Кузяшева Юлия Владимировна

Сайт учителя химии

Профессия: Учитель химии

Профессиональные интересы: Поднятие престижа профессии учитель.

Увлечения: Чтение

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Сочи

Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №26

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuzyasheva
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
(Василий Ключевский)

О себе

Эссе "Я - учитель"

В мою «школьную пору» в педагогический поступали многие - просто потому что был невысокий проходной балл. Считалось, профессия не престижная, а высшее образование как-то получить надо. Именно поэтому многие из моих подруг, окончив вузы, навсегда забывали о профессии учителя. По сути, даже ее не узнав…

Все мы играли в детстве в школу. Заводили журналы, рассаживали кукол, (а иногда и подружек), писали на воображаемых досках и даже портили мелом несчастные боковинки мебели. А когда родители приходили в работы, усиленно оттирали, чтобы никто не заметил «следов преступления». Естественно, и я была учителем в своем воображаемом классе. Помню, особенно любила ставить оценки и объяснять решение задачи. Сразу такой взрослой себя чувствовала! Преподавала ли я строго? Пожалуй, да. Посажу, бывает, куклу перед собой и ругаю ее за то, что не выполнила задание или нахулиганила.

Что самое интересное, предпочтения какому-то предмету не отдавала – бралась за все понемногу: уравнение с воображаемым классом решала, ошибки проверяла в диктанте, проверяла скорость чтения. Если честно, связать свою жизнь со школой даже и не думала и уж точно не мечтала быть учителем. А химией вообще увлеклась скорее вопреки, чем благодаря. Самой не верится, что когда в 8 классе у нас начался этот предмет, отношения у нас сразу не заладились - уже в первой четверти нахватала двоек.

Не знаю, чем бы все это закончилось и писала бы я сейчас это эссе, если б не моя учительница по химии Галина Михайловна Матвеева, пожилая, умная, спокойная. Она любила повторять, что к любой задаче можно найти решение и любого ребенка можно научить. Благодаря ей у меня проснулся интерес к предмету.

К каждому ребенку действительно можно найти подход и объяснить даже, казалось бы, самое непонятное. Главное - дать ему понять, что он сможет, вселить надежду, а не обесценить его возможности, задавить даже самую микроскопическую тягу к знаниям. Вера и взаимопонимание творят чудеса. Когда твой ученик знает, что педагог в нем уверен, он сам свернет горы, чтобы оправдать доверие и не подвести. Все это еще очень важно потому, что закладывает фундамент для будущей жизни. Если ребенку с детства внушать или хотя бы давать понять, что он неспособный, бесталанный, комплекс неуверенности, скорее всего, поселится в нем навсегда. А взрослому человеку с таким «грузом» крайне непросто пробираться к вершинам карьерной лестницы или личного счастья. Не зря же фраза из культового советского фильма «Доживем до понедельника» - «Счастье – это когда тебя понимают» - стала почти фразеологизмом.

Понимать своих учеников – это и талант, и наука одновременно. Это не может прийти сразу, этому учишься. Хотя бы потому что разница поколений не всегда дает эту волшебную «силу сближения». Сегодня много говорят про «другое поколение» - детей, родившихся и выросших с гаджетами в руках. Якобы нам их уже не понять никогда. Но так же говорили в свое время и про нас – мы тоже казались кому-то не в меру дерзкими, кому-то вообще потерянными. При этом мы выросли, получили образование, создали семьи, стали уважаемыми людьми и профессионалами своего дела. Во многом все это случилось с нами как раз благодаря верным ориентирам, которые заложила нам школа. Несмотря на «лихие» 90-е, в которые мне довелось учиться. И сегодня я с благодарностью вспоминаю многих своих учителей и даже иногда ловлю себя на мысли, что стараюсь соответствовать, держать марку.

Моя мама медик, и я очень хотела пойти по ее стопам. Поэтому изначально химия мне нужна была для поступления в медицинский институт. Но поступить в тот год не удалось и, чтобы не потерять год, я поступила в Ивановский государственный университет на биолого-химический факультет. Видно, не судьба мне быть врачом. Сейчас уже не жалею, а сначала-то, конечно, была жизненная драма. Я и в школу пошла работать потому, что при наличии соответствующего образования было достаточно легко найти работу в незнакомом городе. Но потом втянулась и по-настоящему увлеклась. Сейчас понимаю, что у меня замечательная профессия, очень настоящая, искренняя и… женская. Все же мы, мамы, воспитываем своих детей, а у меня просто по жизни повышенная «педагогическая нагрузка». Иногда вообще думаю, преподавать в школе - это единственное, что я умею и что у меня получается. И это так хорошо, когда твое внутреннее ощущение совпадает с внешними результатами твоего труда.

Помню ли я свой первый урок? Почти нет. Точно помню только, что ожидала чего-то большего, а получилось все не так как хотелось и мечталось – шум в классе, дети, которые смотрели на меня изучающе, что доставляло мне дискомфорт. Мечтала, чтобы день поскорее закончился. И мне сейчас совершенно не стыдно в этом признаться, ведь это нормальная реакция молодого педагога на новую реальность. Профессия учителя – это всегда прежде всего опыт. Каким бы полезным вещам не учили нас в университетах, реальность все равно оказывается совершенно иной и вчерашний студент не может быть к ней готов. Просто потому, что он не знает, как это бывает и как это должно быть. С годами, конечно, приходит и уверенность, и самообладание, и спокойствие. Это и есть индикаторы профессионализма учителя. Хороший педагог решает любой конфликт не криком или угрозами, а прежде всего дипломатией. Только такие учителя и остаются у нас в памяти на всю жизнь и только такие учителя  способны действительно заразить предметом. Ведь репутация и авторитет завоевываются не запугиванием, а умением разобраться в ситуации и выйти из нее достойно.

Как не сказать о любви к тому делу, которым занимаешься? Без этого, безусловно, ничего не получится. Равнодушие дети сканируют сразу, так же как и азарт, горящий глаз и желание передать опыт, поделиться самым сакральным знанием. В такие моменты и происходит настоящий энергетический обмен между учителем и классом. Я получаю удовлетворение от урока только тогда, когда не просто стою и рассказываю новую тему или опрашиваю ребят, а когда идет активная обоюдная работа, со стороны детей чувствуется отдача, весь урок проходит в динамике, интенсивном ритме. Но постоянный диалог должен кто-то инициировать. Не секрет, что зажечь детей – непростая задача. Поэтому приходится всегда быть на гребне волны, понимать и чувствовать их интерес и запрос, соответствовать их ожиданиям. Хотя очень часто это бывает ой, как непросто!

Мое главное учительское счастье – это когда после урока какой-нибудь ребенок подходит и просит объяснить непонятный момент, помочь с задачей или уравнением. В такие моменты чувствуешь, что ты не зря стараешься, если дети действительно хотят что-то понять и чему-то научиться, причем именно по твоему предмету, а не только потому, что им нужны хорошие оценки. Хотя и это немаловажно. Мне приятно смотреть на детей и их заинтересованные глаза, когда рассказываю им какие-нибудь интересные факты из биографии ученых или показываю химические опыты. Только ради этого света глаз стоило когда-то выбрать профессию учителя.


 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классикой советской педагогики - книга А.С. Макаренко "Педагогическая поэма".Она учит не бояться трудностей, идти вперёд, преодолевая препятствия.

Целое поколение учителей выросло на книгах В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина". Василий Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни..." Многие проблемы, которые затрагивает автор, не потеряли своей актуальности и в наши дни. 

 

Моё портфолио

Общение с детьми заряжает энергией и наполняет сердце радостью

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы