Методическая разработка урока литературы " Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Огулькова Светлана Ивановна

Разработка плана-конспекта по литературе 6 класс по творчеству Ф.И.Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 2

                                     ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                   Пейзажная лирика  Ф.И.Тютчева

                                            (Тема урока)

ФИО

Огулькова Светлана Ивановна

Место работы

МКОУ «Садовская СОШ №1», Сарпинский район

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

6 класс

Тема

«Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева»

Мультимедийная  презентация PowerPoint – 10 слайдов

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Пейзажная лирика  Ф.И.Тютчева

Цели: познакомить с творчеством Ф.И.Тютчева, развивать умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся, научить составлять синквейн, воспитывать любовь к природе.

                                                                                Эпиграф: Чувство природы в нём

необыкновенно полно, живо и верно.

И.С.Тургенев.

                                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

- Что такое лирика? Какие лирические жанры вы знаете? Чем поэзия отличается от прозы? Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку? (аудиозапись №1)

- Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

- О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

  1. Определение  темы и целей  урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

- Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с личностью поэта Ф.И.Тютчева, с его произведениями, будем учиться анализировать стихотворение, научимся составлять синквейн. Я очень надеюсь, что мы поработаем хорошо и выполним всё, что наметили.

  • Работа с эпиграфом к уроку.

- Как вы понимаете слова русского писателя и поэта 19 века И.С.Тургенева, служащие эпиграфом к нашему уроку.

  1. Сведения о жизни поэта.

- Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных ранее стихотворений.

1 слайд. «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора./ Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

2 слайд. «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит./ И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

3 слайд. «Зима недаром злится…» (прошла её пора./ Весна в окно стучится и гонит со двора)

4 слайд. «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят.)

5 слайд. «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.)

 - Кто автор этих стихотворений? (Фёдор Иванович Тютчев)

- Правильно, это русский поэт 19 века Ф.И.Тютчев.

6 слайд.

Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному поэту любовь к поэзии. 22 года   пришлось Ф.И.Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда А.С.Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник». Стихи Ф.И.Тютчева о Родине, о любви, и, конечно же, о природе.

  1. Словарная работа.

7 слайд.

- Как вы понимаете значение слов: нива, окаймить, смятение, сияние?

(Нива – обработанное поле, пашня, посевы.

Окаймить – очертить.

Смятение  -  смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние.

Сияние – яркий блеск, лучистый свет, радость.)

  1. Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849 году.

8 слайд.(Текст стихотворения «Неохотно и несмело»)

  1. Работа по тексту.

- Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?

- А вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу?

- Что вы чувствовали?

- Давайте представим, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния. (аудиозапись №2 )

- Какие возникают желания в такие моменты?

- А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы? (как в прямом, так и в переносном смысле)

(Гроза – что-то страшное, грозное. Гроза- кто-то грозный, устрашающий)

- На сколько строф делится стихотворение? (Пять)

- Какие эпитеты использовал поэт?

- Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении олицетворение. (Солнце смотрит, неохотно и несмело, земля принахмурилась.)

- Для чего автор использовал олицетворение?

- Прочитайте стихотворение выразительно, обращая внимание на знаки препинания.

9 слайд.

- Перечитайте ещё раз текст и скажите, правы ли критики, говоря, что: « Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

- Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись.

1 ряд. Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)

II ряд. Что увидели. (“солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли громовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце аз ещё взглянуло», «смятенная земля»)

III ряд. Что почувствовали. («ветра теплого порывы», «чаще капли дождевые”, «дождь порой»).

- Так правы критики или нет?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ – настроение лирического героя.

- Благодаря чему победа весны очевидна?  (Благодаря весенней грозе.)

- Страшной ли оказалась гроза в стихотворении?  ( Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни.  Природа в этом стихотворении живёт сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира.)

- Какой образ оказался главным в стихотворении? (Образ грозы).

- Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к образу грозы, выражая свой восторг и восхищение.

- Как вы думаете, каков основной приём пейзажной лирики Ф.И.Тютчева? (Основной приём пейзажной лирики Ф.И.Тютчева – изображение природы через восприятия человека.)

10 слайд. Тюльпаны.

- А это наши калмыцкие степи. Гроза – нечастое явление в Калмыкии, но её очистительная сила неоспорима. Наша степь после дождя расцветает и благоухает.

   8. Составление синквейна.

- А теперь я предлагаю вам составить синквейн со словами гроза и солнце.

- Что такое синквейн?

- Это пятистишье, в котором 1 строка – существительное.

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола,

4 строка – фраза из 4 слов,

5 строка – синоним существительного.

Получается так, что первая и последняя строка связаны между собой по определённому смыслу.

ГРОЗА

Лютая, грозная

Грохочет, бушует, пугает

Весеннее явление природы.

Ненастье.

СОЛНЦЕ

Тёплое, ласковое

Светит, греет, ласкает

Светящееся небесное тело.

Свет.

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева по выбору.

  1. Подведение итогов урока.

- В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением иы завершаем урок? На ваших партах лежат тучки и солнышки. Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению, и прикрепите её на доску.

-  Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Особенности пейзажной лирики"

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)Цели урока: способствовать осознанию об...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....