Методическая разработка "Театрализация как эффективная форма работы с детьми"

Клейменова Марина Анатольевна

Методическая разработка

 городского семинара «Воспитание и развитие обучающихся средствами театральной педагогики»

для педагогов дополнительного образования города Нижневартовска

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 городского семинара «Воспитание и развитие обучающихся средствами театральной педагогики»

для педагогов дополнительного образования города Нижневартовска

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»

Клейменова Марина Анатольевна

Театрализация — это метод, выступающий одновременно как метод реальной и в то же время игровой деятельности, где ситуация, факты важны не сами по себе, а только пройдя через чувственное восприятие ребенка и оставив в его душе глубокий след, поразив воображение как нечто особенно ценное, значительное, важное.

Театрализация помогает возникновению у каждого ребенка ассоциаций, близких его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к словесному действию.

В некоторой мере занятие - это своеобразная педагогическая пьеса, где педагог выступает как автор сценария, как человек, который выстраивает драматургию отношений и управляет ими, определяет место каждого воспитанника учебного процесса в словесном действии. Пьеса, которая, возникнув на основе точного научно-педагогического замысла, затем начинает развиваться по законам педагогической импровизации, поскольку реальный воспитательно-образовательный процесс постоянно подбрасывает все новые и новые педагогические ситуации, в которых должно протекать педагогическое воздействие.

Коллективная, импровизационно-творческая игра, как активизация и стимулирование речевой деятельности, является важным компонентом театрализации.

Сама природа коллективной театрализованной игры такова, что в процессе ее обучающиеся наиболее остро ощущают конкретную взаимность между близким ему жизненным материалом и условным игровым действием.

Игровые отношения дают возможность не только сопереживать те или иные отношения, но и самому деятельно «опробовать» их, проявить себя как личность в разнообразных ролях.

Необходимо помнить, что для театрализованной игры главное:

1)        элемент творчества;

2)        общение между детьми (коммуникативный принцип общения);

3)        словесная импровизация.

Таким образом, театрализация в качестве специфического художественно-педагогического творческого метода выступает как синтез:

1)        драматургической обработки жизненного материала;

2)        реального, художественно-оформленного действия учащихся;

3)        коллективной театрализованной игры.

В последнее время в современном образовании особое внимание уделяется вопросам воспитания человека, способного к инновационной деятельности, в осуществлении которой он может выходить за рамки привычного, стереотипного.

Интересен опыт импровизации при организации театральной деятельности.

Социальная значимость импровизации огромна: современное общество ставит перед человеком задачи, требующие от него умения быстро анализировать и оценивать постоянно меняющиеся ситуации, часто принимать и воплощать мгновенные решения.

Импровизация является необходимым условием для успешного развития любого творческого процесса: в социуме, политике, экономике, науке.

В театре импровизацией называется сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях. Существует очень много упражнений на развитие внимания, памяти, концентрации воли, быстроты реакции, содействующих развитию импровизационных способностей и используемых на театральных занятиях с детьми.

Первые занятия, направленные на развитие способности к импровизации следует начинать с простых упражнений, таких так «Горячий мяч», «Мячик со словами», «Встать по пальцам», «Японская машинка», «Летает, не летает» и т. д.

Упражнение «Горячий мяч» проводится следующим образом. Участники встают в круг. Ведущий, называя имя одного из участников, вбрасывает в круг воображаемый горячий мяч; тот, чье имя назвали, должен хлопком предать этот мяч другому участнику, обязательно называя при этом его имя. Выбывает из игры тот, кто слишком долго «держал» мяч или неверно назвал имя одного из участников. В дальнейшем упражнение можно усложнять, добавляя различные команды.


При выполнении упражнения 
«Мячик со словами» участники стоят в круге. Мяч летает в круге с заданным ритмом. Кидающий мячик называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мячи, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол.


Перечисленные упражнения эффективно влияют на развитие памяти, внимания, быстроты реакции, так необходимых для формирования импровизационных способностей.

После освоения простых упражнений необходимо переходить к более сложным по организации. Роль ведущего передается одному из воспитанников театральной студии, которому предлагается прочитать текст из пьесы, запомнить и, впоследствии, пересказать. Пока ребенок читает текст, остальные участники театрального коллектива должны задавать ему любые вопросы, не связанные с текстом. Например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где ты живешь?» и т. д. Читающий текст должен четко и быстро отвечать на вопросы и при этом запоминать текст. Когда все вопросы заданы (примерно 3–4 минуты), испытуемый должен пересказать отрывок близко к тексту.

При выполнении упражнения «Не вижу, а слышу» можно с помощью звуков создать атмосферу бала, зимнего утра, встречи гостей, подготовки к спектаклю и т. д.

Коллективные этюды, показываются здесь и сейчас, без предварительной подготовки, только обговорив логику действия.

Особый интерес у детей вызывает задание, когда литературные герои попадают в необычную ситуацию. Задача обучающихся быстро и точно, в соответствии с характером персонажа, реагировать на предлагаемые обстоятельства.

При ознакомлении с литературным текстом происходит развитие творческих способностей через освоение принципов словесной импровизации. Ребятам раздается текст, который они должны разыграть буквально через 5 минут. Цель участников импровизационного действия не вспоминать текст, а на основе прочитанного текста импровизировать в логике действия своего героя. Очень часто воспитанники переносят место действия в современные условия и их герои начинают решать проблемы своих современников, где дети понимают, что классические литературные произведения являются актуальными во все времена.

Развитие импровизационных способностей может проходить и с использованием определенных форм. Это может быть занятие-импровизация, спектакль-импровизация, игровая программа и т.д.

Занятие-импровизация представляет собой поэтапное освоение различных видов театрализации.

На спектакле-импровизации воспитанники зачитывают примерные диалоги, могут изменять текст близко по смыслу произведения.

Через участие в игровой программе обучающие постигают практику организации зрителей и проведения игр для них.

Театральная и импровизационная деятельность помогает детям свободно контактировать со сверстниками, взрослыми, педагогами и родителями.

Список литературы

1.        Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: Современник, 1998.

2.        Ершов П.М. Технология актерского искусства – М.: ТОО “ГОРБУНОК”, 2002.  

3.        Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000.

4.        Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 1999.

5.        Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности – М.: Знание,1981.