Статья «Формирование интереса к народным традициям, классической литературе и истории театра с помощью проектной технологии»

Тимошенко Юлия Владимировна

В детской театральной студии введение проектной технологии значительно расширяет возможности актуализации интереса детей к культурному наследию. Педагог лишь помогает определить тему предстоящего проекта, а дети самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, пишут сценарий театрализованной постановки, которая всегда основывается на лучших образцах классической литературы или обращается к важным традициям народа. В данной статье подробно рассматриваются сложности и процесс создания  творческих проектов театральной студии, перспективы и значение проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_interesa.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование интереса к народным традициям,

классической литературе и истории театра с помощью проектной технологии»

Одним из главных вызовов XXI века, адресованных современному мировому пространству является проблема глобализации. В связи с развитием интернета, появлением социальных сетей, свойственная даже недавнему прошлому изолированность обществ, культур и людей уступила свои позиции постоянному и практически неизбежному их контакту. Сейчас стала очевидна  тенденция формирования “единого социального пространства”.

Неотъемлемой частью современного мира является культурное наследие. Оно несет в себе определенную, накопленную предыдущими поколениями информацию. Можно сказать, что в нем заложена “память” культуры и благодаря этому обеспечивается воспроизводство, накопление и передача информации.

Поскольку культурное наследие является важной составляющей культуры, то не менее значительна его роль и в процессах глобализации. Одна из групп исследователей акцентирует внимание на формировании из  множества локальных и самобытных культур некоего нового однородного социокультурного пространства, состав которого входят обломки прежних локальных культур. В этом процессе культурной унификации таится большая угроза для культурного наследия, проявляющаяся в уничтожении различных его форм.

Одной из самых уязвимых групп населения в данном случае выступают дети и подростки в силу психологических особенностей их возраста. Подрастающее поколение привлекает всё новое и завернутое в красивый современный «фантик». Получение знаний и информации в целом происходит на 80% через электронные информационные источники, вследствие чего информационный поток становится не систематизированным и не структурированным.

В основе производства, передачи, усвоения и потребления знаний и ценностей современного человека находятся образование и культура. Функционирование данного культурно-образовательного пространства призваны поддерживать специальные социокультурные институты такие, как музеи, библиотеки, архивы и образовательные организации любого уровня: от дошкольного до дополнительного. Следует отметить, что дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности в данном случае служат своеобразным мостиком между современным информационным пространством и культурным наследием, позволяющим, вовлекая детей в образовательный процесс, формировать не только уважение, но и интерес к культуре своего народа. Одним из ведущих средств выступает проектная технология или использование её отдельных компонентов в качестве проектного метода построения образовательного процесса.

Решение большой проблемы всегда начинается с маленьких шагов. Общечеловеческую проблему глобализации и унификации культур каждый педагог дополнительного образования уже решает, так как не только сохраняет культурное наследие, но и стремится приобщить к этому подрастающее поколение.

В детской театральной студии введение проектной технологии значительно расширяет возможности актуализации интереса детей к культурному наследию. Педагог лишь помогает определить тему предстоящего проекта, а дети самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, пишут сценарий театрализованной постановки, которая всегда основывается на лучших образцах классической литературы или обращается к важным традициям народа. Расскажу подробнее о некоторых успешно реализованных творческих проектах театральной студии, руководителем которой я являюсь.

Работа над проектом всегда состоит из трех частей:

  1. Культурологическое исследование эпохи (бытовые, языковые особенности, политический строй и др.)
  2. Написание либретто будущей постановки на основе литературного материала.
  3. Постановочно-репетиционная работа.

Первым успешно реализованным проектом со средней возрастной группой был проект «Народная мудрость в современной аранжировке».

Цель проекта: Популяризация сказочных сюжетов в школьной среде, через постановку театрализованной миниатюры с использованием современных особенностей жанра.

Практическая значимость проекта: Работая над проектом, ребята пришли к выводу, что сказка - это красивая история из старинных времён, с принцами в камзолах и принцессами в кринолинах (либо в кафтанах и сарафанах — зависит от родины сказки). Но если принц вдруг оседлает не коня, а верный «байк», а Золушка зашнурует кроссовки, это нас уже тоже не смущает и не удивляет. Разве что заставляет задаться вопросом: зачем переодевать сказку из кринолина в джинсы? Осовременивание и вольная интерпретация старых сказок — популярная игра, в правилах которой им захотелось разобраться подробнее.

Культурологическое исследование побудило ребят самостоятельно изучать сказки разных народов и их современные интерпретации. В следствие чего информационный поток, с которым работают обучающиеся можно структурировать и направлять. Это позволяет научить школьников отделять полезную и вредную информацию.

Очень красивым в постановочном варианте стал проект по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», целью которого была

Постановка имела широкое практическое применение: помимо самостоятельного выступления и защиты творческого проекта в рамках молодежной научно-практической конференции, постановка «Первый бал Наташи Ростовой» стал частью городских культурных мероприятий «Библионочь» и «Ночь в музее». Несколько выступлений дети организовали в рамках классных часов для учащихся старших классов.

Самым трудным, но одновременно интересным, стал проект по славянской мифологии «Наследие дохристианской культуры», целью которого было возрождение знаний об исконной русской культуре, славянских традициях и обычаях через театрализацию славянских дохристианских мифов.

Одной из причин была сложность в нахождении необходимой информации по проекту. Близость сюжетов славянских мифов со знакомыми с детских лет сказками, но незнакомый внешний облик героев вызвали противоречивое и сложное отношение к любимым народным сказкам. У детей возник вопрос: славянские мифы и поздние русские сказки имеют одно происхождение? И если так, то почему они так изменились? В ходе своего культурологического исследования им удалось выяснить, что именно мифы и легенды раньше составляли основу культуры наших предков. Множество столетий, если не тысячелетий назад, и не только на русской земле, люди складывали былины и легенды, рассказывали своим детям, пронося через года всю мудрость своего народа. Но, безусловно, с ходом времени сказки «обрастали» различными домыслами, присказками, изменялись, и в итоге дошли до современного поколения школьников в совершенно неузнаваемом виде.

Для постановки ребята выбрали довольно спорный и сложный материал. Они объединили несколько славянских мифов о Велесе. В ходе своей постановки дети раскрыли секрет трансформации образа бога Велеса в страшного трехголового змея – змея Горыныча.

Поиск информации в рамках работы над любым творческим проектом обычно сводится к работе с электронными источниками, что делает процесс исследования более привлекательным для подростков. Ведь они используют свои любимые новомодные гаджеты, но с исключительно полезными образовательными целями. Это помогает вовлекать в проектную деятельность большое количество обучающихся, ведь не каждый сейчас готов сидеть в библиотеке с книжкой.

Исходя из вышесказанного, считаю возможным сделать вывод, что внедрение проектной технологии приводит детей к пониманию, сколь глубоко прорастают корни нашей культуры и как далеко может распространять она свои ветви. Именно поэтому учащиеся старших групп, уже знакомые с проектной технологией, часто ставят целью своего творческого проекта именно популяризацию тех или иных традиционных сюжетов, всё чаще обращаясь к классической литературе и народным традициям.

Это лишь некоторые примеры творческих проектов обучающихся театральной студии, но именно этими средствами я стремлюсь в своей работе решать задачу формирования интереса к народным традициям,  классической литературе и истории театра с помощью проектной технологии.