ГОЛОСОВАЯ РАЗМИНКА
ГОЛОСОВАЯ РАЗМИНКА
на занятиях по сценической речи в редакции 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razminka_po_stsenicheskoy_rechi_vikto_smirnov.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом детского творчества Петроградского района
Эстрадная студия «Фантазматика»
Методическая разработка
ГОЛОСОВАЯ РАЗМИНКА
на занятиях по сценической речи
Автор - составитель - руководитель Эстрадной студии
«Фантазматика» Дворца детского творчества Петроградского района
Виктор Аркадьевич Смирнов
Санкт-Петербург
Декабрь 2021
1. Организация занятий
Просторное, чистое, хорошо проветриваемое помещение. Снабженное зеркалами. Желательна установка ионизатора, очистителя воздуха. Коврики или маты, для комфортного расположения лёжа.
2. Цели и задачи.
На первом этапе необходимо приучить детей к необходимости речевой разминки и дать почувствовать им разницу в звучании до и после.
Постоянно уделяя внимание таковым упражнениям, учащиеся вырабатывают привычку верного дыхания, речевого посыла, резонаторного звучания. Развивается речевой и дыхательный аппарат. Одна из важных задач — преподавание неотрывно от актерского мастерства, что дает еще больший стимул к работе и лучшее понимание результатов.
Поскольку порядок упражнений во многих случаях принципиально важен, учащиеся должны помнить последовательность для применения разминки самостоятельно, например, готовясь перед спектаклем.
3. Построение занятия.
Разминке предшествует разминка «эмоциональная», призванная заставить учащихся работать активно, затрачиваясь эмоционально и физически. Это могут быть ритмические упражнения, или быстрый танец. Важно, чтобы физически активная часть общего урока предшествовала более спокойным упражнениям. Перемежая активные и спокойные части занятия добиваемся повышения восприятия и меньшей усталости учеников.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
- Приводя в себя «в равновесие» после активной части, учащиеся встают перед зеркалом и выполняют гимнастику языка и губ.
Губы - «пятачок»-«трубочка», сброс напряжения - «тпрррру», поднимаем верхнюю губу «шторки», «пятачок» по кругу, вправо-влево, нарисовать квадрат, круг, восьмерку. «Поцелуйчики», «взрывчики».
Гимнастика для языка. Язык «шило», «чашечка», «трубочка», «катушечка» (как медленно скатывающийся - раскатывающийся коврик)
Дыхание.
Педагогу необходимо найти образное решение для объяснения правильных ощущений, глубины. Что индивидуально для каждого из учащихся. Например, можно представить, что дышим на замерзшее стекло, или, что маленький драконник разогревает угли на дне живота, чтобы выдохнуть пламя.
Использовать наклоны вперед, лечь на пол.
Говорить об ощущениях далекого посыла дыхания и далее - звука.
вначале беззвучное дыхание. Найти, что звук начинает свой путь с низа живота.
«У-у-ф-ф!» сопровождая посылом руками в разные стороны.
звук «Ха-ааа!» ,усиливая постепенно, при изучении обращать внимание на верность взятия дыхания, помогать звуку наклоном вперед. Искать образы в ощущениях, откуда идет дыхание, можно, утрируя, сказать - «от пяток».
- звук «А-а-а-а» от неслышного постепенно к сильному. Обращать внимание, что звук усиливается от силы дыхания. Не кричать! Придумать возможные оправдания действием - например, призрак, пугающий из глубины колодца.
«Скрип» горлом с расслабленными связками и покачиваясь расслабленным телом пытаясь снять все возможные «зажимы» и как можно более расслабиться. Возможное оправдание действием - стоят деревья и скрипят.
- «Паровоз», стоящий под парами резко выпускает пар - звук редко и сильно «Пых!», затем начинает движение до умеренно быстрого «Пых-пых-пых-пых-пых-пых!»
- Упражнение «Насос» - Надуваем «Ш» сдуваемся «С»
надувая, приседаем с ровной спиной до конца, вставая, вдыхаем через нос, поднимая локти слегка
наверх, ощущая как раздвигаются нижние ребра.
«Сдуваемся» за один длинный выдох «С» рассчитывая, чтобы хватило воздуха до конца.
- Бросаем снежки или мячики, подчеркивая броском произнесение звуков, как-то:
у о а э и ы; ума, омо, ама, эмэ, ими, ымы; УВУ, ОБО, АВА, ЭВЕ, ИВИ, ЫВЫ;
в схему «У_У, О_О, А_А, Э_Э, И_И, Ы_Ы» - вставлять различные согласные (Д, Р, С, Н ...) для младшей группы имеет смысл нарисовать «мишени» с написанными на них буквами. Последовательность гласных принципиальна, так как отражает постепенное изменение открытия губ на гласных.
- Заводим мотоцикл: «Трах-тах-тах...», «Дрьш-дрын-дрын...»ит.п.
И поехали «Р-р-р-р-р-р-р-р-р» - едем но извилистой дороге, меняя высоту звука.
- «От топота копыт пыль по полю летит» - постепенно приближаясь и удаляясь
(Педагог дирижирует рукой общий темп, затем без подсказки) - Меняя высоту звука с движением.
«Крашу, крашу я карниз - вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз» подчеркивая отстающим движением кистей рук, вначале в стороны, затем вверх-вниз.
- «Лестница»
Идем по лестнице, подчеркивая высотой голоса этажи от первого до 7го и вниз к «подвалу».
- Подчеркиваем интонацией, в соединении с движением, следующие слова:
Разбег,
Прыжок,
И вот лечу!
Голосовой загиб кручу Теперь мне надо опуститься, Чтоб ставить точку научиться.
Рыцарский шлем - поднимаем забрало, держа перед ртом сомкнутые кисти рук, и пытаясь почувствовать вибрацию, проводим вверх и назад до затылка, обращая внимание на распространение вибрации. На один вдох туда, на другой обратно.
звук «М-м-м-м», «Н-н-н-н»
Ловим комара, следя взглядом, пока не кончится воздух, только потом прихлопываем, зафиксировав на нем взгляд.
- звуки «3», «И»
- педагог пытается взять яблоко а его все более энергично одергивают:
Яблоко Алле!
Яблоко Алле!!
Яблоко Алле!!!
Яблоко Алле!!!!! Алле Яблоко!!!!!!!!!!!!!!!
- Лаем как собачки а затем подзываем собачек:
«Уля! Оля! Аля! Эля! Ко мне! Эля! Аля! Оля! Уля! Ко мне!»
- С угрозой сопернику подходим к игровому столу и «взрываемся» на конце фразы: «Я иду играть в пинг-понг!», посылая с силой воображаемый мяч еще вариант:
«Мы идем играть в футбол. Бей! Гол!» Медленно, напряженно, угрожающе, перед взрывом на конце.
«Поезд мчится скрежеща Же-Че-Ша-Ща, Же-Че-Ша-Ща» «И покатились колеса как мячики так-чики-так-чики, так-чики-так-чики» (повторяя звуки неограниченно, добирая дыхание незаметно)
- Прыгаем, и на движение вниз ритмично и громко, по возможности до конца, произносим:
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал
Ты скакал и громко топал
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад
А потом ты покатился
И назад не воротился
Подкатился под ворота
Добежал до поворота
Там попал под колесо
Лопнул, Хлопнул - вот и все!
Обращать внимание на сохранение опоры дыхания, подчеркнуто широко работает нижняя челюсть, звук посылать далеко вперед.
Подчеркиваю, что это не все упражнения, необходимые для урока сценической речи, но эта разминка, изученная вначале и вошедшая в привычку, может стать хорошим базовым тренингом.
Время, занимаемое ею после подробного изучения, незначительно и можно, без особенного ущерба для других занятий, отводить ей время всегда.
Конечно, со временем она трансформируется и, по мере изучения других предметов и упражнений, видоизменяется.
Так, например, по ходу изучения упражнений пантомимы, мы начинаем совмещать эти два вида тренинга. Это экономит время, координирует, и не дает учащимся расслабляться. Некоторые примеры подобного совмещения :
ДРУГИЕ УПРАЖНЕНИЯ | РЕЧЬ |
упражнения на ощущение партнера (передача движения через руку, глаза) пантомимические шаги : Пьеро - болотный плавное поступательное движение, Стенка, принцип сопротивления | резонаторное звучание, звуки М, Н... |
Тройной поклон (у-ха! Арлекин, Ал!) виды поклонов | требования о посыле звука |
пантомимическое упражнение «Колокол» пантомимическое упражнение «Канат» | соединяем с ритмически подходящими скороговорками «Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа» «Мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила Уронила Мила мыло, в мыльной пене утопила» |
пантомимическое упражнение «Лестница» | 1-й этаж , 2-й этаж... до 7 и вниз повышая и понижая голос |
пантомимический шаг «Против ветра» | 33 корабля лавировали - лавировали. ... да не вылавировали |
пантомимический шаг «Основной» («Короткая ступня») | короткие и резкие сочетания звуков бу, бо ба бе би бы "УОАЭИ Ы" |
Так как каждый ученик весьма индивидуален, к методике необходимо подходить очень творчески, применительно к конкретным условиям, людям и задачам.
В составлении методики использованы упражнения, показанные педагогами:
М.В. Смирновой (С-Пб Театральная Академия), Т.Е. Лесиной (ГДТЮ) и других.