Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы на тему

«Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

(9 класс)

Составила: учитель высшей категории русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школы-интерната №117 г.о. Самара Платонова Л. А.

Данная методическая разработка позволяет достаточно полно представить возможности компетентностного подхода к обучению и развития в этом процессе учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Урок можно охарактеризовать как занятие общеметодической направленности с использованием различных технологий: педагогики сотрудничества, проблемного, развивающего обучения.

В процессе урока выясняются основные признаки баллады как одного из направлений романтизма, изучается сама баллада «Светлана» и ее особенности. В ходе урока у учащихся формируются способности к структурированию и систематизации изучаемого материала. В процессе занятия используются такие УУД как практика групповой работы, фронтальная беседа на закрепление изучаемого материала, индивидуальная работа с текстом.

Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению.

Оборудование урока: текст художественного произведения, иллюстрации картин художника Тропинина и Васильева, иллюстрации к балладе Жуковского, видеопроектор, таблица со словарем урока.

«Его стихов пленительная сладость

 пройдет веков завистливую даль…»

А. Пушкин.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка слуха, фонетическая зарядка (тренировка произношения дежурного звука, работа со словарем.

Словарь: Василий Андреевич Жуковский, баллада «Светлана», романтизм, роды и жанры литературы, лиро-эпический жанр, классификация баллад, основные признаки баллады, рефрен.

II. Систематизация ранее полученных знаний (фронтальный опрос). Опрос проводится «за экраном».

        1. Какие роды литературы вы знаете?

        2. Определите  основные признаки каждого рода.

        3. Какие основные жанры каждого рода вы знаете?

        4. Каковы их признаки?

        5. Помните ли вы, что такое лиро-эпический жанр?

III. Изучение нового материала.

Сам термин «баллада» происходит от прованского слова, что означает «танцевальная песня». Возникла баллада в суровые времена средневековья. В преамбуле к изучению нового материала следует, подводя итоги фронтального опроса, отметить, что баллада Жуковского «Светлана» относится именно к лиро-эпическому жанру, об особенностях которого мы будем еще говорить на уроке. Отмечая признаки баллады, мы говорим во- первых, о сюжетности, и не просто о сюжетности, а о таинственности сюжета, для которого характерна фрагментарность, акцентирование на главных ключевых эпизодах, опускание промежуточных звеньев; во-вторых, отмечаем, что диалогичность является неотъемлемой частью баллады, и именно она драматизирует рассказ; в-третьих, необходимо отметить выпуклость, рельефность в изображении характеров; в-четвертых, преобладание фантастических мотивов, которые не носят, как в мифологии, мировоззренческого характера и используются как игровой момент, как поэтический прием, иногда носят характер аллегории; в-пятых,  для баллады характерен прием повторения (рефрен), часто с нарастанием; в-шестых, в балладе ярко выражен лирический момент, чувства, переживания героев порой являются основным содержанием баллады; в-седьмых, автор чаще всего выражает свои чувства к описываемым событиям достаточно ясно.

Тематика баллады – это преобладание трагических сюжетов, связанных с несчастной любовью, кровавой местью, предательством, убийством. Со стороны эмоциональной баллады чаще всего окрашиваются мрачным, меланхолическим или зловещим тоном повествования. Выбор героев самый разнообразный: люди простого звания, горожане, «добрые разбойники» (Робин Гуд), лорды, рыцари и т.д.  Но не только этим характеризуются баллады. Для того, чтобы четко представить их классификацию их разделяют на несколько групп: легендарные, исторические, семейные, любовные, баллады «несчастного случая», разбойничьи, военные, элегические, насильственные, комические. Как и всякая классификация, эта не особенно точна, но вполне может дать представление о разных видах баллады, разнотипности их сюжетов. Естественно, эта классификация может быть отнесена как к народным, так и к авторским балладам.

Мы сегодня на уроке будем говорить об авторской балладе. Вы уже знакомы с такими и помните, что мы в свое время изучали и балладу И. Гетте «Лесной царь», и балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед», и несколько баллад Ф. Шиллера.

Но это все баллады зарубежных авторов. Кстати, переводчиком многих из них является сам В. Жуковский. Вот какова его собственная трактовка роли переводчика: «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник».

Именно В. Жуковский познакомил русского читателя с англо-шотландскими и немецкими народными и авторскими балладами, создаваемыми в духе предромантизма и романтизма. Баллада была столь любима романтиками именно потому, что позволяла отойти от реальности, создавая собственный романтический мир.

А ведь В. Жуковский сам был поэтом-романтиком. И баллада «Светлана» – чисто русская баллада, русского поэта полностью соответствует тем канонам, которые характерны для этого жанра.

Выбирая свою героиню, В. Жуковский отдает дань фольклорным мотивам столь популярным в эпоху романтизма. Он знакомит нас со Светланой в момент крещенских гаданий, когда она и подружки совершают разные ритуалы (причем Жуковский описывает их достаточно подробно).

В этой части урока необходимо непосредственное обращение к тексту, чтение его, а затем толкование отдельных гаданий и рассказ о них.

«Раз в крещенский вечерок…»

Необходимо обращение к тексту и в части прочтения диалога Светланы и подружек, ибо это еще один штрих характеристики жанра.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что мир баллады строится на двух полюсах: добро и зло. Злое начало представлено в балладе пришельцем с того света – призраком-женихом; нагнетанием мрачности атмосферы: черный вран, метель, снег клоками,  заупокойная служба в заброшенном храме, пустынное место с хижиной и гробом с мертвецом в ней, тянущим к Светлане свои кости. Обычно действие в балладах происходит в полночь. Не стало в этом отношении исключением и баллада Жуковского.

Доброе же начало отождествлено с вышними силами и персонифицированы в балладе Жуковского в белом голубке, добром ангеле Светланы, спасающем ее от страшного мертвеца. Следует отметить, что все более и более усугубляя мрачность баллады, нагнетая дьявольское наваждение, разрешает его Жуковский очень необычным способом. У баллады имеющей столь мрачное начало и развитие – счастливый конец. Утром, после пробуждения, Светлану ждет приезд жениха, и завершается баллада столь долго ожидаемой свадьбой.

Необходимо обратить внимание учащихся, что Жуковский в своей балладе использует еще один прием, часто применяемый в данном жанре. Автор (и Жуковский в том числе) как будто смотрит на описываемые им события не извне, абстрагируясь от главных героев, как в эпосе, и не изнутри, что характерно для лирики, я как будто стоя рядом. Авторский взгляд вроде бы точен и ясен для понимания, но в то же время скрыт от читателя. И читатель баллады сам должен решать: верить ему описываемым событиям или нет, быль это или сказка. Именно на этой своеобразной игре во многом построена баллада «Светлана».

Подводя на уроке итог всему, что было сказано, необходимо сделать вывод о том, что баллада «Светлана», строго следуя канонам жанра, является столь своеобразным, талантливым и оригинальным произведением литературы, что после нее немало авторов стали пробовать себя в этой области. Достаточно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов не остались в стороне. У одного это баллады «Песня о вещем Олеге», «Утопленник», у другого «Воздушный корабль» и «Русалка».

Новаторство Жуковского, как поэта проявилось во многом, в том числе и в том, что после него жанр баллады прочно утверждается в русской литературе.

IV. Вопросы на закрепление.

1. Согласно классификации баллад к какому типу относится баллада «Светлана»?

2. Работа с текстом. Найти и прочитать отрывки из баллады, подтверждающие основные признаки жанра (фольклорные мотивы, диалогичность, сюжетность и т.д.).

V. Домашнее задание.

Подготовить к анализу по характерным признакам баллады В. Жуковского «Людмила» и «Эолова арфа».

Литература.

1. И. Фрадкин «Предисловие». В книге «Немецкие баллады», М., 1958 г.

2. А. Гугнин «Постоянство и изменчивость жанра», «О балладе». В книге «Эолова арфа», антология баллады, М., 1989 г.

3. Журналы «Литература в школе» №1, №8. Статьи о балладах «Перчатка» и «Ундина».

4. Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"

Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...