Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Особенности пейзажной лирики"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Черных Алена Юрьевна

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)

Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»

(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)

Цели урока: способствовать осознанию обучающимися особенностей пейзажной лирики.

Задачи:

·         развивать умения  работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворение; 

·         развивать умение видеть  авторское мастерство в создании пейзажа;

·         развивать интерес к чтению;

·         воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;  

·         воспитывать любовь к природе, любовь к Родине; 

·         развивать единое читательское пространство на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;

·         развивать коммуникативные навыки;

·         развивать у обучающихся чувство прекрасного.

Планируемые результаты:                                                                                     

Предметные:

определять тему и главную мысль произведения,

определять  языковые средства, используемые автором в произведении;      совершенствовать речь  учащихся;

 отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация. 

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор,

 раздаточный материал. Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_v_6_klasse.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)

Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»

(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)

Цели урока: способствовать осознанию обучающимися особенностей пейзажной лирики.

Задачи:

  • развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворение;  
  • развивать умение видеть  авторское мастерство в создании пейзажа;
  • развивать интерес к чтению;
  • воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;  
  • воспитывать любовь к природе, любовь к Родине;  
  • развивать единое читательское пространство на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
  • развивать коммуникативные навыки
  • развивать у учащихся чувство прекрасного,

Планируемые результаты:                                                                                     

Предметные:

определять тему и главную мысль произведения;                                      определять  языковые средства, используемые автором в произведении;      совершенствовать речь  учащихся;

 отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация. 

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал. Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.


Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг.момент

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте посмотрим, всё ли готово к уроку?

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

I. Вызов

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами репродукция картины И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем». Какие чувства она у вас вызывает?

Чему посвящена?

Родной природе посвящали свои произведения поэты, писатели. Художники создавали неповторимые картины, рисуя красивейшие пейзажи.  Один  из шедевров  на экране.

Давайте представим себя в роли поэта и попробуем создать начало лирического произведения. Задание творческого характера называется «я начну, а ты продолжи»

Солнце сосны освещало

И за тучу забежало.

(………………гроза

……………….пора!)

Получилось?

Наверное, трудно создавать такие произведения. Что должен уметь человек, решивший описать красоту природы?

А еще обязательно такой человек должен любить родную природу, чтобы сказать о ней вот так!  

Ответы

Картина посвящается родной природе.

Пытаются создать строфу.

Чтение строфы.

Видеть и слышать окружающий мир

Слушают запись из фонохрестоматии стихотворения А. Майкова «Пейзаж»

Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося.

1. Актуализация

Организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий.

Повторение изученных ранее средств выразительности.

Ребята, стихотворение, которое вы прослушали, называется «Пейзаж». А что это такое?

Давайте уточним определение. Какие источники информации помогут нам в этом?

Посмотрите на слайд. На нем информация из словаря литературоведческих терминов.

ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении.

Посмотрите на следующий слайд. На нем – названия стихотворений, изученных в начальной школе. (примечание для учителя: стихотворения о природе)

Сформулируйте, что объединяет эти произведения?

Вспомните самые, на ваш взгляд, красивые, особенные  строки из этих стихотворений.

Ребята, среди ваших ответов прозвучали известные вам средства выразительности. Какие?

Дают определение, открытое в начальной школе.

Учебник, справочники…

Они все о природе.

Ответы

Эпитеты, олицетворения.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, стремление к совершенствованию своих способностей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации умственных сил и энергии.

2. Постановка цели, проблемного вопроса.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

Итак, на основании всего, что прозвучало, выскажите предположение, что будет являться предметом разговора на уроке?

Давайте определим, на какой вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего урока?

Выскажите предположения об особенностях пейзажной лирики?

А как определить особенность пейзажной лирики? Попробуем выстроить путь достижения результатов.

Чтобы иметь возможность оценить наш труд,  давайте заполним «Бортовой журнал», таблицу, которая покажет нам в конце урока, выполнили ли мы задачу.

В первой колонке запишите, пожалуйста, что вы знаете об особенностях стихотворений о природе.

Во 2 колонке поставьте перед собой личную цель (что вы хотите узнать на уроке, что открыть для себя?)

3-4 колонку вы заполняете, как обычно, в ходе урока, а последнюю  вы оформите  в конце занятия.

Знаю по теме урока

Хочу узнать

Ключевые понятия урока (заполняется в процессе учебной деятельности)

Толкование понятий

(заполняется в процессе учебной деятельности)

Узнал на уроке

Ответы

(стихотворения о природе)

Формулируют вопрос (например: в чем особенность пейзажной лирики?)

Гипотезы

Анализ стихотворений, определение средств выразительности, выявление авторской позиции.

Заполнение 2-х колонок бортового журнала  

Личностные: смыслообразование,  сформированность внутренней позиции обучающегося.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:  прогнозирование, оценка.

II. Стадия осмысления.

Реализация плана.

Приём - «Мозговой штурм»

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Для выяснения особенностей пейзажной лирики  я предлагаю исследовать мир стихотворения Якова Петровича Полонского «По горам две хмурых тучи…»

Попробуйте предположить по названию, о чем стихотворение.

Чтение стихотворения учителем (либо прослушивание материала из фонохрестоматии)

Ребята, какая картина предстала перед вами после чтения?

Какое явление природы изображено?

Какие слова рисуют   картину природы?

Какой художественный прием помогает зримо представить грозу, понять, что поэт одушевляет природу?

Я напоминаю вам, что во время работы вы оформляете  3-4 колонки бортового журнала.

Предполагают

Слушают.

Высокие горы, поросшие лесом, среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, гремит гром, сверкает молния.

Гроза

Эпитеты (примеры)

Олицетворение.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физминутка

Снятие физического и психологического напряжения

Видео-зарядка

Активно работают.

Стадия осмысления.

Реализация плана.

Приём - «Мозговой штурм»

Ребята, словами какой части речи можно было бы описать нашу зарядку?

В стихотворении, которое мы исследуем, тоже есть глаголы. Определите их роль.

Глаголы важны только для того, чтобы представить картину природы?  

Какой образ лирического героя создают глаголы?

Как называется герой стихотворения?

Вспомните. Какую роль играет лирический герой в стихотворении.

Ребята. Можно ли предположить,  что в стихотворении показана связь мира природы с  душевным миром человека?

Сделайте вывод об общем настроении стихотворении.

Подведите итог нашим наблюдениям. В чем особенность изображения природы в этом стихотворении.

Глаголами.

Глаголы помогают создать динамичную картину.

Ответы (помогают представить героя стихотворения)

Лирический герой.

Помогает понять чувства автора.

Мы ощущаем тревогу лирического героя, и помогает в этом пейзаж.

Ответы (в стихотворении с помощью средств выразительности (примеры) показана природа. Она является средством передачи чувств лирического героя)

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

6. Включение в систему знаний.

Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Ребята, посмотрите в свой бортовой журнал.

Озвучьте, пожалуйста,  собранную в нём информацию.  

Ребята, посмотрите, вы поэтапно оформляли записи. Попробуйте предположить, какую общую информацию они дают.

Могут ли они стать основой анализа другого стихотворения?

А сейчас я предлагаю вам на этой основе  выяснить особенности стихотворения другого автора - Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…». Работаем в группах.

Представление результатов работы.

Тема, средства выразительности, композиция, лирический герой…

Давайте вернемся к вопросу урока. Как вы думаете, ответили ли мы на него?

 Выполнили ли мы задачи урока?

Ответы

Читают

Помогают увидеть особенности пейзажной лирики.

Да.

Работа в группах 5-7 минут.

Мы выяснили особенности пейзажной лирики…

Ответы

Личностные: формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

III. Рефлексия

 

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

Приём «6 шляп» (на уроке используются возможности 4 «шляп»)

Учитель: В качестве послесловия мне бы хотелось предложить вам рефлексивное задание, которое поможет вам выразить мысли. А для этого я предлагаю вам  волшебные шляпы мышления. 

«Шляпы» предлагаю в зависимости от особенностей развития полушарий головного мозга обучающимся. (право-левополушарность)

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного вы открыли, знакомясь с произведениями пожтов?

 «Красная шляпа» (эмоции): Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Может, кто-то из вас открыл в себе дар поэта?

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научились вы на уроке?

.

Участвуют в рефлексивной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: формирование самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Домашнее задание

Предложить на выбор использовать полученные на уроке знания.

Дома я предлагаю вам на выбор 2 задания:

1 – выучить наизусть одно из стихотворений.

2 – создать своё стихотворение, отразив красоту родной природы.

Личностные умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».

laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...