Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
материал по литературе

Сорокина Светлана Владимировна

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_poeziya_nemyslima_bez_odnoy_iz_glavnyh_ee_tem.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

       Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем – темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности.  Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа.  Поэзия родной природы – это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания.

      Федор Иванович Тютчев  сложился как поэт в конце 20—начале 30-х годов. В 1854 году появился первый сборник стихов Тютчева. Такие шедевры из этого сборника, как «Я встретил вас...», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер», «Тихо в озере струится...», «Как хорошо ты, о море ночное...» и другие, вошли в золотой фонд русской лирики.

      Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространённых  в лирике поэта. Пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в произведениях Тютчева  «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других.

     В некоторых стихотворениях поэт просто любуется природной красотой, в других пытается осознать непостижимую сложность мироздания. Очень чётко прослеживается в поэзии Тютчева  отношение к природе: поэта удивляет, поражает двойственность происходящих в природе явлений…

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. 

     Но не всё так однозначно! Лес этот оживляет снежная бахрома, его онемелость – на самом деле не смерть, а сон. Чародейка зима делает уснувший мир прекрасным. Нет печали в этом стихотворении, есть восторг и восхищение зимней сказкой. Зима для Тютчева – это не умирание, а обновление. Природа обновляется после осенней поры, дождливую осень сменяет зима с её лёгким пуховым покрывалом…

      На протяжении всего творческого пути  весна для Фёдора Ивановича Тютчева была сопоставима с особой жизненной силой, дарующей человеку непреодолимое облегчение и желание жить. Несколько стихотворений, посвящённых этому времени года, были написаны поэтом в период с 1820 по 1830 год.

      Писатель и поэт Иван Яковлевич Франко, прочитав стихи Тютчева, описывающие весеннюю пору, смело заявлял, что это вершина мировой литературы. Множество великих поэтов и критиков восхищались умением этого лирического автора  философски выражать свои мысли и чувства к замечательному времени года, проникнутому первыми тёплыми лучами и пением перелётных птиц, спешивших вернуться на родные земли с живописными пейзажами и ароматным свежим воздухом.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

      Весна в стихотворении Тютчева имеет непрерывную связь с любовью, и это прекрасное слово просматривается в поэтическом творении автора несколько раз,  а в самом сюжете чётко улавливается очевидный смысл – весна, любовь, радость, гармония и молодость…

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

      Но и весна с её бурными потоками, с послегрозовой свежестью должна уступить свое место лету. Цветение, знойная тягучесть и лёгкость летних вечеров приходит на смену весне. Юная дерзость уступает место летней томности.

     В стихотворении «Летний вечер», написанном Тютчевым в 1866 году, чётко просматривается восхищение автора сменой времён года, его личные переживания и сконцентрированное внимание на её настроении и неуловимых моментах. К этому периоду поэт уже пережил личную жизненную трагедию, связанную с потерей любимой женщины, что дало ему возможность понять простую истину о быстротечности человеческой жизни. Эти созерцаемые чувства эмоционально отражаются в смысловом содержании стихотворения, где автор словно наслаждается каждым мгновением жизни, стараясь не упустить что-то важное и значимое в этом мире.

      Стихотворение наполнено романтическими чувствами. «Летний вечер» идеально раскрыл перед читателем новые грани таланта лирического автора. Здесь присутствуют удивительные образы, характерные символы и величественный романтизм. Тютчев мастерски отождествляет природные явления с живым существом, умеющим преображаться и дышать, мыслить и проявлять эмоции. В каждой строке данного произведения присутствуют образы природы, представленные в неизменной последовательности. Автору удалось великолепно подчеркнуть истинную значимость и красоту русской природы, показать умиротворение и другие благоприятные эмоции.

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течёт меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

     А затем придёт осень, и это тоже будет моментом обновления. Об осени поэт напишет вот эти пронзительно-прекрасные строчки:

Осенней позднею порою

Люблю я царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят,

И белокрылые виденья

На тусклом озера стекле

В какой-то неге онеменья

Коснеют в этой полумгле...

     Природа у Тютчева – это живой организм:

Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

       Природа находится в бесконечном обновлении. Это восхищает поэта и заставляет во взгляде на смену времён года ощутить шаги вечности.

      Чувство слитности с природой характерно и для такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет.  Его творчество  пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний. 

     Благодаря дарованию поэта, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и  динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом – бессонная ночь. Так бывает только весной!

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,

 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,

 Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,

 Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

 Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

      В стихотворениях о весне как нельзя более явно прослеживается неразрывная связь между природой и человеком. Практически все стихотворения, которые, казалось бы, написаны о природе, рассказывают и о любовных переживаниях. Фет часто раскрывает душу лирического героя через образы природы, поэтому можно говорить о символизме его стихов.

Афанасий Фет, воспевая красоту природы, показал и красоту душ человеческих. Его стихи, искренние, глубокие, чувственные до сих пор находят отклик в сердцах читателей.

Звучит романс «На заре ты её не буди…»

   

        К образам природы А. А. Фет обращался многократно на протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через «магический кристалл» человеческого восприятия.

     Но в центре внимания поэта оказываются не только рощи, деревья, цветы, поля; поэтический мир Фета, как и реальный мир, населен живыми существами, повадки которых наглядно описывает поэт. Вот проворная рыбка скользит у самой поверхности воды, и ее «голубоватая спина» отливает серебром; в зимний мороз в доме «кот поет, глаза прищуря». Особенно часто в лирике Фета упоминаются птицы: журавли, ласточки, грачи, воробей и просто птичка, укрывшаяся в своем гнезде от непогоды:

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

      Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:

Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

     Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года.

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Осенняя роза»  описана поздняя осень.  Осень - время покоя, время ухода и прощания, время размышлений. Она наполнена пустотой. Складывается впечатление, что за пределами осени нет ничего,  кроме вечности. Но в тоже время радует то, что единственная роза не хочет отпускать тёплое время года, поэтому "веет весною».  Поэт утверждает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

     Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У него  преобладает в стихах сияющая зима, в блеске  солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, в серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

     Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью.

     Радостен мир природы и в стихах Аполлона Николаевича Майкова .  Его поэзии были свойственны гармоничность и светлое мироощущение. Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное объяснение.

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

        В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню. Пейзаж, открывшийся взгляду Майкова, вряд ли можно назвать примечательным. Обычное поле, обласканное солнечными лучами, вряд ли смогло бы привлечь внимание кого-то другого. Но поэт увидел в этой умиротворенной картине нечто возвышенное и божественное. Это ощущение безграничного счастья и свободы подкреплено пением жаворонков, которым «голубые бездны полны». Поэт не видит птиц, но слышит их восхитительное щебетание, которое придает тривиальному летнему пейзажу особую красоту и дерзость. Автор мысленно переносится в обычный мир и тут же находит удивительно точное сравнение своим ощущениям.

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…

Не видать певцов за светом…

Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом…

И откуда раздаются

Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу,

Улыбаясь, обращаю.

     У автора душа настоящего художника, ведь в стихотворении «Пейзаж» он описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть.

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь - и нет конца пути...

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист;-

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Идешь, как будто по водам,-

Нога шумит... а ухо внемлет,

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят...

Уж солнца луч ложится косо...

Вдали проглянула река...

На тряской мельнице колеса

Уже шумят издалека...

Вот на дорогу выезжает

Тяжелый воз - то промелькнет

На солнце вдруг, то в тень уйдет...

И криком кляче помогает

Старик, а на возу - дитя,

И деда страхом тешит внучка;

А, хвост пушистый опустя,

Вкруг с лаем суетится жучка,

И звонко в сумраке лесном

Веселый лай идет кругом.

     Вместе с поэтом мы как бы совершаем путешествие по лесу. Рассматриваем всё его глазами, слышим всё его ушами. Мы, читатели, становимся не сторонними наблюдателями пейзажа, а его участниками. И это благодаря тому, что автор очень любит то, что описывает. Он передает нам свои ощущения, свой душевный настрой. Он рисует картину своими поэтическими красками. И ему это удалось. Пейзаж приятен для глаз и для нашей души.

    Символически звучат  строки другого стихотворения:

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

"Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Все весною пахнет!"

       В этом стихотворении -  выражение своей поэтической программы, основанной на  радостном ощущении бытия.  Майков видел свое место среди тех поэтов, которые провозглашали целью искусства погружение человека в светлый мир радости.

      Алексей Николаевич Плещеев – русский поэт,  творчество которого - это  выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству.

      Немало стихотворений о весне создано  поэтами, но самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

      Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

 

      Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

     В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворение «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней.  Свой отклик находят здесь и чувства взрослых: наступает время новых надежд, возрождения жизни после долгой студеной зимы.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

      Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех  стихах  Алексея Николаевича  светлое, оптимистическое звучание.

      Иван Саввич Никитин  – поэт, который в своих ранних стихах  создает целостный, романтически обобщенный образ живой природы. Поэт любит изображать ее в движении, в переходных состояниях: расцвет или наступление вечера, смена времен года. Именно в природе ощущает поэт зримое присутствие благодатных сил. В стихотворении «Поле»  она изображается как материнское, дающее жизнь существо. Человек — дитя природы, ее беспокойный младенец: чем ближе он к матери-природе, тем совершеннее и свободнее.

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним;

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело во ржи золотистой шумит.

Один я... И сердцу и думам свобода...

Здесь мать моя, друг и наставник - природа.

И кажется жизнь мне светлей впереди,

Когда к своей мощной, широкой груди

Она, как младенца, меня допускает

И часть своей силы мне в душу вливает.

       Стихотворение «Встреча зимы» Никитин написал  в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.

      Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Пейзаж у Никитина в этом стихотворении физически осязаем, он создается живыми, сочными мазками, а не призрачными полутонами, его легко перенести на холст живописца.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, —

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

       Автор всецело полагается здесь на поэтичность самой пейзажной картины и не прибегает к каким-либо изощренным изобразительным приемам. Удивительно, как сумел поэт столь вдохновенно написать это стихотворение. Для него пейзажная лирика - нечто гораздо большее, чем просто поэтическая традиция. Никитин не раз называл природу своим другом и наставником.

      Стихотворения о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким. Однако о чём бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, о крестьянском труде, - они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к Родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Интегрированный урок "В ней есть душа, в ней есть свобода" (родная природа в музыке, живописи, литературе)

Данный урок  объединяет такие предметы как ИЗО, музыка, литература, русский язык...

Литературный вечер в 6 классе. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

Литературный вечер в 6 классе. Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Презентация "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Групповая работа-одно из успешный условий развития различных навыков для современного ученика. Мини-проект посвящен анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова "Осень"...