Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
методическая разработка (8 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы обучения, что способствует развитию всех УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_8_rodnaya_priroda.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс:  8          Дата:

Тема урока: Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов.(А. С. Пушкин «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»,А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:  формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: расширение  знаний о пейзажной лирике , о русских поэтах XIX века; обучение выразительному чтению, анализу лирического произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти ,внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание нравственно-этических представлений.

Оборудование :учебник, тетрадь, раздаточный материал

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты: 

Предметные: совершенствование речи  обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.):  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.):  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.):  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап (1-2 мин.)

Приветствует. Мотивирует к обучению.

 Работа с эпиграфом

Любить природу- значит любить Родину

                                                 М.Пришвин

Слушают учителя.

Формулируют цели обучения.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание (2 мин.)

Организует беседу по постановке целей урока

- Опираясь на тему урока, определите цели нашей работы. О какой лирике мы будем говорить?(Пейзажной) Какой теме будут посвящены стихи?( Природы)Какова идея этих произведений?(Любовь к Родине)

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.:  представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний (5  мин.)

Помогает в формулировании целей обучения.

1)Организует беседу:

- Что такое пейзаж?(Изображение природы в худ произведении)

- Что важно передать в пейзажных зарисовках?(Чувства)

Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового (13 мин.)

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

  1. Слово учителя

 Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли,  связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

В русской природе привлекала поэтов 

милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

.

.

- Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре –улетела.

2. Исследовательская работа в группах

1 группа – стихотворения А.Пушкина, М. Лермонтова

2 группа – стихотворение Ф. Тютчева

3 группа – стихотворение А. Фета

4 группа – стихотворение А. Майкова

План работы в группе:

1.Расскажите о поэте(Приложение).

2. Выразительно прочитайте стихотворение(я).

3. Проанализируйте стихотворение:

- Определите тему стихотворения

-Каково настроение лирического героя

- Определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.

-Укажите размер стиха

-Определите идею( главную мысль) стихотворения

Слушают, делают записи основных тезисов

Выполняют физкультминутку.

Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап самостоятельной работы (10 мин.)

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

- Представление работы в группах.

Защищают проделанную работу.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.)

Предлагает задания на применение  способов  действий,  вызвавших  затруднения, повторение  и  закрепление  ранее  изученного  и  подготовку  к  изучению следующих разделов курса.

Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание):

-  Р.р. Творческая работа «Мое любимое время года глазами поэтов» (5-10 предложений).

-Почему многие поэты обращались к теме природы? (Природа неразрывно связана с жизнью человека. Восприятие природы поэтом всегда согласуется с его настроением.)

-Какой изображают природу поэты (Поэты передают красоту природы и многообразие окружающего мира.)

-Что значит для поэтов чувство любви к природе? ( Любовь к природе перерастает в чувство любви к Родине.)

- Таким образом, мы увидели, что поэтов объединяет способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от равнодушного взгляда. Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии.

Выполняют задания по выбору.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии (3 мин.)

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

Предлагает задание «Неоконченное предложение»

- Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя ….

Задает д/з: наизусть стихотворение, прочитать рассказ Чехова «О любви»

Фиксируют  степень  соответствия  поставленной  цели  и  результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов  и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.


Приложение

Аполлон Николаевич Майков

В 1850-х годах Майков стал ближе к патриотическому лагерю. В частности, он общался с редакцией журнала «Москвитянин». В 1852 году Аполлон Николаевич получил должность цензора в Комитете цензуры иностранной (с 1894 года – Центральный комитет цензуры иностранной), где прослужил более сорока лет. В 1850-70-е годы Майков писал стихи, активно занимался переводами. Особенно высоко ценится его перевод в поэтической форме «Слова о полку Игореве (1870). Над ним он работал около четырех лет. Кроме того, Аполлон Николаевич переводил Гете, Гейне, Мицкевича.Майков скончался 8 (20 – по новому стилю) марта 1897 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурга.Дебютный поэтический сборник Майкова увидел свет в 1842 году. Книга удостоилась положительной оценки Белинского. По мнению критика, многие стихотворения «обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем». В сборнике отразился интерес Майкова к Древней Греции и Древнему Риму. Фактически Аполлон Николаевич выступил в качестве продолжателя традиций антологической поэзии Гнедича и Батюшкова.Важную роль в творчестве Майкова играет сборник «Очерки Рима», вдохновленный путешествием по Европе в 1842-1844 годах и опубликованный в 1847 году. По сравнению с дебютной книгой здесь существенно расширен круг тем. Среди них: тема сравнения «двух Римов» - древнего и современного. Кроме того, в «Очерках Рима» стала разнообразнее лексика. Изменения коснулись и интонационной системы. Уравновешенный элегический стих соседствует с лирическими эмоциональными, а также приподнятыми ораторскими интонациями. Порой они сменяют друг друга в одном стихотворении. Поэт стал противопоставлять себя нигилистам и либералам, встав на сторону «чистого искусства».В творчестве Майкова часто встречается историческая тема. Например, русской истории посвящены стихотворения «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного». Древнеримской – драматические поэмы «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира». Кстати, последняя получила Пушкинскую премию в 1882 году.Высоко ценится пейзажная лирика Майкова, особенно та, которая посвящена русской природе. В этих стихотворениях есть задушевность, напевность, акварельная тонкость красок.После 1880 года Аполлон Николаевич мало писал нового. В основном он сосредоточился на правке собственных произведений, чтобы подготовить их для собрания сочинений

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841) - потомок шотландского рода, основанного поэтом и пророком Лермонтом, родился в Москве. Воспитывала его суровая бабушка, которая считала виновником смерти матери будущего поэта его отца и не разрешала им видеться. В возрасте десяти лет первый раз влюбился, что оставило в душе поэта след на всю жизнь.
Учился Лермонтов в Московском университете, а до этого в частном пансионе, где начал писать «Демона». Неудачная любовь послужила толчком к «ивановскому» циклу стихов. Получение образования также столкнулось с трудностями. Из-за неприятной истории студент Лермонтов покинул университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Стихотворение «На смерть поэта» -своеобразный некролог А.С. Пушкину, стал причиной ареста и ссылки на Кавказ, где шла война с Шамилем. Пребывание в ссылке во многом изменило поэта. Лермонтов пишет «Мцыри», произведения кавказского цикла и возвращается уже известным литератором. Его печатают в популярных журналах. Конфликт с сыном французского посла привел к дуэли, из-за которой Лермонтов снова направляет в действующую армию на Кавказ. О причинах ссоры существуют различные мнения, но тяжелый характер поэта сыграл не последнюю роль. В боях с горцами «Мишель», как называли его друзья, проявил изрядную храбрость. Но военная карьера не привлекает его. К 1840 году созданы «Бородино», «Парус», «Ангел», многие другие произведения. Закончен «Герой нашего времени», где в Печорине современники увидели самого Лермонтова. Поэт планирует выйти в отставку.Однако планам не суждено было осуществиться. Отставной майор Мартынов, который без особого повода стал объектом насмешек желчного «Мишеля» был им спровоцирован на дуэль. Она состоялась в Пятигорске, и 27 июля 1841 года Лермонтов был убит.Император Николай Павлович на смерть Лермонтова сказал, что «тот, кто мог заменить Пушкина погиб».

Фет Афанасий Афанасьевич (1820 -1892). Фету принадлежит одно из самых почетных мест в ряду литераторов воспевших русскую природу. Его стихотворения передают тонкие образы, напевную лирику отчих просторов и пронзительную романтику чувств.Фет родился в семье богатого помещика , мать- немка, в усадьбе Новосёлки. К пятнадцати годам был отдан в частный пансионат и через три года поступил в Московский университет. Учась на словесном факультете, стал пробовать себя на литературном поприще. В 1840 году был издан его сборник «Лирический пантеон», порадовавший читателей искренностью и чистотой. Вторая книга поэта вышла лишь через десять лет, и была омрачена смертью его любимой – Марии Лазич. В это время Афанасий Афанасиевич находился на военной службе. Ему необходимо было вернуть себе дворянство, которого он был лишен из-за особенностей российской юриспруденции. Будучи переведен в Лейб-гвардию, поэт имеет возможность общаться с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым.Иван Тургенев редактирует третий стихотворный сборник Фета, вышедший в 1856 году. В него было включено около ста произведений; как старых, так и новых. Это издание было высоко оценено и читателями и критиками.В 1856 году Афанасий Фет женился и на следующий год вышел в отставку. Он приобретает обширное поместье, где становится успешным землевладельцем. Его стихи, из ранее изданных отдельными книгами и напечатанные в ведущих отечественных журналах, выходят в двухтомнике 1863 года. После отставки Фет успешно ведет помещичье хозяйство, ревностно оберегая старый уклад. Ему возвращают дворянскую фамилию – Шеншин и привилегии. Публикуются выпуски его сборника «Вечерние огни» и книга воспоминаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"

ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...