Методическая разработка «Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству»

Осипова Наталья Андреевна

Главное, чтобы ребёнок  выполнял их не ради того, чтобы угодить педагогу или показать себя лучшим – это связывает свободу ребёнка, а постараться вдуматься, для начала мысленно проиграть. Необходимо делать действия не ради действия, а ради определённой цели. Здесь помогают «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_osipova.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству»

педагог дополнительного образования

Осипова Наталья Андреевна

2022 год

Введение.

Дети, придя в театральное объединение, горят желанием выступать, быстрее получить роль и воплотить её, но делая первые творческие шаги на сцене, появляется робость, неуверенность, неумение взаимодействовать на сцене, куда-то исчезает та эмоциональность, которая была несколько  минут назад в общении со сверстниками. Перед педагогом стоит задача подготовить ребёнка психологически и физически к работе на сцене и выступлению. В этом процессе большую помощь педагогу  оказывают этюды и упражнения. Напрасно некоторые педагоги избегают их, приступая сразу к постановкам. Ребята с интересом выполняют этюды и упражнения, которые способствуют развитию актёрских способностей, учат импровизировать, воспитывают фантазию, внимание, наблюдательность, творческое мышление, эмоционально-пластическую выразительность и становятся более увереннее в своих силах. Это одна из ступенек подготовки детей в объединении к изучению роли и перевоплощению. Существует огромное количество этюдов, упражнений, тренингов. В этой разработке предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения  на память физических действий, на внимание,фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение, музыкальные этюды,  действия ради чего-нибудь.

Главное, чтобы ребёнок  выполнял их не ради того, чтобы угодить педагогу или показать себя лучшим – это связывает свободу ребёнка, а постараться вдуматься, для начала мысленно проиграть. Необходимо делать действия не ради действия, а ради определённой цели. Здесь помогают «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.

Этюды на память физических действий и действий в различных обстоятельствах.Предложите ребятам пофантазировать и выполнить  действия на заданную тему. Но попросите, чтобы эти действия были расширенными. Например, этюд «Мою пол». Пусть ребёнок не просто представит, что у него в руках швабра и тряпка, и он моет, а несёт ведро, берёт швабру и тряпку, полощет тряпку в ведре, выкручивает, навешивает на швабру и моет. Затем опять выполаскивает тряпку, выкручивает, выливает воду из ведра, разворачивает тряпку и вешает сушить. Этюд на память физических действий заключается в том, что у ребёнка нет в руках настоящей тряпки, швабры, ведра – это всё воображаемые предметы, которые необходимо представить. Если  ребёнку будет сложно выполнять действия, позвольте ему в руки взять настоящую швабру, ведро, тряпку. Пусть проведёт с ними действия, а затем без них. Точно так же - «Подметаю пол».

Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).

Собираю чемодан.  Достать чемодан, если он долго стоял, то наверняка на нём будет пыль, стереть пыль, а дальше определите в каком темпе укладываются вещи в него: человек спешит, боится опоздать или от кого хочет сбежать, или собирается в приятное путешествие и для сборов есть много времени. В данной ситуации позвольте ребёнку пофантазировать. Это действия при различных обстоятельствах.

Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.

Ловлю рыбу. Ловить рыбу – это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.

Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь  или жарко, постоянно кусают комары.

Примерные темы этюдов.

Обедаю в кафе. Занимаюсь рисованием и меняю перегоревшую лампочку. Поливаю и пересаживаю цветы.  В лесу летом. Принимаю лекарство от боли в животе. Головная боль и приём лекарства. Стираю. Перелезаю через забор, трясу яблоки и ворую их. Играю на скрипке, виолончели, пианино, гитаре, ударных инструментах. Ловлю бабочек.  Глажу.Пишу письмо. Мою окно. Колю дрова. Летом читаю книгу, жарко, мешает пчела. Кормлю птиц. Чищу зубы, умываюсь, вытираю лицо и руки полотенцем. Играю с кошкой. Просыпаюсь. Читаю книгу, засыпаю. Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Хожу босиком по стёклам. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.

После нескольких занятий и выполнения этюдов на заданную тему, предложите ребятам попробовать придумать новые этюды на любую тему. Пусть фантазируют. Но не забывайте контролировать и ненавязчиво корректировать точность передаваемых действий.

Этюды на внимание.Внимание важно не только актёрам, а всем людям, как  взрослым, так и  детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на вооружение все. Но всё будет завесить от возрастных особенностей детей. Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате, что порой бывает не под силу и подросткам. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.

Зрение.

Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.

        Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить,  кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.

Рассматриваю предмет и рассказываю о нём, Показываем группу предметов ученикам, закрываем их, просим рассказать порядок. Рассматриваем двух человек, находим сходство и различия.

Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.

Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очередность написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят, отложить плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано и последовательность.

Вкус.

Пью горячий чай, пью кислый напиток,ем  невкусную кашу, выпиваю напиток с ядом, определить вкус во рту.

Слух.

Слушаю только то, что в данной комнате. Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, другая – другого. Слушаю, что за дверью. Определить звук на слух. Определить по голосу участника.

Осязание.

Определить на ощупь предметы, вещи. Углубиться в осязание одного предмета.

Обоняние.

Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах, ароматный запах. Нюхаем лук.

Этюды на фантазию.

Я неодушевлённый предмет, вещь, мебель: история жизни предмета, вещи, мебели. Например, башмаки, сапоги: два участника, один из них играет роль старого башмака, другой-только что купленная пара обуви. Между ними происходит диалог, как живётся старому предмету, какое у него настроение, что с ним происходит, что с ним может в дальнейшем произойти, какая участь его ожидает.  Вот новый башмак, какой он по своему «характеру».  Заносчивый, ни во что не ставит  старый башмак, не обращает на него ни какого внимания, брезгливо посматривает на него и сторонится, отворачивается. А может быть  издевается над ним, и говорит, что он ни кому уже  ненужный башмак, с оторванный подошвой, посмеивается над ним.Но может быть и другой вариант, новый башмак  с сожалением разговаривает со старым башмаком, сочувствует ему и думает о том, что рано или поздно и его такая же участь ждёт, поддерживает его, как может. Какова реакция старого башмака будет. Пусть дети придумают истории жизни старого башмака: как ему жилось, заботливый ли был у него хозяин, чистил ли он обувь, ухаживал ли ней, или наоборот.

Старый и новый карандаши, старое и новое кресло, телефоны, планшеты.

Несколько предметов: фантазировать картину и события по поводу их. Фантазировать в заранее данных условиях: обусловливается время, место и количество действующих лиц.

Упражнения  на освобождение мышц.Дети на занятиях зажаты не только психологически, но и физически, или наоборот очень «раскрепощены», что порой не могут себя остановить и сконцентрироваться.

Постепенно напрягать тело, например, от ступней до колен, потом освобождать. Напряжение и освобождение рук. Менять расположение тела по сигналу. Кулак-сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить. Злость: напряжение и освобождение мышц тела. «Красим забор». «Достаём предмет с высоко расположенной полки», «Марионетки».

Этюды и упражнения на движение.

«Походка на пружинных ногах». «Хромота».  «Не разбудить» (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты). «Вор» (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).

«Движение» обучающихся по комнате, стараясь не задеть друг друга. «Перемещение» с предметами в руках (со стульями, не задевая друг друга). Можно попросить выстроиться в определённой последовательности.  Наметить ряд движений  и добиться лёгкости и чистоты перехода.

Этюды на органическое молчание для двоих.

1) Девочка  хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.

2) На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.

3) Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.

Этюды на органическое молчание для нескольких человек.

1) В коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь.

2) Каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он.

3) ЕГЭ.  Все сдали экзамен, ждут результатов.

4) Большая очередь в магазине, касса сломалась.

Этюды на общение.

1) В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.

2) В автобусе. Кондуктор и пассажир.

3) Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.

4) Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.

5)  Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.

6) Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.

7) В магазине. Продавец покупателю  продал испорченный продукт.

Музыкальные этюды.Музыка помогает фантазировать, думать, размышлять. Включайте разнообразную музыку, пусть закроют глаза и попытаются что-то представить. Задаём вопросы -  Кто? Когда? Где? Для чего? Почему? Что делает? Предложите ребятам побыть в качестве сценаристов, придумать маленький сюжет на заданную музыку и воплотить его на сцене.

Упражнения «действие ради чего-нибудь».

Сидеть:

- чтобы отдохнуть,

- чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,

- чтобы слушать, что делается в соседней комнате,

- чтобы смотреть, что делается на улице,

- ожидать своей очереди к доктору,

- читать газету,

- чтобы умножить 268 на 47,

- что-то вспоминать.

Войти в дверь:

- встретиться с близкими,

- чтобы испугать,

- подсмотреть.

Ходить:

- обдумывать или вспоминать что-нибудь,

- считать шаги, измеряя помещение,

- ожидая кого-то,

- караулить,

- умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,

- чтобы согреться,

- взбодриться и не заснуть.

Стоять:

- чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,

- ожидать очереди,

- никого не пропускать,

- чтобы лучше видеть.

Что касается одиночного тренинга, то начинать нужно с этюдов без слов. И. Малочевская предлагает для таких этюдов следующие темы:

• Первый раз в жизни.

• Находка.

• Музыкальный момент.

• Пропажа.

• Совершенно невероятное событие.

• Ожидание.

• На чердаке.

• На крыше дома.

• Этюды «на оправдание» (вещи, нескольких слов, звука, планировки, «чуда»).

• Этюды на смену темпоритма.

• Этюды на свободную тему.

Темы парных этюдов на взаимодействие «Молча вдвоем»:

• Знакомство.

• Прощание.

• Подарок.

• Предательство.

• На охоте.

• Примирение.

• Обман.

• На рыбалке.

• Реванш.

• Встреча.

• Наказание.

• Свидание.

• Розыгрыш.

• Расплата.

• Открытие.

• Искуситель.

Коллективные этюды-импровизации:

• Ремонт.

• Подготовка к празднику.

• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

• Этюды на смену обстоятельств, определяющих физиче ское самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).

ЭТЮДЫ

Этюд "Чудо-баланс"

Выходит клоун. В его руках две булавы. Он ставит одну из них на конец другой и демонстрирует "чудеса" баланса. На финал... клоун кладет булаву себе на плечо и, стоящая в балансе булава, повисает на конце.

Этюд "Силач"

В глубине сцены ассистенты устанавливают два стула. Звучит спортивный марш. Появляется клоун-силач в полосатом тренировочном костюме. Клоун приветствует публику. Он пристально смотрит на стул и дует на него - стул разваливается на части. Силач переводит взгляд на другой стул, дует на него, но тот стоит и ничего с ним не происходит. В это время в зрительном зале раздается смех одного из зрителей /подсадка/. Клоун с негодованием смотрит на смеющегося человека и снова дует на стул. Но тот продолжает стоять на месте. Смех зрителя усиливается. Тогда силач, пробежав по сцене и набрав, таким образом, побольше воздуха, дует на строптивый стул, но он не разваливается. В чем же дело? - недоумевает клоун, подходит к стулу и смотрит на его спинку и понимает, что... Подойдя к краю сцены, клоун спрашивает у зрителей:

- Господа, у кого из вас 5 ряд 1-е место?

- У меня, - отвечает смеявшийся зритель.

Клоун поворачивает стул спинкой к зрителям и все видят на ней надпись "5 ряд 1 место".

- Это не ваш стул, а мой у вас, - говорит клоун и дует в сторону насмешника, который тут же падает на развалившемся стуле.

Мини-этюды, в которых учащиеся демонстрируют обратный ход: неумение-умение, слабость - сила.

Примеры:

Этюд "Бабочки"

Выходит клоун с шариками в руках. Он демонстрирует полное неумение жонглировать ими. Но вот... прилетает бабочка /папиросная бумага на струне/, которая садится на руку клоуна. Бабочка перелетает с руки на руку, с ноги на плечо. Тогда клоун приходит к мысли... Он ловит шляпой сразу три бабочки, сажает их на шарики /крепление осуществляется с помощью кнопок или липучки/ и начинает с их "помощью" жонглировать.

Этюд "Олимпийские штаны"

Выходит клоун. Он выносит мат и собирается совершить акробатический прыжок. Но все его попытки заканчиваются неудачей. Выходит инспектор манежа. Он предлагает клоуну подарок - олимпийские штаны. Клоун одевает их и, о чудо, он становится первоклассным акробатом. Его прыжкам можно только позавидовать. Клоун с важным видом готовится к рекордному прыжку, разбегается и прыгает. Но что это... штаны в воздухе соскакивают с клоуна и улетают в зрительный зал. Клоун же нелепо падает на мат. Когда он пытается еще раз прыгнуть, у него опять ничего не получается.

2. Усложнение простой задачи /или наоборот/.

Примеры этюдов:

Этюд "Вольностоящая лестница" /упрощение сложной задачи/

Учащийся репетирует баланс на вольностоящей лестнице. Каждая его попытка заканчивается неудачей. В это время выходит уборщица, которую изображает другой учащийся. Уборщица подметает пол и вытирает тряпкой пыль. Чтобы протереть лампочку на потолке, они просит у учащегося /начинающего артиста/ лестницу. Затем она поднимается по ней, протирая одновременно ступеньки. Оказавшись на самом верху, уборщица вытирает лампочку и легко спускается вниз. Вернув лестницу ошеломленному артисту, она продолжает протирать пыль со стульев. Учащийся снова пытается балансировать, но у него ничего не получается. Уборщица понимающе смотрит на его старания - уж очень это сложно - балансировать на вольностоящей лестнице.

Этюд "Бумажка" /усложнение простой задачи/

На манеже лежит скомканный лист бумаги. Появляется первый исполнитель. В руке у него портфель. Это - начальник. С недовольным видом он замечает мусор и, многозначительно кашлянув в сторону форганга, стоит в ожидании. Тут же выбегает второй исполнитель с портфелем поменьше - это заместитель начальника. Всем своим видом он как бы спрашивает: "В чем дело?" Начальник кивает в сторону скомканной бумажки. Заместитель встает рядом со своим руководителем и многозначительно кашляет. Выбегает третий исполнитель. На нем женский парик и платье - это секретарша. Так же обратив внимание на бумажку, она встает рядом и, заложив два пальца в рот, свистит в сторону форганга. Неторопливой походкой выходит четвертый исполнитель. На нем одежда рабочего, в руках метла. Машинально подняв бумажку, он с вопросительным видом смотрит на начальство. Те неодобрительно приказывают жестами положить бумажку на место. Секретарша, достав из папки белый лист, пишет на нем приказ и передает его в руки заместителя. Тот накладывает свою резолюцию и передает начальнику, который подписывает и передает заместителю, а тот уже секретарше, та показывает приказ рабочему. Рабочий уж было собрался поднять бумажку, но его снова останавливает свист секретарши, оказывается, нужно поставить печати. Приказ опять переходит из рук в руки должностных лиц, которые ставят всевозможные печати. Приказ опять возвращается к секретарше. Наконец процедура оформления поднятия бумажки закончена и рабочий быстро поднимает скомканный лист. Он собирается уйти, но остальные многозначительно кашляют - необходимо написать отчет о проделанной работе. Рабочий пишет под приказом одно слово "сделал" и, отдав секретарше лист, уходит. Секретарша передает заместителю и тоже уходит. Тот накладывает свою резолюцию и, отдав начальнику, уходит. Начальник подписывает и, желая вернуть бумагу заместителю, обнаруживает, что уже никого нет. Немного поразмыслив, не найдя урны, он комкает лист, бросает на манеж и уходит. На манеже лежит скомканный лист бумаги.

3. Анахронизм: соединение старого с новым, сказочного /фантастического/ с действительным, черт различных эпох.

Примеры этюдов:

Этюд "Пылесос будущего"

Исполнитель выходит с пультом управления. Он нажимает на кнопку и из форганга медленно ползет пылесос необычайной конструкции - он мигает лампочками, поворачивается в разные стороны. Достигнув центра манежа, пылесос останавливается. Клоун нажимает еще одну кнопку и вот... крышка сама откидывается и из пылесоса выскакивают метла и совок. Исполнитель берет их в руки, подметает мусор и закладывает обратно в пылесос. Затем он нажимает на кнопку - пылесос с важным видом уползает за кулисы.

Этюд "Спички"

Место действия - дремучий лес. Время действия - каменный век. Сидит на корточках первобытный человек, который занят труднейшей задачей - добыванием огня. Он непрестанно трет между руками палочку. В это время появляется другой первобытный человек. Он пританцовывает, аккомпанируя себе полупустым спичечным коробком, используя его как кастаньеты. Первый человек, завидя невиданную вещь, довольно бесцеремонно отбирает ее у второго. Он так же встряхивает спичками и решает добраться до содержимого коробка. Разобрав его, человек высыпает маленькие палочки с черными головками и, отбросив их как мусор, одевает одну часть коробка себе на нос, а другую на ухо. С важным видом первооткрывателя, он продолжает добывать огонь, неистово вращая палочку между руками.

Упражнения и этюды к главе «Оценка»

Упражнения и этюды к главе «Оценка»

Прежде чем приступать к этюдам, разберите все предлагаемые обстоятельства, составьте портрет каждого из персонажей. Добивайтесь, чтобы все действия персонажа соответствовали его оценке.

Упражнение 83

В музее была выставлена уникальная находка — древняя статуя, сохранившаяся в почти первозданном виде. И эксперты, и публика в восторге. Но приехавший из Вены профессор — лучший в мире специалист, заявил, что это — подделка. Разгорелся скандал, и репутация музея оказалась подмоченной. Однако изучив статую получше, профессор понял, что его первоначальный вывод был ошибочным. Это действительно древняя статуя, которой несколько тысяч лет. Признать свою ошибку перед коллегами значит расписаться в некомпетентности. С другой стороны, профессиональная совесть не дает ему солгать. Сыграйте этюд, как профессор будет объясняться с коллегами.

Упражнение 84

Молодой человек прождал свою возлюбленную три часа, но она так и не пришла на свидание. Волнуясь о том, что с ней что-то случилось, он приехал к ней домой, и там выясняется, что она просто забыла о назначенной встрече. 

Упражнение 85

Студенты оформляют стенгазету. Приходит староста группы и говорит, что завтра касса института, где выдают стипендию, не работает. Послезавтра — выходной день. Надо срочно бежать за стипендией, но стенгазета должна быть готова через час.

Упражнение 86

Представьте, что сейчас не три часа дня, а три часа ночи. Оцените это обстоятельство и оправдайте его. Почему группа вынуждена заниматься тренингом посреди ночи?

Упражнение 87

Группа пассажиров на платформе ждет последнюю электричку. Вдруг объявляют, что электричку отменили. Как ваш персонаж будет оценивать эту информацию?

Упражнение 88

Две жены декабристов едут в Сибирь. Когда они прибыли на место, выясняется, что их мужья сбежали, объявлен розыск. Женщины одни в приемной начальника тюрьмы, ждут, когда он их вызовет.

Упражнение 89

Вы идете по улице, и вдруг видите на дороге портмоне. Оно туго набито — по всей видимости, там много денег. Соблазн поднять его велик, но вокруг ходят люди… Вы становитесь в сторонку и начинаете разглядывать портмоне, оценивая ситуацию.

Упражнение 90

Вам по наследству досталась квартира, забитая старинными вещами. Вы исследуете ее: открываете шкафы и ящики, перебираете вещи. Вот вам на глаза попалась старая шкатулка. Вы сдуваете с нее пыль, открываете ее… Что там внутри? Вообразите себе каждый предмет, рассматривайте его, трогайте, общайтесь с ним. Каждый момент оценивайте ваше новое положение.

Упражнение 91

Вам нужно полить цветы. Сложность в том, что кашпо с цветами подвешено слишком высоко, а в комнате нет ничего, на что можно было бы встать. Как выйти из ситуации?

Упражнение 92

Руководитель пишет на листочках задания для каждого из участников тренинга, и кладет эти листочки в центр комнаты. Актеры по очереди подходят к центру, берут листок и выполняют написанное. Примеры заданий: «вы — цветок», «вы — дерево», «вы — фонарь», «вы — скамейка», и т. д. Выполняя свои задания, актеры образуют пластическую группу, которую они в конце упражнения должны оправдать каким-либо вымыслом.

Упражнение 93

Человек в своей комнате, читает или что-то пишет, словом, занят своим делом. Входит его жена. «Тебе письмо» — говорит она, и кладет на стол конверт. Письмо от лучшего друга, с которым они давно не виделись, что будет в городе проездом такого-то числа. Человек спрашивает жену, какое сегодня число, и выясняется, что друг был у них в городе два дня назад. Но почему же письмо шло так долго? Выясняется, что оно завалилось за стенку почтового ящика и провалилось в ящик к соседям, которые только вчера вернулись с курорта. Соседка встретила жену на лестнице и отдала ей письмо. Оно пролежало в чужом почтовом ящике две недели!

Упражнение 94

Прочитайте вслух воображаемую газету. В ней пишут о спектакле, в котором играли все участники тренинга. Статья в общем и целом хвалебная, но вот вы наткнулись на место, где одного из ваших товарищей резко критикуют. Вам не хочется расстраивать его, но надо как-то выкручиваться из ситуации.

Упражнение 95

Трое ищут в лесу клад. Двое замышляют убить третьего, когда найдут сокровище. Третий что-то подозревает, и намеренно тянет время. Наконец клад найден. Злоумышленники приближаются к своему товарищу с самыми худшими намерениями. Но он кричит: «постойте, давайте сначала посмотрим, что там». Они соглашаются. Но в ящике вместо драгоценностей — полуистлевшие амбарные книги. Из-за этого хлама чуть не убили человека.

Упражнение 96

Падчерица стирает пыль с мебели под присмотром сердитой мачехи. Кажется, что уже нигде не осталось ни одной пылинки, однако мачеха недовольна.

Упражнение 97

Вы — новые хозяева квартиры. Вам нужно расставить вещи по своему вкусу. А вкусы у каждого из членов семьи разные… Один предлагает свой вариант расстановки, остальные оценивают его.

Упражнение 98

Звонок. Жена подходит к двери, смотрит в глазок, но никого не видит. Уходит. Снова звонок, и снова в глазке никого нет. «Наверное, дети балуются» — говорит она мужу. Звонок повторяется трижды. Муж, не глядя в глазок, резко открывает дверь. Раздается вскрик: за дверью стоит лилипут в форме разносчика пиццы, и потирает ушибленный лоб. Пицца валяется рядом: ее выбило из рук распахнутой дверью. Оказывается, лилипут звонит при помощи особой палочки, так как самому ему до звонка не дотянуться.

Упражнение 99

Участники тренинга — статуи в античном музее. Каждый должен придумать свою историю: кто его изваял, как он попал в музей, как относится к своим «соседям». Остальные оценивают эту информацию.

Упражнение 100

Руководитель называет несколько несвязанных между собой слов. Участники тренинга должны сложить из них фразу, которая станет темой для этюда, главным процессом которого должна стать оценка.

Упражнение 101

Участники тренинга — шахматные фигуры. Руководитель делит их на белые и черные, и расставляет в шахматной позиции. Фигуры должны сыграть несколько ходов. Не забывайте оценивать положение, перед тем, как сделать ход!

Упражнение 102

Военный самолет потерпел крушение. Пилоты успели катапультироваться. Они приземлились в глухом лесу. Смеркается. Им надо устраиваться на ночлег и оценить ситуацию.

Упражнение 103

Звонок в дверь. Муж кричит жене: «меня нет дома!». Жена открывает. На пороге стоит давний приятель мужа, который живет в другом городе. Он здесь проездом, до поезда у него есть несколько часов. Жена в замешательстве: ведь ей велено сказать, что мужа нет.

Упражнение 104

Супруги обсуждают предстоящий отпуск. Уже взяты путевки, назначен день вылета. Настроение у обоих приподнятое: до отпуска всего два дня. Звонит телефон. Муж берет трубку. Его лицо меняется. Оказывается, на заводе, где он работает, крупная авария. Все специалисты должны быть на месте. Отпуск отменяется.

Упражнение 105

Совещание у директора. Все собранны и серьезны. Один опаздывает, входит, извиняется, садится на место. Совещание продолжается. Директор что-то спрашивает у опоздавшего, тот не отвечает. Директор повторяет вопрос. Все оборачиваются: он спит. Его будят, он оправдывается, говорит что-то про больную жену и тревожную ночь. Все сочувствуют, директор отпускает опоздавшего домой. Но один из участников совещания, его давний недруг, прекрасно знает причину бессонной ночи: дело не в больной жене, а в шумной вечеринке, затянувшейся до утра. Как поступить: сейчас «настучать» директору, или же использовать эту ситуацию для шантажа?

Упражнение 106

Двое грибников заблудились в лесу. Вечер, быстро темнеет, ничего не видно. Набрели на пустую сторожку, решили переночевать. Нашли свечи, спички, дрова. Растопили печь, согрелись. В свете свечей заметили большой ящик. Стало любопытно: что в нем? В ящике оказалось оружие.

Упражнение 107

Вы в городе проездом, вас попросили передать пакет с важными документами одному человеку. Вы приходите к нему, звоните в квартиру, никто не отвечает. Что делать? Вы подсовываете пакет под дверь, в это время из лифта выходит человек, и спрашивает, что вы делаете. Вы объясняете ситуацию. Он сообщает вам, что тот человек, которому предназначался пакет, больше здесь не живет. Квартиру купили другие люди, но пока еще не вселились.

Упражнение 108

Мужчина в ресторане с дамой. К нему подходит щегольски одетый молодой человек, здоровается, называет по имени, спрашивает, как дела. Мужчине его лицо смутно знакомо, но он не может никак припомнить, где он видел этого человека. Будь мужчина один, он, конечно, извинился бы и стал выяснять, где и при каких обстоятельствах они познакомились. Но его дама при виде молодого человека как-то странно оживилась, улыбается, и по всему видно, что ей очень льстит его присутствие. Мужчина в растерянности. Молодого человека окликают, он извиняется и отходит. Дама спрашивает мужчину, где он познакомился с NN (тут она называет фамилию известного певца). Оказывается, этот молодой человек — знаменитость, вот откуда мужчине знакомо его лицо! Но лично они не встречались, NN обознался.

Упражнение 109

Старшая сестра приводит младшую на урок английского языка. Учительница заболела. Младшая радуется, а старшая недовольна: пока идет урок, она собиралась встретиться со своим молодым человеком. Надо предупредить его, что свидание отменяется, но девушка не хочет делать это в присутствии младшей сестры.

Упражнение 110

Пожилой человек в справочном бюро пытается навести справки о своем друге, который когда-то жил в этом городе.

Упражнение 111

У постели безнадежно больного врач и родственники. Они ободряют его фальшивой надеждой. Он им верит, но говорит, что если лечение окажется бесполезным, пусть приведут священника. Умирающий очень набожен, и боится умереть без покаяния. Врач и родные выходят. Врач советует не тянуть, и позвать священника сегодня же. Родные в растерянности: они только что обещали умирающему выздоровление, а он, оказывается, настолько плох, что может не дотянуть до завтра. Если позвать священника, больной поймет, что его обманывали. Если не позвать — все будут чувствовать угрызения совести, что не выполнили последнюю волю умирающего. Как быть?

Упражнение 112

Совещание редколлегии. Обсуждают, кому дать годовую премию за лучшую статью. Один затронул актуальную тему, материал получился очень острым. Другой давно и успешно работает в редакции, все его статьи высокопрофессинальны, он заслуживает поощрения. У третьего связи во властных кругах, он нужен газете…

Упражнение 113

Вам дали зеркало. Что вы делаете:

• Смотритесь в него, любуетесь собой;

• Отворачиваетесь, боитесь взглянуть на себя;

• Гадаете, вам страшно, вдруг там покажется что-то пугающее;

• Рассматриваете лицо, считаете морщинки;

• Выщипываете брови перед зеркалом;

• Осматриваете зеркало: оно антикварное, досталось вам по наследству, прикидываете, за сколько его можно продать;

• Смотрите в зеркало, как ни в чем не бывало, хотя вам хорошо известно, что за ним находится потайная комната, и с помощью этого зеркала спецслужбы следят за всеми, кто стоит перед ним.

Упражнение 114

Абитуриентка весь день сидит за учебниками: готовится к поступлению, сделала перерыв на ужин. На кухне работает телевизор, начинается ее любимый фильм. Мать говорит: посмотри, отвлекись от занятий. Но несколько вопросов еще не выучены. Девушка со вздохом встает из-за стола и уходит в свою комнату.

Упражнение 115

Поздний вечер. В дверь аптеки стучится встревоженный человек. Аптека закрыта, но внутри горит свет. Это сторож. Услышал стук, спрашивает из-за двери, что нужно пришедшему. Тот отвечает, что у жены сердечный приступ, и срочно нужны таблетки. Сторож говорит, что все ушли домой, а он не имеет права продавать лекарства. Но человек очень настойчив, в конце концов, сторож впускает его. Но как среди многочисленных шкафов и полочек отыскать нужные таблетки?

Испытатель

Я член авиаклуба. Должен опробовать самолет, вернувшийся из ремонта. Надеваю шлем, прошу разрешения на вылет — инструктор разрешает. Выруливаю на дорожку, взлет. Лечу, проверяю поведение самолета — все в порядке. В это время начинается дождь. Инструктор командует посадку. Разворачиваюсь, иду на посадку. Чувствую, что немного заклинило руль, и я иду чуть-чуть боком. Понимаю, что выровнять самолет не успею, и в последний момент снова поднимаю его. Делаю круг, выправляю руль и снова иду на посадку. Теперь благополучно.

 

Взаимопонимание

Скамейка в саду. Сидит молодая мать, возле нее коляска с ребенком. Подходит молодой человек и начинает развлекать ребенка. Он студент театрального института и готовит этюд «Нянька». Хороший момент потренировать работу с ребенком. Молодая мать недоверчиво относится к молодому человеку, его поведение ей кажется странным. Но, узнав его цель, она готова ему помочь и полностью передоверяет ребенка увлекшемуся парню. Только слезы младенца возвращают обоих к действительности.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Честь

Я — антиквар. Приходит молодой человек сдавать вещь. Вынимает из сумки прекрасное блюдо — мемоисскую эмаль. Я рассматриваю, проверяю не подделка ли. Нет, оригинальная вещь. Спрашиваю, сколько он хочет получить. Пятьдесят рублей. Я вынимаю деньги, отдаю ему. Он направляется к двери. Останавливаю его, прошу вернуть деньги. Он отказывается. Я говорю, что он может получить за это блюдо значительно больше. Одеваюсь и ухожу с ним вместе в Эрмитаж.

Услуга

Я встретил Володьку совершенно случайно. Он стоял у памятника Крылову в Летнем саду с букетиком подснежников и почему-то очень обрадовался, увидев меня. После некоторого колебания он объяснил ситуацию: отправившись на свидание, он забыл выключить газ. Попросив меня встретить его девушку и занять ее чем-нибудь, пока он вернется, и, рассказав, как выглядит девушка, Володька убежал домой.

Я остался ждать. Вскоре подошла девушка, но выглядела она не совсем так, как описал мне ее Володька. Я не знал, что мне делать.

Она заметила, что я за ней наблюдаю, и собралась уходить. Ждать было больше нельзя, и я осмелился спросить ее, не Володю ли она ждет. Она ответила, что не Володю. Я извинился и отошел. Утвердившись в том, что я обознался, продолжал ждать. Однако она не ушла и через некоторое время, обратившись ко мне, спросила, откуда я знаю Володю.

Значит, это она. Я даже немного обиделся на нее за недоверие, но сказал, что мы вместе учимся. Он меня попросил, чтобы я встретил ее и передал его извинения. Он скоро вернется. Мы познакомились.

Нужно было чем-то ее занять. Я «уцепился» за памятник Крылову и стал рассказывать про историю его создания, про личность самого Крылова. Потом мы стали рассматривать фигуры животных на памятнике. Я прочел несколько басен, но понял, что содержание их ей известно, и попытался увлечь ее другим. Я стал рассказывать басню «Кот и повар» от имени кота, потом от имени повара, потом от имени соседей, которые прослышали про скандальную историю с вором-котом и т. д.

Она слушала с интересом. А Володьки все не было, и мы решили, что он не придет. Мне не хотелось уже оставлять ее одну, и я пошел ее провожать.

Вскоре Володька, как я узнал потом от него, вернулся, но нас уже не было.

Примирение

Я лежу в постели больной. Слышу, как хлопнула входная дверь в коридоре. Это, наверное, пришла с работы моя соседка. Постучалась, вошла. В руках у нее сумка и коробка с тортом.

Она справляется о моем здоровье, ставит на стол коробку с тортом, достает из сумки лекарства для меня. Вновь хлопает входная дверь. Это возвратился с работы ее муж. Я знаю, что со вчерашнего дня они в ссоре.

Входит сосед, справляется о моем здоровье и кладет на стол яблоки. Жена пытается уйти, но я удерживаю ее. Предлагаю им выпить со мной чай с тортом. Они отказываются, но в конце концов сдаются и мы втроем мирно пьем чай.

 

Глава

ЭТЮДЫ НА ПЕРЕХОДЫ

Через узкий коридор, через болото, поток, через темноту, в пургу, через чужую калитку, со стулом, через окно, через опасное место.

Угроза

Я работаю в цирке служителем при дрессировщике, подкармливаю тигров мясом... Утром прихожу к клеткам кормить зверея, кидаю мясо между прутьями. Вдруг из клетки выходит в тот коридорчик, где я стою, тигр Стамбул. Пробую бежать назад — дверь захлопнулась. Прислонился к двери, оттолкнул от себя ящик, где лежит мясо, и не шевелюсь... Тигр съел один кусочек, подошел, обнюхал меня, остальное мясо утащил в клетку...

Я подбежал, захлопнул дверцу клетки. Остался жив. Пришлось' мне выбираться через другую дверь, что в конце коридора.

Препятствие

Телевизор испортился, и я решила пойти к соседке посмотреть фильм. У нее много гостей, и она меня предупредила, чтобы я взяла сбой стул. Другие наши соседи переезжают на новую квартиру, и весь коридор завален вещами. Просто трудно пройти даже одному человеку.

Вдруг потух свет. Я решила как-нибудь добраться в темноте и починить, вероятно, перегоревшие пробки. Они где-то здесь, в коридоре, но я их уже прошла. Вернулась и в темноте начала искать их. Наконец нашла. Сверху на полочке всегда лежит фонарик и проволочки. Я зажгла фонарик. Нашла перегоревшую пробку и поставила жучок. Свет зажегся. Подняв над головой стул, я медленно стала пробираться по коридору.

Инициатива

Я с товарищем на утиной охоте. Решился идти один, поднимать уток, хотя друг предлагал идти вместе, так как он болото знает лучше. Но я захотел попробовать сам. Срубил шест и пошел.

Сделал два шага и начал проваливаться в болотную жижу. Хорошо, что недалеко росла береза, я зацепился за нее шестом и это меня спасло.

Западня

Я залез в сад и нарвал яблок. Надо возвращаться. Нахожу в заборе дырку и пытаюсь пролезть в нее. Дыра очень узкая, и вокруг торчат гвозди. И тут я слышу лай приближающейся собаки. А я застрял в дыре. Начинаю лихорадочно продираться. Наконец, вырвался, оставив клок рубашки на гвозде и все яблоки за забором.

Потеря

Я — геолог. Возвращаюсь в лагерь после работы. Жарко, мошкара. К тому же, чтобы попасть в лагерь, мне нужно пройти через маленькое болотце. У меня есть слега-палка, она необходима в переходе.

Иду, прощупывая слегой особенно топкие места. Налетела стая мошкары. Пока я отбивался, слега выскользнула из рук. Ее начало засасывать. Пытаюсь вытащить. Бесполезно. Чувствую, чтэ начинает засасывать и меня.

Бросаю слегу и пробую идти дальше. С трудом выдираю ноги из месива. Наконец, выбрался! Впереди виднеется лагерь, наша палатка.

Ошибка

Трое метеорологов возвращаются с зондирования на станцию. Дело происходит в тундре. Пурга. Обрывается веревка, вдоль которой они шли. Пурга усиливается. Идущий впереди пропал. Двое — новички — с трудом добираются до станции, думая, что ветеран их бросил. Но на станции его нет. Надо опять возвращаться в пургу.

Побег

Я убежал из пионерлагеря и решил добраться домой пешком. Слышу, что меня ищут, быстро сворачиваю с дороги и бросаюсь в кусты. Но там болото, и я по пояс попадаю в грязь. Вижу, как по дороге проходят наши ребята. Вылезать мне нельзя, но в тс же время меня все больше и больше затягивает в трясину. Приходится обнаружить себя.

Восхождение

Идем с другом на вершину. Надо преодолеть ледник. Друг перебирается удачно. Начинаю перебираться и я. Вбиваю ледоруб и... срываюсь. Кричу. Друг держит меня за связку веревок, я ножом врубаюсь в лед. Наконец друг вытаскивает меня. Решаем дальше не идти, а сделать привал.

Искушение

Летом, в деревне меня пригласили на свадьбу, но мама не разрешила. Я должен помогать ей по дому. Я все-таки пошел. На свадьбе много народа. Нужно взять с собой стул. Стул я взял у соседей, но теперь с этим стулом надо выйти со двора, чтобы не заметила мама.

Незаметно подхожу к калитке, приглядываюсь, прислушиваюсь, дергаю за ручку — не открывается. Я совсем забыл, что ее надо приподнять. Приподнимаю — выхожу. Быстро иду мимо дома.

Находчивость

В квартире пожар. В дверь уже не выйти. Подбегаю к окну, пробую открыть, но шпингалеты не поддаются. Тогда хватаю чемодан с вещами и выбиваю им раму. Выбрасываю его на улицу, потом прыгаю сам. Приземлился неудачно, вывихнул ногу, но все-таки я в безопасности.

Неудача

Я забрался на крышу, чтобы установить новую антенну. Скользко.

Продвигаюсь на четвереньках, зажав антенну в руках. Но при первом же скольжении забываю об антенне, пытаясь предотвратить падение. С трудом удерживаюсь, но антенна летит вниз. Я спускаюсь, чтобы потом начать все сначала.