Кузнецова Зинаида Александровна

сайт воспитателя интерната

"Вера вооружает человека очень большой силой" (КИРИЛЛ)

Профессия: воспитатель группы интерната

Профессиональные интересы: педагогика, гуманитарная педагогика, этнокультурное образование

Увлечения: походы, экспедиции, огородничество,рукоделие

Регион: Республика Коми

Населенный пункт: г. Сыктывкар

Место работы: Государственная общеобразовательная школа-интернат "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuznetsova-zinaida-aleksandrovna
"Научись видеть в детях истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и, помогая им самим это лучшее рассмотреть".
Ричард Бах

Я - воспитатель!

О себе

Работаю воспитателем в интернате с детьми, обучающимися на гуманитарном отделении. В наши группы приезжают дети из разных сельских районов республики для получения качественных знаний и подготовки к поступлению в ВУЗы гуманитарного профиля. Приезжая в 8 класс, будучи подростками 14-15 лет, ребята приходят в гимназию с индивидуальными личностными особенностями, набором жизненных ценностей, усвоенных в семье и в предыдущей школе. Большинство из них хорошо учились, были лидерами, своеобразными «звездочками» в своем классе. Однако, попав в новое образовательное и жизненное пространство, им только предстоит стать единым коллективом. Планируя свою педагогическую деятельность, мы формулируем сквозную воспитательную цель, рассчитанную на 4 года обучения. Применительно к нашему классу мы сформулировали её так: смоделировать и построить воспитательную систему, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности воспитанника, создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, отношениями доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Именно в коллективе создаются условия для личностного роста воспитанников, а это – главная цель воспитания.Воспитательная система нашего класса-группы во многом обусловлена личностными качествами, жизненными приоритетами и принципами педагогов, работающих в группе, такими, как: семейная домашняя атмосфера, высокая степень открытости, приоритет коллективизма над индивидуализмом,  принцип совместной деятельности, принцип моментального реагирования, принцип включенности родителей в воспитательный процесс.Системообразующей деятельностью, разной по формам и содержанию, посредством которой   достигаются   поставленные цели в нашем коллективе,  являются  для нас традиции класса.      И в этом понимании традиции дети и педагоги выступают представителями разных поколений и носителями разных ценностей, поэтому очень важно, чтобы традиции не были навязанными, не носили формальный характер.  Иначе, требуя от детей больших усилий,  они (традиционные мероприятия) радуют тех, кто был когда-то их активным участником и оставляет совершенно равнодушными тех, ради кого затевался бал.Многолетний опыт педагогической деятельности позволил нам понять, что именно традиции класса-группы становятся важнейшим каналом трансляции значимых для нас ценностей и идеалов, усваиваемых детьми, и педагог становится своеобразным маяком, посылающим детям позитивную энергию.

Позволю себе  назвать  традиционные формы работы нашего класса:

      День рождения класса;

     Спевки;

     Походы и выезды класса, организованные по методике КТД (коллективных творческих дел), в том числе коммунарский сбор класса;

    Летопись класса;

     Оформление группы ;

     Родительские собрания, проводимые совместно с детьми;

     Классный конкурс «Лидер».

Остановимся более подробно на конкурсе"Лидер"

Момент поощрения по итогам года очень важен для каждого ребенка, даже если его успехи не столь очевидны. Мы дифференцируем отношение к учебной деятельности ребят и к личностным достижениям каждого ребенка. На наш взгляд,  всегда есть качества, за которые можно быть благодарным человеку и отметить эти качества публично – значит поддержать ребенка, закрепить ситуацию успеха. При этом успех в нашем понимании это не только  отличные оценки по учебным предметам, но и  новая интересная мысль, сформулированная самим ребенком, торжественно-приподнятое состояние души, преодоление своих личных преград, познание, открытие.

Состояние «ожидания радости» - важнейшее условие успешности любого дела. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что чего-то стоит, как человек. К тому же,  по мнению Н.Е. Щурковой ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности.

            Каждый ребенок, являясь индивидуальностью, несет в себе некие черты, особенности, способности и возможности, которые при удачном сочетании в коллективе в рамках совместной деятельности могут в значительной степени способствовать становлению и развитию всех и каждого.

          Есть три способа положительно влиять на ребенка: через увлекательность подаваемой информации, через прямое воздействие на мир детских чувств, через включение детей в разнообразную привлекательную  деятельность.

Именно эти мысли подвигли нас к разработке основных положений  классного  конкурса «Лидер», который проводится по  номинациям уже несколько лет. Победитель в каждой номинации награждается Памятным дипломом и подарком, символизирующим номинацию. Подарки готовятся своими руками. Обязательным условием конкурса является коллективный творческий подход.

Следует особо отметить, что за внешней организационной работой  в коллективе в целом и в каждом  ребёнке в отдельности идет очень важная внутренняя работа – рефлексия собственных  личностных качеств, рефлексия  собственного соответствия тем  или иным требованиям номинаций. Осознание своих  трудностей, сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним, рефлексия  развития или стагнации  является неотъемлемой частью процесса личностного саморазвития.

           Торжественная церемония награждения победителей в номинациях  проводится на итоговом родительском собрании. 

Вручение номинаций становится настоящим праздником, все ребята и педагоги в течение года на видном месте хранят призы прошлого конкурса, это подчеркивает их значимость для всех нас.

В целом, хочется отметить, что, прежде всего, в номинациях проявляются ценностные ориентации детей или, хотя бы, стремление к ним. Конкурс дает возможность самоанализа внутреннего мира воспитанников, очень важного для них  соотнесение собственных представлений о себе с мнением  группы.

Как вы помните, цель воспитания – личностный рост воспитанников. Как отмечают психологи личность - это человек, свободно и ответственно определяющий своё ценностное (позитивное) отношение к миру, другим людям и к самому себе.  По такому же принципу мы можем  сгруппировать и наши номинации, большинство из которых касается человеческих качеств личности.

Фактически, в процессе выработки номинаций дети открывают в себе и в друг друге (или наоборот не открывают) те личностные качества, которые считают знаковыми  и они сами, и педагоги. Происходит процесс формирования идеалов, очень важный для сегодняшнего  разобщённого состояния нашего общества, для молодёжи.  Патриарх Всея Руси Кирилл, известный духовный авторитет нашего времени, не раз  подчеркивал необходимость    возрождения  общенациональных идеалов. Без идеалов, без национальной идеи мы ещё долго  будем оставаться   народонаселением  территории, богатой полезными  природными ресурсами, а не нацией, не единым народом!  С присущим ему лаконизмом, юмором и точностью в одном из интервью он отметил, что «никто не пойдёт умирать за удвоение ВВП (хотя это прекрасная экономическая задача), а вот за Отечество - пойдут». Наши номинации стремятся  к таким   идеалам, как патриотизм, готовность служению Отечеству, ответственность за всё, что происходит с моей страной, преодолении иждивенчества и другим.

 

Все вышеперечисленные традиции, на наш взгляд, помогают нам становиться не просто классом, а коллективом единомышленников. Это осознается ребятами как важная ценность жизни.

Свои мысли о важности традиций хотелось бы подтвердить словами известного педагога – главного редактора журнала «Классный руководитель» В.М.Лизинского: «Презрительное отношение к традициям сродни странному желанию маргиналов разрушать созданное просвещенной волей и руками разных поколений. Говорят, на голом месте и трава не растет. Устойчивость и постоянство есть естественное выражение формирования культурного слоя. Каждый человек, вспоминая прошлое, светлеет лицом, и сжатое время находит свое отражение в тех традиционно ярких, замечательных и удивительных событиях, которые ему дарит судьба».

          

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

 

 

Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингсон"

"Мост через вечность"

"Карманный справочник мессии"

Виктория Токарева.

 

 

Мой взгляд на мир

Если мы в рабочее время делаем то, что нам нравится и к чему у нас есть способности, то работа становится для нас настоящим удовольствием. Все когда было и есть желание заботиться о других, помогать. Готовность заботиться ежедневно, негромко, не напоказ. И, конечно, терпение, которое укрепляет душу.

Моё портфолио

«портфолио – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, который смещает акценты от житейских факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной…

Основной смысл портфолио « показать всё, на что ты способен».

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы