Использование импровизации на занятиях по хореографии в образовательном процессе музыкального театра
Настоящий материал был разработан педагогами дополнительного образования Зюзиной Ю. А. и Алексеевым М. В. на примере опыта Музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш». Методическая разработка посвящена теоретической и практической разработке метода импровизации как полноценного развивающего инструмента в рамках образовательного процесса в музыкальном театре, направленного на сохранение и приумножение интереса к танцу, формирование навыков работы с музыкальным материалом, развитие креативности и воображения, улучшение качества исполнения и координации движений, повышения музыкальности исполнения танцевальных номеров и соединение движения с актерскими оценками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 427 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Методическая разработка
«Использование импровизации на занятиях по хореографии в образовательном процессе музыкального театра»
Авторы:
Алексеев Максим Викторович, педагог доп. образования,
ГБНОУ «СПбГДТЮ»
Зюзина Юлия Анатольевна, педагог доп. образования,
ГБНОУ «СПбГДТЮ»
Санкт-Петербург
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА 4
1.1. Понятие импровизации. Место импровизации в искусстве музыкального театра 4
1.2. Развивающие и воспитательные возможности импровизации в образовательном процессе 5
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ 7
2.1. Формы использования импровизации в учебном процессе 7
Рекомендации по использованию методической разработки 10
Пояснительная записка
Настоящая работа посвящена теоретической и практической разработке метода импровизации как полноценного развивающего инструмента в рамках образовательного процесса в музыкальном театре на примере опыта Музыкально-эстрадного театра-студии «Розыгрыш». Материалами для создания настоящей методической разработки послужили педагогический опыт Алексеева М. В. и Зюзиной Ю. А., а также анализ теоретической литературы.
Цель работы: концептуализация метода импровизации для его использования в рамках образовательной программы, направленной на сохранение и приумножение интереса к танцу, формирование навыков работы с музыкальным материалом, развитие креативности и воображения, улучшение качества исполнения и координации движений, повышения музыкальности исполнения танцевальных номеров и соединение движения с актерскими оценками.
Задачи работы:
- Провести анализ теоретической литературы по теме разработки с целью определить место импровизации в искусстве музыкального театра в наши дни;
- Концептуализировать метод импровизации;
- Провести анализ развивающих и воспитательных возможностей метода импровизации в рамках образовательного процесса;
- Предложить формы применения импровизации на занятиях по хореографии.
Ожидаемые результаты применения методической разработки:
- Развитие двигательной памяти и внимания;
- Развитие и реализация личных волевых качеств при исполнении предлагаемых заданий;
- Благоприятное развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
- Развитие навыков коллективной деятельности;
- Воспитание самодисциплины учащихся;
- Формирование интереса к творчеству и мотивации на расширение кругозора и внутренней культуры;
- Формирование интереса к профессии балетмейстера.
Предполагаемая форма проведения занятий:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
- индивидуальная работа учащихся;
- групповая: выполнение творческих заданий, разучивание хореографических комбинаций.
Методическое обеспечение занятия:
Материально-техническое обеспечение:
‒ залы студии, оснащенные для проведения хореографических занятий;
‒ мультимедийное оснащение: ноутбук, музыкальный центр, звуковая усилительная колонка;
‒ аудио- и видеозаписи на флеш-носителях, жестком диске и т.п.
Методы обучения:
‒ словесный: объяснение, рассказ;
‒ наглядный: демонстрация, иллюстрация;
‒ практический: двигательные упражнения, разучивание танцевальной комбинации.
Оснащение для учащихся:
‒ танцевальная форма;
‒ танцевальная обувь;
– реквизит для занятий по теме «Работа с предметом».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
- Понятие импровизации. Место импровизации в искусстве музыкального театра
Импровизация (лат. «непредвиденный», «неожиданный») – произведение искусства, создающееся во время его исполнения, или же непосредственно процесс его создания. Импровизационный творческий акт осуществляется на подсознательном уровне, он индивидуален в каждом конкретном случае [2]. Импровизационная деятельность характерна для многих областей художественного искусства, в том числе музыки, театра и танца.
Истоками импровизации является народное творчество: произвольность при исполнении произведения встречается в разных формах на протяжении всей истории искусства во многих культурах: создание эпической поэзии, народная комедия античности, средневековое драматическое искусство, комедия дель-арте, народные райки, экспромт и т. д. [6, с. 98]; [8].
Импровизационное искусство переживает свой упадок при расцвете литературного театра и главенствующей в XVIII-XIX веках верности первоисточнику. Настоящую популярность импровизация сыскала в XX веке – эпохе авангардного искусства. В поисках новых форм авангардисты выходят за рамки классического представления об искусстве. Новые направления, в которых импровизация разворачивается как художественная форма, появляются во всех областях искусства [10]. Распространение идеи об искусстве – процессе приводит к популяризации в 60-70-х гг. XX века искусства перформанса, в котором пересекаются границы разных сфер – живописи, музыки, театра и танца [6, с. 98].
Для определения места импровизации в искусстве музыкального театра необходимо рассмотреть подходы к использованию спонтанности в трех связанных областях: музыке, актерском мастерстве и непосредственно танце. В музыке для использования импровизации находились различные композиционно-теоретические основания; выдающиеся композиторы XX века, такие как Дж. Кейдж, П. Булез, К. Штокхаузен экспериментировали с формами в поисках нового звучания. В театральном и киноискусстве импровизация встречается в форме спонтанной свободной игры без стимула или же с определенными заданными нормами [6, с. 98]. Во многом развитие импровизационного театра повлияло на формирование плейбек-театра, который встречается как в виде самостоятельного искусства, так и в виде психотерапевтического направления.
Влияние авангарда распространяется и на танец. В начале XX века развивается «свободный танец», представительницами которого были Л. Фуллер и А. Дункан. Свободный танец был направлен на поиск естественного, природного движения вне рамок академического балета – в качестве источника вдохновения могли использоваться природные явления, произведения искусства и т. д. Импровизация при обучении свободному танцу играла важную роль, помогая в становлении индивидуального стиля движения танцора [6, с. 99].
Благодаря влиянию А. Дункан и ее последователям в США и Европе активно развивались различные школы современного танца-модерн. Импровизационный танец оказал свое влияние на творчество многих выдающихся хореографов XX-XXI вв., таких как П. Бауш, М. Грэм, М. Эк, И. Киллиан, М. Борн, У. Форсайт, О. Нахарин и многих других [6, с. 99]; [9, с. 64].
Особого внимания стоит вклад основателя направления немецкого выразительного танца Р. фон Лабага, превратившего импровизацию в обучающий метод. В отличии от академического балета, обучение которому базируется на демонстрации и копировании, свободное движение в школе фон Лабага позволяло подготовить определенные варианты движений и комбинаций, которые затем могут быть использованы в выступлении. Фактически, Р. фон Лабаг дал начало методу импровизации как инструменту разработки танца, имеющего большое значение в современном мастерстве хореографа [6, с. 99-100].
В современном танце импровизация до сих не теряет своей актуальности и используется в разных форматах: импровизация в рамках определенной стилистики, танцевальный перфоманс, контактная импровизация, импровизация Форсайта и т. д. [9, с. 64].
Таким образом, импровизация прошла долгий путь от естественной составляющей народного искусства до инструмента поиска новых форм и средств выразительности. В современном танце импровизация используется с целью определения и развития индивидуального стиля танцора, раскрытия его исполнительского, эмоционального и чувственного потенциала, формирования выразительности [1, с. 187]. Для наибольшей эффективности танцевальная импровизация может сочетаться с инструментами и методиками актерского мастерства и включать в себя работу с музыкальным материалом. Более подробно формы использования танцевальной импровизации в образовательном процессе будут рассмотрены в главе 2.
- Развивающие и воспитательные возможности импровизации в образовательном процессе
Использование импровизации на занятиях по хореографии с детьми разного возраста позволяет решить широкий круг педагогических задач и может стать эффективным методом в воспитании и развитии творческих способностей воспитанников.
- Развивающие возможности импровизации.
Использование импровизации в образовательном процессе может оказать положительное влияние на развитие таких компонентов исполнительского мастерства как:
- Музыкально-ритмическое чувство;
- Способность к овладению различными танцевальными стилями;
- Формирование индивидуального стиля и особенностей пластики воспитанника;
- Формирование навыков работы с музыкальным материалом: стилем, настроением, темпом и т. д.;
- Повышение уровня технического мастерства воспитанников;
- Артистизм и способность воплощать актерский образ в процессе исполнения танцевального номера [4]; [5, с. 6].
Кроме того, использование импровизационных техник в процессе урока может помочь педагогу-хореографу определить уровень танцевальных возможностей, а также особенности танцевальной лексики группы, на которые можно будет опираться при постановке номера на конкретную группу учащихся.
Импровизация в процессе обучения также оказывает положительное влияние на развитие следующих составляющих когнитивной и эмоционально-волевой сферы воспитанников:
- Образное мышление;
- Креативность;
- Способность к принятию нестандартных решений;
- Двигательная память и психомоторные способности;
- Эмоциональный и социальный интеллект;
- Внимание;
- Эмпатия и т. д. [5, с. 6]; [7, с. 123].
- Воспитательные возможности импровизации.
В зависимости от формы проведения, импровизационные упражнения могут решать широкий круг воспитательных педагогических задач в работе с детьми разного возраста.
Индивидуальная импровизационная работа предполагает создание воспитанниками определенного образа в зависимости от музыкального материла и/или задания педагога, что требует развитого воображения и широкого кругозора. Таким образом, импровизационные упражнения развивают внутреннюю культуру воспитанников, стимулирует расширение кругозора за счет изучения литературы, кинематографа, живописи, музыки, скульптуры и других видов искусства, воспитывают в детях исследовательский интерес и уважение к культурному наследию [7, с. 125].
В рамках групповой работы импровизационная работа воспитывает в детях умение работать в команде: уважать окружающих и их творческие решения, договариваться и искать компромиссы, распределять обязанности и нести ответственность за свою часть работы.
Также групповая работа может помочь педагогу-хореографу оценить психологический климат в группе: определить лидеров группы, энтузиастов, не заинтересованных в работе на занятии детей, не уверенных в себе или имеющих эмоциональные зажимы, а также распознать негативные отношения в группе и предпринять определенные действия для предотвращения возникновения острых конфликтных ситуаций и профилактики буллинга.
Таким образом, использование различных форм импровизационных упражнений в учебном процессе может стать эффективным инструментом для развития творческих способностей воспитанников, оказать влияние на благополучное развитие эмоционально-волевой и когнитивной сфер, а также сформировать навыки социальной адаптации и конструктивного взаимодействия с окружающими.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
- Формы использования импровизации в учебном процессе
Как уже было отмечено ранее, импровизационная работа может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. В зависимости от времени проведения и сложности организации процесса и выполняемых заданий, в рамках занятий по хореографии в музыкальном театре могут использоваться разные формы импровизации.
- Импровизация в рамках тренажных комбинаций.
К самой простой форме применения импровизации на занятии по хореографии относится добавление импровизационных элементов в экзерсис.
Включение импровизации в экзерсис может проходить поэтапно. На начальном уровне во время выполнения разученной тренажной комбинации воспитанникам предлагается самостоятельно придумать финальную позировку комбинации.
На следующем уровне детям предлагается самостоятельно придумать port de brass для выполняемой тренажной комбинации – в данном случае предполагается выполнение комбинаций экзерсиса в медленном темпе (plie, rond de jamb per terre, adagio).
На следующем уровне сложности задания педагог оставляет музыкальный отрывок (от 4 до 16 тактов) в финале тренажной комбинации; воспитанникам предлагается закончить ее в импровизационной форме.
- Импровизация в рамках одного занятия (1 ак. час)
- Свободная импровизация
В рамках учебного процесса бывает полезным посвятить целое занятие импровизации. Музыкальный материал для импровизации может быть выбран как детьми, так и педагогом. В случае, когда музыку выбирают дети, занятие организуется следующим образом:
- Осуществляется выбор музыкальной композиции, наиболее понравившейся детям;
- Определяется формат работы: индивидуальный или групповой;
- Выделяется ограниченное количество времени на импровизацию и сочинение небольшого хореографического отрывка. Длительность отрывка не фиксирована и зависит только от желания и возможностей учащихся;
- В оставшееся время осуществляется показ и обсуждение созданных учащимися отрывков.
Когда выбор музыки осуществляется педагогом, занятие организуется таким же образом. Такой формат чаще всего используется при подготовке к постановочной работе: в этом случае у педагога-хореографа есть возможность оценить реакцию воспитанников на музыкальный материал и пластическое воплощение музыки, а также увидеть особенности танцевальной лексики воспитанников вне рамок привычной формы организации занятий.
- Импровизация на заданную тему
Следующий формат применения импровизации на занятии – импровизация на заданную тему. Занятие организуется также, как и в случае свободной импровизации, включая выбор музыкального материала. Темы импровизаций могут быть разными, например:
- Эмоции, настроение, состояния (напр. обида, восторг, лень и т. п.);
- Время года;
- Образ (напр. пол, возраст, комплекция, профессия, эпоха);
- Праздники, события (Новый год, каникулы, день рождения и т. д.)
В конце занятия так же проводится показ и обсуждение созданных отрывков.
- Импровизация с предметом
Импровизация с предметом – более сложная форма импровизационной работы, предполагающая наличие у детей опыта сценической работы с предметом. Важность данного формата обусловлена возможностью расширить свой танцевальный диапазон, закрепить навык владения предметом и найти новые возможности использования предмета в танце. Использование предмета в импровизации может сочетаться с другими форматами: индивидуальным или групповым, свободным или тематическим. В целях упрощения задачи музыкальный материал подбирается педагогом. В качестве реквизита могут использоваться (см. рис. 1. в приложении):
- Предметы одежды (шляпа, шарф, плащ, платок и т. п.);
- Предметы обихода (зонт, чемодан, стул, рюкзак и т. п.);
- Спортивный инвентарь (баскетбольный или теннисный мяч, скакалка, помпоны и т. п.);
- Бутафорское оружие (шпага, пистолет, лук и т. п.)
- Баттл
Еще одной формой организации учебного процесса является импровизация в форме баттла. Занятие проходит в форме соревнования между воспитанниками. Для проведения баттла педагогом выбирается музыкальная композиция с четким ритмом и ровным динамическим фоном. Возможны разные форматы проведения баттла:
По организации:
- Индивидуальная работа: все участники стоят в полукруге; каждый по очереди исполняет свое импровизационное соло, выходя в центр полукруга. Победителем становится участник, придумавший наибольшее количество танцевальных связок;
- Состязание команд. Команды могут формироваться по разным принципам: по возрасту (в случае сводных занятий), по росту, мальчики-девочки, произвольным образом и т. д. Как правило, состязаются 2 команды.
По форме проведения:
- Свободная импровизация;
- Тематическая импровизация: импровизация, предполагающая выполнение определенного задания от педагога. Возможно использование всех форм, описанных ранее: работа с образом, заданной эмоцией, взаимодействие с предметом, импровизация на праздничную тему и т. д. Также возможно выполнения определенного технического задания, например: заданный для каждой команды танцевальный элемент, который должен быть включен в связку (подскоки, хлопки и т. п.) или фиксированная финальная позировка – своя для каждой команды.
- Мастер-класс (2 ак. часа)
Проведение мастер-класса направлено на углубленное изучение импровизационного метода в хореографии, формирование навыков сочинения танца, возникновение интереса к профессии балетмейстера – профориентацию. Проведение занятий в форме мастер-класса реализуется в рамках программ летнего интенсива и раздела «Театральный джем» в основной комплексной образовательной программе коллектива МЭТС «Розыгрыш», отведенного для получения воспитанниками театра углубленных знаний в разных областях театрального искусства.
В результате мастер-класса ожидается создание участниками законченного этюда, рожденного из импровизации.
План занятия в форме мастер-класса по импровизации:
- Вводная часть: приветствие, сообщение темы и цели занятия, ознакомление учащихся с понятием импровизации;
- Подготовительный этап: разучивание танцевальной комбинации, заранее подготовленной педагогом-хореографом, которая станет основой для дальнейшей самостоятельной работы; комбинация должна быть простой, без стилистических особенностей, не вызывающих ассоциаций с определенным образом. Наиболее удачным вариантом будет комбинация, пригодная для исполнения под любой аккомпанемент с соответствующим музыкальным размером.
- Основной этап: участникам объясняется задание – создание хореографического этюда на базе выученной комбинации в определенном образе (напр. марионетки). Работа проходит в несколько шагов: во-первых, участниками осуществляется знакомство с выбранным образом: обсуждение, просмотр фото- и видеоматериалов, показ и т. д. (см. пример в приложении 1) Во-вторых, прояснение возможностей работы с заданной комбинацией – учащимся дается свобода в трансформации материала (повтор некоторых элементов, добавление новых, актерское наполнение этюда: миманс, жесты, падения и т. п.) – запрещается только изменение структуры комбинации и удаление из нее элементов. Далее происходит самостоятельная работа участников над созданием этюда.
- Завершающий этап: показ созданных этюдов, обсуждение результатов мастер-класса, сбор обратной связи от участников.
Рекомендации по использованию методической разработки
Методическая разработка по использованию импровизации в рамках образовательного процесса на занятиях по хореографии будет полезна педагогам дополнительного образования: педагогам-хореографам танцевальных и театральных коллективов. С помощью материалов, изложенных в настоящей работе, педагог сможет расширить свой инструментарий образовательных методов, разнообразить образовательный процесс и опробовать новые формы проведения практических занятий. Также на базе разработки можно составлять программы мастер-классов и импровизационных занятий и разрабатывать образовательные программы, включающие импровизацию в качестве одного из развивающих инструментов.
Приложение 1.
Иллюстративный материал методической разработки
Рис. 1. Взаимодействие с предметом (тазик, платок, мяч, подушка, шляпа, швабра) в номерах МЭТС «Розыгрыш».
Рис. 2. Фред Астер в фильме «Королевская свадьба». Работа с предметом (вешалка).
Рис. 3. Слава Полунин, «Пальто». Работа с предметом и образом.
Рис. 4. «Марионетка обрывает нити». Работа над образом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вернигора О. Н., Воробьева О. А. Импровизация в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история / О. Н. Вернигора, О. А. Воробьева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №. 1 (62). – С. 186-187.
- Гальперин П. Я. Формирование умственных действий / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1981. – 400 с.
- Карпенко В. Н., Карпенко И. А. Танцевальная импровизация как феномен танцевальной культуры: генезис и современность / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – №. 4 (71). – С. 101-104.
- Карпенко В. Н., Ладыгина Е. О. Импровизация и хореография: индивидуальность и взаимосвязь / В. Н. Карпенко, Е. О. Ладыгина // Культура и время перемен. – 2018. – №. 4. – С. 12.
- Карпенко В. Н., Чалова А. И. Место импровизации в формировании хореографических способностей / В. Н. Карпенко, А. И. Чалова // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – №. 2. – С. 5-7.
- Матушкина М. В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ в. / М. В. Матушкина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 9. – С. 98-101.
- Романова Е. В. Импровизация как метод развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях эстрадной вокально-хореографической студии / Е. В. Романова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – №. 2. – С. 122-127.
- Харькин В. Н. Импровизация... Импровизация? Импровизация! / В. Н. Харькин. – М.: Магистр, 1997. – 288 с.
- Чалова А. И., Овечкина И. С. Танцевальная импровизация как жанр современной хореографической культуры / А. И. Чалова, И. С. Овечкина // Развитие социально-культурной сферы юга России. – 2017. – С. 63-65.
- Lampert F. Tanzimprovisation: Geschichte-Theorie-Verfahren-Vermittlung / F. Lampert. – Transkript Verlag, 2015. – Т. 7. – 222 s.
Интернет-ресурсы
- «Марионетка обрывает нити». – URL: https://youtu.be/fqALmUbFFEI?si=CEPIxA5x2W5C-MDk (дата обращения: 20.04.2024)
- «Фред Астер танцует с вешалкой». – URL: https://youtu.be/EE3c2VYey-E?si=RlGENP3Vqbi4aRZ9 (дата обращения: 20.04.2024)
- «Галина Уланова. Танец с зонтиком из балета «Красный цветок»». – URL: https://youtu.be/PQZhBEogsNg?si=JRdt1U07iL-asMMQ (дата обращения: 20.04.2024)
- «Кордебалет. США. 1985 год». – URL: https://youtu.be/e_27MZJaNl0?si=DR0blXmyCTH2Apt_ (дата обращения: 20.04.2024)
- «Миниатюра «Пальто». Слава Полунин». – URL: https://youtu.be/n5MYMp3JaAY?si=a-Ki5Pe5rAC2QmZK (дата обращения: 20.04.2024)



