Программа театральной студии «БУРАТИНО»

Программа  детской театральной студии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа театральной студии

«БУРАТИНО»

Уже 15 лет в нашем учреждении функционирует не просто кружок, а целая театральная мастерская «Буратино». За это время: многочасовые репетиции, пошив костюмов и примерки, художественное оформление сцены и, конечно же, шумные премьеры и, даже, гастроли – стали привычной частью нашей работы.

А все начиналось с простого вопроса: чтобы еще интересного придумать с воспитанниками, да такое, чего еще не было. Занятия в театральной мастерской были призваны помочь ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью, т.е. формировать опыт социальных навыков поведения. Это уже потом и детей, и взрослых захватила «театромания», да так, что для желающих выступать свободных ролей не хватало!

Цель: преодоление эмоционально-волевых нарушений личности подростка путём развития восприятия и коррекции двигательной сферы, ораторского искусства и сценического действия, как самовыражение личности.

Задачи:

  • Преодоление тревожности, стрессовых состояний, развитие саморегуляции, уверенности в себе, социализация личности подростка.
  • Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
  • Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
  • Развивать эстетические способности детей.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что театрализованные занятия не сводятся только к подготовке выступлений, а несут еще и познавательный, воспитательный и развивающий заряд.

 

Программа кружка «Буратино» рассчитана на год занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов. Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.  

Безусловно,  на занятиях театральной деятельностью огромную роль играет воспитатель, но в основе деятельности мастерской лежит  технология,  требующая от взрослого перехода на позиции партнерства с детьми.  Это направлено на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает ребёнка.

Занятия в  студии ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра.

Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Образовательный процесс организуется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Театрализованные занятия кружка могут быть организованны как самостоятельные в определенные утренние или вечерние часы, так и органично включены в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим миром и т.д.) и в свободную самостоятельную деятельность детей, пронизывая ежедневные моменты реабилитации.  

Занятия бывают как групповые, так и индивидуальные.

Групповые формы работы включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Индивидуальные занятия необходимы для результативности и проработки пройденного материала и работы с детьми, которым необходим индивидуальный подход.

Сегодня мы продемонстрировали Вам элементы различных технологий, используемых на наших занятиях театрализованной деятельностью.

Это:

  • дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой.
  • музыкальные упражнения на артикуляцию и распевание
  • логоритмические упражнения
  • упражнение на развитие мимики и пантомимики
  • игровой стрейтчинг
  • ритмопластика.

Все эти технологии используются педагогами на занятиях театральной мастерской «Буратино». А упражнения из основного цикла дыхательной гимнастики Стрельниковой наши медики проводят ежедневно.

Ожидаемый результат

К концу цикла занятий ребёнок

Знает:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

4.      Какие виды театров существуют

Имеет понятие:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

1.      Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

1.      Общения с партнером

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

В нашем театре участвуют все дети учреждения, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Театральная деятельность помогает детям с ограниченными возможностями расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей разного возраста.

В процессе работы над образом, ребенок с ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость – качество, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля.

Театральная деятельность позволяет детям с ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживаний, со-чувствия и со-творчества.

Занятия в театральной студии помогают приобрести навыки общения и взаимодействия с людьми, что помогает в реальной жизни легко находить общий язык с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает ребенку найти свое место в обществе, стать полноценным членом общества. Именно в общем спектакле или концерте ребенок-инвалид естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.

Мы стараемся привлечь каждого ребенка, не зависимо от диагноза. Для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться.

Сцена – это всегда буря эмоций и впечатлений. И каждый ребенок в глубине души – артист. Дети еще не знают стеснений и рамок, они еще не научились взрослой фальши в делах и поступках. Необходимо уловить момент, когда наши дети еще живут эмоциями, душой и сердцем, ведь современная тенденция к компьютеризации, популяризации технократических идей, подавляет эмоциональную сферу ребенка, упрощает многообразный мир его чувств, сводя его воображение до рекламного ролика, ежедневно навязываемого телевиденьем и Интернетом.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль  выбирает для себя ребенок в этой жизни, зависит от его первого жизненного опыта, который он приобретает в том числе и в наших учреждениях,  и с помощью которого он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои взаимоотношения. Таким образом, наш детский, да уже и не детский,  театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Главное значение детской театральной деятельности в ее социальном проявлении. Наибольшее значение имеет не столько сам спектакль, поставленный с детским участием, сколько подготовительная работа к нему. Этот период сближает участников спектакля в дружную семью на почве общих переживаний

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей среды.

Играйте с детьми в театр, потому как

Т – ворчество

Е – динение

А – ктивность

Т – руд

Р – адость

«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».

К.С.Станиславский.