Старый Оскол

Хмельницкая Нина Васильевна

Устный журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staryy_ustnyy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старый Оскол

Устный журнал

Музыка М. Агапкина «Марш славянки» предваряет все страницы журнала.

Страница 1.

В парадной форме девочка и мальчик читают стихи:

Как бабочка, раскинув два крыла,

Весь в новостройках зелени и храмах,

Опять звонят в тебе колокола,

И небо разговаривает с нами.

В музее краеведческом стоит

Макет: наш изначально город-крепость,

Он для врагов был тверже, чем гранит,

История свидетельствует это.

Бугров Казацких разнотравье и покой,

Ямских степей медовая услада,

В Стрелецкой вишня – нет нигде такой,

А если есть, то нам ее не надо.

Семнадцати героям поклонюсь,

У Жукова цветы свои оставлю,

И не Оскол, а всю Святую Русь

С победою девятого поздравлю!

Остановись, земляк, не поспеши,

Как витязь, пораздумай на распутье:

Оставить родину для мелкой суеты

Иль суету оставить и вернуться?!

А если выпала такая уж судьба –

То помни: ты пловец в житейском море.

И чтоб  набраться сил, ты приезжай сюда,

Тебе даст силу твой любимый город.

(К. Хмельницкая)

Вступление ведущего: У каждого из нас есть большая и малая Родина. Наша большая Родина – Россия.  Малая – это место, где родился человек, где прошло его детство. С этим уголком земли связаны самые теплые воспоминания. Для большинства из нас таким уголком является  Старый Оскол.

Мы для вас, ребята, подготовили устный журнал  по материалам нашего города и района. Он – красочный, иллюстрированный и музыкальный. Состоит из 4 страничек. Сейчас, видите, мы находимся на 1ой страничке. Для того, чтобы вы настроились на тему нашего разговора, в начале журнала мы поместили фотографии нашего города.  Посмотрите их.

Презентация  фотографий с видом Старого Оскола.

 Ведущий комментирует фотографии.

Ребята, вам предлагалось  дома поразмышлять на эту тему – тему малой Родины, а сейчас выступить и прочитать свое сочинение или передать его своими словами.

Слушаем размышления на эту тему учащихся[1].

Страница 2. История города

Ведущий: Исторически важные вехи России не  проходили мимо нашего города. Он был участником многих событий, начиная со дня основания.

В конце XIV в. наш край находился на границе Русского государства и вел изнурительную борьбу с татарами. Границы государства нужно было

укреплять. Так и появился наш город-крепость. Вот как говорится об этом в летописи:

        Ученик форме глашатая того времени читает из летописи о приказе царя и о названии города.         

Сведения о первых десятилетиях Оскола разбросаны по разным историческим документам. Немало среди них значимых и интересных. Какое участие принимал наш город в исторических событиях России XVII в., какие события происходили внутри города,  мы сейчас узнаем.

Выходят3 девушки в старинной русской одежде.

        Ученица 1.

Вы, конечно, из учебника истории помните период «смутного времени» на Руси. Борьба боярских группировок за власть в Москве после смерти  царя Бориса Годунова привела к тому, что воеводы в крепостях присягали то одному, то другому самозванцу. В 1604 году наш Оскол примкнул к лжецарю Лжедмитрию I и сражался на его стороне, и многие из оскольчан погибли в этой битве. За поддержку самозванца служилые люди крепости были наказаны: их отправили в Путивль, который сейчас принадлежит Сумской области Украины.

Ученица 2.

Интересен факт, что на Земском соборе 1613г., избравшем царем Михаила Романова, были выборные представители не только от Белгорода, но и от Оскола. Они поставили подписи на утвержденной грамоте, участвовали в торжествах по случаю избрания нового царя.

Ученица 3. В 1616 году литовцы захватили и сожгли город-крепость Оскол. Но, когда в 1617 году польско-литовское войско вновь подступило к Осколу, требуя признания царем королевича Владислава, защитникам Оскола удалось отразить нападение.

Ученица 1. В 1642 году Осколу пришлось выдержать нападение крымских татар.  И хотя крепость не была взята, нападавшим удалось разграбить и разорить поселения в округе, взять немало пленных, увести много скота.

Переименование Оскола в Старый Оскол произошло в 1655 г., когда построенная в 1647г. крепость Царев-Алексеев стала именоваться Новый Оскол.

Ученица 2. Крестьянская война под предводительством Степана Разина оказала свое влияние на обстановку в крае. Часть старооскольцев в составе Белгородского полка участвовали в подавлении восстания на территории современной Харьковской области.  В ноябре 1670 года разинские казаки  под Старым Осколом разбили отряд боярских детей, убили 11 человек. Однако Богородицкому воеводе  Нелединскому удалось захватить часть повстанцев, а остальных изгнать за пределы Староосколья.

Ученица 3. В 1711г в Старом Осколе произошел сильный пожар, после которого крепостные стены уже не восстанавливались. Пожары в городе были нередки, они наносили много урона и горя, так  в 1862 году, например, сгорело  275 домов.

В петровские времена население Староосколья стало быстро расти,  увеличивалось значение города как экономического центра уезда.

Ученица 1.

С 1727 года Старый Оскол записан в составе Белгородской губернии, а с 1779 – это уездный город Курского наместничества.

1780 год стал знаменательным для города.

Вносятся изображения  гербов города.

По указу императрицы Екатерины II от 8 января городу был жалован герб. Геральдическое описание 227 летней давности гласит: «В верхней части щита изображен герб губернского города Курска, а в нижней – разделенный щит надвое, в одной части – в красном поле ружье, а в другом – в зеленом поле золотая соха».

Ученица 2. Императрица утвердила и основание, отметив, что «герб сделан тако для того, что в оном селении жители суть старинные воины,

упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, чего ради и в гербе сем военное орудие с орудием тщательного хлебопашца соединено».

Ученица 3. XIX век! В 1820 году в Старом Осколе проживало уже более 4 тысяч человек. В городе  и уезде было 13 кирпичных, 21 винокуренны, 46 конных, 7 сальных, 2 пивоваренных заводов; 400 овчарных, 296 пчельнныз заведений, 759 мельниц, суконная фабрика.

Ученица 1. Во второй половине XIX века был утвержден полный герб города Старый Оскол в форме «французского щита». Внутренняя  часть щита разделена  диагональю с правого верхнего до нижнего левого. В нижней части, в зеленом поле – золотая соха, а в верхнем – в красном поле – ружье. В вольной части, слева – Курский герб.

Страница 3.

Праздник русского сарафана[2]

На сцене  - 3 девушки под нарисованным окном: одна прядет на пряхе, другая держит пяльцы в руках с вышивкой. Третья вяжет что-то.

Чтец

На горе-то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка,

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой лавочке,

Тут сидела красна девица.

Во  левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила красна девица

И по плису и по бархату,

По белому комнокорчику.

Она шила, красна девица, шила себе сарафан.

Ведущий. После петровских преобразований, запрещавших всем, кроме податного населения, носить сарафаны, отношение к национальной одежде изменилось при Екатерине II. Был издан указ.

Глашатай.

Слушайте! Слушайте! Слушайте! Указ императрицы Всея Руси Екатерины II.

Указ. В особо важных случаях, будь-то свадьба или Новый год, дамы должны появляться при дворе в русских платьях.

Ведущий. А написан был этот указ под впечатлением посещения Белгорода императрицей. Послушайте, как об этом событии рассказывает «Белгородский численник» (1993г.)

Чтец. «Ваше величество! Народ приветствует вас!» Гофмейстер поклонился и вышел.

  Императрица Екатерина II вышла на балкон дома, отведенного в Белгороде для нее. Многочисленная толпа белгородцев, заполнившая площадь, пала ниц, а потом восторженно приветствовала молодую царицу. Ее внимание привлекли молодые девушки, одетые в красивые русские костюмы. Императрица была прежде всего молодой женщиной и своим наметанным глазом сразу же увидела, что несмотря на то, что во время своей дальней поездки не мало повидала русских, украинских, татарских женщин в национальных костюмах, такого красивого, что был на белгородке, она еще не видела. Поманив пальцем гофмейстера, она  шепнула: «Вот эту женщину пригласи ко мне». Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи костюм оказался еще красивее. Сказав несколько слов и одарив ее, Екатерина II  отпустила гостью. И тут же отдала распоряжение пошить ей такое же платье. Платье срочно сшили и отослали в Санкт-Петербург гонцом. Надевала ли на какой-нибудь маскарад белгородское платье Екатерина неизвестно, но не раз любовалась наверняка.

Ведущий. В старинной русской одежде видны языческие традиции обожествления природы. Они перешли в христианское время спокойно, так как не было в этой традиции никакого зла. Христианство боролось в язычестве с теми понятиями, которые ставили в зависимое положение человека от природы. Например, поклонению стихиям как богам, принесению людей в жертву якобы богам. Ношение одежды осталось прежним, и  это передавалось из поколения в поколение. Цвета и рисунки по прежнему символизировали солнце и огонь, небо и землю, но это скорее уже была дань традиции и поэтизация природы, так как русские почитали уже единого Бога, поклонялись Ему одному.  

Девушка в сарафане встает: Народная одежда делилась на женскую, мужскую, детскую. Детская одежда в Староосколье была одинаковой:длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ворот (ожарелок), обшлага рукавов и подол орнаментировались скромной вышивкой. Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду старших братьев и сестер – рубахи, порты, зипуны или перешитую одежду отца и матери. Первую «взрослую» одежду получали тогда, когда уже имели право жениться и выходить замуж. Юноши получали штаны, девушки – сарафан или юбку и поневу. На голове у девочки  была повязана ленточка, она носила дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, гороха, косточек.

2 девушка в сарафане выходит на сцену: Женская одежда была более разнообразной: поневный комплекс, с юбкой-андараком, с сарафаном и «парочка» (кофта-юбка).

Основу сарафанного костюма составляла рубаха, служившая в конце XIX века нательной и одновременно выходной одеждой. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом у горловины, застегивающимся на пуговицу. Самым любимым цветом в русском народном искусстве был красный цвет. Это был цвет солнца и огня. Когда добавлялся черный цвет, он символизировал союз солнца с землей.

Символ славянского рода – зеленый цвет - символизировал растительный мир. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки; ультрамариновый – воды и неба, верности и целомудрия. Белый – символ горя и смерти. Излюбленным был черный цвет, он символизировал землю и вечный покой.  Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда.

Чтец:

Домотканый и древний,  

                        в сундуках

Сохранил мой край тебя,

                      сарафан.

Как к лицу тебе

                этот старинный наряд -

И сорока, и в блестках

                жемчужин понева.

3 девушка в сарафане (тоже стоя): Сорока – это головной убор, который делался из красного холста с налобником, шитым золотыми нитками и блестками с шелковыми и шерстяными махрами, с бисерной подзатыльней.

Понева – поясная набедренная одежда славян.

1 девушка в сарафане: Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, пояс.

В нашей местности бытовала вот такая верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.

А вот обувь на селе вплоть до XIX века у всех была  одинаковая – лапти.

Девушки поют частушки по очереди слегка обыгрывая текст:

Пляши, Андрей,

Не жалей лаптей,

Сходим лыка надерем,

Лапти новые сплетем.

Эх, лапти мои,

Лапоточки мои,

Растопталися,

Расшаталися.

Были новые,

Все кленовые,

А лохмотья на них

Все шелковые.[3]

2 девушка в сарафане

А давайте, девочки, споем мою любимую.

3 девушка в сарафане. 

        Ведущая.

У нас в школьном музее, в городском краеведческом музее вы подробно можете узнать названия деталей женской одежды,  мужской, представить жизнь прародителей. Это история нашего края, родина, а значит, и наша биография.

А мы вам предлагаем посмотреть некоторые наряды наших местных красавиц и послушать в их исполнении народную песню: «Порушка-Параня».

Между нарисованных крупным планом нарядов  из книги «Живые родники Староосколья» ведут девушки хоровод и поют. В центре – Параня и Иван.


[1] Принимаются любые высказывания, но не относящиеся к теме  вежливо уточняются

[2] Все реквизиты взяты из школьного музея.

[3] Записано в с. Незнамово Старооскольского района.