Роль Древней Греции в становлении театра.

Локцевич Мария Эдуардовна

Согласно древнегреческой мифологии первым человеком на земле был простой крестьянин Икарий.

Однажды на землю спустился бог винограда и виноделия Дионис, и Икарий радушно принял его у себя. В благодарность, бог обучил Икария искусству изготовления вина.

Дионис предупреждал Икария, чтобы тот как сле­ду­ет пря­тал вино, ина­че его и его семью постигнет беда, но он не послушал совета, и встретив по дороге домой двух пастухов угостил их своим напитком.

Охмелев от нового напитка, который они пили не разбавляя водой, и решив, что их отравили, пастухи убили Икария. 

Дионис был разгневан на Афинян (возможно пастухи были из Афин) за убийство Икария и наслал на них бедствие.

Жители Афин вынуждены были признать его Богом и только тогда он освободил их от проклятия .

Дио́ни́с в греческой религии и мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия, экстаза и театра. 

Согласно основному мифу, Дионис – сын Зевса и Семелы (дочери царя Фив Кадма). По наущению ревнивой жены Зевса Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени недоношенного младенца и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Дионис. 

Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и был посвящен Дионису, в нем было около 17 000 мест он послужил образцом для всех других театров. Афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя.

Первый древнегреческий театр состоял из трёх частей: орхестры, зрительских мест и скены. Орхестра — круглая площадка с алтарём посередине, где располагался хор. Именно он изначально был главным действующим лицом спектаклей. Хор не только пел, но и танцевал!
Зрительские же места назывались «театрон» ( «театр» происходит от греческого δέατρον – основное значение – место для зрелищ)

они охватывали в виде подковы площадку орхестры. Первое время зрителям приходилось «наслаждаться» представлениями, стоя по несколько часов! Пока не были придуманы деревянные скамьи. Но и тут было не всё в порядке..
Приблизительно в 500-496 гг. до н.э. случилась трагедия — из-за излишней эмоциональности зрителей, обрушились деревянные подмостки. Погибло много людей... Но именно с того времени места для зрителей стали делать из камня.

Слово «скена» переводится с древнегреческого как «палатка». В палатках хранили всю театральную бутафорию и именно из неё на орхестру выходили актёры. В первых театрах скена представляла собой палатку из ткани, что оказалось непрактично и опасно. Впоследствии её заменили сначала на деревянное здание, а после и на каменное или мраморное.
Такие постановки в честь Диониса проходили четыре раза в год на Дионисиях —городских и сельских.

Изначально в древнегреческих представлениях участвовал только хор, но позже вместе с певчими на сцене стали выступать актёры. Случилось это случилось благодаря драматургу Феспиду. ( Феспис в иных источниках) .Его можно назвать прародителем древнегреческого театра, потому что именно его пьеса была поставлена первой. Из-за этого события 534 год до н. э. считается годом рождения нового вида искусства.

Кроме Феспида пьесы писали другие известные философы – Эсхил, Еврипид, Аристофан, Софокл .Актёрами могли быть только мужчины. С помощью костюмов и особых масок из дерева или полотна они перевоплощались в женщин, богов, царей, нищих — кого угодно. Им не нужно было показывать какие-либо эмоции мимикой, но требовалось чётко передать образ своего героя через движения, тон голоса, походку.

Маски были объёмными и выражали различные эмоции, а также своим цветом давали понять, здоровый персонаж или больной, добрый или злой, мужчина это или женщина. В одном спектакле участвовало не больше трёх актёров, поэтому один человек играл нескольких персонажей.  Очень важный факт - это обувь артиста.

Котурны! По одной из версий, чтобы как-то выделить божество среди других простых персонажей, его возвышали в прямом смысле. Актёры, которые исполняли роли представителей высших сил, надевали специальные сандалии на высокой подошве — котурны. Так они возвеличивались над остальными персонажами.

В древнегреческом театре было только два вида спектаклей: трагедии и комедии. Никаких гибридов — плачь или смейся. Суть греческих комедий заключалась в высмеивании современных для зрителей политиков. Трагедии посвящались подвигам героев из мифов, могли быть показаны сцены их смерти.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисиях продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).

Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).

После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний .Драматические представления постепенно тратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни