Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"
    методическая разработка по литературе по теме

    Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon vasiliy_andreevich_zhukovskiy.ppt432.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. А.С.Пушкин «К портрету Жуковского»

    Слайд 2

    «Весь мир в мою теснился грудь…» Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Задание I . Познакомьтесь с содержанием статьи учебника. Составьте тезисный план. Прочтите тезисы, дополните при необходимости свои записи. Скажите, можно ли назвать Жуковского обыкновенным человеком? Обоснуйте свой ответ. Посмотреть

    Слайд 3

    Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Да, все это один человек! «Весь мир в мою теснился грудь…», - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии. Назад

    Слайд 4

    Примерная запись в тетради: В.А.Жуковский – большой оригинальный поэт, открывший новый век в отечественной литературе. Поэзия Жуковского пронизана высокой человечностью – автор любит человека, сострадает ему в горе, радуется его победам и верит в добрые начала души. Незаконнорожденный сын помещика Бунина – Жуковский считал, что в земных отношениях все зависит не от социальных условий, а от самих людей, от меры их человеколюбия. По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, баллады. Баллады Жуковского: русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург» и др.; античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др. Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству. Назад

    Слайд 5

    Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Каков он? Задание II . Запишите словосочетание «романтический мир» и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах. Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам кажется интересным. Посмотреть

    Слайд 6

    Примерная запись в тетради: яркий, таинственный, особенный, необыкновенный, экзотический, исключительный, необычный, загадочный. Назад

    Слайд 7

    Романтизм – художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

    Слайд 8

    «Поэзия необыкновенного человека – Василия Андреевича Жуковского – открыла русскому читателю необыкновенный мир». Послушайте балладу Жуковского «Лесной царь», попытайтесь проанализировать свои чувства. Вопросы: Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства?

    Слайд 9

    БАЛЛАДА (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Назад

    Слайд 10

    Особенности баллады Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

    Слайд 11

    В чем особенность романтической баллады? Задание III . Прочтите балладу (текст), обсудите в группе проблемный вопрос. Для выполнения задания, используйте карточки. 1 группа – карточка № 1 2 группа – карточка № 2 3 группа – карточка № 3

    Слайд 12

    Карточка № 1 Какую картину рисует поэт? Что вы представляете, читая эти строки? Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь? Какая атмосфера создана в произведении? Изменилась ли картина в последней строфе? Каков финал произведения? Назад

    Слайд 13

    Карточка № 2 Как построена баллада? Кто с кем говорит? Какие чувства испытывает ребенок? Каково отношение Лесного царя к младенцу? Почему отец не видит Лесного царя? Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь? Назад

    Слайд 14

    Карточка № 3 Кто обращается к мальчику? Зачем? Отвечает ли ему мальчик? Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный? Подберите синонимы к слову сказочный. Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? Назад

    Слайд 15

    Что мы выяснили? Диалоги (открытый и скрытый) Реальные и фантастические герои Два мира: реальный и идеальный Острый, напряженный сюжет Трагический финал Сравним с определением: см. здесь

    Слайд 16

    М. Цветаева «Два «Лесных царя»: Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов. Задание IV . Сопоставьте строки из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского и определите различия в содержании двух баллад.

    Слайд 17

    Гёте Жуковский Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает? Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит… Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя… Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?! Мой сын, мой сын, я в точности вижу… Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой – силой возьму Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулит О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы. Узнаешь прекрасных моих дочерей Родимый, лесной царь созвал дочерей! Мне, вижу, кивают из темных ветвей! О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне… Дитя, я пленился твоей красотой, не волей иль волей, а будешь ты мой.

    Слайд 18

    Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Что хотел показать нам Гёте? Что внёс Жуковский в перевод? Запишите свои выводы

    Слайд 19

    Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “ Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.

    Слайд 20

    Домашнее задание: Выучить балладу наизусть Определить размер баллады, схему рифмовки. Прочитать , балладу А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

    На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

    Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

    В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

    Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

    В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

    Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

    Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению....

    Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Времена года в творчестве уральских поэтов"

    Данная разработка подготовлена для проведения урока литературы на региональном материале. В  ней представлен конспект урока, презентация и приложения. Это поможет без затрат времени подготовить и...