РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПРОГРАММА ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_ya_vse_mogu.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Нижнетагильская школа – интернат № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Согласовано: Заместитель директора по ВР _______________ Н.А. Полянская «____»_____________ 2020 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат №2» _______________ О.В. Руднева «___»__________ 2020 г. Приказ № от « » _________ 20___г. |
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Я все могу!»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Составитель:
руководитель кружка
Акимова Елена Вадимовна
2020 -2021 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………3
Учебно-тематическое планирование ………………...…………………..5
Содержание рабочей программы кружка……………….……..……….. 6
Диагностический инструментарий………………………………………10
Материально – техническое обеспечение…..…………………………...11
Научно – методическое обеспечение ……………………………………12
Календарно-тематический план…………………………………………13
Список литературы…………………….…………………………………20
Сведения об авторе………………………………………………………..21
Аннотация………………………………………………………………….21
Пояснительная записка
Современное российское общество предъявляет высокие требования к личности ребенка. Данная программа направлена на развитие творческого потенциала у детей, а также способствует гармоничному формированию ребенка. Так как театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Данная программа уникальна тем, что по ней может заниматься любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве и попробовать себя в этой деятельности. Также она не является инструментом для профессионального самоопределения, предлагаемая программа направлена на получение навыков и основ эстетического мировоззрения, что можно в дальнейшем активно использовать в любой сфере деятельности вне зависимости от профессиональной ориентации.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей, связанных с нарушениями в психическом и физическом развитии. Такие дети являются эмоционально неустойчивыми, они могут на одну и то же действие реагировать по-разному. Общение и совместная театральная деятельность будет способствовать развитию у данной категории детей механизма управления своим эмоциональным состоянием.
Цель программы: создать максимально благоприятные условия для разностороннего развития личности ребенка с помощью организации его деятельности с учетом интересов и способностей к театральному творчеству.
Задачи:
- формирование интереса к театральной деятельности;
- развитие творческих способностей с помощью различные формы взаимодействия (игра, этюд, тренинг и т.д.).
- расширение общекультурных знаний в области театрального искусства;
- способствовать развитию творческого самовыражения ребенка;
- привлечение ребенка к разновозрастному сотрудничеству.
Материал, предлагаемый для проведения занятий, охватывает самые разнообразные формы театральной деятельности. Среди прочих, это погружение ребенка в мир театрального искусства через создание образа героя (костюмы, маски, грим), а также посещение детских спектаклей в Кукольном и Драматическом театре, занятия по развитию речи, мимики, пантомимике, театрализованные игры.
Следует отметить, что с помощью театральной деятельности ребенок может почувствовать свою социальную значимость. Микроклимат на занятии спокойный и доброжелательный, что необходимо для детей детского дома. Практически к каждому ребенку применятся индивидуальный подход, дается задание в соответствии с уровнем развития ребенка. Итоговой работой учебного периода является показ сценок, мини-спектаклей, чтение стихов на отчетном концерте детского дома, а также участие в различных городских и районных конкурсах.
Программа рассчитана на детей с 9 до 16 лет. Каждая возрастная группа занимается по своему календарно-тематическому плану. В соответствии с возрастными особенностями программа усложняется.
Данная программа является составительской, методической основой стала разнообразная литература по направлению театральной деятельности с детьми.
Учебно-тематический план
Тематика занятий | Количество часов |
| 35 |
| 35 |
| 35 |
| 35 |
Итого: | 140 |
Итого: 140 час.
Количество занятий в неделю – 4 раза
Продолжительность занятия – 1 час
Содержание программы
ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ | ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ |
Техника речи | Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа «Футбольный мяч», «Х-У», «Часики», «Лошадки» и т.д. Упражнения на гласные звуки простые и йотированные, двойные согласные, твердые и мягкие. Согласные + гласные в различных сочетаниях. Образы букв (на что похожи), использование русского фольклора. Развитие речевого аппарата: постановка дыхания ( упражнения «ХА!», «Пушинка», «Быстро бежим» и т.д.), массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка дыхания животом. Произношение текста на выдохе. Упражнения на расслабления «Певец», «Ракета», «Насос» и т.д. Освоение пространства через звук (навык посылала). Игра с мячом ( бросание слогов вперед -вдаль с помощью рук). Произношение «шепталочек». Упражнение «Эхо». Развитие речевого аппарата: скороговорки. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упр. для тренировки длительного выдоха ( «Струя воды», «Морозное дыхание» и т.д.) Распределение слова в сценическом пространстве, упр. «Носики», «Монетка», «Сдвинь стул» и т.д. Совершенствование техники речи через художественное произведение. Развитие навыка логического анализа художественного текста, навык передачи смысловой и выразительной функции знаков препинания. | Дети должны уметь воспроизводить сценическую разминку по речи, делать гимнастику для губ, языка, челюсти, уметь правильно дышать. Уметь проговаривать скороговорки четко, громко, выразительно, выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения. Читать выразительно стихотворения, монологи, диалоги в сценке |
Актерское мастерство | Формирование умения включаться в творческий процесс. Развитие произвольного внимания (зрительного, слухового), персональные, парные и групповые упражнения, коллективные действия. Развитие воображения на основе игрового этюда. Формирование у детей свободной импровизации с помощью заданной темы. Привитие первоначального представления о перевоплощении через различные этюды: «Сафари», «Русский лес», «Океан»; мир растений – «Поле цветов», «Характерные деревья»; мир предметов – «Я – стиральная машинка», «Я – гвоздь», « Я – солнце», «Я – арбуз» и т.д.) Развитие чувства времени на сцене, умение овладеть динамикой действия. Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках. | Воспитанники должны знать основные виды этюдов, понятие «сценическое действие», «сценическое пространство», сюжет», «событие», «конфликт», знать упражнения сценической разминки, требования к поведению на сцене, уметь организовывать творческое внимание, импровизировать и производить краткий анализ пьесы. Уметь перевоплощаться и верить в предлагаемые обстоятельства, «роли», распределить и сосредоточить внимание, владеть собой, своими чувствами. Организовывать творческое внимание, выполнять упражнения сценической разминки, выполнять основные виды этюдов, выполнять требования к поведению на сцене. |
Ритмоплас-тика | Формирование пластики и ритма через комплексные ритмические («Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Хлоп да топ» и др.), пластические («Зеркало», различные пластические этюды, как с заданной темой, так и без темы, направленные на импровизацию) игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Постепенное освоение ритмопластическая разминкой, включающие упражнения для выразительности отдельных частей тела: рук, ног, туловища. Умение выстроить свое тело в соответсвии с поставленной задачей (упражнение «Скульптура». «Художник», «Дракон» и т.д.) | Знать основные упражнения ритмопластической разминки; уметь слышать общий ритм; следить за выразительностью движения тела. Уметь задавать ритм, проводить ритмопластическую разминку, оценивая правильность выполнения движений другими ребятами (частично или всю); корректировать свои движения в соответствии с выполняемой задачей. Уметь концентрировать свое тело для выполнения как простых, так и сложных упражнений. |
Театраль- ная азбука | Изучение театрального словаря: актер, режиссер, антракт, партнер, мизансцена, свет, сцена, пауза, галерка, драматург, пьеса, конфликт, мимика, завязка, кульминация, реквизит и т.д. Расширение кругозора о театрах: кукольный, драматический, музыкальный и т.д. Знакомств с их историей и особенностями. Диалоги о театре. Знакомство с историей театра: античный театр, среднековый театр и т.д. Беседы о театральной этике. Знакомство с профессиями людей, работающими в театре. | Дети должны знать историю различных театров, проводить краткий анализ посмотренный спектакль, используя театральный словарь. Иметь представление об основах театральной этики, системе работы режиссера с актерами, грамотно обсуждать посмотренный спектакль. |
Диагностический инструментарий
Используемые методы диагностики:
- театральные игры;
- тренинги;
- постановка этюдов, сценок
- итоговое занятие
С помощью данных методов выявляется 3 уровня освоения программы (высокий, средний, низкий) по следующим критериям:
- Произвольная память.
- Телесная и психологическая раскованность.
- Быстрота собранности.
- Коммуникативность.
- Выразительность речи.
- Актерское оправдание образа.
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Память не соответствует возрасту | Память соответствует возрасту | Память соответствует возрасту |
Не умение мобильно реагировать на поставленную задачу | Умение концентрироваться на роли | Активность на протяжении всего мероприятия |
Безынициативность | Способность к творческому воображению | Способность к импровизации |
Закрытость от окружающих | Открытость к общению | Достижение взаимопонимания и взаимодействия с окружающими |
Однотонность речи | Произношение с нужной интонацией | Отражение внутреннего состояния героя, его чувств и настроения |
Непонимание роли | Понимание роли | «Вживление» в роль |
Материально – техническое обеспечение
Материально-техническое театрального кружка составляют:
- кабинет для индивидуальных занятий и занятий с небольшим количеством детей.
- ноутбук, колонки
- театральный реквизит;
- кукольный, настольный театр
- костюмы
- канцтовары
Научно – методическое обеспечение
Базой для образовательного процесса являются основополагающие принципы педагогики и психологии:
- принцип вариативности;
- принцип успешности;
- принцип оптимизации;
- принцип сотрудничества;
- принцип комфортности;
- принцип заинтересованности;
- принцип адекватности;
- принцип коммуникативности;
- принцип рекреативности;
- принцип инновационности;
- принцип взаимного обучения;
- принцип общественной востребованности.
Основываясь на выше перечисленных принципах, применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение. Для этого используется формы: упражнения. Формирующие умения актерского анализа; работ с тематическими этюдами, развивающими навыки артистического мастерства; посещение театральных постановок и их последующего обсуждения; организация коллективного и индивидуального художественного творчества по способностям.
Для выполнения целей и задач программы используется технология творческой деятельности. Основной метод обучения – диалог, речевое общение партнеров. Широко используются такие методы, как: состязательность, беседа, дискуссия. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Способы оценки результатов – похвала за инициативу, выступление на концертах, участие в постановке спектаклей, районных и городских конкурсах, награждение лучших, присвоение почетных званий: «Актер года» и др. Творческая книжка, в которой отмечаются достижения и успехи.
Также собран различный методический материал по каждой возрастной группе, систематизированные сценарии спектаклей, сценки для разных возрастов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | № п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ | 1 | «Давайте, познакомимся!» | 1 |
2 | «Маска» | 1 | |
3 | «У нас в гостях Осень» | 1 | |
4 | «Осеннее настроение» | 1 | |
5 | «Путешествие в осеннюю сказку» | 1 | |
6 | «Собираем урожай» | 1 | |
7 | «Огород чудес» | 1 | |
8 | «У каждого есть свое выражение лица» | 1 | |
9 | «Светофор» | 1 | |
10 | «Театральное волшебство» | 1 | |
11 | «Краски сцены» | 1 | |
12 | «В гостях у королевы Сказок» | 1 | |
13 | «Скажи по-разному» | 1 | |
14 | Войдем в «Теремок» | 1 | |
15 | «Этюд – что это такое?» | 1 | |
16 | «Карусель звуков» | 1 | |
17 | «Повтори за мной» | 1 | |
ОКТЯБРЬ | 18 | «Зеркало» | 1 |
19 | «Придумай веселый диалог» | 1 | |
20 | «Искусство быть зрителем» | 1 | |
21 | Путешествие в сказку «Малиновый медведь» | 1 | |
22 | Продолжение путешествия | 1 | |
23 | Калейдоскоп событий | 1 | |
24 | Фантазируем сказку | 1 | |
25 | «Актерский поезд» | 1 | |
26 | «Полет на Луну» | 1 | |
27 | «Мир сцены» | 1 | |
28 | «Радуга» | 1 | |
29 | «Раз, два, три – сочиняем мы стихи!» | 1 | |
30 | «Разговор по телефону» | 1 | |
31 | «Догадайся кто я!» | 1 | |
32 | «В гостях у «Микки Мауса» | 1 | |
33 | «Слушай и повторяй» | 1 | |
34 | «По дороге к волшебнику-Костюмеру» | 1 | |
НОЯБРЬ | 35 | «Что такое – конфликт?» | 1 |
36 | «Превращение в листопад» | 1 | |
37 | «Шаг за шагом» | 1 | |
38 | «Придумай костюм» | 1 | |
39 | «Костюм- перевоплощение» | 1 | |
40 | «Костюм создает образ и декорации» | 1 | |
41 | «История костюма» (этюд) | 1 | |
42 | «Ассоциация» игра | 1 | |
43 | «Чувствуем друг друга» | 1 | |
44 | «Горячий – холодный шар» | 1 | |
45 | «Мафия» (игра) | 1 | |
46 | «Арлекино- искусство мима» | 1 | |
47 | «Вот и закончилась осень…» | 1 | |
ДЕКАБРЬ | 48 | «Зимний этюд» | 1 |
49 | «Кто стучится в дверь мою?» | 1 | |
50 | «Одну простую сказку хотим мы показать» | 1 | |
52 | Гримируемся в животных | 1 | |
53 | «А у жестов тоже есть язык!» | 1 | |
54 | «А что такое – «репетиция»?» | 1 | |
55 | «Играем руками» | 1 | |
56 | «В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок…» | 1 | |
57 | «Превращаемся в музыкальные инструменты» | 1 | |
58 | «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» | 1 | |
59 | «Пластилиновое тело» | 1 | |
60 | «Ищем новогодний клад» | 1 | |
61 | «Кто сказал «Мяу!»?» | 1 | |
62 | «Зимнее путешествие в Африку» | 1 | |
63 | «Лучшие друзья» | 1 | |
64 | «Искусство быть зрителем» | 1 | |
65 | «Вот как я умею» | 1 | |
ЯНВАРЬ | 66 | «Доверие партнеру» (тренинг) | |
67 | «Препятствие, кино, вещь, полет, мечта» (театральная ассоциация) | ||
68 | «Сложная дорога» (тренинг) | ||
69 | «Внимание и внимательность» (этюд) | 1 | |
70 | «Превращение в зимние пейзажи» | 1 | |
71 | «Веселые превращения» | 1 | |
72 | «Пойми меня» | 1 | |
73 | «А что такое – «капустник»?» | 1 | |
74 | «Зимняя карусель образов» | 1 | |
«Театральный кроссворд» | 1 | ||
76 | «Внимание и внимательность» (этюд) | 1 | |
77 | «Превращение в зимние пейзажи» | 1 | |
ФЕВРАЛЬ | 78 | «Превращение в птиц» | 1 |
79 | «Невоспитанный мышонок» | 1 | |
80 | «Сказка о невоспитанном мышонке» | 1 | |
81 | «От медвежонка до медведя, от зайчонка до зайца… » | 1 | |
82 | «А что такое – «реквизит»?» | 1 | |
83 | «Волшебный мешок сказок» | 1 | |
84 | «Театральный лабиринт» | 1 | |
85 | «Найди персонажа» | 1 | |
86 | «Сумасшедшие чаепитие с Алисой» | 1 | |
87 | «Отправляемся в страну добра» | 1 | |
88 | «Слушаем и слышим» | 1 | |
89 | «Проводы зимушки-зимы» | 1 | |
90 | «Мой любимый герой» | 1 | |
91 | Театральный словарь .Этюд ассоциативный. | 1 | |
92 | Биография героя | 1 | |
93 | Театральный словарь (звук, занавес, кино, концерт). Этюд. | 1 | |
МАРТ | 94 | Этюд «Пробуждение природы» | 1 |
95 | «Золушка» | 1 | |
96 | «Придумщики» | 1 | |
97 | Превращение в цветы | 1 | |
98 | «А что такое – «декорации»?» | 1 | |
99 | Путешествие в подводный мир | 1 | |
100 | «Море волнуется раз (игровые тренинги)» | 1 | |
101 | «Я- художник» | 1 | |
102 | «Высоко сижу, далеко гляжу…» | 1 | |
103 | «Волшебные башмачки» | 1 | |
104 | «Дружба крепкая» | 1 | |
105 | «Маска» | 1 | |
106 | «Контраст атмосфер» (по М. Чехову) | ||
107 | «Маска» (развивающие игры) | ||
108 | «Стул» (театральный тренинг) | ||
АПРЕЛЬ | 109 | «Играем руками | 1 |
110 | Превращение в фрукты | 1 | |
111 | «Масленичные забавы» | 1 | |
112 | «Русские народные сказки» | 1 | |
113 | «А что такое – «роль»?» | 1 | |
114 | «Зеркало» | 1 | |
115 | «Путешествие в горы» | 1 | |
116 | «Идем в гости к дракону» | 1 | |
117 | «Угадай-ка!» | 1 | |
118 | «Весенняя карусель образов» | 1 | |
119 | «Прогулка в зоопарк» | 1 | |
120 | «Театральный кроссворд» | 1 | |
121 | «Комар в поезде» (радиотеатр) | 1 | |
122 | «История одного дня» | 1 | |
123 | «Весенняя карусель образов» | 1 | |
124 | «Профессии» | 1 | |
125 | Атмосферные этюды (по М. Чехову) | 1 | |
МАЙ | 126 | «Повтори за мной» | 1 |
127 | «А вам слабо?» | 1 | |
128 | Путешествие в сказку «Каменный цветок» | 1 | |
129 | Театрализованная игра « Если бы я был актером!» | 1 | |
130 | «А что такое – «пьеса»?» | 1 | |
131 | «Ставим спектакль 1» | 1 | |
132 | «Ставим спектакль 2» | 1 | |
133 | Превращение в предметы | 1 | |
134 | Театрализованная игра « Я режиссер!» | 1 | |
135 | «Вспомним лучшее» | 1 | |
136 | Творческий экзамен | 1 | |
137 | «Мастерская грима» | 1 | |
138 | «Многогранный театральный мир» | 1 | |
139 | «Зачет ритмопластика» | 1 | |
140 | «Отчетный концерт» | 1 | |
Занятия включают в себя технику речи (10 мин), актерское мастерство (20мин), ритмопластику (10 мин). |
Список использованной литературы
- Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. - М., 1999.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М., 1987.
- Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям - С.-П., 2005.
- Сидорина И.К., Ганцевич С.М. От упражнения к спектаклю- М., 2006.
- Немеровский А. Пластическая выразительность актёра - М., 1982.
- Козлянинов Г.И. Упражнения по дикции. - М., 2004.
- Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. - Кр., 1997.
- Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу - М., 2006.
- Итина О.М. Искусство звучащего слова. вып. 21 - М., 2002.
- Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Искусство экспромта - М., 1990.
- Голубовский В. Актёр – самостоятельный художник – М, 2000.
Сведения об авторе
- Акимова Елена Вадимовна
- воспитатель ГПД № 16
- г. Нижний Тагил, ул. Садовая 14 -41
- т. 8 912 689 75 48
Аннотация
Программа творческой мастерской «Я все могу!» разработана воспитателем ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат № 2»Акимовой Еленой Вадимовной, ориентирована на обучение детей 9 – 16 лет без специальной подготовки в 2020-2021 учебном году.