Мои статьи в сборниках

Акимова Елена Вадимовна

Сборник статей по театральному исскуству для детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акимова Е. В.

педагог-организатор

ГКУ «Социально-реабилитационный

 центр для несовершеннолетних № 6»

НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА

Сегодня театр правомерно рассматривать как особый социокультурный институт, поскольку он обладает всеми признаками социального института, а его деятельность направлена на духовное производство, создание ценностей и идей, осуществление преемственности культуры в обществе.

На протяжении веков функциональные возможности театра были представлены весьма разнообразно. «Известно, что уже в первобытном обществе впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра – идеологическая. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т. е. коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества» [2, С. 36].

Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства – коммерчески-развлекательная, она скорее есть производная от идеологической как отвлечение от наиболее острых проблем. Вспомним лозунг римской черни эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ». И как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур.

Коммуникативно-информационная функция театра позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым искусство театра повышает духовный потенциал и общность человечества.

Театр выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность, предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

Важны и такие функции театра, как компенсаторная и игровая. Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, принимая правила игры, зритель отвлекается от насущных житейских проблем и получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.

Гедонистическая функция театра заключается в наслаждении театральным искусством. Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер. Радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения, позволяющая нам испытать сомыслие и сочувствие, сопереживание гению.

Благодаря познавательной функции театра перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы получаем массу впечатлений, знаний, переживаний, осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.

«Искусство театра формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то театр воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность. Мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды и так далее, а искусство влияет на все сферы человеческой личности, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Об очистительном катарсическом эффекте театрального искусства упоминали еще пифагорейцы. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса – очищения посредством «подобных аффектов», то есть – чувств» [1, С. 257]. Показывая героев художественных произведений, подвергающихся тяжелым испытаниям, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир, а соответственно влияет на личность в целом.

Все эти, а также множество других функций находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга. Театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества.

«Современный театр – разновекторен и эклектичен, в нем есть все. Это и пластическое направление, куда можно определить физический театр, театр танца, в контексте которых существует множество разнообразных пантомим (черной, белой и т. д.). Текстовые театры: от неоСтаниславского (режиссеры: П. Фоменко, А. Лисовец), до театра Текста Анатолия Васильева (темпоритмический рисунок текста и фраз подчиняется не естественным законам, а художественным). Музыкальные театры: от мюзиклов, джаз-спектаклей до саунддрамы Владимира Панкова (особое музыкальное воспроизведение текста, от шепота и речитатива к рок-пению). Отдельно стоит, в большей степени принадлежащий к изобразительным видам искусств, перформанс, за ним ютятся мелкие, но весьма зрелищные хэппенинги и акции» [5, С. 54].

В последнее время театр приобрел колоссальные технические возможности: стало возможным использование видеопроекций, он-лайн трансляций, инсталляций, сложных декораций. Но, к сожалению, в этой гонке за техническим совершенством стали утрачиваться театральные традиции и ценности.

Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить экспериментальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся и к непременному успеху у массового зрителя. Это, безусловно, объяснимо: театральный язык сложен, он требует от зрителя интеллектуального участия, а зритель избалован современной, не обременяющей интеллект, массовой культурой. Именно поэтому, мастера прибегают к различным уловкам для привлечения зрителя, режиссеры – постановщики постоянно находятся в процессе поиска. И ищут они новые формы. Те самые, о которых начали говорить еще в 19 веке. И здесь можно выделить несколько определённо выраженных тенденций.

Тенденция первая – нестандартное вовлечение зрителя в игровое пространство. Здесь очень много направлений. «Например, театр «Сфера» вовсю использует свою необычную для театра архитектуру и маленькое пространство зала: зачастую игровой площадкой становятся несколько кресел из первых рядов по окружности зрительного зала. Спектакль представляет собой ряд отдельных картин, объединенных единым сюжетом, перемежаемых интермедиями, с основным сюжетом напрямую несвязанными, но находящимися в полной гармонии с основным настроем спектакля и его стилистикой» [5, С. 23].

Впрочем, существует иной вид «вовлечения». Его использует театр РАМТ. В спектакле нет антракта, а существуют перерывы. Во время этих перерывов зрители меняют место своего положения, и тот ракурс, под которым они смотрят на «сцену». Дело в том, что спектакль играется не на сцене, а в просторном фойе театра, на лестнице. Сначала зрители располагаются у подножия этой лестницы, смотря снизу вверх, потом они переходят на другое место и смотрят на действие сбоку, и наконец – занимают позицию наверху лестницы. Таким образом, этот прием позволяет зрителю ощутить себя в центре события пьесы, словно подглядывая за всем из замочной скважины.

Еще одна очень важная черта современного театра – пристальное внимание к внутреннему миру, психологии современного человека. Где, как ни в театре, мы можем посмотреть на самих себя и понять, как сложен мир вокруг нас. Напряженные поиски нового: многообразные цветовые композиции, актерская пластика, сценические конструкции, светозвуковые технологии – позволяют добиться сильных спецэффектов.

Также одной из главных тенденций современного театра является – осовременивание классики. Все больше появляется постановок, где Гамлет читает рэп, а в «Ревизоре» актеры на сцене в джинсах и с мобильными телефонами.

Признаться, некоторых зрителей, как правило, раздражают новые формы. Критики сетуют, что в этом явлении можно усмотреть тенденцию к снижению уровня театра, но «может быть, это лишь неизбежные издержки того, что театр сейчас нащупывает манеру разговора со зрителем, вместе с обществом ищет новое равновесие между сложностью языка и его ясностью и точностью» [3, С. 48].

«Новые формы – это своего рода способ самовыражения и индивидуализации его создателей. Это психологический тренинг для режиссеров, позволяющий им чувствовать себя уникальными, ни на кого не похожими, привносящими нечто новое под местами обветшалые от старости театральные своды. Новость форм заключается не в попытке модернизации отдельных элементов театрального языка, а, скорее, в той идее, которая должна быть заложена в каждую постановку. Любой спектакль делается для того, чтобы донести до зрителя некую идею, волнующую режиссера, посредством переложения какого-либо литературного материала на театральный язык» [4, С. 16].

В сегодняшней России предприниматель, менеджер выступает проводником между художником и публикой. Он диктует условия творчества. Современный театр должен не только обладать художественными достоинствами, но он ещё должен быть конкурентноспособным. В современных условиях рыночной экономики трудно удержаться на плаву. Но, несмотря на все финансовые трудности, театр должен помнить о своей ответственности перед зрителем и стремиться сохранить при этом свое «лицо».

Наиболее ярким экспериментальным проектом в русле современного театрального авангарда стал «Документальный театр» (и сценическая его реализация на площадке «ТЕАТРА.DOC»). Этот театр всегда подает себя эпатирующим жестом. Названия его спектаклей напоминают заголовки статей «желтой прессы». Вербатиум (в переводе с латинского значит «дословно») и представляет собой технику создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Драматург выбирает тему, берет интервью у нужных ему людей и записывает их на диктофон, из всего этого пишет пьесу и ставит спектакль.

Эстетика постановок постмодернистского театра включает в себя: минимальное использование декораций, отсутствие музыки и танца, как средства режиссерской выразительности, актеры играют без грима и только свой возраст. Здесь нет ни слова о художественности, четкой форме, драме в традиционном понимании – есть зритель, на которого нужно повлиять, и здесь все средства хороши.

Современная драма появилась, но остается в театре явлением маргинальным. Однако она заявляет о себе во весь голос и диктует репертуарным театрам свои правила. Мы обязаны современному театру тем, что ему удалось вернуть в театр зрителя, тем, что со сцены заговорили на живом языке, тем, что театр как таковой не прекратил своего существования.

Литература

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979, с. 359.
  2. Бояджиев.Г. Н. История зарубежного театра: Учеб. пособие для театр. вузов – М.:Просвещение, 1972. – 256 с.
  3. Бэнтли Э. Жизнь драмы. М., Айрис Пресс, 2004. – 156 с.
  4. Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра: История, теория, практика. М., ГИТИС, 2004. – 76 с.
  5. Никитюк. М. О разнообразии форм современного театра [Электронный документ]: Режим доступа: http://teatre.com.ua/modern/zhelanye



Предварительный просмотр:

Акимова Е. В.

педагог-организатор

ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом №6»

Театральная деятельность как эффективное средство активизации творческого потенциала детей с определенными образовательными потребностями в условиях УГВ

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.

Развитие    творческой    личности,    а    также    создание    условий    для    её самоопределения  и  самореализации - одна из  главных     задач  современного образования. Одна из основных проблем воспитанников детского дома  с особенными образовательными потребностями состоит в том, чтобы успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. Поэтому основная задача детского дома — помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ. Решить эту проблему можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребенка ситуации, требующие от него самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков. В сложившейся ситуации особо актуален вопрос о развитии творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями, как способе самореализации.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Театральная деятельность, в силу своего синтетического характера, аккумулируя разные виды творческой активности, способствует созданию целостной среды развития. Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева).  В нашем учреждении воспитываются дети со множественными нарушениями здоровья, поэтому в работе активно используется театральная деятельность.

Театральный кружок «Актер» в нашем детском доме представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире.

Введение театральной деятельности в учебно-воспитательный процесс с детьми предполагает ее использование не как средства развлечения, а как метода стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на его личность ребенка в целом.

При   использовании  театральных   игр   и   постановок   педагог  может  легко   и естественно организовать коммуникацию «ученик-ученик», «учитель-ученик», что способствует более продуктивному осмыслению и воспроизведению детьми получаемых знаний. При наличии творческих форм совместной деятельности, где каждый ребенок может проявить себя, почувствовать свою значимость в общем успехе, формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого. Кроме этого, создание   творческой   атмосферы,   направленной   на   стимуляцию   образного

мышления,    способствует    развитию    индивидуальных    способностей    детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения.

Не секрет, что театрализованные игры и постановки, дающие простор воображению, наполняют внутреннюю жизнь ребенка особым смыслом, помогают вырабатывать определенное отношение к педагогам, сверстникам, коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Тут же существует возможность корректировать взаимоотношения между мальчиками и девочками, воспитывать доброжелательность, внимание и уважение детей друг к другу.

 Правильно    организованная   театральная   деятельность   очень   эффективна   в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Театральная деятельность помогает детям с ограниченными возможностями расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей разного возраста.

В процессе работы над образом, ребенок с ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость - качества, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта - спектакля.

В своей работе с данной категорией детей мы используем такие методики как «Сказкотерапия», «Психодрама», «Актерский трениг». Театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять   более   активную   жизненную   позицию.   Успешный   опыт   на   сцене способствует успешному общению в жизни.

Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театральная деятельность позволяет детям ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций,  опыт сопереживания, и сочувствия, и сотворчества.

Корригирующий эффект детского театра приобретает наибольшую силу и значимость благодаря коллективному творчеству в процессе постановки спектакля, где могут участвовать все желающие. Ребята данной категории активно участвуют в различных мероприятиях, фестивалях, городских и областных конкурсах.

Умение   педагога  входить   в   «игровую   позицию»,   грамотное   использование методов театральной педагогики позволяет:

- гуманизировать отношения с детьми и экономить нервную энергию, как свою, так и воспитанников;

- корригировать эмоциональную сферу детей;

-  развивать четкие представления ребенка о самом себе и своих возможностях, умение адекватно оценивать свои достижения, качества и свойства;

- формировать у детей позитивное отношение к себе и другим;

- расширять и обогащать навыки общения с окружающими;

- развивать у ребенка произвольные психические функции;

- формировать мотивационно - потребностную сферу.

У большинства воспитанников с ОВЗ отмечается положительная динамика уровня знаний по театральному искусству, сценической речи, сценическому движению, мимике. Наблюдается рост коммуникативной культуры, творческого подхода, желание детей самореализоваться в творческой деятельности, что подтверждается достижениями воспитанников в конкурсах и фестивалях разного уровня. Ежегодно наши воспитанники участвуют в городских конкурсах для детей с ограниченными возможностями «Мы все можем», «Грани таланта», областном конкурсе «Заветная мечта», где занимают призовые места.

Театр для детей с ограниченными возможностями это своеобразная    арт - терапия,   способная   проникать   в   душу   ребенка,   исцелять.   Это   реальная возможность испытать свои силы, обрести шанс на успех и удачу.

Именно в театральной деятельности может возникнуть образ успешности для ребенка с ОВЗ, что важно для всего общества вцелом.

Список литературы

1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

2.  Бабич Н.Ф. О специфике работы с музыкой в особом театре  // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Материалы международной научно - практической конференции – М.: МГППУ, 2011.C. 58-60

3. Попова Н. Т. Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Материалы международной научно - практической конференции – М.: МГППУ, 2011.C. 53-55.



Предварительный просмотр:

Акимова Елена Вадимовна

воспитатель

ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-

интернат №2»

Театр для детей с ОВЗ

В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитииВовлечение ребенка с низкими интеллектуальными способностями в социум — это один с важных общественно-финансовых и демографических вопросов современного общества. Мы все без исключения появляемся на этот свет с различными возможностями. Бывает так, что ограничения накладываются матушкой природой. Однако данное никак не связано с тем, что шансов быть счастливым ребенком с ОВЗ, меньше чем у других детей. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими людьми. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат.

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных методов для социальной адаптации детей с низким интеллектуальным уровнем, а также формирования у них коммуникативных способностей. Вся жизнедеятельность ребенка пропитана игрой. Любой школьник стремится исполнить собственную значимость. Научить детей играть, в ходе игры выполнять действия и брать на себя роль, совместно с этим помогая ему приобретать житейский навык, — все это без исключения может помочь реализовать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, вследствие этого любая легенда либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную нацеленность (добросердечность, решимость).

Театрализованная деятельность может помочь ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью. Излюбленные герои делаются примерами для подражания. Непосредственно умение детей к подражанию дает возможность воспитателям посредством театрализованной деятельностьи проявлять положительное воздействие на ребенка. Применяя игры драматизации, театрализованные игры, мы стараемся посодействовать ребятам с ОВЗ создать комплект алгоритмов поведения в различных моментах, а кроме того подбирать более приемлемый вариант поведения. Данная цель благополучно решается в ходе игровых занятий с ребенком. В процессе данных уроков мы применяем компоненты сказкотерапии, песчаной терапии, музыкотерапии.

 С «особенным» ребенком следует играть равно столько, сколько и со здоровым ребенком, только лишь требования и условия для игровой деятельности должны быть хорошо продуманы и подготовлены. Театрализованные игры формируют возможности, могут помочь общему формированию, любознательности, стремлению к постижению нового, усвоению чего- то нового и новейших методов действия, формируют понимание, вырабатывают упорство. Помимо этого, данные игры формируют креативные возможности и внутренние потребности, раскрепощают и увеличивают самомнение. Воспитательные способности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии посредством фигуры, окраски, звучания, а умело сформированные вопросы вынуждают их думать, исследовать, совершать заключения и обобщения.

С интеллектуальным формированием непосредственно сопряжена и речь детей. В ходе деятельности над выразительностью реплик героев, личных выражений незаметно активируется речь детей, улучшается голосовой уровень культуры речи, её тональный строй. Выполняемая значимость, выговариваемые реплики ставят детей перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается речь, грамматический строй. Осознавая значимость театрализованных игр в воспитании и обучении детей дошкольного года, мы применяем в своей работе. Цели и задачи, какие мы определили пред собою в данном виде деятельности, были в том, чтобы сформировать условия с целью формирования творческой деятельности; присоединить к сценической культуре; обеспечить её связь с иными разновидностями деятельности в общем воспитательском процессе. В своей группе в первую очередь я создала микроклимат для развития и воплощении театральных способностей воспитанников: театрализованную зону, подбор сказок, соответствующие героям сказок игрушки. «Озвучивая» героев, ребята применяли различные средства вербальной и невербальной выразительности.

В своей работе мы применяем и ритмопластику. Ритмопластика содержит в себе комплексные ритмические, мелодические, пластические игры и задания, призванные гарантировать формирование природных психомоторных возможностей воспитанников, независимости и выразительности телодвижений, приобретение чувства гармонии собственного тела с окружающим миром.

 Работа проводилась согласно следующим ступенькам: ‒ Игра-имитация единичных действий человека, зверей и птиц (ребята проснулись — потянулись, птички машут крыльями) и имитирование эмоций человека (проснулось солнце — ребята порадовались: улыбнулись, зааплодировали в ладонь). ‒ Игра-имитация цепочки поочередных операций в комбинации с передачей главных эмоций героев (жизнерадостные матрешки зааплодировали в ладошки и начали плясать; зайка заметил волка, напугался и спрятался в норку). ‒ Игра-имитация фигур хорошо знакомых сказочных героев (мишка косолапый по лесу идет, храбрый зайка идет по дорожке). ‒ Игра-экспромт под музыку («Забавный дождь», «Белые снежинки падают на землю», «Хоровод-в лесу родилась елочка»). ‒ Бессловесная игра-экспромт с одним героем, но со стихами и прибаутками, которые рассказывает воспитатель («В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Cнег, cнег»). ‒ Игра-экспромт согласно словам кратких сказок, рассказов и стихов, какие рассказывает педагог (Е.Панасова «Котенок»; З.Александрова «Дед Мороз»; К. Ушинский «Бодливая корова», «Дятел»; Н. Павлова «В автомашине», «Земляника»; В. Чарушин «Про зайчат»). Ролевой разговор героев сказок («Колобок», «Заячья лапка», «Про обезьянку»). ‒ Разыгрывание отрывков из сказок о зверях («Лиса и козел», «Храбрая собака»). ‒ Игра-драматизация с некоторыми персонажами согласно народным сказкам («Золотой петушок», «Про белого бычка») и авторским стихам (В. Сутеев «Цыпленок и утенок», К. Чуковский «Ежики смеются»).

Использование театрализованных игр, игр с целью формирования жизненно необходимых навыков детей с недостаточной степенью интеллекта и обогащения их общественного навыка, несомненно, помогли нам не только лишь улучшать эмоционально-волевую сферу ребенка, вносить поправки поведения, а также сплотит группу, сформирует положительную атмосферу в детском коллективе. Совместная игра увеличила социальную важность ребенка с ОВЗ в глазах ровесников. Наши ребята обучились формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способам влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя! Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Литература

  1.  Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2006.
  2.  Маханѐва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3.  Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002.
  4.  Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь, 2006.