Музыкальный образ в театральном представлении

Павлюкова Ольга Валерьевна
Музыкальный образ в театральном представлении
 
Музыка в театральной практике существует, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр. И вместе с тем вопросам звукорежиссуры спектакля почти никогда не уделяется внимание в многочисленных трудах по теории и истории театра, не интересуется этой проблемы, как правило, и театральная критика. В курсовой работе я сделаю попытку раскрыть роль музыки в создании образа спектакля. Попутно затрону проблемы звукового оформления спектакля. Поэтому первая часть работы посвящена музыке, как одному из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Вторая часть посвящена особенностям театральной музыки. В третьей части разбираются вопросы музыкального оформления спектакля.
Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством.
Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливала значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Подобные действия отличались синкретизмом (от греч. «соединение»), то есть такой степенью слитности составных частей – музыки и слова в первую очередь, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Все отличительные качества музыки были восприняты и многократно усилены древнегреческим театром, в котором она составляла некий стержень, на который "нанизываются" все разделы трагедии. Действие музыки и звучащего слова в античной трагедии усиливалось специальной акустикой амфитеатров, законы которой были подсказаны древним греческим архитекторам горными ландшафтами. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтетизмом – намеренным соединением разных форм. Источником музыкального театрального жанра послужило богослужение, в недрах которого вызревали драматические формы повествования о библейских событиях. Создание в конце XVI в. жанра оперы означало переход от пространств храма, к социальному кругу правящих слоев общества. Основа оперы – музыка, театр здесь условен, ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Во всех сложившихся в опере стилях она продолжала оставаться музыкальным действом, решавшим задачи единения сознания не только в сюжете, в музыкальной драматургии и в музыкальном звучании, но и в социально-бытовом контексте, поскольку опера - это всегда событие, на которое откликаются слои общества.
Опера XX века отличается чрезвычайным разнообразием, как в жанровом отношении, так и в смысле сюжетно-тематическом: античные мифы, притчевая литература, эпический роман, символико-буффонная комедия - все трактуется как музыкально-драматическое размышление об универсалиях всеобщности. Воздействие музыкального спектакля – при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре – может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.
В XVI в. на основе природных и народных танцев начал формироваться балетный театр. В балете о событиях, взаимоотношения персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку. Балетный спектакль строится при помощи танца, пластические композиции строятся в соответствии с музыкальным сюжетом.
История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существует две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие – жанром, то же самое можно сказать о мюзикле. В оперетте музыкальные моменты могут быть вставными, в мюзикле – никогда, они растворены в действии.
Конец XX века - время глобальных информационных процессов в сфере музыкального искусства, для которого характерно взаимопроникновение стилистических черт массовых жанров в сферу «высокого» искусства. К массовым жанрам может быть отнесен и театральный, оперный спектакль, особенно если представление аншлаговое и проходит в каком-нибудь "гигант-холле" или на подиуме древнего амфитеатра. Новые праздничные массовые действа, ведущие свое начало от революционных площадных действ и от фестивальных традиций Министерства Культуры, инициируются и поддерживаются в различных городах России. В массовых празднествах и представлениях используются различные стили музыки - фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка - в разных сочетаниях, народная и композиторская музыка. 
Самый распространённый и популярный вид – драматический театр. Главное выразительное средство – слово, через него раскрывается смысл происходящих событий, характеры действующих лиц. Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. 
«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно — театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка — всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение. Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.
Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:
- увертюра,
- музыкальные антракты (вступление к действию или картине),
- музыкальный финал акта или спектакля,
- музыкальные номера по ходу сценического действия.
 
 Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.
- Характеризовать действующих лиц;
- Указывать на место и время действия;
- Создавать атмосферу, настроение сценического действия;
- Рассказывать о действии, невидимом для зрителя
 
Условная музыка может:
- эмоционально усиливать монолог и диалог,
- характеризовать действующих лиц,
- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
- обострять конфликт,
- рассказывать о действии за сценой.
 Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. 
- подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.
 Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо - ритмического решения сценического действия.
Музыка в спектаклях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение пьесы. В современном театре, музыка и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.
Список литературы
1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.
2. Киселева Н.В., Фролов В.А. Основы системы Станиславского. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
3. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений. - М.: Искусство, 1975. - 248 с.
4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1981. - 48с.
5. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. - М.: Советская Россия, 1981.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z-e_po_vok_muzykalnyy_obraz_v_teatralnom_predstavlenii.docx18.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный образ в театральном представлении

Музыка в театральной практике существует, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр. И вместе с тем вопросам звукорежиссуры спектакля почти никогда не уделяется внимание в многочисленных трудах по теории и истории театра, не интересуется этой проблемы, как правило, и театральная критика. В курсовой работе я сделаю попытку раскрыть роль музыки в создании образа спектакля. Попутно затрону проблемы звукового оформления спектакля. Поэтому первая часть работы посвящена музыке, как одному из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Вторая часть посвящена особенностям театральной музыки. В третьей части разбираются вопросы музыкального оформления спектакля.

Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством.

Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливала значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Подобные действия отличались синкретизмом (от греч. «соединение»), то есть такой степенью слитности составных частей – музыки и слова в первую очередь, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Все отличительные качества музыки были восприняты и многократно усилены древнегреческим театром, в котором она составляла некий стержень, на который "нанизываются" все разделы трагедии. Действие музыки и звучащего слова в античной трагедии усиливалось специальной акустикой амфитеатров, законы которой были подсказаны древним греческим архитекторам горными ландшафтами. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтетизмом – намеренным соединением разных форм. Источником музыкального театрального жанра послужило богослужение, в недрах которого вызревали драматические формы повествования о библейских событиях. Создание в конце XVI в. жанра оперы означало переход от пространств храма, к социальному кругу правящих слоев общества. Основа оперы – музыка, театр здесь условен, ведь в жизни люди не поют, чтобы рассказать о своих чувствах. Во всех сложившихся в опере стилях она продолжала оставаться музыкальным действом, решавшим задачи единения сознания не только в сюжете, в музыкальной драматургии и в музыкальном звучании, но и в социально-бытовом контексте, поскольку опера - это всегда событие, на которое откликаются слои общества.

Опера XX века отличается чрезвычайным разнообразием, как в жанровом отношении, так и в смысле сюжетно-тематическом: античные мифы, притчевая литература, эпический роман, символико-буффонная комедия - все трактуется как музыкально-драматическое размышление об универсалиях всеобщности. Воздействие музыкального спектакля – при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной режиссуре – может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит его в мир божественных звуков.

В XVI в. на основе природных и народных танцев начал формироваться балетный театр. В балете о событиях, взаимоотношения персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты исполняют под музыку. Балетный спектакль строится при помощи танца, пластические композиции строятся в соответствии с музыкальным сюжетом.

История оперетты насчитывает чуть больше полутора веков. В науке существует две точки зрения на оперетту. Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства, другие – жанром, то же самое можно сказать о мюзикле. В оперетте музыкальные моменты могут быть вставными, в мюзикле – никогда, они растворены в действии.

Конец XX века - время глобальных информационных процессов в сфере музыкального искусства, для которого характерно взаимопроникновение стилистических черт массовых жанров в сферу «высокого» искусства. К массовым жанрам может быть отнесен и театральный, оперный спектакль, особенно если представление аншлаговое и проходит в каком-нибудь "гигант-холле" или на подиуме древнего амфитеатра. Новые праздничные массовые действа, ведущие свое начало от революционных площадных действ и от фестивальных традиций Министерства Культуры, инициируются и поддерживаются в различных городах России. В массовых празднествах и представлениях используются различные стили музыки - фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка - в разных сочетаниях, народная и композиторская музыка.

Самый распространённый и популярный вид – драматический театр. Главное выразительное средство – слово, через него раскрывается смысл происходящих событий, характеры действующих лиц. Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра.

«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А. Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Часто какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно — театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но, несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование происходящих событий, по-своему интерпретировать содержание, тему произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию. Даже если музыка — всего лишь фон, она должна выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем остальным компонентам назначение. Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:

- увертюра,

- музыкальные антракты (вступление к действию или картине),

- музыкальный финал акта или спектакля,

- музыкальные номера по ходу сценического действия.

 Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.

- Характеризовать действующих лиц;

- Указывать на место и время действия;

- Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

- Рассказывать о действии, невидимом для зрителя

Условная музыка может:

- эмоционально усиливать монолог и диалог,

- характеризовать действующих лиц,

- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

- обострять конфликт,

- рассказывать о действии за сценой.

 Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. 

- подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

 Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо - ритмического решения сценического действия.

Музыка в спектаклях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение пьесы. В современном театре, музыка и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.

Список литературы

1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.

2. Киселева Н.В., Фролов В.А. Основы системы Станиславского. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

3. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений. - М.: Искусство, 1975. - 248 с.

4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1981. - 48с.

5. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. - М.: Советская Россия, 1981.