РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Акимова Елена Вадимовна

ПРОГРАММА ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programa_ya_vse_mogu.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Нижнетагильская  школа – интернат № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

_______________ Н.А. Полянская

 «____»_____________ 2020 г.

Утверждаю:  

Директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат №2»

_______________ О.В. Руднева

«___»__________ 2020 г.

Приказ №      от  «     » _________ 20___г.  

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Я все могу!»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

   Составитель:

руководитель кружка

Акимова Елена Вадимовна

                                               

2020 -2021 уч. год

                           

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………3

Учебно-тематическое планирование ………………...…………………..5

Содержание рабочей программы кружка……………….……..……….. 6

Диагностический инструментарий………………………………………10

Материально – техническое обеспечение…..…………………………...11

Научно – методическое обеспечение ……………………………………12

 Календарно-тематический план…………………………………………13

Список  литературы…………………….…………………………………20

Сведения об авторе………………………………………………………..21

Аннотация………………………………………………………………….21

Пояснительная записка

Современное российское общество предъявляет высокие требования к личности ребенка. Данная программа направлена на развитие творческого потенциала у детей, а также способствует гармоничному формированию ребенка. Так как театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

        Данная программа уникальна тем, что по ней может заниматься любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве и попробовать себя в этой деятельности. Также она не является инструментом для профессионального самоопределения, предлагаемая программа направлена на получение навыков и основ эстетического мировоззрения, что можно в дальнейшем активно использовать в любой сфере деятельности вне зависимости от профессиональной ориентации.

        Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей, связанных с нарушениями в психическом и физическом развитии. Такие дети являются эмоционально неустойчивыми, они могут на одну и то же действие реагировать по-разному. Общение и совместная театральная деятельность будет способствовать развитию у данной категории детей механизма управления своим эмоциональным состоянием.

        Цель программы: создать максимально благоприятные условия для разностороннего развития личности ребенка с помощью организации его деятельности с учетом интересов и способностей к театральному творчеству.

Задачи:

  • формирование интереса к театральной деятельности;
  • развитие творческих способностей с помощью различные формы взаимодействия (игра, этюд, тренинг и т.д.).
  • расширение общекультурных знаний в области театрального искусства;
  • способствовать развитию творческого самовыражения ребенка;
  • привлечение ребенка к разновозрастному сотрудничеству.

Материал, предлагаемый для проведения занятий, охватывает самые разнообразные формы театральной деятельности. Среди прочих, это погружение ребенка в мир театрального искусства через создание образа героя (костюмы, маски, грим), а также посещение детских спектаклей в Кукольном и Драматическом театре, занятия по развитию речи, мимики, пантомимике, театрализованные игры.

Следует отметить, что с помощью театральной деятельности ребенок может почувствовать свою социальную значимость. Микроклимат на занятии спокойный и доброжелательный, что необходимо для детей детского дома. Практически к каждому ребенку применятся индивидуальный подход, дается задание в соответствии с уровнем развития ребенка. Итоговой работой учебного периода является показ сценок, мини-спектаклей, чтение стихов на отчетном концерте детского дома, а также участие в различных городских и районных конкурсах.

Программа рассчитана на детей с 9 до 16 лет. Каждая возрастная группа занимается по своему календарно-тематическому плану. В соответствии с возрастными особенностями программа усложняется.

Данная программа является составительской, методической основой стала разнообразная литература по направлению театральной деятельности с детьми.

Учебно-тематический план

Тематика занятий

Количество часов

  1. Техника речи

35

  1. Актерское мастерство

35

  1. Ритмопластика

35

  1. Театральная азбука

35

Итого:

140

Итого: 140 час.

Количество занятий в неделю – 4 раза

Продолжительность занятия – 1 час


Содержание программы

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ

Техника речи

Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ,  языка, челюсти (выполнение упражнений типа «Футбольный мяч», «Х-У», «Часики», «Лошадки» и т.д. Упражнения на гласные  звуки простые и йотированные, двойные согласные, твердые и мягкие. Согласные + гласные в различных сочетаниях. Образы букв (на что похожи), использование русского фольклора. Развитие речевого аппарата: постановка дыхания ( упражнения «ХА!», «Пушинка», «Быстро бежим» и т.д.), массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка дыхания животом.  Произношение текста на выдохе. Упражнения на расслабления «Певец», «Ракета», «Насос» и т.д. Освоение пространства через звук (навык посылала). Игра с мячом ( бросание слогов вперед -вдаль с помощью рук). Произношение «шепталочек». Упражнение «Эхо».

Развитие речевого аппарата: скороговорки. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упр. для тренировки длительного выдоха ( «Струя воды», «Морозное дыхание» и т.д.)

Распределение слова в сценическом пространстве, упр. «Носики», «Монетка», «Сдвинь стул» и т.д.

Совершенствование техники речи через художественное произведение. Развитие навыка логического анализа художественного текста, навык передачи смысловой и выразительной функции знаков препинания.

Дети должны уметь воспроизводить сценическую разминку по речи, делать гимнастику для губ, языка, челюсти, уметь правильно дышать.

Уметь проговаривать скороговорки четко, громко, выразительно, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.

Читать выразительно стихотворения, монологи, диалоги в сценке

Актерское мастерство

Формирование умения включаться в творческий процесс. Развитие произвольного внимания (зрительного, слухового), персональные, парные и групповые упражнения, коллективные действия. Развитие воображения на основе игрового этюда. Формирование у детей свободной импровизации с помощью заданной темы.  Привитие первоначального представления  о перевоплощении через различные этюды:  «Сафари», «Русский лес», «Океан»; мир растений – «Поле цветов», «Характерные деревья»; мир предметов – «Я – стиральная машинка», «Я – гвоздь», « Я – солнце», «Я – арбуз» и т.д.)

Развитие чувства времени на сцене, умение овладеть динамикой действия.

Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках.

Воспитанники должны знать основные виды этюдов, понятие «сценическое действие», «сценическое пространство», сюжет», «событие», «конфликт», знать упражнения сценической разминки, требования к поведению на сцене, уметь организовывать творческое внимание, импровизировать и производить краткий анализ пьесы.

Уметь перевоплощаться и верить в предлагаемые обстоятельства, «роли», распределить и сосредоточить внимание, владеть собой, своими чувствами.

Организовывать творческое внимание, выполнять упражнения сценической разминки, выполнять основные виды этюдов, выполнять требования к поведению на сцене.

Ритмоплас-тика

Формирование пластики и ритма  через комплексные ритмические («Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Хлоп да топ» и др.), пластические («Зеркало», различные пластические этюды, как с заданной темой, так и без темы, направленные на импровизацию) игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Постепенное освоение ритмопластическая разминкой, включающие упражнения для выразительности отдельных частей тела: рук, ног, туловища.

Умение выстроить свое тело в соответсвии с поставленной задачей (упражнение «Скульптура». «Художник», «Дракон» и т.д.)

 Знать основные упражнения ритмопластической разминки; уметь слышать общий ритм; следить за выразительностью движения тела.

Уметь задавать ритм, проводить ритмопластическую разминку, оценивая правильность выполнения движений другими ребятами (частично или всю); корректировать свои движения в соответствии с выполняемой задачей.

Уметь концентрировать свое тело для выполнения как простых, так и сложных упражнений.

Театраль-

ная азбука

Изучение театрального словаря: актер, режиссер, антракт, партнер, мизансцена, свет, сцена, пауза, галерка, драматург, пьеса, конфликт, мимика, завязка, кульминация, реквизит и т.д.

Расширение кругозора о театрах: кукольный, драматический, музыкальный и т.д. Знакомств  с их историей и особенностями.  Диалоги о театре. Знакомство с историей театра: античный театр, среднековый театр и т.д.

Беседы о театральной этике. Знакомство с профессиями людей, работающими в театре.

Дети должны знать историю различных театров, проводить краткий анализ посмотренный спектакль, используя театральный словарь.

Иметь представление об основах театральной этики, системе работы режиссера с актерами, грамотно обсуждать посмотренный спектакль.

Диагностический инструментарий

Используемые методы диагностики:

  • театральные игры;
  • тренинги;
  • постановка этюдов, сценок
  • итоговое занятие

С помощью данных методов выявляется 3 уровня освоения программы (высокий, средний, низкий) по следующим критериям:

  1. Произвольная память.
  2. Телесная и психологическая раскованность.
  3. Быстрота собранности.
  4. Коммуникативность.
  5. Выразительность речи.
  6. Актерское оправдание образа.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Память не соответствует возрасту

Память соответствует возрасту

Память соответствует возрасту

Не умение мобильно реагировать на поставленную задачу

Умение концентрироваться на роли

Активность на протяжении всего мероприятия

Безынициативность

Способность к творческому воображению

Способность к импровизации

Закрытость от окружающих

Открытость к общению

Достижение взаимопонимания и взаимодействия с окружающими

Однотонность речи

Произношение с нужной интонацией

Отражение внутреннего состояния героя, его чувств и настроения

Непонимание роли

Понимание роли

«Вживление» в роль

Материально – техническое обеспечение

Материально-техническое театрального кружка составляют:

  •  кабинет для индивидуальных занятий и занятий с небольшим количеством детей.
  • ноутбук, колонки
  • театральный реквизит;
  • кукольный, настольный театр
  • костюмы
  • канцтовары

Научно – методическое обеспечение

Базой для образовательного процесса являются основополагающие принципы педагогики и психологии:

  • принцип вариативности;
  • принцип успешности;
  • принцип оптимизации;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип комфортности;
  • принцип заинтересованности;
  • принцип адекватности;
  • принцип коммуникативности;
  • принцип рекреативности;
  • принцип инновационности;
  • принцип взаимного обучения;
  • принцип общественной востребованности.

Основываясь на выше перечисленных принципах, применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение. Для этого используется формы: упражнения. Формирующие умения актерского анализа; работ с тематическими этюдами, развивающими навыки артистического мастерства; посещение театральных постановок и их последующего обсуждения; организация коллективного и индивидуального художественного творчества по способностям.

Для выполнения целей и задач программы используется технология творческой деятельности. Основной метод обучения – диалог, речевое общение партнеров. Широко используются такие методы, как: состязательность, беседа, дискуссия. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Способы оценки результатов – похвала за инициативу, выступление на концертах, участие в постановке спектаклей, районных и городских конкурсах, награждение лучших, присвоение почетных званий: «Актер года» и др. Творческая книжка, в которой отмечаются достижения и успехи.

        Также собран различный методический материал по каждой возрастной группе, систематизированные сценарии спектаклей, сценки для разных возрастов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

1

«Давайте, познакомимся!»

1

2

«Маска»

1

3

«У нас в гостях Осень»

1

4

«Осеннее настроение»

1

5

«Путешествие в осеннюю сказку»

1

6

«Собираем урожай»

1

7

«Огород чудес»

1

8

«У каждого есть свое выражение лица»

1

9

«Светофор»

1

10

«Театральное волшебство»

1

11

«Краски сцены»

1

12

«В гостях у королевы Сказок»

1

13

«Скажи по-разному»

1

14

Войдем в «Теремок»

1

15

«Этюд – что это такое?»

1

16

«Карусель звуков»

1

17

«Повтори за мной»

1

ОКТЯБРЬ

18

«Зеркало»

1

19

«Придумай веселый диалог»

1

20

«Искусство быть зрителем»

1

21

Путешествие в сказку «Малиновый медведь»

1

22

Продолжение путешествия

1

23

Калейдоскоп событий

1

24

Фантазируем сказку

1

25

«Актерский поезд»

1

26

«Полет на Луну»

1

27

«Мир сцены»

1

28

«Радуга»

1

29

«Раз, два, три – сочиняем мы стихи!»

1

30

«Разговор по телефону»

1

31

«Догадайся кто я!»

1

32

«В гостях у «Микки Мауса»

1

33

«Слушай и повторяй»

1

34

«По дороге к волшебнику-Костюмеру»

1

НОЯБРЬ

35

«Что такое – конфликт?»

1

36

«Превращение в листопад»

1

37

«Шаг за шагом»

1

38

«Придумай костюм»

1

39

«Костюм- перевоплощение»

1

40

«Костюм создает образ и декорации»

1

41

«История костюма» (этюд)

1

42

«Ассоциация» игра

1

43

«Чувствуем друг друга»

1

44

«Горячий – холодный шар»

1

45

«Мафия» (игра)

1

46

«Арлекино- искусство мима»

1

47

«Вот и закончилась осень…»

1

ДЕКАБРЬ

48

«Зимний этюд»

1

49

«Кто стучится в дверь мою?»

1

50

«Одну простую сказку хотим мы показать»

1

52

Гримируемся в животных

1

53

«А у жестов тоже есть язык!»

1

54

«А что такое – «репетиция»?»

1

55

«Играем руками»

1

56

«В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок…»

1

57

«Превращаемся в музыкальные инструменты»

1

58

«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»

1

59

«Пластилиновое тело»

1

60

«Ищем новогодний клад»

1

61

«Кто сказал «Мяу!»?»

1

62

«Зимнее путешествие в Африку»

1

63

«Лучшие друзья»

1

64

«Искусство быть зрителем»

1

65

«Вот как я умею»

1

ЯНВАРЬ

66

«Доверие партнеру» (тренинг)

67

«Препятствие, кино, вещь, полет, мечта» (театральная ассоциация)

68

«Сложная дорога» (тренинг)

69

«Внимание и внимательность» (этюд)

1

70

«Превращение в зимние пейзажи»

1

71

«Веселые превращения»

1

72

«Пойми меня»

1

73

«А что такое – «капустник»?»

1

74

«Зимняя карусель образов»

1

«Театральный кроссворд»

1

76

«Внимание и внимательность» (этюд)

1

77

«Превращение в зимние пейзажи»

1

ФЕВРАЛЬ

78

«Превращение в птиц»

1

79

«Невоспитанный мышонок»

1

80

«Сказка о невоспитанном мышонке»

1

81

«От медвежонка до медведя, от зайчонка до зайца… »

1

82

«А что такое – «реквизит»?»

1

83

«Волшебный мешок сказок»

1

84

«Театральный лабиринт»

1

85

«Найди персонажа»

1

86

«Сумасшедшие чаепитие с Алисой»

1

87

«Отправляемся в страну добра»

1

88

«Слушаем и слышим»

1

89

«Проводы зимушки-зимы»

1

90

«Мой любимый герой»

1

91

Театральный словарь .Этюд ассоциативный.

1

92

Биография героя

1

93

Театральный словарь (звук, занавес, кино, концерт). Этюд.

1

МАРТ

94

Этюд «Пробуждение природы»

1

95

«Золушка»

1

96

«Придумщики»

1

97

Превращение в цветы

1

98

«А что такое – «декорации»?»

1

99

Путешествие в подводный мир

1

100

«Море волнуется раз (игровые тренинги)»

1

101

«Я- художник»

1

102

«Высоко сижу, далеко гляжу…»

1

103

«Волшебные башмачки»

1

104

«Дружба крепкая»

1

105

«Маска»

1

106

«Контраст атмосфер» (по М. Чехову)

107

«Маска» (развивающие игры)

108

«Стул» (театральный тренинг)

АПРЕЛЬ

109

«Играем руками

1

110

Превращение в фрукты

1

111

«Масленичные забавы»

1

112

«Русские народные сказки»

1

113

«А что такое – «роль»?»

1

114

«Зеркало»

1

115

«Путешествие в горы»

1

116

«Идем в гости к дракону»

1

117

«Угадай-ка!»

1

118

«Весенняя карусель образов»

1

119

«Прогулка в зоопарк»

1

120

«Театральный кроссворд»

1

121

«Комар в поезде» (радиотеатр)

1

122

«История одного дня»

1

123

«Весенняя карусель образов»

1

124

«Профессии»

1

125

Атмосферные этюды (по М. Чехову)

1

МАЙ

126

«Повтори за мной»

1

127

«А вам слабо?»

1

128

Путешествие в сказку «Каменный цветок»

1

129

Театрализованная игра « Если бы я был актером!»

1

130

«А что такое – «пьеса»?»

1

131

«Ставим спектакль 1»

1

132

«Ставим спектакль 2»

1

133

Превращение в предметы

1

134

Театрализованная игра « Я режиссер!»

1

135

«Вспомним лучшее»

1

136

Творческий экзамен

1

137

«Мастерская грима»

1

138

«Многогранный театральный мир»

1

139

«Зачет ритмопластика»

1

140

«Отчетный концерт»

1

Занятия включают в себя технику речи (10 мин), актерское мастерство (20мин), ритмопластику (10 мин).

Список использованной литературы

  1. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. - М., 1999.
  2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М., 1987.
  3. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям - С.-П., 2005.
  4. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. От упражнения к спектаклю- М., 2006.
  5. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра - М., 1982.
  6. Козлянинов Г.И. Упражнения по дикции. - М., 2004.
  7. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. - Кр., 1997.
  8. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу - М., 2006.
  9. Итина О.М. Искусство звучащего слова. вып. 21 - М., 2002.
  10.  Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта - М., 1990.
  11.  Голубовский В. Актёр – самостоятельный художник – М, 2000.

Сведения об авторе

  • Акимова Елена Вадимовна
  • воспитатель ГПД № 16
  •  г. Нижний Тагил, ул. Садовая 14 -41
  • т.  8 912 689 75 48

Аннотация

Программа творческой мастерской «Я все могу!» разработана воспитателем  ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат № 2»Акимовой Еленой Вадимовной, ориентирована  на обучение  детей  9 – 16 лет без специальной подготовки в 2020-2021 учебном году.