Технологическая карта занятия по учебному разделу «Театральная игра» в группе 4 года обучения на тему «Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»

Самотаенкова Ирина Петровна

Тенологическая карта занятия по теме: "Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров в технологии "Развивающие театральные игры" З.Я. Корогодского, опуликованной в репертуарно-методической библиотечке "Я вхожу в мир искусств" 1 (125), 2008г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самотаенкова И.П., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом Детского Творчества, г. Вихоревка

Технологическая карта занятия по учебному разделу «Театральная игра» в группе 4 года обучения на тему

«Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»

Тип занятия:

Занятие отработки умений и рефлексии.

Авторы УМК:

 Самотаенкова Ирина Петровна

Цель занятия:

 Создать условия для формирования личности, способной к сознательному, систематическому, творческому труду.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

Повторят и станут применять на практике понятия: мизансцена, предлагаемые обстоятельства, сценический план, ракурс.

Создадут сюжеты этюдов на тему «Планеты Солнечной Системы»;

 Проявят готовность действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Метапредметные:

 Самостоятельно определят цели своей деятельности;

Продемонстрируют умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, станут осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Отработают умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Оборудование:

 Игротека: мячи, лоскуты ткани, набор кубиков, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин, наборы репродукций и фотографий и другое, что может понадобиться как вспомогательный материал для проведения упражнений тренинга.

Творческая документация, план занятия.

Образовательные ресурсы:

 Литература:

1.Никитина А.Б. «Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов», М., ВЛАДОСС, 2001г.

2.Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», 1 (125), М., 2008г.

3.Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство», М., Просвещение, 1995г.

4.Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», 6(46), М., 2001г.

Технологическая карта занятия по теме: «Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических миров»

в технологии «Развивающие театральные игры» З. Я. Корогодского, опубликованной в репертуарно-методической библиотечке «Я вхожу в мир искусств» 1(125), 2008.

Этап

Продолжительность этапа

Цель

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Инструментарий, оборудование

Результат

Зачин

5 минут

Творческое начало занятия «Театральное здравствуйте» от обучающихся педагогу, которое должно быть построено по законам драматического этюда.

Коллективное упражнение «Парада планет», где каждый из обучающихся представляет свою планету. Они приветствуют друг друга и педагога.

Педагог: Я – Солнце! Я источник энергии ваших планет, я гравитационное поле, от меня зависят ваши погодные условия и климат. Я рада видеть вас на параде Планет и шлю вам свой солнечный привет!

Творческое отражение предыдущего занятия. 

Все «планеты» - ребята, здороваются с педагогом так, как они это придумали в результате подготовки (по рекомендации педагога) группового домашнего задания: «Планеты солнечной системы». Побывав в предлагаемых обстоятельствах, все возвращаются на рабочие места – в полукруг.

Театральный этюд.

Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины.

Самостоятельный блок упражнений.

10 минут

Мобилизация волевых качеств, тренировка памяти, переключение внимания.

Летопись – это дневник группы: Обучающиеся рассказывают, как они готовились к занятию, с какими проблемами столкнулись, какие новые знания получили, что почувствовали, какие были открытия. Рассказывают о предварительной работе. Создают сценарий коллективно-творческой деятельности. Составляют лист дневника объединения.

Игротека – игровые средства, которые собираются и композиционно организуются на столе педагога.

Стихи в подарок - читаются на каждом занятии о важном и интересном.

Педагог не ведет, но обсуждает, комментирует деятельность обучающихся.

Педагог.

Сегодня мы будем развивать наше воображение и фантазию на основе фантастических миров. Что нам поможет лучше представить фантастический мир?

Сформируйте и композиционно организуйте игровые средства на столе игротеки, которые помогут вам в освоении темы занятия.

Готовят и представляют два творческих отчета: письменный и сценический, т. е. творчески (театрально) озвученный.

Готовят игровые средства на основе, которых и с помощью которых строятся упражнения туалета и тренинга.

Готовят и читают стихи о космосе, научных открытиях, неизведанных мирах.

Игротека: мячи, лоскуты ткани, набор кубиков, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин, наборы репродукций и фотографий и другое, что может понадобиться как вспомогательный материал для проведения упражнений тренинга.

Творческое осмысление, оценка изученного материала прошлого занятия.

Презентация творческих отчетов.

Упражнение «Стихи по кругу».

Творческий туалет и тренинг

20 минут

Мобилизовать, настроить органы чувств, подготовить себя и других к способности погрузиться, поверить в мир вымысла.

Развивать и совершенствовать элементы психотехники актера.

Вся группа находится на Луне. Мы только что приземлились и нас охватывает страшная «трясучка».

Упражнения:

 «Трясучка».  

«Воображаемое путешествие». Мы находимся с вами на Луне. Увидьте ее мысленно и делайте то, что вам подскажет ваше воображение и фантазия. Вы гуляете по планете – вдруг подозрительный шорох; вы входите в незнакомый лабиринт; проваливаетесь в космическую яму и т. д. Представьте себе: темно, вдруг ты остался один, вдруг услышал шорох и приглушенный разговор и т. д.

Упражнение «На планете»: заблудился на планете, хочу выбраться; попал на незнакомый остров, хочу понять, кто здесь живет и т.д.

Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств: жарко, вдруг налетел ураган, подул ветер, стало холодно, пошел снег и т.д. 

Вдруг я попал в «хищный цветок».

Магическое «Если бы»: я отбиваюсь, а если бы я сам стал хищным цветком? Мои действия: я дышу как цветок, я чувствую и живу как цветок и т. д. с выполнением основной линии действия.

Переход с одной планеты на другую: пройти по магме, босиком по горячим камням, по колено в воде и т.д. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода.

Творческие показы.

Упражнение «Взрыв». Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая клеточка, каждый участок тела излучал в момент взрыва энергию. То есть в момент броска, «взрыва» нужно быть максимально активным.

Творческий сюрприз.

Педагог ведет обучающихся: задает темп и ритм выполнения тренинга, ставит перед группой актерские задачи, меняет условия существования в зависимости от обстоятельств.  

Перебрасывает «мостик» с тренировочного блока на блок творческих показов. Вводит элемент импровизации.

Группа стоит на сцене. Руки опущены. В пальцах рук начинаются вибрации. Вибрации распространяются на всю кисть. Затем они захватят руку до локтя. Далее плечи, верхнюю половину тела, наконец – все тело.

Упражнения на сопротивление воображаемой среде (воздух, вода, сыпучий песок, космический вакуум), например, первооткрыватели планеты, где притяжение много меньше или больше земного и т. д.

Выполняют упражнения на развитие психотехники и действия в предлагаемых обстоятельствах.

Выполняют актерскую задачу   – поверить и подлинно действовать в вымысле.

Выполняют упражнение «переход», меняя позицию рабочего полукруга на полукруг «просмотровый» 

Импровизация по билетам: «Как бы я действовал, я импровизирую» - произошел взрыв, и мы сейчас исчезнем. Моя реакция на то, что… Можно использовать шумовые и световые

Тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.

Меняя предлагаемые обстоятельства, обучающиеся меняют свою логику поведения.

Этюд-импровизация, история, событие.

Упражнение «взрыв»

Мышечная свобода, готовность действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Развитие фантазии, сиюминутность реакции, готовность к действию в любой момент.

Формирование понимания символичности в искусстве театра и мастерства сценического воплощения иносказательного образа события.

Формирование навыка сочинительства, свободного фантазирования и творческого соревнования.

Обсуждение занятия

5 минут

Творческий рейтинг – оценка обучающимися своей деятельности на занятии.

Вопросно-диалоговое общение, анализ встречи, творческий рейтинг.

Ребята, давайте проанализируем наше занятие и решим, чья же планета была лучшей. Представьте себе, что я – неизвестная вам планета, вокруг меня вращаетесь все вы. Решите сейчас, какая же планета вращается ближе ко мне, какая чуть подальше. И расположитесь на сцене, вокруг меня так, как вы решите сами.

Организует анализ деятельности обучающихся.

Анализируют свою деятельность.

Учет, оценка, контроль.

Формируются умения: оценивать свою работу и работу товарищей; разрабатывать общие критерии; отстаивать точку зрения.

Финал занятия

5 минут

Соблюдать и обогащать традиции коллектива.

Творческое завершение занятия.

Педагог. Я неизвестная планета, такой планеты нет нигде, если бы вы создавали эту планету, какой бы она была? Неземной мир, фантастический мир, он ещё не существует – мы с вами создадим его, назовем, придумаем, разыграем.

Творческое задание для зачина следующего занятия:

Что нам нужно знать, чтобы создать эту планету? Это может быть – Планета Радости, кто населяет, как говорят? т.д.

Мотивирует на выполнение творческого задания к следующему занятию.

Обсуждают выполнение домашнего задания, образуют творческие

минигруппы, распределяют поручения.

Рефлексия.

Формируется навык творческого завершения каждого дела.