качели»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вперед, назад. Тело прямое.

Упражнение «Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вправо, влево. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Плавно раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Ураган + Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом хаотично. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Движения резкие, быстрые раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Художник»

- Рисуем рукой (двойку). Двумя руками (двойку).

- Руки «кисточки» красим забор.

- Ногой пишем (букву А). Другой ногой (букву Я)

- Затылком головы написать (Театр, актер)

Упражнение «Разговор плечами»

Движения выполняют плечи, учащиеся двигают плечами на свое усмотрение. Педагог читает «Белеет парус…», «Едет бычок качается».

Упражнение «Веселый счет»

Учащиеся рассчитываются по порядку номеров. Начинают хаотично ходят по классу. Педагог называю цифру, ученик, у которого есть эта цифра, делает хлопок и приседает.

Педагог. Уважаемы учащиеся театрального класса. Покажите ваше настроение через пластику.

(Ученики показывают настроение)

Педагог. Спасибо. Возьмите реквизит для дальнейшей работы.

Ученицы надевают длинные юбки.

3. Повторение техники исполнения реверанса и поклона 15 столетия. (10 мин)

Педагог. Прошу учащихся встать с правой и левой стороны последнего плана. Сейчас повторим СТИЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 15 СТОЛЕТИЯ.

Упражнение. Походка дам. Техника исполнения. Свободная стойка, сложенные ладони под грудью. Туловище и голова несколько откинуты назад. Осанка как бы подчеркивает линию живота.  По команде "вперед" учащиеся, сохраняя указанное положение тела, идут обычным шагом, плавно и медленно. У противоположной стороны зала по команде "правый поворот" ученицы выполняют поворот по дуге, идут в обратном направлении, снова выполняют поворот уже в другую сторону (и останавливаются).

Упражнение. Мужская походка.

Исходное положение-стойка на расставленных ногах, руки свободно опущены. Техника исполнения. Сохраняя чуть наклонное туловище и развернутые плечи, идти вперед большими шагами. Стопы надо ставить по двум параллельным линиям. У противоположного конца зала надо выполнить поворот по дуге и продолжить движение, затем сделать снова поворот и снова идти вперед.

Мужская походка (второй вариант)

Первое подготовительное упражнение. Надо рассказать, что благодаря наличию шпаги и кинжала, а также специального покроя костюма мужчины почти не опускали руки вниз. Показывая типичные положения рук, педагог предлагает учащимся повторять за ним эти положения. Руки могли быть соединены ладонями внизу под животом; скрещиваться на груди, упираться в бока, сложены за спиной; правая рука ставилась на поясницу, опираясь на нее тыльной стороной ладони, а левая – на воображаемый эфес; обе руки могли быть положены на эфес.  Для запоминания надо по команде несколько раз повторить положения рук. Второе подготовительное упражнение. Следует рассказать, что в эту эпоху не пользовались положением ног по стойке "смирно". Стопы ног почти никогда не сводились (мешали шпоры). Типичны были широко расставленные параллельные стопы; стойка с опорой на правую ногу, при этом левая ослаблена и несколько выставлена вперед или в сторону. Вес тела может быть и на левой ноге, тогда будет выставлена правая нога. Надо повторить и запомнить типичные положения ног.

Основное упражнение. Построение – стайкой. Исходное положение – любая свободная стойка. Техника исполнения. Сохраняя руки в одном из стилевых положений, сделать семь шагов вперед, на восьмом остановиться, принимая какое-нибудь другое, только что освоенное положение руками и ногами. Так получаются своеобразные стилевые позы.

Упражнение. Реверанс дам (со шлейфом). Исходное положение: ноги в 6 позиции. Обеими руками или одной рукой придерживают впереди платья так, чтобы не были видны ноги. Корпус и голову при этом держат прямо.

1-й действие. Раз, два. Правую ногу немного вытягивают вперед на носок.

2-й действие. Раз, два. Не отрывая носок от пола, проводит правую ногу в сторону и затем – назад, отодвигая при этом длинные складки платья и шлейф.

3-й действие. Раз, два. Делают низкое приседание, равномерно распределяя при этом тяжесть корпуса на обе ноги. Делают очень легкий поклон головой. Корпус при этом держат прямо

4-й действие. Раз, два. Медленно и плавно поднимаются из приседания, тяжесть корпуса переносят на левую ногу, правую подтягивают в 6 позицию.

Упражнение. Реверанс женский (простой). Исходное положение: ноги в 6 позиции. Левая рука придерживает юбку, правая свободно опущена вниз.

1-й действие. Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают шаг вперед правой ногой. Затем левую ногу подставляют к правой в 3 позицию назад. Одновременно правую руку поднимают вперед, немного вправо, на уровне головы, и кистью руки как бы рисуют букву г

2-й действие. Раз, два. Проводят левую ногу назад, перенося на нее тяжесть корпуса, и делают на неё приседание. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди. Одновременно правую руку остается поднятая. Локоть при этом направлен в сторону.

3-й действие. Раз, два. Наклоняют корпус вперед, делая при этом поклон головой.

4-й действие. Раз, два. Плавно выпрямляются из поклона. Правую ногу подтягивают к левой в 6 позицию. Правая рука опускается вниз.

Упражнение. Мужской поклон  «важный».  Исходное положение: ноги в 6 позиции. Левая рука лежит на эфесе шпаги, правая свободно опущена вниз.

1-й действие. Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают шаг вперед правой ногой. Затем левую йогу подставляют к правой в 3 позицию назад. Одновременно правую руку поднимают вперед, немного вправо, на уровне головы, и кистью руки как бы рисуют букву г.

2-й действие. Раз, два. Проводят левую ногу назад, перенося на нее тяжесть корпуса, и делают на неё приседание. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди. Одновременно правую руку отводят немного вправо, а затем плавно проводят к сердцу. Локоть при этом направлен в сторону. Одновременно левую руку подводят к правой.

 3-й действие. Раз, два. Наклоняют корпус вперед, делая при этом поклон головой. Одновременно обе руки плавно раскрывают в стороны. Правая рука и правое плечо немного впереди левого плеча и левой руки.

 4-й действие.  Раз, два. Плавно выпрямляются из поклона. Правую ногу подтягивают к левой в 6позицию. Одновременно левую руку кладут на эфес шпаги, правую опускают вниз.

4. Закрепление искусство реверанса и поклона 15 столетия на основе стихотворения Андрея Козырева «Голоса Жанны». (15 мин)

Педагог. Перед тем как мы переедем к основной части нашего урока. Искусству реверанса и поклона 15 столетия в работе на основе литературного материала. Мы посмотрим на костюм 15 столетия, который повлиял на поведение людей и уклад жизни, общественный и личный быт, обычаи и этикет этой эпохи.

Показ Слайдов.

Педагог. Мы свами вспомнили и повторили технику реверанса и поклона 15 столетия. Сейчас мы данные навыки закрепим в работе над стихотворением Андрея Козырева «Голоса Жанны».

Упражнение «Текст и действие». Исходное положение: учащиеся ходят по площадке в 6 скорости по диагонали, 12 шагов. Хаотично. Пауза. Учащиеся двигаются по кругу в 4 скорости.

Ты спишь перед боем в палатке простой,      -         (Тихо) (Походка)

- провидица, дева, дитя.                                  -          (Гордо, наивно, надменно) (Реверанс

                                                                                     «Простой», поклон  «Важный»)
Твой подвиг – велик. Но, поверь, он – не твой! -    (Обвинение – тихо.) (Походка)
Ты избрана, может – шутя.                   -                   (Насмешка) (Реверансы «Простой» и

                                                                                    «Со шлейфом»)

Спустился прозрачный английский туман    -         (Спокойно) (Походка)
Над Франции старого поля…                   -                (Тихо) (Стоп кадр)
Ты знаешь ли, что тебя ждет, Орлеан,        -            (Совсем тихо, шёпотом) (Реверанс

Луара, Европа, Земля?                                               «Простой», поклон «Простой»

- Учащиеся ходят по площадке в 6 скорости фронтально и диагонально.

 
Ты запах фиалки сжимаешь в руке          -              (Ласково) (Походка)
Пред тем, как вложить в ножны меч.
Страну ты спасешь, но в последней тоске     -        (Нарастание звука) (Походка)
Себя тебе не уберечь.

Ты рвешься в сраженье… Постой. Не спеши.     -    (Упрек, испуг) (Стоп кадр)
Ты знаешь, что ждет впереди?..                             – (Тихо, шёпотом) (Реверанс «Простой»,

                                                                                       поклон «Важный»)

- Пауза. Учащиеся быстро встают. Мизансцена зигзаг – 12 шагов, 10 скорость.  Стоп кадр. Реверанс «Со шлейфом»  и поклон «Важный». Уходят за кулисы во 2 скорости.

 Костер…                    -        (Тон предупреждение).

5. Заключение (рефлексия). (3 мин)

Педагог. Спасибо, учащимся за урок. Подведем итоги нашего  сегодняшнего занятия.

- Первым делом, уважаемые учащиеся похвали себя за достигнутые успехи навыка стилевого поведения и стилевые действия в роли.  (Аплодисменты)

- Как ты думаешь, доволен ли педагог твоей работой на занятии? Почему? (Ответ учащихся)

- Все ли вам было понятно на занятии?  (Ответ учащихся)

Подводя итог нашего урока, хочу сказать, цель нашего урока достигнута. Мы закрепили стилевое  поведение 15 столетия на литературном материале. Вы все молодцы. (Каждому ученику совет, что улучить в работе реверанса и поклона).  В наше время 21 века реверанс  и поклон – это жест вежливости, который используют в знак вежливости и признательности обычно к человеку более высокого социального ранга или статуса. Реверансы помогают научиться сохранять идеальный баланс и осанку.

И помните, что стилевые действия в роли — вершина пластической выразительности, поскольку они создают физическую характеристику в деталях поведения. Все навыки, реверанса и поклона, которые вы делали сегодня в работе «Голоса Жанны»,  преломляется стилевым действием, поскольку, ваши персонажи (мысли) в стихотворение не может существовать оторвано от исторической эпохи, в которой живет герой данного произведения.

Таким образом, актер, работающий над ролью, должен овладевать знаниями и приобретать умения, которые помогут ему в отборе движений и действий, передающих многие черты внешней характерности: исторические, этнографические, национальные и, главным образом, социально-классовые.

Спасибо за урок. Наше занятие окончено.

Апладисменты.

Этап урока

Кол-во

времени

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

момент

2 мин.

1.Приветствие учащихся.

2. Объяснение темы занятия, цели и задачи.

1. Приветствие педагога.

2. Концентрация внимания на сообщении педагога.

Основная часть

35 мин.

1 этап:

Практическая часть. Разминка.

- Упражнения этого блока направлены на разогрев мышц тела, психофизику актерских навыков учащихся  в работе на данное  занятие.

- Организация, объяснение выполнения упражнений на разогрев и актерской задачи.

 

2 этап.

 Повторение техники исполнения реверанса 15 столетия.

- Упражнения  этого блока направлены на развитие и закрепления координации, внимание, ловкости.

- Контроль выполнении упражнений, объяснения актерских задач.

 

3 этап.

Закрепление полученных знаний и навыков реверанса и поклона 15 столетия  в групповой работе  на основе стихотворения. Андрея Козырева «Голоса Жанны».

- Объяснение актерских задач, разведение мизансцен, контроль выполнения постановки.

1 этап:

работа в шахматном порядке:

Упражнение Качели»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вперед, назад. Тело прямое.

Упражнение Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом вправо, влево. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Плавно раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Ураган + Дерево»

Ноги на ширине плеч, «приклеены» полу. Качаемся телом хаотично. Вес тела переносим на ноги. Руки изображают ветки дерева. Движения резкие, быстрые раскачиваем руками и телам.

Упражнение «Художник»

- Рисуем рукой (двойку). Двумя руками (двойку).

- Руки «кисточки» красим забор.

- Ногой пишем (букву А). Другой ногой (букву Я)

- Затылком головы написать (Театр, актер)

Упражнение «Разговор плечами»

Движения выполняют плечи, учащиеся двигают плечами на свое усмотрение. Педагог читает «Белеет парус…», «Едет бычок качается».

Упражнение «Веселый счет»

Учащиеся рассчитываются по порядку номеров. Начинают хаотично ходят по классу. Педагог называю цифру, ученик, у которого есть эта цифра, делает хлопок и приседает.

2 этап:

- Учащиеся выполняют

Упражнение. Походка дам. Техника исполнения. Свободная стойка, сложенные ладони под грудью. Туловище и голова несколько откинуты назад. Осанка как бы подчеркивает линию живота.  По команде "вперед" учащиеся, сохраняя указанное положение тела, идут обычным шагом, плавно и медленно. У противоположной стороны зала по команде "правый поворот" ученицы выполняют поворот по дуге, идут в обратном направлении, снова выполняют поворот уже в другую сторону (и останавливаются).

Упражнение. Мужская походка.

Исходное положение-стойка на расставленных ногах, руки свободно опущены. Техника исполнения. Сохраняя чуть наклонное туловище и развернутые плечи, идти вперед большими шагами. Стопы надо ставить по двум параллельным линиям. У противоположного конца зала надо выполнить поворот по дуге и продолжить движение, затем сделать снова поворот и снова идти вперед.

Мужская походка (второй вариант)

Первое подготовительное упражнение. Надо рассказать, что благодаря наличию шпаги и кинжала, а также специального покроя костюма мужчины почти не опускали руки вниз. Показывая типичные положения рук, педагог предлагает учащимся повторять за ним эти положения. Руки могли быть соединены ладонями внизу под животом; скрещиваться на груди, упираться в бока, сложены за спиной; правая рука ставилась на поясницу, опираясь на нее тыльной стороной ладони, а левая – на воображаемый эфес; обе руки могли быть положены на эфес.  Для запоминания надо по команде несколько раз повторить положения рук. Второе подготовительное упражнение. Следует рассказать, что в эту эпоху не пользовались положением ног по стойке "смирно". Стопы ног почти никогда не сводились (мешали шпоры). Типичны были широко расставленные параллельные стопы; стойка с опорой на правую ногу, при этом левая ослаблена и несколько выставлена вперед или в сторону. Вес тела может быть и на левой ноге, тогда будет выставлена правая нога. Надо повторить и запомнить типичные положения ног.

Основное упражнение. Построение – стайкой. Исходное положение – любая свободная стойка. Техника исполнения. Сохраняя руки в одном из стилевых положений, сделать семь шагов вперед, на восьмом остановиться, принимая какое-нибудь другое, только что освоенное положение руками и ногами. Так получаются своеобразные стилевые позы.

Упражнение. Реверанс дам (со шлейфом). Исходное положение: ноги в 6 позиции. Обеими руками или одной рукой придерживают впереди платья так, чтобы не были видны ноги. Корпус и голову при этом держат прямо.

1-й действие. Раз, два. Правую ногу немного вытягивают вперед на носок.

2-й действие. Раз, два. Не отрывая носок от пола, проводит правую ногу в сторону и затем – назад, отодвигая при этом длинные складки платья и шлейф.

3-й действие. Раз, два. Делают низкое приседание, равномерно распределяя при этом тяжесть корпуса на обе ноги. Делают очень легкий поклон головой. Корпус при этом держат прямо

4-й действие. Раз, два. Медленно и плавно поднимаются из приседания, тяжесть корпуса переносят на левую ногу, правую подтягивают в 6 позицию.

Упражнение. Реверанс женский (простой). Исходное положение: ноги в 6 позиции. Левая рука придерживает юбку, правая свободно опущена вниз.

1-й действие. Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают шаг вперед правой ногой. Затем левую ногу подставляют к правой в 3 позицию назад. Одновременно правую руку поднимают вперед, немного вправо, на уровне головы, и кистью руки как бы рисуют букву г

2-й действие. Раз, два. Проводят левую ногу назад, перенося на нее тяжесть корпуса, и делают на неё приседание. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди. Одновременно правую руку остается поднятая. Локоть при этом направлен в сторону.

3-й действие. Раз, два. Наклоняют корпус вперед, делая при этом поклон головой.

4-й действие. Раз, два. Плавно выпрямляются из поклона. Правую ногу подтягивают к левой в 6 позицию. Правая рука опускается вниз.

Упражнение. Мужской поклон  «важный».  Исходное положение: ноги в 6 позиции. Левая рука лежит на эфесе шпаги, правая свободно опущена вниз.

1-й действие. Раз, два. Глядя на того, к кому обращено приветствие, делают шаг вперед правой ногой. Затем левую йогу подставляют к правой в 3 позицию назад. Одновременно правую руку поднимают вперед, немного вправо, на уровне головы, и кистью руки как бы рисуют букву г.

2-й действие. Раз, два. Проводят левую ногу назад, перенося на нее тяжесть корпуса, и делают на неё приседание. Правая нога, вытянутая в колене и подъеме, остается впереди. Одновременно правую руку отводят немного вправо, а затем плавно проводят к сердцу. Локоть при этом направлен в сторону. Одновременно левую руку подводят к правой.

 3-й действие. Раз, два. Наклоняют корпус вперед, делая при этом поклон головой. Одновременно обе руки плавно раскрывают в стороны. Правая рука и правое плечо немного впереди левого плеча и левой руки.

 4-й действие.  Раз, два. Плавно выпрямляются из поклона. Правую ногу подтягивают к левой в 6позицию. Одновременно левую руку кладут на эфес шпаги, правую опускают вниз.

3 этап.

- Учащиеся показывают навыки и знания стилевого поведение в роле на стихотворении Голоса Жанны». Мизансцены, темпо ритм, скорости, словесное действие..

Упражнение «Текст и действие». Исходное положение: учащиеся ходят по площадке в 6 скорости по диагонали, 12 шагов. Хаотично. Пауза. Учащиеся двигаются по кругу в 4 скорости.

Ты спишь перед боем в палатке простой,      -         (Тихо) (Походка)

- провидица, дева, дитя.                                  -          (Гордо, наивно, надменно) (Реверанс «Простой», поклон  «Важный»)

Твой подвиг – велик. Но, поверь, он – не твой! -    (Обвинение – тихо.) (Походка)
Ты избрана, может – шутя.         -                   (Насмешка) (Реверансы «Простой» и «Со шлейфом»)

Спустился прозрачный английский туман    -         (Спокойно) (Походка)
Над Франции старого поля…       -                (Тихо) (Стоп кадр)

Ты знаешь ли, что тебя ждет, Орлеан,        Луара, Европа, Земля?     -    (Совсем тихо, шёпотом) (Реверанс  «Простой», поклон «Простой»

- Учащиеся ходят по площадке в 6 скорости фронтально и диагонально.

 
Ты запах фиалки сжимаешь в руке          -              (Ласково) (Походка)


Пред тем, как вложить в ножны меч.
Страну ты спасешь, но в последней тоске     -        (Нарастание звука) (Походка)


Себя тебе не уберечь.
Ты рвешься в сраженье… Постой. Не спеши.     -    (Упрек, испуг) (Стоп кадр)


Ты знаешь, что ждет впереди?..                             – (Тихо, шёпотом) (Реверанс «Простой»,                                                                                        поклон) «Важный»

- Пауза. Учащиеся быстро встают. Мизансцена зигзаг – 12 шагов, 10 скорость.  Стоп кадр. Реверанс «Со шлейфом»  и поклон «Важный». Уходят за кулисы во 2 скорости.

 Костер…     -        (Тон предупреждение).

Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

3 мин.

Цель: получить обратную связь от учащихся и подвести итоги занятия.

Учащиеся

- делятся впечатлениям о занятии;

-  высказывают свое мнение и слушают мнение участников учебного процесса.

-  отвечают на вопросы педагога;

- анализируют свое участие на уроке и полученные знания и навыки.



Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

Веретенниковой Л.П. по предмету «Основы актерского мастерства»

Класс: 4 театральное отделение.

Возраст: 10-12 лет.

Тема занятия: «Внутренний монолог. Второй план»

Цель: Закрепление актерских навыков в органичном существовании на сценической площадке в этюде с внутренним монологом.

Задачи:

 Образовательная:

1. Выявить и закрепить качество и уровень овладения основными знаниями, умениями и навыками, полученными ранее;

2. Закрепить актерские навыки в учебных этюдах.

Развивающая:

1. Снять мышечные и психологические зажимы;

2. Создать условия для развития самостоятельной̆ деятельности: образного мышления, фантазии, внимания, чувства ритма посредством творческих заданий (создание образов, этюдов);

3. Закрепить навыки самоконтроля, умения взаимодействовать с партнёром, навыки работы в коллективе.

Воспитательная:

1. Создать атмосферу открытости и доверия;

2. Мотивировать к занятиям театральным творчеством;

3. Сформировать потребность в творческом росте, саморазвитии.

Форма учебного занятия – урок тренинг.

Форма организации работы групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии. Беседа, тренинг на основе наработанных умений, игры, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Материально-техническое оснащение занятия.

- Стулья.

- Мяч.

- Реквизит для этюдов.

План занятия.

Приветствие - 3 минуты

Основная часть: Разминка - активизация учащихся (упражнения на внимание, органичное существование, взаимодействие с партнером) – 10 минут. Теоретическая часть - 2 минут.  Практическая часть – этюды на внутренний монолог - 15 минут.

Рефлексия, заключительная часть - 3 минуты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог: Добрый день, уважаемые ученики. Сегодня мы закрепляем ваши навыки актерского мастерства, внимание, вера в предлагаемы обстоятельства, второй план и внутренний монолог в театральных этюдах.

И первая часть нашего урока, это активизировать нашу психофизику, которая будет полезна нам в партнерской работе, в этюдах и органично существовать на сценической площадке.

РАЗМИНКА.

  1. Упражнение «Родственники».

Участникам предлагаются по два человека, за которыми надо по наблюдать и найти пять предметов, что их объединяет.  

2.Упражнение «Число и мяч».

Первый кидает мяч с цифрой 3, следующий игрок, ловит мяч и называет цифру 4, а затем кидает мяч уже с другой цифрой 11, следующий ловит мяч 12, и. т.д.

3.  Упражнение «Чужое имя».

Все участники ходят хаотично и друг с другом здороваются называя свое имя (Ольга-Алексей). Теперь мы обменялись своими именами, и игрок стал Алексеем, а Алексей стал Ольгой. Идем дальше представляться с другими участниками (Алексей-Мария). Игрок стал Марией. И так до тех пор, пока вше имя к вам не вернется. К кому вернулось имя - тот присаживается.

4. «Зомби» (реквизит стулья)

Пришла пора проверить вашу реакцию и сплочённость! Эти качества вам понадобятся, чтобы успешно сыграть в «Зомби». По залу хаотично ставятся стулья, количество совпадает с количеством участников. Один стул остается пустым. Тот, кто выбран зомби встает в максимально далёкую точку от своего пустого стула. Все остальные занимают места на своих стульях. Зомби ходит с одинаковой скоростью – средний темп, остальные участники могут бегать. Задача зомби – занять пустой стул. Задача остальных – не позволить ему это сделать, постоянно пересаживаясь с места на место.

Педагог: Вы все молодцы, а сейчас переходим к нашим этюдным работам. И вспомним, что такое внутренний монолог. Второй план актера.

Дети отвечают.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Педагог: Внутренний монолог в актерском мастерстве играет не просто большую, но огромную роль. Это по сути — фундамент любой роли, ее необходимая изнанка. Внутренний монолог в актерском мастерстве и театральном искусстве называют еще «второй план». Первый план — то, что видит и слышит зритель. Второй план — то, что он ощущает через призму образа и действия.

Сейчас вы покажите свои этюды, где будет присутствовать внутренний монолог, и помните — в жизни человек никогда не ограничивается только теми словами, которые он произносит вслух, обмениваясь ими с окружающими. И молчащий человек разговаривает: аргументирует, спорит, убеждает кого-то или самого себя. Человек не может существовать без потока мыслей, молниеносно проносящихся в его голове. Внутренний монолог — это внутренняя речь, не произнесённая вслух, мысли действующего лица. Мысли, произносимые вслух, это только небольшая часть того потока мыслей, который бурлит иногда в сознании человека. От текста зависит — что сказать, а от внутреннего монолога — как сказать.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – этюды на внутренний монолог.

Педагог: Мы с вами плавно подготовились к следующей части нашего занятия «Этюды». Сейчас вы покажите ваши заготовленные этюды без слов, где вы применяете навык – второго плана.

1. Этюд на взаимодействие с партнером - учащиеся показывают этюды.

- «Потеря».

- «Удалила из чата».

После каждого этюда юному актеру задается вопрос:

 - Что ты чувствовал? Что с тобой происходило? Чего ты хотел?

Вопросы зрителям:

- О чем думал герой этюда? Чего хотел герой? Что улучить в игре актера?

РЕФЛИКСИЯ.

Педагог: Наш урок подходит к концу, и сейчас мы подведем итоги.

Вопросы для обучающихся:

1) «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить второй план в этюдах?»

2) «Какие этюды сегодня не получились и почему?»

3) «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»

Домашнее задание – придумать этюд «Я предмет», используя навыки второго плана.

Спасибо за занятие! Я хочу сказать, что вы сегодня справились с поставленными задачами. Помните, нельзя останавливаться на достигнутом, нас ждут великие дела!

До свидания. Встретимся на следующем занятии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение

ТЕМА: «Эффективное взаимодействие».

                                                           Сообщение подготовила:  

                                                           педагог театрального отделения

                                                           Л.П. Веретенникова                                            

Нефтеюганск   2020 г.

Введение.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах: 

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета; 
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения; 
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Театральная деятельность рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

А сейчас мы перейдем к практической части. Тренинг взаимодействия учащихся с друг другом и педагогом.

Цель тренинга: содействие созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, доверия и толерантности по отношению друг к другу.


Задачи

  1. Усиление способности детей, родителей, классного руководителя к пониманию внутреннего мира друг друга, через установление визуального, физического контакта, наблюдения и совместную деятельность.
  2.  Развитие эффективных навыков коммуникации между детьми, родителями и классным руководителем.
  3. Сплочение классного коллектива путем налаживания взаимодействия всех участников образовательного процесса.


Методы и формы работы:

  • Игры и упражнения.
  • Работа в малых группах.
  • Работа в большом тренинговом круге.

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Ход тренинга.

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга.

2. Принятие групповых норм.

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование: пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование: длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до-скальки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

10. Упражнение «Аплодисменты»

Цель: сплочение группы, окончание тренинга.

Участники начинают аплодировать друг другу (сначала 1-й, потом 2-й и т.д.), в конце упражнения аплодируют все.

11. Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Заключение.

Опыт моей работы показывает огромные возможности театральной деятельности в воспитании детей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в театральный класс детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в театральный класс я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, забывают робость и неуверенность.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Список использованной литературы

  1. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)
  2. http://lvbco.narod.ru/29hochu_i_mogu_provesti_trening.pdf\
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/09/15/psikhologicheskiy-klub-dlya-roditeley-kompetentnye
  4. http://lvbco.narod.ru/29hochu_i_mogu_provesti_trening.pdf


Предварительный просмотр:

Открытый урок

преподавателя театрального отделения МБУ ДО «ДШИ»

Веретенникова Лариса Петровна

Предмет: «Основы актерского мастерства»

Тема урока: «Взаимодействие с партнёром»

Форма урока: Групповая

Методы:

- словесный;

- практический.

Цель Урока: Сплочение коллектива.

Задачи урока:

Образовательная – научиться доверять, слушать друг-друга и осознать важность совместной работы.

Развивающая – развить сосредоточенность, взаимодействие с партнёром.

Воспитательная – воспитать целеустремлённость, уважение к партнёру и его внутренним ощущениям.

Возраст детей:  9-10 лет

План урока:

  1. Организационный момент (сбор внимания) – 5 минут
  2. Подготовительный (ознакомление с целью и задачами урока) – 2 минуты
  3. Основной (объяснение материала, практические задания) - 28 минут
  4. Заключительный (домашнее задание) – 1 минута
  5. Рефлексия (самоанализ, подведение итогов) – 4 минуты

Ход урока:

Организационный этап: Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Перед тем, как начать, нам с вами нужно хорошенько размяться и подготовить аппарат актёра к работе. Встаньте в полукруг, сейчас под музыку вы будете двигаться по кабинету и танцевать, в хаотичном порядке. Как только она остановится, вы должны совместно сделать единую фигуру, которую я назову! Готовы! Тогда, начинаем!

(Треугольник, молния, чайник, самолёт, цифра 4, вилка, черепаха) - (5 минут)

Подготовительный этап: Вот мы с вами через разминку и подошли к теме нашего урока. Впереди нас ожидает такой раздел, как «режиссёрские игры», и перед тем, как его начинать, вы должны понимать, что работать над своими этюдами в этом разделе вам придётся совместно! Каждый из вас полон идей и фантазий, каждый хочет показать себя, своё видение, свою творческую личность, индивидуальность и, для того, чтобы эти идеи не стали причиной ссор, разногласий и конфликтов, сегодня, на уроке, мы должны научиться слушать друг-друга, чувствовать и доверять партнёру!

Итак, целью нашего урока является сплочение коллектива.

Основные задачи, которых мы должны достичь, это 1) научиться доверять, слушать друг-друга и осознать важность совместной работы.

2) Развить сосредоточенность, взаимодействие с партнёром.

3) Воспитать целеустремлённость, уважение к партнёру и его внутренним ощущениям. (2 минуты) А помогут нам в этом следующие упражнения:

Основной этап: 

1 Упражнение: «Зона комфорта»! 

Как правило, мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как непонимание партнёра и задаёмся вопросом, как правильно вести себя с другим человеком? Можно ли его обнимать при встрече? Или достаточно только приветственного рукопожатия? А может, он вообще не хочет, чтобы к нему подходили близко? Сейчас я даю вам 2 минуты на то, чтобы вы выявили для себя свою комфортную зону при общении с партнёром и его комфортную зону при общении с вами. После этого вы расскажете мне, как комфортнее всего чувствует себя ваш партнёр, когда с ним здороваются, а что ему не совсем нравится. Минута на обсуждение.

(как можно с тобой общаться – обнимать, руку пожимать, соблюдение комфортного расстояния). (2+1 минуты)

2 Упражнение: «Что меня в тебе удивило?»

Чаще всего, хорошие отношения в коллективе и дружба формируются благодаря улыбке. Заходя в кабинет на занятие, вы приветливо улыбаетесь, подбадриваете друг-друга, если настроение плохое и, играете вместе. Это всегда приятно радует и удивляет. А помните ли вы, что вас удивило в (имена детей) Карине, Диане, Вике? Сейчас я даю вам 2 минуты на общение и выяснение того, что вас приятно удивляет в партнёре и заставляет улыбаться. Запомните эти хорошие качества и чаще используйте их, при совместной работе. + 1 минута обсуждения.

3 упражнение: «Дыхание партнёра» 

Для того, чтобы уметь приспособиться к партнёру, взаимодействовать с ним, присоединиться к его правилам игры, вы должны войти в его атмосферу. В его внутренне состояние и прочувствовать, что ощущает он.  В этом упражнении мы постараемся погрузиться в мир партнёра, узнать, в какие обстоятельства он входит. Мне нужен один из вас, кто не побоится попробовать сделать это.

Так как мы с вами учимся театральному искусству, остальные сейчас, должны закрыть глаза и представить себя в какой-то ситуации, где с вами происходит жизненная ситуация, переполненная чувствами.

Мы с ведущим должны через ваше дыхание понять, что происходит с вами.  Например, вас вот-вот должны вызвать к доске, а вы не готовы. Дыхание у вас будет какое? Учащённое от волнения. Или вы катаетесь на аттракционе и боитесь дышать от испуга. Самое главное правило, лицом показывать ничего нельзя, внешне вы должны быть абсолютно спокойны. Только внутреннее дыхание может показать, что вы чувствуете. Итак, готовы? Приступим. (5 минут)

4 упражнение - игра: «Лабиринт» Сейчас мне нужен ещё один из вас, самый ответственный. Пока я объясняю правила, (имя) строит лабиринт из стульев.

Итак, игра называется «Лабиринт». Закройте глаза остальные ребята и отойдите к окошку. Сейчас, в руках выбранного человека ваша судьба. Вы – люди, заблудившиеся в огромном лабиринте, и выбраться вы сможете только благодаря внутреннему голосу, голосу ведущего, который сможет говорить лишь одну фразу «Иди за мной». Доверяя ему, вы выберетесь наружу.  (5 минут)

5 упражнение: И в продолжении темы доверия, мы переходим к игре – упражнению, которая называется «Скульптор и Глина». Мне нужен ещё один человек, который не был ведущим. Итак, ты – скульптор! А остальные ребята – твоя глина. Глина, как известно, мягкая, податливая, но только в случае, если её хорошенько разомнёшь. В этой игре глине очень важно довериться своему партнёру, чувствовать, что он хочет, отвечать ему, помогать.

Сейчас задача скульптора слепить стихотворение, которое я назову, из своей глины.  («Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол»). Глина ложится на пол и расслабляется. На тот момент, когда стихотворение будет готово, глина откроет глаза и попытается угадать, что лепил скульптор, делясь ощущениями, тем ли героем она себя ощущала.

 Скульптор подходит ко мне за названием. (6 минут)

Завершающий: А сейчас задание на следующий урок! Вы должны вместе вспомнить известное стихотворение, создать картину и оживить её, разыграв небольшой этюд, без слов (звуки использовать можно). Я, как зритель, должна догадаться, кто вы и что за стихотворение выбрали.

Рефлексия (самоанализ): На этом уроке мы с вами стали ещё дружнее и по новой смогли посмотреть друг на друга. Ведь так? Смогли взглянуть на мир глазами партнёра. Всё ли у вас получилось? Были ли затруднения? Пригодится вам это на наших следующих уроках и выступлениях? Тогда урок можно считать успешно завершённым. Всем спасибо. (4 минуты)



Предварительный просмотр:

Детско-родительский игровой тренинг «Взаимодействие и понимание» с участием родителей и детей пятого театрального класса.

Выполнила Веретенникова Лариса Петровна, преподаватель театральных дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нефтеюганск.

Цель: формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье по средствам игры.

Задачи:

  • научить работать в команде и взаимодействовать друг с другом;
  • создать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности;
  • снять психоэмоциональное напряжения;
  • воспитывать у детей чувство доверия, уверенности в себе;
  • улучшить взаимодействие родителей и детей.

Условия проведения.

Целевая аудитория: Родители и учащиеся второго театрального класса.

Количество участников: 6 детско-родительских пар (12 человек).

Тип мероприятия: Игровой тренинг.

Продолжительность: 1 час 10 минут.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: Стулья и бейджики по количеству участников, цветные карандаши, музыкальный центр.

Виды деятельности: Групповая.

Форма проведения: Совместная деятельность.

Сценарий мероприятия.

Под веселую музыку участники игрового тренинга проходят в зал и рассаживаются на заранее приготовленные стулья, расставленные по кругу. У каждого на груди бейджики с именами.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! На уроках актёрского мастерства наши юные актеры познают азы  взаимодействие с партнерами (доверие, взаимопонимание) на сцене. И как то на очередном уроке мы с ребятами задумались: «А в нашей жизни мы всегда понимаем, доверяем самым близким людям?». Нам с юными актерами пришло решение, провести игровой тренинг  «Взаимодействие и понимание» с вами, уважаемые родители.  Сегодняшняя наша встреча направлена на приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимание в семье. А в этом нам помогут интересные игры.

Игра.  Принятие групповых правил (5 мин.)

Ведущая  говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, почему, это правило не подходит для него или группы.

Правила:

  • На занятии может говорить только один человек.
  • Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
  • Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
  • Старайся участвовать во всех упражнениях.
  • Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим.
  • Обращать друг другу – дети по имени, к родителям - по имени и отчеству.
  • Отключить сотовые телефоны.

Ведущая: С правилами познакомились. А сейчас мы познакомимся с нашими участниками. Игра «Снежный ком». 

Цель: знакомство участников, разряжение обстановки. 
Инструкция: Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; и далее, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Пример: 1. Сергей - сильный. 2. Сергей - сильный, Марина Валерьевна -  прилежная. 3. Сергей - сильный, Марина Валерьевна - прилежная, Мария - красивая и т.д.

Проходит игра (5 мин.).

Ведущая: Следующая игра «Поменяйтесь местами те, кто…». 

Цель: сближение участников мероприятия, настроить на позитивное настроение, разрежение обстановки.

Инструкция: Участники сидят в кругу на стульях, ведущий стоит в кругу (без стула), и говорит утверждение, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах.

  • любит болтать по телефону;
  • кто любит красный цвет;
  • кто любит мороженое;
  • у кого есть дома собака (кошка);
  • кто любит петь;
  • кто любит танцевать;
  • кому сколько лет;
  • любит читать книги;
  • любит смотреть телесериалы;
  • любимый вид спорта (волейбол, фигурное катание).

Следующий этап игры. Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Проходит игра (10 мин.).

Ведущая: Уважаемые участники, вы все молодцы, хорошо поиграли в команде, а сейчас мы будем разбиваться по парам. Игра «Гляделки».

Цель: развитие эмпатии, понимания, нестандартный способ поделиться на пары.

Инструкция: Сидим в кругу, посмотрят внимательно друг на друга и опускают глаза вниз. После сигнала все должны поднять глаза и рукой указать на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.

Проходит игра (5 мин.).

Ведущая: Переходим к игре «Слепой и поводырь». В каждой паре выбираем «слепой» и «поводырь».

Цель: формирование опыта беспомощности и ответственности, доверия к партнеру.

Инструкция: Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром. Участники в парах расходятся по классу. «Поводырь» ведет «слепого» за собой поддерживает его сзади за плечи, знакомит его с предметами в кабинете. Через пять минут участники меняются ролями.

После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

Проводится игра под музыку (15 мин.).

Ведущая: А сейчас соединитесь пары родители и дети, так как эта игра для вас. Игра «Ежик»

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Инструкция: один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После участники меняются ролями.

Упражнение заканчивается обсуждением.

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какая роль понравилась больше и почему?
  • Где можно использовать такие прикосновения?

Проводится игра по музыку (10 мин.)

Ведущая: Многим из нас нравится получать или дарить подарки. И сегодня каждый участник подарит и получит подарок. Игра «Подарок» 

Цель: развитие межличностных отношений, невербальной коммуникации.

Инструкция: участники стоят в кругу, выходит пары родитель и ребенок. Начинает один участник из пары. У него есть возможность подарить своему близкому все, что угодно. Единственное условие – молчание, показать подарок можно только жестами, без слов. Если партнер догадался, что именно ему подарили, то он должен продемонстрировать, что он будет делать с этим подарком. После участники меняются ролями. Звучать аплодисменты, после выполнения задания каждой паре.

Проходит игра (10 мин.)

Ведущая: Всех участников приглашаю, взять стулья, и присесть на них. (Участники садятся в круг.) Вот и заканчивается наш детско-родительский тренинг  «Взаимодействие и понимание».  Сегодня вы приобрели навыки  взаимодействия, устанавливали отношения доверия и сотрудничества, улучшали взаимопонимание друг с другом, родители и дети.

Подведем итог нашего тренинга. Скажите - Что я сейчас чувствую… (Участники отвечают по кругу) - Что мне понравилось…(Участники отвечают по кругу) - Что я взял для себя…(Участники отвечают по кругу).

Рефлексия (10 мин.)

Ведущая: Спасибо за ваше участие в тренинге.

Для родителей мне хочется сказать словами Э.Асадова –

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять.

А ребятам - Вместе с родителями пробуйте, ищите,

Обо всём на свете говорите,

И во всех делах им помогайте.

И во всех делах им доверяйте.

До свидания!

Звучит музыка. Участники уходят.