Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
методическая разработка (литература, 6 класс) на тему

Винниченко Людмила Рэмировна

 

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском,      творческом      плане      проблемы,      требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках литературы в 6 классе позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_russkie_poety_o_prirode_6_klass.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение метода проектов на уроках литературы в 6 классе

как средство изучения стихотворений русских поэтов XIX века

о родной природе»

Учитель русского языка и литературы лицея «Серпухов»

город Серпухов Московской области

Винниченко Людмила Рэмировна

           

      Новые педагогические технологии помогают на уроке литературы создать условия для формирования умений анализировать текст, формулировать проблемы, развивать  коммуникативные навыки. Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском,      творческом      плане      проблемы,      требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Вид проекта:

•По количеству участников — индивидуальный

•По содержанию — межпредметный (литература, живопись)

•По месту в учебном плане — текущий (Включен в тематический план по литературе 6 класса 2 часа)

Цели проекта:

•Обеспечить усвоение теоретического материала по теме «Родная природа в стихотворениях русских писателей XIX века»

•Дать начальные навыки анализа стихотворения

•Обучить элементарным методам и приемам научного исследования материала (сбор информации, анализ, )

•Развить навыки индивидуальной самостоятельной работы

                         Сформировать навыки самоанализа и самооценки

•Научить оформлению результатов исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT, EXCEL)

•Развить навыки общения, необходимые для презентации результатов исследования

Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Л.Коровиной и тематическое планирование уроков в 6 классе  предполагают изучение творчества русских поэтов XIX века на 2 уроках.

Урок первый.

Тема: «Метод  проектов как средство  изучения стихотворений русских поэтов XIXвека о родной природе»

Цели и задачи первого урока:

  1. познакомить учащихся с пейзажной лирикой русских поэтов XIX века;
  2. дать учащимся начальные представления об анализе лирического текста;
  3. прививать навыки выразительного чтения лирических текстов;
  4. дать первичное представление о методе проектов;
  5. учить составлять план работы над проектом;
  6. учить детей правильному оформлению научных работ, использованию ИКТ;
  7. прививать любовь к природе родной страны; воспитывать патриотов;
  8. осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;

Ход урока.

  1. Слово учителя. Знакомство учащихся с темой природы в русской литературе.
  2. Ознакомительное чтение по учебнику стихотворений Я.П. Полонского, И.С.Никитина, А.Н.Майкова и А.К.Толстого о природе родного края. Краткие сведения об авторах. Устные ответы на вопросы учебника.
  3. Знакомство учащихся с проектной деятельностью, ее целями и задачами.
  4. Организация  работы по созданию индивидуальных или групповых проектов.

1. Обоснование выбора общей темы проектов «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

2. Составление индивидуальных планов работы над  проектом. Совместная деятельность учащихся под руководством учителя.

План работы над проектом

I этап:  Выбор темы проекта ( Учителем предложены на выбор стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы», И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...», А.Н.Майкова «Осень» и «Пейзаж». Учебник с.292 - 295)

Срок исполнения: 06.02.12-07.02.12

Начальный контроль учителя.

II этап: Планирование индивидуальной самостоятельной работы учащихся (сроки учащиеся устанавливают самостоятельно, осуществляется самоконтрольи контроль учителя)

  1. Внимательное, вдумчивое, выразительное чтение вслух стихотворения несколько раз. Пересказ

Срок исполнения:

Самоконтроль.

  1. Работа над стихотворением по вопросам учебника (с.299-300), черновые записи.

Срок исполнения:

Самоконтроль.

  1. Подбор репродукций картин русских художников или рисунки учащихся к выбранному стихотворению..Оформление работы (листы А4 или слайды презентации по выбору учащихся).

Срок исполнения:

Самоконтроль.

  1. Заучивание выбранного стихотворения наизусть.

Срок исполнения:10.02-13.02.12

Контроль учителя. Оценивание .

   III этап:  Письменное (печатное) оформление проектной работы учащимися ( листы А4 или слайды презентации)

   Срок исполнения:

   IV этап: защита проекта.

   Срок исполнения: 13.02-16.02

   Контроль учителя. Оценивание.

V этап: Самоанализ . Самооценка.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

   

Урок второй

Тема: Защита индивидуальных проектов «Родная природа в творчестве русских писателей XIX века».

Урок контроля.

Цели и задачи урока:

  1. проверить начальные представления учащихся об анализе лирического текста;
  2. проверить умение учащихся самостоятельно планировать и завершать свою деятельность;
  3. совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений о природе;
  4. осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
  5. учить детей правильному оформлению научных работ, использованию ИКТ;
  6. прививать любовь к природе родной страны; воспитывать патриотов;

Ход урока

    I. Выразительное чтение наизусть стихотворенийИ.С.Никитина «Встреча зимы», И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...», А.Н.Майкова «Осень» и «Пейзаж».

    II. Защита индивидуальных проектов учащихся по темам:

  1. «Родная природа в стихотворении И.С.Никитина «Встреча зимы».
  2. «Родная природа в стихотворении И.С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...».
  3. «Родная природа в стихотворении  А.Н.Майкова «Пейзаж».
  4. “Родная природа в стихотворении А.Н.Майкова «Осень».
  1. Подведение итогов. Самоанализ и самооценка работы над проектом.
  2. Оценивание учителем проектов.

Использованная литература

  1. Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Л.Коровиной-М.,Просвещение,2004.
  2. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч.1 /Авт.-сост. В.П. Полухина.-М, Просвещение, 2002.
  3. Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. ЕвстифееваО., Кучменко Н. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53
  4. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. Чечель И.Д. // Директор школы, 1998, №3 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Особенности пейзажной лирики"

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)Цели урока: способствовать осознанию об...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Урок литературы в 5 классе. Война и дети в лирике русских поэтов.

Урок литературы в 5 классеТема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете".  А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»        ...

Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов род...


 

Комментарии