Методическая разработка «Использование хореографических приемов и танцевальных минуток на занятиях музыкально- театрального объединения «Образ»

Виноградова Ольга Вячеславовна

Цель методической разработки - знакомство с практикой использования хореографических приёмов и танцевальных минуток на занятиях музыкально-театрального объединения "Образ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Родник» г.о. Химки Московской области

Виноградова О. В.

Методическая разработка

 «Использование хореографических приемов и танцевальных минуток на занятиях музыкально- театрального объединения «Образ»

Цель – познакомить с практикой использования хореографических приемов и танцевальных минуток на занятиях музыкально-театрального объединения «Образ» в рамках реализации здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

-  определить необходимость проведения танцминуток или динамических пауз на занятиях музыкально-театрального объединения;

- познакомить с практикой использования упражнений на развитие физических качеств учащихся, двигательной активности, формирование правильной осанки;

- выявить  возможности использования хореографических приемов на занятиях музыкально-театрального объединения «Образ» в различных разделах образовательной программы.

Технологии: игровая, групповая, здоровьесберегающая.

Среди основных обучающих и воспитательных задач, реализуемых в театральном объединении «Образ» является внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных технологий театрального искусства, в том числе и посредством использования элементов хореографии.

Хореографические приёмы как элементы здоровьесберегающих технологий гармонично вплетаются в каждый раздел образовательной программы музыкально-театрального объединения «Образ».

Одним из важных и обязательных элементов структуры обычного занятия в музыкально-театральном объединении «Образ», является регулярно повторяющийся блок упражнений, развивающихся на основе обязательного в обучении метода усложнения - от простого к сложному. К основному блоку на каждом занятии добавляются другие варианты упражнений с краткосрочными целями, соответствующие тематике занятия, многие из которых содержат хореографические приёмы.  Порядок выполнения упражнений основного блока, соответствует логике постепенного включения различных отделов организм, частей тела в активную работу в своей функциональной взаимосвязи, что соответствует и логике отработки техники театрального искусства, также, в своей функциональной взаимосвязи. Ближе к середине или в завершении занятий используются танцминутки, целью которых является отработка или повторение отдельных хореографических номеров, а также,  вокально-хореографических композиций, являющихся элементом, запланированной театральной постановки.

Далее, рассмотрим варианты хореографических приемов, присутствующих в упражнениях основного блока.

1. Перед началом выполнения дыхательной гимнастики выполняется упражнение  «Вешалка». 

Цель упражнения: Найти правильное и удобное положение тела, для того, чтобы легче ощутить и проконтролировать работу дыхательных мышц.

Технология выполнения упражнения:  Встать, ссутулится, расслабить мышцы спины, плеч. Затем попробовать, как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи — свободные, легкие. Такое положение должно стать привычным, естественным не только в моменты работы над дыханием, голосом, но и вообще в жизни.

Результат: Человек и на сцене и в жизни должен быть изящен, красив, строен. Путем постоянных тренировок необходимо сделать такое положение тела привычным. Упражнение постепенно вырабатывает мышечную память, способствующую удержанию позвоночника в правильном положении.

2. Далее следуют упражнения по сценической речи и певческому искусству, часть которых выполняется в сопровождении ритмичных движений.

Цель упражнений: выработка навыков удержания зафиксированной позиции произношения звуковых сочетаний или готового текста (например, скороговорок) в сопровождении ритмичных движений.

Технология выполнения упражнения:  Произношение текста звуковых сочетаний, скороговорок в сопровождении ритмичных движений или исполнение вокальных упражнений в сопровождении, запланированного хореографического рисунка.

Результат: исполнение звуковых сочетаний, скороговорок или вокальных упражнений в сочетании с ритмичными движениями, способствует формированию навыка удержания зафиксированной позиции произношения, воспитанию внутреннего и внешнего чувства ритма, развитию и укреплению дыхательной системы, активизации обмена веществ в организме.

3. Упражнения  по разделу сценодвижение отличаются своим разнообразием в применении различных хореографических приёмов.

Цель упражнений: развитие чувства движения, складывающегося из психологического и физического проявления; способности передачи  внутреннего мира и переживаний героя через язык тела. Как говорил К. С. Станиславский «Воспитание нервно-физического аппарата в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

3.1. Упражнения по развитию чувства напряжения.

Цель упражнений: Научиться напрягать  и снимать мышечные зажимы отдельных групп мышц.

Технология выполнения упражнений: 

Упражнение «Сдвинуть с места стену или раздвинуть её». Попытаться сдвинуть стену впереди себя, уперевшись в неё руками, плечом, ногой. По сигналу - смена опорной ноги. По такому принципу можно сконструировать еще несколько позиций, но все они предполагают баланс на одной ноге и поэтапное увеличение напряжения. Переходя из одной позиции в другую, важно успевать сбрасывать напряжение и снова его набирать, распределяя по всему телу, сохраняя устойчивость и ровное дыхание.

«Опускающийся потолок». Необходимо удержать руками медленно опускающийся «потолок». По условному сигналу «потолок» начинает медленно «опускаться», и с каждым следующим сигналом на 10 см приближается к полу. Таким образом, придется удерживать «потолок»  стоя, сидя и даже лежа. Движение вниз, как и вверх, выполняется в несколько этапов: быстрое движение по сигналу и фиксация позиции. Удерживая напряжение в позиции, необходимо контролировать дыхание. Затем, оттолкнули «потолок» вверх, по хлопку встали.

«Поднимаем потолок», вернуть потолок  в исходную позицию. Задачи те же, что и в первой части упражнения.

Результат: Овладение различной степенью напряжения мышечных групп и снятия зажимов, что благоприятно сказывается владение актёром своим телом,  а также на развитии тонуса мышечной системы.

3.2. Упражнения по развитию чувства координации.

Цель упражнений: выработка умения координировать движения в заданном рисунке.

Технология выполнения упражнений: 

«Веер». Исходное положение: стоя на одной ноге, в руке – воображаемый веер. Делаем им легкие движения, сохраняя баланс и устойчивость. Если это даётся без труда – меняем опорную ногу, продолжаем обмахивать себя веером, а второй рукой делаем движения, приглашая воображаемого партнёра подойти поближе.

«Зовём-прогоняем». Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу.

«Марионетки» - попеременно по команде поднимаем разные части тела, как будто кукловод их дёргает сверху за верёвочку.

Результат: Повышение координации движений, выносливости, воспитание собранности и организованности, улучшение мозговой деятельности обоих полушарий, развитие сконцентрированного внимания и памяти.

3.3. Упражнения по развитию чувства скорости и инерции

Цель упражнений: выработка умения управлять скоростью физического и психологического движения, а также управления процессом изменения действия.

Технология выполнения упражнений: 

«Коробка скоростей». Работа со скоростями - это работа не только с временем и пространством, но с напряжением и инерцией. Работа со скоростью начинается с обычной ходьбы. Средняя скорость сценической ходьбы - это скорость привычного для нас движения, когда мы не спешим, но и не замедляем шаг специально. Условно назовем ее пятой скоростью. От средней - пятой - установим условно четыре скорости на замедление (4, 3, 2, 1) и четыре на ускорение (6, 7, 8, 9). Это вовсе не значит, что скоростей может быть только 9. Условные 9 единиц необходимы для создания у актера «внутреннего спидометра» движения. Каждое изменение скорости должно быть процессом не только индивидуально ощутимым, но и видимым.  Усложнение упражнения с помощью выполнения дополнительных заданий. По сигналу «хлопок»  - дети прерывают движение на определённой скорости и прыгают вверх, а далее двигаются в заданной скорости;  по сигналу «рука» -  рукой касаются пола, и затем продолжать движение, по сигналу «стоп» - останавливают движение.

Результат: Повышение координации движений, развитие сконцентрированного внимания и памяти, внутреннего ощущения времени, скорости движения.

3.4. Упражнения по развитию чувства баланса, многие из которых содержат элементы  совершенствования качества движения тела по методике Джозефа Пилатеса.

Цель упражнений: выработка умения сохранять устойчивую позицию, зависящую от способности актера управлять центром тяжести, удерживая равновесие в непривычных для тела положениях.

Технология выполнения упражнений: 

  • ступни параллельно, ноги на ширине плеч. Встать на полу пальцы. Потянуться руками вверх вперед. За руками тянется все тело. Прогибаясь назад вниз, потянуться руками к пяткам. Пятки не опускать.
  • правой рукой потянуться вправо. Левой рукой - влево. Корпус следует за рукой.
  • поднять правую ногу, продолжая левой рукой и корпусом тянуться влево. Возвратиться на обе ноги. Поднять левую ногу. Потянуться правой рукой и корпусом вправо.
  • ищем баланс на пятках. Регулируем устойчивость за счет манипуляции центром тяжести.
  • колени вместе, ступни вместе; глубокий присед; максимально сгруппироваться. В этой позиции поднимаем пятки, выходим на полу пальцы, удерживаем баланс и свободно дышим. Опускаемся на всю стопу и пробуем поднять пальцы ног и удержать баланс на пятках.
  • ступни на одной линии, правая нога впереди, левая сзади, носок левой ноги касается пятки правой. Пальцы рук сцеплены в «замок», руки вытянуты над головой. Наклоны корпусом вправо и влево. Движения мягкие, с максимальной амплитудой.
  • сохраняя позицию упражнения 1: движения корпусом по кругу-мягкие, непрерывные, с максимальной амплитудой.

«Удар по мячу». Держа баланс на опорной ноге, свободной сделать активный замах  ногой с максимальной амплитудой. По сигналу ударить по воображаемому мячу и зафиксировать позицию после удара на опорной ноге. Задачи. Работать всем телом, держать баланс. Не допускать перенапряжения, следить за свободным дыханием.

«Бросок камня» (вариант упражнения «Удар по мячу»).

«Крокодил».  Учащийся стоит на одной ноге на невысоком «столбике» посредине моря, кишащего крокодилами, которые его окружают. Падение к крокодилам нежелательно. Учащийся должен движениями, попытаться отогнать крокодилов, стоя на одной ноге. По хлопку необходимо прыжком поменять опорную ногу.

Результат: Растяжка и укрепление тонуса мышц, улучшение осанки, гибкости и чувств равновесия, развитие воображения, единение тела и разума (воображения). Параллельно с этим у обучающихся улучшается кровообращение неактивных клеток мозга, что напрямую сказывается на мыслительных процессах, вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.

5. Танцевально-двигательные упражнения,  использующиеся в качестве вариативных к основному блоку.

Цель упражнений: Развитие воображения, способности к перевоплащению, креативного мышления, зоны чувств и эмоций, темпоритма, пробуждение  «музыкальности» тела, его «внутреннего слуха», знакомство со стилевыми особенностями музыки и танца.

Упражнение  «Танец отдельных частей тела»

Цель упражнения: Разминка разных частей тела, осознание и снятие мышечных зажимов.

Технология выполнения упражнения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен: танец кистей рук, танец рук, танец головы,  танец плеч, танец живота, танец ног. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Результат: Активизация работы мозга в целом, избавление от  физической и эмоциональной скованности, зажимов (теория «мышечного панциря» по Вильгельму Райху), физическая и эмоциональная интеграция личности участников группы.

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цель упражнения: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; развитие воображения и чувства импровизации, раскрытие творческих способностей и танцевально-экспрессивных стереотипов участников.

Технология выполнения упражнения:  Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем, первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Результат: развитие координации движений, пластики тела, представление о пространстве и ориентация в нем, снятие мышечных зажимов, стабилизация психоэмоционального состояния, физическая и эмоциональная интеграция личности участников группы.

Вариантом данных упражнений, могут быть упражнения на заданную тему с образным названием движений и наличием образно-игровых приёмов с опорой на разнообразный выразительный музыкальный материал. Например, упражнения «Зоопарк», «Аквариум», «Появление цветка» и пр.