Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Ларионова Елена Ильинична

Урок разработан в целях воспитания чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитания нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Разработка может быть использована  в работе с со школьниками подросткового возраста, т.к. именно в этот период формируется жизненная позиция гражданина, проблемы поиска смысла жизни и жизненных ориентиров становятся наиболее остры и актуальны. Тема урока: "С чего начинается Родина?" (Урок- раздумье по фильму А.Малюкова "Мы из будущего"). Фильм предлагается учащимся для анализа небольшими эпизодами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы

по теме «С чего начинается Родина?»

        Пояснительная записка.

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач образования, которая направлена на формирование и развитие личности, обладающей такими качествами гражданина, как патриотизм, уважение к памяти предков и истории Родины. Особенно актуальна эта задача  нынче, так как 2012 год объявлен президентом Российской федерации Годом Российской истории.

         Цель методической разработки:

 1.Воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

2.Развитие устной и письменной речи учащихся

         Задачи:

-создать условия для утверждения в сознании и чувствах школьников комплекса патриотических ценностей;

- создать условия для развития инициативы и творческих способностей учащихся;

- формировать активную жизненную позицию гражданина России.

Ожидаемый результат:

       Становление личности школьника, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к общечеловеческим ценностям и усвоившей эти ценности; человека с развитыми творческими способностями и возможностями реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.

Целевая аудитория:

     Данное занятие  разработано  для учащихся 8 класса, но может быть использовано в работе со школьниками подросткового возраста с 8 по 10 класс, так как именно в этот период формируется жизненная позиция гражданина, проблемы поиска смысла жизни и жизненных ориентиров становятся наиболее остры и актуальны.  

Тема урока:

«С чего начинается Родина?» (Урок – раздумье по фильму А. Малюкова «Мы из будущего»)    

Тип урока: урок развития речи.

Вид контроля: сочинение- рассуждение

Оформление класса: плакат ко Дню Защитников Отечества, стенгазета «Мой папа- солдат» с фотографиями пап, буклеты учащихся  на тему «Памятные страницы истории».

Музыкальное оформление: Песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина?» ( слова М.Матусовского , музыка В.Баснер)

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, диск с презентацией, фильм А.Малюкова «Мы из будущего», видеофильм об участнике Афганской войны Ларионове Ю.В.

Эпиграф к уроку: «Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее». Ушинский К.Д.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» Н.Рерих 

Структура урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2.Основная часть урока:

Работа по фильму А.Малюкова. Беседа.

Сообщение учителя об Афганской войне.

Видеофильм о Ларионове Ю.В.

Сообщение о Чеченской войне.

Работа по фильму Малюкова. Беседа.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

 Домашнее задание.

 Методические рекомендации: 

1.Предварительно учащиеся получают задание выпустить стенгазету «Мой папа - солдат», сделать буклеты об Афганской и Чеченской войне, историческую справку о Великой Отечественной войне 1941-1945г.

2.Необходимо заранее организовать просмотр фильма А.Малюкова «Мы из будущего».

3. Вместо видеофильма о Ларионове Ю.В. можно пригласить на урок участника Афганской или Чеченской  войны. Но здесь надо учитывать и то, что на беседу с гостем уйдет больше времени. А время на уроке ограничено, поэтому рекомендуется видеофильм. Гостя можно пригласить при желании на классный час.

4. Презентация, состоящая из 32 слайдов, идет в течение всего урока, от начала до конца, т.к. в ней отражены все части урока.

5.Фильм «Мы из будущего» предлагается учащимся для анализа небольшими эпизодами.

6.Желательно, чтобы презентация демонстрировалась на большом экране, т.к. эмоциональный настрой урока  во многом зависит от этого.

     

Урок - раздумье «С чего начинается Родина?» был разработан и проведен в рамках семинара директоров школ в Урмарской СОШ №1 имени Г.Е.Егорова в 2010-2011 учебном году, дополнен и доработан в рамках школьного метод объединения в 2012 году.  

      На районном  конкурсе методических разработок уроков русского языка и литературы  данная работа получила 1 место.    



Предварительный просмотр:

 Ход урока

Слайд

Вступительное слово учителя:

      -С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Для меня она начинается с улицы,  по которой я бегала в детстве,   с дома , в котором я  родилась и выросла; с моих родителей, с моей семьи.  Ребята, а для вас, что такое Родина? (ответы учащихся)

Слайд

       Итак, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок.  Какова его тема? «С чего начинается родина…»

Мне кажется,  тему нашего урока правильно раскрывают слова  Ушинского: «Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» Н.Рерих

    - С чего же начинается родина для героев фильма Андрея Малюкова «Мы из будущего»? Как они понимают значение слова родина? Что она для них? Когда они по-настоящему поняли, что такое Родина?  И что же это - любить и защищать родину? Именно на эти и другие вопросы мы попытаемся  сегодня найти ответы.

     Итак, мы начинаем.  (Отрывок из фильма)

Слайд

     - что мы узнали  о героях фильма?

     Четверо молодых людей – черные следопыты – ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие.

     -обратите внимание, как они называют друг друга? Есть ли у них имена?

 На доске:

 Борман – Филатов Сергей (Актер- Данила Козловский)

Череп-  Васильев Олег (Актер – Владимир Яглыч)

Чуха – Бероев Виталий (Актер – Дмитрий Волкострелов)

Спирт – Смирнов Андрей (Актер – Андрей Терентьев)

-что обозначают их клички? Кто такой Борман?

Слайд

     Мартин Борман, заместитель Гитлера по нацистской партии, второе лицо в "третьем рейхе". Бесследно исчез из горящего Берлина в ночь на 1 мая 1945 г., когда город штурмовали советские войска. Заочно приговорен на Нюрнбергском процессе к смертной казни.

     Череп- скинхед (Скинхеды - это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией "мужской дружбы".)

 У героев нет имен. Человек без имени – это не человек.

      -Что является их главной жизненной целью? – разбогатеть, деньги. Вспомните, как  они ведут себя в заваленном блиндаже?  Обращают ли внимание на останки солдат? Борман  сразу предупреждает всех: «По карманам не хапай!»

     - Имеет ли для них какое-то значение слово «родина?»

Нет, они об этом просто не думают.

      Но вдруг начинает происходить нечто странное... В найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим воинам Красной армии, вдруг обнаруживаются фотографии самих следопытов. Пытаясь прийти в себя, ребята отправляются купаться в озере и... попадают в 1942 год. В самый разгар тяжелых боев...

Слайд

   -  и тут начинается страшное. Как показано состояние парней, которые впервые попали на передовую? Как они ведут себя?

Слайд

      -как поведет себя человек, когда в первый раз попадает в такую ситуацию, когда могут тебя убить, причем легко?

        Сначала стараешься выбросить это из головы, но не очень получается. Следующая мысль, что приходит в голову, это – надо бежать. И это не получается, тогда уже просто животный страх наваливается, хочется спрятаться, затеряться.  Поэтому поведение героев вполне объяснимо. Тем более они знают, что за озером - другая жизнь, и они здесь случайно.

Но в то же время  один из них,  череп, который имеет  фашистскую свастику на плече, вспоминает о родине. И  один из четырех друзей бросает фразу: «Скинхед наш патриотом заделался».

Слайд

       Единственный  череп не устраивает истерику перед боем, все остальные хотят до наступления решить проблему, из-за которой они оказались в прошлом, и вернуться в свое время.

Слайд

     -почему парни не смогли попасть в наше время?

     Они еще не поняли, что такое родина, как защищают родину. Не прошли еще через все испытания, через которые проходили все защитники родины.

Слайд

     -Какими мы видим наших героев в данном эпизоде? Что меняется в их поведении?

Впервые они решили держаться вместе.  Впервые осознали всю серьезность положения. Впервые присоединяются в ряды защитников родины,  как бы вливаются в их ряды. Меняется их сознание.

     Итак, наступление началось...

Слайд

     - как ведут себя гости из будущего  во время боя,  когда они вынуждены броситься в атаку?

Череп", с диким криком бросающийся вперед, словно в омут, "Чуха", завывающий и бессмысленно мечущийся в паническом ужасе, "Борман", словно в горячечном бреду бормочущий "Давайте, мужики! Ура!.." вперемешку с ругательствами, "Спирт", которого только угроза получить пулю от своих заставила вылезти из окопа.

       -Почему именно во время наступления герои начали называть друг друга именами?

Они стали ближе друг к другу. Если в нашем времени они жили каждый для себя, то сейчас они поняли, что должны держаться друг друга. Обстановка, в какой они оказались, сплотила их. Мы видим постепенный духовный рост наших героев. Ведь Олег Васильев, т.е. череп, сам предлагает Демину взорвать немецкий дот.

Слайд

 Но Васильев и не предполагал, что именно он должен сделать это.

      -Самое страшное на войне - потеря близкого человека. Именно это пришлось испытать Сергею Филатову.  Расскажите  коротко о романе Сергея и санитарки Ниночки.

Но они из разных времен. Даже из разных эпох. И  он знает о судьбе девушки чуть больше, чем нужно.  А она о том, что будет,  не знает ничего.

Слайд

      -«Все боятся, но воевать-то нужно. Сейчас от вас все зависит». Демин приказывает взорвать дот Олегу и Виталию.

Слайд

      -Каких ребят мы видим в этом эпизоде? Похожи ли они на тех гостей из будущего, которые только появились на передовой в разгар самых тяжелых боёв?

Это уже не те парни, это настоящие герои, которые готовы защищать родину. Но это обыкновенные  ребята из нашего времени. Они стали такими, потому что, как говорит Демин, сейчас от них все зависит.

Слайд

       Наверное, такими же простыми, обыкновенными парнями были и те ребята, которым родина приказала идти в бой на земле Афганистана 27 декабря 1979 года.  Выполняя интернациональный долг, сложили головы более 14 тысяч советских солдат, 417 пропали без вести или попали в плен, 55 тысяч получили ранения.  Более 4 тысяч чувашских парней  воевали в Афганистане, из них 113 молодых парней не вернулось в родительский дом, 4 человека пропали без вести. 15 февраля 1989 года вывели советские войска из Афганистана. Но 6 ребят из нашего района не вернулись домой, сложили головы при выполнении интернационального долга.  Их имена навеки останутся с нами

Александров Геннадий Николаевич. Родился 1 января 1960 г., пос. Урмары Урмарского района.. Погиб в бою с мятежниками в провинции Кандагар 26 мая 1980 г. Обеспечивал выход подразделения из окружения. Награжден орденом Красной Звезды.

Демидов Михаил Петрович. Родился 30 сентября 1965 г., с. Мусирмы Урмарского района. Участник 8 боевых операций. Погиб 6 июля 1985 г. При эвакуации раненых из Панджерского ущелья машина М. Демидова попала в засаду. Подорвался на мине при расчистке завала из камней на дороге. Награжден орденом Красной Звезды.

Иванов Юрий Георгиевич. Родился 1 января 1963 г., с Шигали Урмарского района. Погиб при спасении попавших в засаду сослуживцев 1 мая 1983 г. Награжден орденом Красной Звезды.

Линга Александр Николаевич. Родился 4 июня 1966 г., д. Чубаево Урмарского района. Погиб 14 декабря 1986 г. в провинции Нангархар при проведении разведки. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Петров Рудольф Николаевич. Родился 4 января 1966г., д. Старое Янситово Урмарского района. Погиб в бою 7 сентября 1986 г. в «зеленой зоне», провинция Кандагар. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Семенов Юрий Николаевич. Родился 1 июня 1966 г., д. Шихабылово Урмарского района. Погиб 4 июля 1985 г. при выполнении боевой задачи. Награжден орденом Красной Звезды.

     Родина одна на все времена… одна она и для папы Кристины Лариновой, Ларионова Ю.В., участника Афганской войны.

Слайд

(Фильм про Ларионова Ю.В. )

     Юрий Васильевич не рассказывает нам о своих подвигах на войне, рассказывает только о сослуживцах, многие из которых не вернулись живыми с поля боя, но мы знаем, что участник войны удостоен Орден Мужества за боевые заслуги.

Слайд

      1992-2008 годы. Чечня. Таджикистан. Абхазия. Южная Осетия… Нам,  живущим, в это бурное время событий, исторических потрясений, не безразлична тема конфликтов, «горячих точек»…  В антитеррористических операциях по поддержанию конституционного порядка на Северном Кавказе принимали участие более 7 тысяч сынов Чувашии.

      Имена 132 погибших, выполнявших боевые задачи в «горячих» точках,  и двух чувашских парней, отдавших свои жизни, защищая южноосетинский народ от грузинской агрессии, будут навечно записаны в книге памяти. Из чеченской войны не вернулись 4 урмарских парней.

Слайд

Смирнов  Александр Михайлович Родился 28 июня 1977 года в д.Ковали Урмарского района Чувашской Республики. Погиб 6 августа 1996 года.

Иванов Вячеслав Иванович Родился 19 января 1981 года в д.Арабоси Урмарского района Чувашской Республики. Погиб 3 января 2000 года от осколочного проникающего ранения в голову и грудь .

Григорьев Сергей Владимирович  Родился 7 мая 1981 года в п. Урмары Урмарского района Чувашской Республики. Погиб 8 мая 2001 года, подорвавшись на мине.

Иванов Игорь Сергеевич  Родился 27 октября 1982 года в д. Ойкасы Урмарского района Чувашской Республики  Погиб 26 сентября 2002 года. Посмертно награжден  орденом «Мужества».

      Родина одна на все времена…  Она одна для всех и всегда… И ее не выбирают…

Слайд    

 -Что же изменилось в жизни героев? Что они поняли? Поняли ли они, что такое родина?

Застывшее болью лицо Филатова, Олег Васильев, камнем с кровью сдирающий свастику с плеча, радостные всхлипы Андрея, счастливое лицо заново родившегося Виталия говорят нам о том, что все они поняли. Поняли, с чего начинается родина, что такое родина.

     - О чем говорит нам  последний кадр?

Четверо навсегда изменившихся, столько постигнувших и пережитых парней среди современного равнодушного города, напротив группы скинхедов.

   -А вы, ребята, поняли,  что такое Родина?  Как вы относитесь к службе в армии? Готовы ли вы служить Родине? (Ответы детей)

Слайд

(Фильм о Ларионове, о службе в армии)

Слайд

Если бы парни всей земли
миру присягу свою принесли,
вот было б радостно тогда на свете жить. Е.Долматовский

Вывод.

С чего же она начинается, родина? Что это, родина? Родина – это небо, земля, которую надо не только любить и беречь, но и защищать. Родина—это память, потому что забыть историю - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю.

Домашнее задание: сочинение- рассуждение «С чего начинается Родина»?



Предварительный просмотр:

Список литературы

Великая Отечественная война 1941-1945 в фотографиях и кинодокументах .М., «Планета»1987

Великая Отечественная война. Цифры и факты. М., Просвещение 1995

Книга памяти. Живи и помни. Чебоксары 2008

Толматов В.В. Вечно молодые. Урмары 2010

Otzyv-j-filme-my-iz-budushhevo.htm

We from the future film.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"

Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...