Кузяшева Юлия Владимировна

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

(Василий Ключевский)

Эссе "Я - учитель"

В мою «школьную пору» в педагогический поступали многие - просто потому что был невысокий проходной балл. Считалось, профессия не престижная, а высшее образование как-то получить надо. Именно поэтому многие из моих подруг, окончив вузы, навсегда забывали о профессии учителя. По сути, даже ее не узнав…

Все мы играли в детстве в школу. Заводили журналы, рассаживали кукол, (а иногда и подружек), писали на воображаемых досках и даже портили мелом несчастные боковинки мебели. А когда родители приходили в работы, усиленно оттирали, чтобы никто не заметил «следов преступления». Естественно, и я была учителем в своем воображаемом классе. Помню, особенно любила ставить оценки и объяснять решение задачи. Сразу такой взрослой себя чувствовала! Преподавала ли я строго? Пожалуй, да. Посажу, бывает, куклу перед собой и ругаю ее за то, что не выполнила задание или нахулиганила.

Что самое интересное, предпочтения какому-то предмету не отдавала – бралась за все понемногу: уравнение с воображаемым классом решала, ошибки проверяла в диктанте, проверяла скорость чтения. Если честно, связать свою жизнь со школой даже и не думала и уж точно не мечтала быть учителем. А химией вообще увлеклась скорее вопреки, чем благодаря. Самой не верится, что когда в 8 классе у нас начался этот предмет, отношения у нас сразу не заладились - уже в первой четверти нахватала двоек.

Не знаю, чем бы все это закончилось и писала бы я сейчас это эссе, если б не моя учительница по химии Галина Михайловна Матвеева, пожилая, умная, спокойная. Она любила повторять, что к любой задаче можно найти решение и любого ребенка можно научить. Благодаря ей у меня проснулся интерес к предмету.

К каждому ребенку действительно можно найти подход и объяснить даже, казалось бы, самое непонятное. Главное - дать ему понять, что он сможет, вселить надежду, а не обесценить его возможности, задавить даже самую микроскопическую тягу к знаниям. Вера и взаимопонимание творят чудеса. Когда твой ученик знает, что педагог в нем уверен, он сам свернет горы, чтобы оправдать доверие и не подвести. Все это еще очень важно потому, что закладывает фундамент для будущей жизни. Если ребенку с детства внушать или хотя бы давать понять, что он неспособный, бесталанный, комплекс неуверенности, скорее всего, поселится в нем навсегда. А взрослому человеку с таким «грузом» крайне непросто пробираться к вершинам карьерной лестницы или личного счастья. Не зря же фраза из культового советского фильма «Доживем до понедельника» - «Счастье – это когда тебя понимают» - стала почти фразеологизмом.

Понимать своих учеников – это и талант, и наука одновременно. Это не может прийти сразу, этому учишься. Хотя бы потому что разница поколений не всегда дает эту волшебную «силу сближения». Сегодня много говорят про «другое поколение» - детей, родившихся и выросших с гаджетами в руках. Якобы нам их уже не понять никогда. Но так же говорили в свое время и про нас – мы тоже казались кому-то не в меру дерзкими, кому-то вообще потерянными. При этом мы выросли, получили образование, создали семьи, стали уважаемыми людьми и профессионалами своего дела. Во многом все это случилось с нами как раз благодаря верным ориентирам, которые заложила нам школа. Несмотря на «лихие» 90-е, в которые мне довелось учиться. И сегодня я с благодарностью вспоминаю многих своих учителей и даже иногда ловлю себя на мысли, что стараюсь соответствовать, держать марку.

Моя мама медик, и я очень хотела пойти по ее стопам. Поэтому изначально химия мне нужна была для поступления в медицинский институт. Но поступить в тот год не удалось и, чтобы не потерять год, я поступила в Ивановский государственный университет на биолого-химический факультет. Видно, не судьба мне быть врачом. Сейчас уже не жалею, а сначала-то, конечно, была жизненная драма. Я и в школу пошла работать потому, что при наличии соответствующего образования было достаточно легко найти работу в незнакомом городе. Но потом втянулась и по-настоящему увлеклась. Сейчас понимаю, что у меня замечательная профессия, очень настоящая, искренняя и… женская. Все же мы, мамы, воспитываем своих детей, а у меня просто по жизни повышенная «педагогическая нагрузка». Иногда вообще думаю, преподавать в школе - это единственное, что я умею и что у меня получается. И это так хорошо, когда твое внутреннее ощущение совпадает с внешними результатами твоего труда.

Помню ли я свой первый урок? Почти нет. Точно помню только, что ожидала чего-то большего, а получилось все не так как хотелось и мечталось – шум в классе, дети, которые смотрели на меня изучающе, что доставляло мне дискомфорт. Мечтала, чтобы день поскорее закончился. И мне сейчас совершенно не стыдно в этом признаться, ведь это нормальная реакция молодого педагога на новую реальность. Профессия учителя – это всегда прежде всего опыт. Каким бы полезным вещам не учили нас в университетах, реальность все равно оказывается совершенно иной и вчерашний студент не может быть к ней готов. Просто потому, что он не знает, как это бывает и как это должно быть. С годами, конечно, приходит и уверенность, и самообладание, и спокойствие. Это и есть индикаторы профессионализма учителя. Хороший педагог решает любой конфликт не криком или угрозами, а прежде всего дипломатией. Только такие учителя и остаются у нас в памяти на всю жизнь и только такие учителя  способны действительно заразить предметом. Ведь репутация и авторитет завоевываются не запугиванием, а умением разобраться в ситуации и выйти из нее достойно.

Как не сказать о любви к тому делу, которым занимаешься? Без этого, безусловно, ничего не получится. Равнодушие дети сканируют сразу, так же как и азарт, горящий глаз и желание передать опыт, поделиться самым сакральным знанием. В такие моменты и происходит настоящий энергетический обмен между учителем и классом. Я получаю удовлетворение от урока только тогда, когда не просто стою и рассказываю новую тему или опрашиваю ребят, а когда идет активная обоюдная работа, со стороны детей чувствуется отдача, весь урок проходит в динамике, интенсивном ритме. Но постоянный диалог должен кто-то инициировать. Не секрет, что зажечь детей – непростая задача. Поэтому приходится всегда быть на гребне волны, понимать и чувствовать их интерес и запрос, соответствовать их ожиданиям. Хотя очень часто это бывает ой, как непросто!

Мое главное учительское счастье – это когда после урока какой-нибудь ребенок подходит и просит объяснить непонятный момент, помочь с задачей или уравнением. В такие моменты чувствуешь, что ты не зря стараешься, если дети действительно хотят что-то понять и чему-то научиться, причем именно по твоему предмету, а не только потому, что им нужны хорошие оценки. Хотя и это немаловажно. Мне приятно смотреть на детей и их заинтересованные глаза, когда рассказываю им какие-нибудь интересные факты из биографии ученых или показываю химические опыты. Только ради этого света глаз стоило когда-то выбрать профессию учителя.


 

Добавить запись

Защита от спам-роботов