Ларионова Елена Ильинична

Сайт учителя русского языка и литературы

"Имей сердце, имей душу, будешь человеком во все времена"

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Развитие творческих способностей учащихся

Увлечения: Театр, музыка, книги

Регион: Чувашская Республика

Населенный пункт: пос.Урмары Урмарского района

Место работы: МБОУ "Урмарская СОШ имени Г.Е.Егорова"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/larionova-ei
Вы прекрасный учитель, запомните это, И у вас - бесподобные ученики.
Ирина Львова

Добро пожаловать на мой сайт!

О себе

Родилась 27 февраля 1967 года в Чувашии.  Училась В ЧГУ имени Ульянова. Стала учителелем русского языка и литературы.  Работаю в школе 23 года. Имею высшую квалификационную категорию.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"

В Гюго "Отверженные"

А.Костюнин "Поводырь"

А.Приставкин "Ночевала тучка золотая" ит.д.

Мой взгляд на мир

Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.

       Я всегда знала, что стану педагогом. Таким образом, окончив в 1990 году Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова, я стала учителем русского языка и литературы.

       Школа - самая удивительная страна, где каждый день не  похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего- то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить времени на пустое… где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.

        Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе.

        Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю – каждый ребенок талантлив! Но талантлив по- своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».  Но развивать творческие способности детей только на уроках – нереально. И работа продолжается после уроков, в театральной студии, которая основана в 2000 году.

        В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.  Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, придерживаюсь нескольких истин:

  • Отдых - значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.
  • Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
  • Коллективизм – любое дело для всех и каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.
  • Творчество – ищи в новом старое, в старом- старое, в новом- новое.
  • Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
  • Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.

Детям есть, где приложить свои способности:

        Они не только посещают занятия студии, но и активны во всех мероприятиях, проводимых в школе;

Выступают с сообщениями, докладами, презентациями на уроках, конференциях;

Участвуют в конкурсах, концертах, проводимых в районе;

        …дети – активные существа, деятельные личности, стремящиеся к творчеству, преобразованию, поэтому надо видеть себя в них; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо жить жизнью детей, чтобы быть настоящим ПЕДАГОГОМ.

Мои достижения

       Я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».    В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. 

    Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять. Выдумывать, фантазировать, перевоплощаться.  Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

     И что же я для этого делаю? Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.   

 Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее. Самое главное – заинтересовать ребенка. Например, в 10 классе до начала изучения творчества Л.Н.Толстого знакомлю учащихся с дневниковыми записями  великого писателя. Десятиклассники уже самостоятельно находят и изучают биографию писателя.

 Для активации творчества учащихся используются нестандартные формы уроков: конкурсы стихотворений, инсценировок, литературные викторины, урок- практикум, урок – конференция, урок – защита и т.д. Дети, особенно старшеклассники, получают индивидуальные работы творческого характера.

Много внимания уделяется игровым формам обучения. Дети с удовольствием решают задачи в играх: «Третий лишний», «Составь слово», «Найди слово» или «Поле чудес», «Наш толковый словарь» и др. В такой же игровой форме заполняются тетради по литературе и тетради-словарики по русскому языку. В этих тетрадях учащиеся, особенно 5-6 классы, могут рисовать, клеить разные наклейки, записывать понравившиеся высказывания известных людей, стихи собственного сочинения и т.д. В итоге получаются яркие,  красочные книжечки, которые будут храниться и после того, как ребята уйдут из школы.

 На уроках русского языка и литературы целенаправленно ведется работа по усвоению стилей речи, по раскрытию секрета искусства слова, умению общаться, высказываться кратко, лаконично, образно. Выражать свои мысли учащиеся учатся в разных жанрах: (стихи), эпических (сочинение. Эссе, рассказы, сказки) и драматических (сценарии к творческим вечерам, сценическим выступлениям).  Все творческие работы хранятся в папках.

На уроках литературы много внимания уделяется обучению навыкам выразительного чтения. Для этого проводится речевая гимнастика. Далее – отработка умения видеть изобразительно- выразительные средства языка, опорные слова, помогающие создать образную картину, расшифровать идею художественного произведения, характеризуется звуковая, цветовая оболочка текста.

  Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.  «Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Например,  словарная работа на уроке превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами (в учебниках русского языка под редакцией Разумовской их отмечают как ЗСП), самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление. Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

 Исследовательская деятельность продолжается и после уроков. Мои ученики – активные участники научно- исследовательской конференции школы и района. Так в 2009-2010 учебном году  на районной конференции по русскому языку и литературе ученица 9в класса Надежда Егорова заняла 1 место («Неологизмы 21 века»). Николаева Алена -3 место (Устаревшие слова в рассказах А.П.Чехова»). Ученицы 9в класса Егорова Надя и Александрова Катя получили дипломы участников международного конкурса  «Белая купель» по творчеству А.Костюнина. Николаева Алена сейчас занимается исследовательской деятельностью по творчеству карельского писателя А.Костюнина.

 Результатом работы по теме данной концепции является стабильно высокое   качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.  Мои ученики постоянные участники районных олимпиад, различных конкурсов. В 2009-2010 учебном году Григорьева Арина, ученица 9в класса, заняла 1 место на районной олимпиаде по русскому языку и вошла в десятку на республиканской олимпиаде. Егорова Надежда – 3 место на районной олимпиаде по литературе.

Михеева Юлия, ученица 7б класса,  стала победителем в районном конкурсе, призером на республиканском конкурсе чтецов, посвященном Году земледельцев. 

В 2010-2011 учебном году на районной олимпиаде по русскому языку и литературе заняли 2 места Ларионова Татьяна (8б), Тукмакова Даша (10а), Николаева Алена (10а).

Я считаю, что участие в различных конкурсах развивает учащихся. Мои ученики ежегодно участвуют в международном конкурсе «Русский медвежонок», занимают призовые места. Так в этом учебном году из 46 участников этого конкурса 4 человека стали победителями. Иванова Ирина (5б) 1 место по школе, Кузьмина Наташа (6б) 1 место по школе, Назарова Марина (8б) 2 место по школе, Смирнова Марина (10а) 1 место по школе.

 Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. Но как заинтересовать детей?  Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Театральная студия, которая основана в 2000 году.

Для успешной работы театральной студии разработана программа, рассчитанная на четыре года занятий с детьми среднего возраста (с 5 по 8 класс). Цель программы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика; гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.  Данная программа одобрена на республиканском фестивале педагогических идей учителей – словесников «Открытый урок».

Считаю, что театр объединяет, сплачивает коллектив класса. При подготовке мероприятии все заняты делом. Здесь нет моего и твоего, если даже выступают два человека, работают все. Кто- то рисует, кто- то подбирает музыку, кто- то занят костюмом и т. д. На этом же этапе привлекаем в помощь родителей учащихся.  Родители с удовольствием откликаются, помогают,  активно участвуют на наших мероприятиях.

Кроме репетиций и разных постановок интересно и полезно организовать работу вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого можно устроить чтение рефератов на классных часах, походы в музеи, к памятным местам, связанным с содержанием пьесы. Например, перед постановкой эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» была проведена предварительная работа по изучению эпохи и творчества писателя. Был организован круглый стол с чтением рефератов и презентацией. С творчеством А.С.Пушкина подробнее  познакомились во время поездки в Болдино, стихи татарского поэта Муссы Джалиля с вдохновением читались именно после посещения достопримечательностей г.Казани.  А Золотое кольцо России! Побывали в тех местах в Ростове Великом, где снимался знаменитый фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Столько эмоций, впечатлений! Получили заряд на дальнейшую творческую работу. Такая работа делает жизнь учащихся интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает класс и обогащает новыми познаниями. Очень важно учиться еще и у настоящих мастеров сцены, чему помогают совместные посещения театров. 

  Уверена, что занятия театральным искусством помогают ввести детей в страну художественного воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям, развивают творческие способности детей. Они обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театрализованной деятельности. Об этом же говорят отзывы выпускников, в которых звучат слова благодарности и признания. «…вы своим трудом открываете в детях человеческую сущность и талант. Вы видите и понимаете человеческую душу… Благодаря Вам я стал лучше себя понимать…поверил, что я талантлив.  Спасибо вам за все…»;  «В нашем классе всегда витал дух сплоченности, дружбы, уважения друг друга. Я чувствовала себя членом большой семьи. Спасибо Вам…»

“Ни одного равнодушного рядом!” – девиз моей деятельности.    Убеждена, что развитию творческих способностей учащихся способствуют внеклассные мероприятия,  к подготовке и проведению которых нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей, представителей общественных организаций. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем. Именно с этой целью я, как классный руководитель 8 б класса, стараюсь  организовать встречи с представителями разных организаций. Ребята не остались равнодушными к встрече с протоиреем Тихвинской церкви  отцом Леонидом, инспектором по делам несовершеннолетних Михайловой Светланой Петровной,  ветераном педагогического труда Бадановой Еленой Ивановной, выпускницей нашей школы, студенткой Казанского авиационного института Аней Егоровой. Проходят психологические занятия - тренинги с психологом школы Никифоровой Т.Н. На эти занятия приглашаются и родители. В тесном сотрудничестве работаем с районной детской библиотекой, постоянно участвуем в мероприятиях, организуемых работниками библиотеки.

 Цепочка “учитель литературы – библиотекарь – учащиеся – родители – учителя других предметов” должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только таким образом мы можем воспитать творческую личность, которая сумела бы реализоваться в современной жизни.

 Чтобы зажечь других, надо гореть самому. Если ты сам не творческая личность, то вряд ли заинтересуешь детей. В 2009 году стала призером районного конкурса «Самый классный классный». В 2010 году победила в номинации «Художественное творчество» в районном конкурсе «Сердце отдаю детям»; участвовала в республиканском фестивале педагогических идей учителей – словесников «Открытый урок»; заняла 2 место на районном этапе республиканского конкурса «И гордо реет флаг державный», посвященного Дню государственных символов  Чувашской республики, участвовала на республиканском этапе. Заняла второе место в  районном конкурсе по инновационных проектов «Информационно- коммуникационные технологии в профессиональном творчестве работников образования». Являюсь победителем школьного конкурса «Учитель года- 2010» в номинации «Методическое мастерство».

 Мною разработаны программа элективных курсов для 10-11 классов «Культура речи» по книге А.Н.Мурашова, которая получила высокую оценку на кафедре  русского языка и литературы ЧРИО; программа театральной студии, рекомендованная для печати в журнале «Халах шкуле» на фестивале педагогических идей учителей словесников;  программа индивидуального развития ребенка «Сотвори себя сам» отправлена на «Фестиваль открытых уроков» в интернете. Работаю над циклом уроков по творчеству карельского писателя А.В.Костюнина.

 Великий педагог В.А.Сухомлинский называл школу Домом Радости. Считаю, что если мы, учителя , будем видеть в детях активных существ, деятельных личностей, стремящихся  к творчеству, преобразованию, и организуем настоящую творческую жизнь детей, то наша школа тоже будет называться Домом Радости. Я полагаю, что надо видеть себя в детях, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо жить жизнью детей, чтобы быть настоящим ПЕДАГОГОМ.

 

Моё портфолио

Я вам пишу: учитель - это незримый луч добра и света. С ним не прервется эстафета дерзаний, знаний и идей, поскольку в слове педагога и воплотилась, если строго, та вековечная дорога, что и возвысила людей. Средь мира доброго и злого оно нетленно - это слово, оно прийти всегда готово на помощь каждому из нас.

Когда начнешь "учитель - это...", то нет достойнее предмета, хоть это имя и воспето и уважаемо в веках, и все же есть нам что добавить, чтобы учителя прославить, который держит, не сгибаясь, весь мир на собственных руках.

Живи и здравствуй, о учитель, большой планеты лучший житель, ведь ты надежный излучитель непреходящего тепла. И пусть детей глаза и уши твое тепло впитают в души, чтоб нашу землю не разрушить, не дать спалить ее дотла.

Ты - средоточие культуры, так пусть же юные натуры, пройдя сквозь тернии и бури, умножат рвение твое и понесут по белу свету познаний радость человеку, возвысив школьную планету и славу вечную ее.

Пусть ты живешь порою скудно, пусть иногда бывает трудно, пусть, словно бедственное судно, тебя швыряет жизни шторм, но если ты гореть не будешь, то кто ж тогда откроет людям за вереницей темных буден пространства чистого простор?

О нет! Не зря: учитель - это незримый луч добра и света, с ним не прервется эстафета людской высокой доброты. Учитель, верь: твоя планета не пропадет в горниле века и обретет дорогу к свету, пока живешь на свете ты.

Геннадий СЮНЬКОВ

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы